ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1291/2018 от 22.05.2018 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 22 мая 2018 года

Дело № 2-1291/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 17 мая 2018 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием истца – ФИО1, представителя истца – ФИО2, представителя ответчика – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым об отмене приказа и изменении формулировки основания увольнения,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском об отмене приказа от 20.02.2018 года об его увольнении; возложении на Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым обязанности изменить формулировку основания его увольнения с п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года № 79-ФЗ на увольнение по собственному желанию (ст. 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 года № 79-ФЗ) путем внесения соответствующей записи в трудовую книжку.

Исковые требования мотивированы тем с 03 июля 2017 года он работал в должности заместителя начальника Отдела – заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по гор. Ялте УФССП России по Республике Крым. 09 февраля 2018 года им было подано заявление об увольнении по собственному желанию, на основании которого приказом УФССП по Республике Крым от 12 февраля 2018 года с ним был прекращен служебный контракт и с 22.02.2018 года он был уволен с федеральной государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего. Вместе с тем, при получении трудовой книжки выяснилось, что он уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с утратой доверия к гражданскому служащему вследствие несоблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, установленных в целях предотвращения коррупции, на основании приказа от 20.02.2018 года. Считает указанный приказ незаконным, поскольку им было подано заявление о расторжении служебного контракта по собственной инициативе, данное заявление было принято работодателем, издан соответствующий приказ, после вынесения которого ответчик не имел права самостоятельно менять основания увольнения, то есть дважды увольнять его с занимаемой должности.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск.

Представитель ответчика исковые требования не признал. Возражения мотивировал тем, что после вынесения приказа УФССП России по Республике Крым от 12.02.2018 года об увольнении ФИО1 по инициативе гражданского служащего, приказом УФССП по Республике Крым от 15.02.2018 года была инициирована в отношении него служебная проверка по соблюдению требований к служебному поведению федерального государственного гражданского служащего. С указанным приказом ФИО1 был ознакомлен 19.02.2018 года. В ходе проведения проверки у ФИО1 были отобраны письменные объяснения и по результатам заседания Комиссии УФССП России по Республике Крым по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от 19.02.2018 года, комиссией рекомендовано руководителю УФССП России по Республике Крым применить к ФИО1 взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия. В связи с выявлением обстоятельств, свидетельствующих о допущении ФИО1 в ходе исполнения им своих служебных обязанностей конфликта интересов, что привело к утрате доверия к нему со стороны работодателя, приказ об увольнении государственного служащего по собственному желанию был отменен и принято решение о его увольнении по иному основанию. Полагает, что в данном случае работодатель правомерно реализовал свое право на увольнение работника, поскольку на момент издания 20.02.2018 года обжалуемого приказа трудовые отношения с ФИО1 еще не были прекращены.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым от 03 июля 2017 года ФИО1 был назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по гор. Ялте УФССП по Республике Крым с испытательным сроком – 1 месяц.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является в том числе расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (п. 3 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона).

Судом установлено, что 09 февраля 2018 года ФИО1 в отдел государственной службы и кадров было подано заявление об освобождении от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего.

Приказом руководителя УФССП России по Республике Крым от 12 февраля 2018 года был прекращен с ФИО1 служебный контракт на основании пункта 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе РФ», он уволен с федеральной государственной гражданской службы с 22.02.2018 года по инициативе гражданского служащего.

Вместе с тем, 14 февраля 2018 года начальником отдела противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизации подготовки и гражданской обороны УФССП России по Республике Крым было подано докладную записку на имя руководителя УФССП по Республике Крым о необходимости проведения проверки в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2009 года № 1065.

Проведение проверки было инициировано на основании объяснений ФИО1, из которых следовало, что последний, замещая должность заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по гор. Ялте УФССП России по Республике Крым, используя служебное положение в личных целях, использовал транспортное средство, принадлежащее на праве собственности ФИО4, являющейся должником по исполнительным производствам, находящимся на принудительном исполнении в отделе судебных приставов по гор. Ялте УФССП России по Республике Крым. 03.02.2018 года, направляясь из гор. Ялта в гор. Алушта, указанное транспортное средство попало в дорожно – транспортное происшествие.

В соответствие с п.п. 1 п. 1 ст. 37 Федерального Закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Согласно ст. 59.2 вышеуказанного Федерального Закона № 79-ФЗ, гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Указанное взыскание может быть наложено на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и применяется представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ч. 1 ст. 11 Закона).

Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 11 Закона).

Судом установлено, что 15 февраля 2018 года руководителем УФССП России по Республике Крым был издан приказ от 15 февраля 2018 года о проведении проверки в отношении ФИО1 по факту несоблюдения государственным служащим, замещающим должность федеральной государственной гражданской службы, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов; возложении полномочий по проведению проверки на отдел противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны УФССП России по Республике Крым.

С указанным приказом ФИО1 был ознакомлен под роспись 19 февраля 2018 года.

19 февраля 2018 года, с участием ФИО5, было проведено заседание Комиссии УФССП России по Республике Крым по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, результаты которого оформлены протоколом № 1.

По результатам проведенной проверки было установлено, что ФИО1, замещая должность заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по гор. Ялте, осознанно, используя служебное положение в личных целях, воспользовался транспортным средством, принадлежащим на праве собственности ФИО4, являющейся должником по исполнительным производствам, находящимся на принудительном исполнении в ОСП по гор. Ялте Управления.

Личная заинтересованность ФИО1 проявилась в получении необоснованной выгоды от использования транспортного средства, принадлежащего должнику, повлияв на надлежащее исполнение им должностных обязанностей в части отсутствия контроля за своевременным принятием судебным приставом – исполнителем мер по своевременному и полному исполнению требований исполнительных документов в отношении ФИО4, что привело к конфликту интересов между ФИО1, как федеральным государственным гражданским служащим, с одной стороны и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым с другой.

Мерами по предотвращению конфликта интересов в данной ситуации должен был поступить отказ ФИО1 от получения выгоды в виде использования транспортного средства должника в личных целях.

По результатам заседания Комиссии было установлено, что заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава отдела судебных приставов по гор. Ялте УФССП России по Республике Крым ФИО1 не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов, чем допустил нарушение требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и п.п. 3.4.12 должностного регламента в части не уведомления представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая привела к конфликту интересов и не принятии мер по предотвращению такого конфликта, в связи с чем было принято решение рекомендовать руководителю УФССП России по Республике Крым применить к ФИО1 взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия в порядке ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

На основании вышеуказанного протокола Комиссии № 1 от 19.02.2018 года, приказом УФССП по Республике Крым № 189-ко от 20 февраля 2018 года, за коррупционное правонарушение, а именно: несоблюдение требований о предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и п.п. 3.4.12 должностного регламента в части не уведомления представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая привела к конфликту интересов и не принятии мер по предотвращению такого конфликта, было принято решение о применении к ФИО1 взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Приказом УФССП России по Республике Крым № 303-к от 20.02.2018 года был расторгнут с ФИО1 служебный контракт в соответствии с п. 1.1 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», и он уволен с федеральной государственной гражданской службы 21.02.2018 года, в связи с утратой доверия в гражданскому служащему вследствие несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, установленных в целях предотвращения коррупции.

Пунктом 2 данного приказа решено признать утратившим силу приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым от 12.02.2018 года № 235-к «Об увольнении ФИО1».

На основании последнего приказа 21.02.2018 года внесена запись в трудовую книжку об увольнении истца в связи с утратой доверия.

Истец в судебном заседании факт использования им служебного положения в личных целях, ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, приведшего к конфликту интересов между ним, как федеральным государственным гражданским служащим, и работодателем – УФССП по Республике Крым, не оспаривал, на заседании Комиссии УФССП России по Республике Крым по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов вину также признавал.

Основанием обращения в суд послужило лишь то, что оспариваемый приказ был вынесен после вынесения приказа о его увольнении по собственной инициативе, то есть по мнению истца он был дважды уволен работодателем, что недопустимо.

Вместе с тем, судом установлено, что приказом от 12.02.2018 года было решено прекратить с ФИО1 служебный контракт и освободить его от занимаемой должности с 22.02.2018 года.

Таким образом, после издания указанного приказа трудовые отношения с ФИО1 не были прекращены, а следовательно работодатель имел право до 22.02.2018 года отменить указанный приказ и изменить дату и основания увольнения истца, в случае изменения обстоятельств, связанных с прохождением лицом государственной гражданской службы.

Из вышеизложенного следует, что установив, что ФИО1, в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", пункта 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» не уведомил представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении им должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению, суд приходит к выводу о совершении им дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что дает основание для его увольнения на основании пункта п.п. 1 п. 1 ст. 37 Федерального Закона № 79-ФЗ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).

Таким образом, суд считает, что основания для изменения оснований увольнения ФИО1 отсутствуют, в связи с чем заявленные им исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым об отмене приказа и изменении формулировки основания увольнения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова