ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1291/2023 от 09.06.2023 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2023 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи: Архиповой Е.В.,

при секретаре судебного заседания: Убушиевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1291/2023 по исковому прокурора г. Салехарда в интересах ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения ЯНАО о признании отказа незаконным и возложение обязанности выдать удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Салехарда в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения ЯНАО о признании отказа незаконным и возложение обязанности выдать удостоверение. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города Салехарда по обращению ФИО1 проверено исполнение ответчиком требований законодательства о социальном обеспечении граждан. Истец обратилась в Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — Департамент) 08.12.2022 с заявлением о выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны единого образца (регистрационный номер ). К заявлению Истцом приложена копия удостоверения (свидетельства) о праве на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны — участников войны, выданного Верхнерогачинским УПСЗН Херсонской области 19.10.2000 (серия В-ГУ ) вместе с переводом документа на русский язык. По результатам рассмотрения заявления ФИО1 решением от 29.12.2022 отказано в выдаче соответствующего удостоверения в связи с тем, что заявителем не представлены. Считает данный отказ незаконным и необоснованным. Просил признать незаконными решение Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2022 № 127 об отказ в выдаче ФИО1 удостоверения ветерана Великой Отечественной войны единого образца. Признать за ФИО1 право на льготы, установленные статьей 20 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» как ветерана Великой Отечественной войны с 08.12.2022 (дата подачи заявления). Возложить на Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность выдать ФИО1 удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца. Решение обратить к немедленному исполнению.

Истец ФИО1, будучи извещенной надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика ФИО2 представила письменные возражения на иск, в которых требования не признала, полагая отказ Департамента основанным на требованиях действующего законодательства, указала, что К заявлению истица представила, в том числе копию удостоверения (свидетельства) о праве на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны - участников войны, выданного Верхнерогачинским УПСЗН Херсонской области и действительного на всей территории Украины. Первичные документы, на основании которых истице было выдано данное свидетельство, не представлены. В связи с тем, что заявителем не представлены документы, предусмотренные законодательством для выдачи удостоверения, департаментом социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа вынесено решение от 29.12.2022 об отказе в выдаче удостоверения. С 01.03.2023 предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 17.02.2023 № 18-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (далее — Закон № 18-ФЗ) осуществляется на основании заявления и документов, подтверждающих статус гражданина и право на получение мер социальной поддержки, в том числе документов, выданных до 01.03.2023 уполномоченными органами в соответствии с законодательством, действовавшим, в том числе на территории Херсонской области. Согласно действующему законодательству РФ (федеральному и региональному) объем мер социальной поддержки вышеуказанных категорий (предусмотренных Законом № 5-ФЗ) различен. Для установления мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, необходимы документы, подтверждающие к какой именно категории, предусмотренной Законом № 5-ФЗ, Законом № 18-ФЗ относится гражданин, обратившийся за установлением мер социальной поддержки. Аналогичные условия предусмотрены для замены свидетельства на удостоверение. Меры социальной поддержки на территории Ямало-Ненецкого автономного округа могут быть установлены истице по представленному удостоверению при предоставлении документов, подтверждающих статус гражданина, то есть отнесение к одной из категории граждан, предусмотренной Законом № 5-ФЗ, с учетом Закона № 18-ФЗ (для определения объема предоставляемых мер социальной поддержки). В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 на доводах письменных возражений настаивал.

Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав исковое заявление, возражения на иск, материалы дела, материалы пенсионного дела, материалы отказного дела суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.

Согласно статьям 56 и 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд (абзац первый части 4 статьи 198 ГПК РФ).

Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (статья 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" является специальным законом, определяющим в Российской Федерации гарантии социальной защиты ветеранов, он относит к ветеранам Великой Отечественной войны участников Великой Отечественной войны; лиц, работавших на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах").

Вместе с тем, в отношении граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, принят и введен в действие специальный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения, связанные с предоставлением таким гражданам мер социальной защиты (поддержки) - Федеральный закон от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"(далее Федеральный закон N 421-ФЗ).

Согласно ч.6 ст. 5 Федерального закона N 421-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляются гражданам из числа:

1) лиц, которые в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и войны 1945 года с империалистической Японией не менее шести месяцев работали в тылу на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, совхозах, индивидуальных сельских хозяйствах, на сооружении оборонительных рубежей, заготовке топлива, продуктов, перегоняли скот, учились в этот период в ремесленных, железнодорожных училищах, школах и училищах фабрично-заводского обучения и других учреждениях профессионально-технического образования, на курсах профессиональной подготовки или во время обучения в школах, высших и средних специальных учебных заведениях работали в народном хозяйстве и на восстановлении объектов хозяйственного и культурного назначения;

2) лиц, награжденных орденами и медалями Союза ССР за самоотверженный труд в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и войны 1945 года с империалистической Японией.

Аналогичные нормы содержатся в ч.6 ст.5 Федерального закона от 17.02.2023 N 18-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", согласно которому меры социальной поддержки, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляются гражданам из числа:

1) лиц, которые в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и войны 1945 года с империалистической Японией не менее шести месяцев работали в тылу на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, совхозах, индивидуальных сельских хозяйствах, на сооружении оборонительных рубежей, заготовке топлива, продуктов, перегоняли скот, учились в этот период в ремесленных, железнодорожных училищах, школах и училищах фабрично-заводского обучения и других учреждениях профессионально-технического образования, на курсах профессиональной подготовки или во время обучения в школах, высших и средних специальных учебных заведениях работали в народном хозяйстве и на восстановлении объектов хозяйственного и культурного назначения;

2) лиц, награжденных орденами и медалями Союза ССР за самоотверженный труд в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и войны 1945 года с империалистической Японией.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 родилась <дата> в с. <адрес>.

До 2022 года ФИО1 постоянно проживала на территории Украины (Херсонская область), имела гражданство Украины. В 2022 году она переехала в РФ, 1 ноября 2022 г. приобрела гражданство Российской Федерации.

08.12.2022 истец обратилась в Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны единого образца. К заявлению истцом приложена копия удостоверения о праве на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны — участников войны, выданного Верхнерогачинским УПСЗН Херсонской области 19.10.2000 серии В-ГУ .

Решением от 29.12.2022 ответчик отказал ФИО1 в выдаче соответствующего удостоверения в связи с тем, что заявителем не представлены документы, предусмотренные для выдачи удостоверения, а именно первичные документы, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки данной категории граждан.

Как усматривается из искового заявления, в качестве правового основания требования о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны прокурор ссылался на признание истца пенсионным органом Украины ветераном Великой Отечественной войны и выдаче ей тогда же удостоверения ветерана ВОВ.

Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны заключено в г. Москве 15 апреля 1994 г. (далее - Соглашение от 15 апреля 1994 г.).

Соглашение от 15 апреля 1994 г. подписали следующие государства: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.

Согласно статье 11 Соглашения от 15 апреля 1994 г. оно "вступает в силу со дня сдачи депозитарию уведомлений от трех Сторон, подтверждающих выполнение государствами - участниками внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу".

Соглашение от 15 апреля 1994 г. вступило в силу для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Таджикистан 7 ноября 1994 г., для Кыргызской Республики - 28 декабря 1995 г., для Республики Армения - 26 февраля 1996 г., для Украины - 27 июня 1996 г., для Республики Узбекистан - 22 июля 1996 г., для Республики Молдовы - 7 августа 1996 г., для Азербайджанской Республики - 13 февраля 1997 г.

Российской Федерацией внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу Соглашения от 15 апреля 1994 г., не выполнены, в связи с чем этот документ для Российской Федерации в силу не вступил.

Из приведенных нормативных положений следует, что Соглашение от 15 апреля 1994 г. применяется на территории тех государств, которые в соответствии с пунктом 11 этого соглашения выполнили необходимые для вступления его в силу внутригосударственные процедуры, и его действие распространяется в том числе на участников Великой Отечественной войны, которым предоставлены льготы законодательством бывшего Союза ССР согласно приложению 1 к данному соглашению.

Постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 N 684 было внесено на ратификацию Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года, при этом процедура ратификации не была осуществлена. Таким образом, признание истца пенсионным органом Украины ветераном Великой Отечественной войны и выдача ей соответствующего удостоверения не является безусловным основанием для выдачи ей удостоверения ветерана ВОВ на территории России после принятия истцом гражданства РФ.

Как следует копии пенсионного дела ФИО1, при установлении страховой пенсии по старости и подсчете трудового стажа период начала трудовой деятельности истца определен пенсионным органом с <дата> г.р.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у ответчика на момент обращения ФИО1 с заявлением о выдаче удостоверения отсутствовали основания для его удовлетворения, нарушений действующих норм ответчиком при рассмотрении заявления истца допущено не было.

Рассматривая требования прокурора о признании за истцом права на льготы, установленные законодательством для ветеранов ВОВ и возложении на ответчика обязанности выдать удостоверение ветерана ВОВ суд исходит из того, что обстоятельством, имеющим существенное и определяющее значение для данного требования является установление факта работы истца в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и войны 1945 года с империалистической Японией не менее шести месяцев в тылу, за исключением периодов работы на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно статье 20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.10 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда России от 11.10.2000 № 69, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п. 4 п. 1 ст. 2 Закона, права и льготы, установленные Законом предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12.05.1988 № 621, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного постановлением Правительства Российской — Федерации от 05.10.1999 № 1122.

Ветеранам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании трудовых книжек, справок архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 20 Закона.

Как следует из представленных копий пенсионного дела ФИО1 и имеющихся в материалах дела архивных справок, информация о трудовой деятельности истца в период ВОВ в государственных архивах и архивах правопреемников организаций не сохранилась, документы в архивы не передавались либо были утрачены.

Вместе с тем, как следует из решения пенсионного органа Украины, (Верхнерогачинское отделение социальной защиты населения Херсонской области), протокола опроса свидетелей ФИО10, ФИО11 от <дата>, следует, что ФИО1 в период с 01.07.1943 по 01.07.1945 работала в колхозе «Победа», при этом территори. на которой располагался колхоз не относилась к временно оккупированным территориям СССР. На основании данных обстоятельств, указанный период решением пенсионного органа Украины от 14.03.1995 был включен в стаж истца как труженику тыла, произведен перерасчет пенсии.

19.10.2000 истцу Верхнерогачинским УПСЗН Херсонской области выдано удостоверение для ветеранов войны — участников войны серии В-ГУ .

Таким образом, оценив все представленные доказательства, приняв во внимание все установленные обстоятельства и с учетом положений вышеприведенных ном законодательства, суд приходит к выводу, что истец осуществляла трудовую деятельность в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, а соответственно имеет право на предоставление мер социальной поддержки (защиты), предусмотренных ст.20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, а соответственно право на получение удостоверения ветерана Великой Отечественной войны.

Поскольку судом за ФИО1 признано право на получение удостоверения ВОВ, суд возлагает на ответчика обязанность выдать ФИО1 указанное удостоверение. Принимая во внимание, что оснований для признания решения ответчика незаконным не установлено, и учитывая исключительно заявительный характер выдачи удостоверений, указанная обязанность должна быть исполнена ответчикам с момента вступления настоящего решения в законную силу. Основания для приведения решения суда к немедленному исполнению отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (статья 20) для ветеранов Великой Отечественной войны.

Возложить на Департамент социальной защиты населения ЯНАО обязанность выдать ФИО1 удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны» единого образца с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 19 июня 2023 года.

Председательствующий Архипова Е.В.