№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 апреля 2016 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска
в составе: председательствующего - судьи Медведева А.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению министерства здравоохранения Красноярского края к УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство здравоохранения Красноярского края обратилась в суд с иском к УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, принятого в рамках исполнительного производства №.
Требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Ужурского района Красноярского края была возложена обязанность совместно с МБУЗ «Ужурская ЦРБ» устранить нарушения, указанные в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ№. На принудительное исполнение указанного решения суда выдан исполнительный лист. В ОСП по Ужурскому району Красноярского края возбуждено исполнительное производство №. Определением Ужурского районного суда произведена замена стороны в исполнительном производстве, должник администрация Ужурского района Красноярского края заменен на министерство здравоохранения Красноярского края. В связи с тем, что в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа исполнены не были, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей. Между тем, министерство не уполномочено совершать конкретные действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Министерство осуществляет финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений посредством предоставления последним субсидий на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания. Предоставление субсидий осуществляется в рамках государственных программ в пределах бюджетных ассигнований. В связи, с чем Определением Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ изменен порядок и способ исполнения Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, на министерство здравоохранения Красноярского края возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить судебное решение посредством перечисления ГКБУЗ «Ужурская РБ» из краевого бюджета субсидии на цели не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания. Полагает, что министерство не имело полномочий и возможности исполнить решение суда посредством совершения конкретных действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В связи, с чем считает, что министерство не исполнило решение суда по объективным причинам.
Представитель истца ФИО2 (по доверенности), в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям. Не возражала рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, надлежащим образом, путем получения судебной повестки лично, об уважительности причин неявки суду не сообщила.
Третье лицо представитель ОСП по Ужурскому району УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика с согласия представителя истца в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу ч. 3 ст.112 закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник праве в порядке, обратиться в суд с с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 №229-ФЗ).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 названного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07. 2001 года №13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что вступившим в законную силу решением Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворены, на администрацию возложена обязанность совместно с КГБУЗ «Ужурская РБ» устранить нарушения указанные в предписании должностного лица, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ№ путем перечисления КГБУЗ «Ужурская РБ» из краевого бюджета субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением государственного здания, том числе, на оснащение КГБУЗ «Ужурская РБ» оборудованием и мебелью, проведение ремонта помещений. А именно привести площади помещений в раздаточном отделении в соответствии с гигиеническими нормативами – раздаточная пищи – не мене 9м2, моечная посуды – не менее 6м2; установить ванную для мытья кухонной посуды необходимого типоразмера; установить 2 секционную моечную ванную с подводкой к ним холодной и горячей воды со смесителем для мытья столовых приборов и стеклянной посуды.
На принудительное исполнение указанного решения суда был выдан исполнительный лист и ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Ужурскому району УФССП по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство № в отношении должника- администрации Ужурского района Красноярского края. Должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
При этом должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не представления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Определением Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена стороны должника в исполнительном производстве №, администрация Ужурского района Красноярского края заменена на правопреемника министерство здравоохранения Красноярского края.
На основании указанного судебного постановления ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Ужурскому району УФССП по Красноярскому краю вынесено постановление, которым должник по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация Ужурского района Красноярского края заменен на правопреемника - министерство здравоохранения Красноярского края. Правопреемнику разъяснено, что все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил. Данное постановление получено министерством ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником исполнен не был, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Ужурскому району УФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании с министерства здравоохранения Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Определением Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ изменен способ и порядок исполнения решения Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. На министерство здравоохранения Красноярского края возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить в буфетном отделении инфекционного отделения КГБУЗ «Ужурская РБ», расположенном по адресу: <адрес>, нарушения пунктов 1, 2, 4, предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ путем перечисления КГБУЗ «Ужурская РБ» из краевого бюджета субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением государственного задания, в том числе, на оснащение КГБУЗ «Ужурская РБ» оборудованием и мебелью, проведение ремонта помещений.
При этом, судом было установлено, что министерство здравоохранения Красноярского края не имеет полномочий и возможности исполнить решение суда Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в первоначальной формулировке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что исполнение министерством здравоохранения Красноярского края решения Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ возможно только путем перечисления денежных средств (субсидий) из бюджета Красноярского края на вышеуказанные цели. Объем данных средств ограничен; министерство здравоохранения Красноярского края приняло все зависящие от него меры для исполнения исполнительного документа, его вины в неисполнении в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, что также подтверждается вступившим в законную силу судебным постановлением, а потому суд полагает возможным освободить министерство здравоохранения Красноярского края от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ужурскому району УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, принятого в рамках исполнительного производства №.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковое требование удовлетворить. Освободить министерство здравоохранения Красноярского края от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ужурскому району УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, принятого в рамках исполнительного производства №.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного решения суда, составленного 13.04.2016 года.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.В. Медведев