ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1292/2016 от 19.05.2016 Свердловского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Дело № 2- 1292/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«19» мая 2016года гор. Белгород

Свердловский районный суд г.Белгорода в составе

председательствующего судьи Камышниковой Е.М.

при секретаре Грущенко Е.П.

с участием истца Бочаровой О.И.

представителя ответчика ООО «Авалон Жиличевой О.В. (по доверенности в деле)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочаровой О. И. к ООО «Авалон» о защите прав потребителей

УСТАНОВИЛ:

Бочарова обратилась в суд с иском к ООО «Авалон» о взыскании стоимости автомобиля «Lada-Granta» 2016 года выпуска, 35000руб. за дополнительное оборудование,76500руб. неустойки, 100000рб. компенсации морального вреда, штрафа 300700руб., утверждая, что16 января 2016г она приобрела у ответчика указанный автомобиль и при выезде с территории салона приобретенный ею автомобиль неожиданно заглох и в следующий момент в ее автомобиль сзади въехал маршрутный автобус. Как было установлено, ее автомобиль заглох из-за отсутствия бензина в бензобаке, что является некачественной предпродажной подготовкой, поскольку при продаже автомобилей автосалон должен обеспечить покупателю возможность доехать до заправки.

В судебном заседании истец Бочарова О.И. исковые требования поддержала частично, пояснив, что договор купли-продажи она расторгать не желает, ремонт автомобиля ей был произведен по договору страхования, однако считает, что из-за недобросовестного отношения продавца к предпродажной подготовке проданного ей автомобиля она была введена в заблуждение относительно комплектности транспортного средства, что привело к внезапной остановке автомобиля на проезжей части дороги в вечернее время в условиях непогоды и как следствие движущийся следом водитель автобуса не успел отреагировать на возникшую ситуацию. Из-за указанной аварии она (Бочарова) перенесла нервное потрясение, испуг, что в общей сложности причинило ей моральный вред, который она оценивает в 50000руб. Учитывая, что аварийная ситуация произошла из-за нарушение ее прав потребителя на достоверную информацию о товаре, полагает, что моральный вред ей причинен по вине ООО «Авалон».

Представитель ответчика ООО «Авалон» Жиличева О.В. исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии со ст.151,1100ГК РФ моральный вред возмещается при наличии вины, как и в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей», в случае продажи некачественного товара, либо нарушения прав потребителя. Учитывая, что Бочарова приняла автомобиль по акту приема-передачи и при этом у нее не было каких-либо замечаний, она была предупреждена о количестве бензина в бензобаке, с территории автосалона Бочарова выехала на приобретенном автомобиле, при этом в автомобиле работали все датчики, в том числе, индикатор количества бензина. Бочаровой были переданы сервисная книжка и инструкция по эксплуатации автомобиля, в которой отражены все индикаторы и их значение. ДТП произошло между автосалоном и заправкой, то есть Бочарова проехала некоторое расстояние, а поэтому имела возможность прочитать сигналы индикаторов и своевременно принять меры для безопасной остановки. По регламенту для предпродажной подготовки на каждый автомобиль выделяется определенное количество бензина, которого обычно хватает для проверки автомобиля на исправность и на то, чтобы покупатель доехал до ближайшей заправки, однако после приема автомобиля покупателем по акту приема-передачи, покупатель обязан сам контролировать состояние своего автомобиля. После долива топлива, автомобиль завелся без проблем и работал исправно. Вины салона в том, что Бочарова попала в ДТП нет, товар Бочаровой был продан качественный, информация о нем была предоставлена полная, а поэтому и нет оснований для взыскания с ООО «Авалон» в пользу потребителя компенсации морального вреда, как и нет оснований для удовлетворения требований Бочаровой в соответствии со ст.1100ГК РФ, поскольку вред ей причинен не по вине автосалона.

Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами и обсудив их доводы по заявленному иску, суд признает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Утверждая, что ей причинен моральный вред, Бочарова заявила, что ответчиком ей была предоставлена недостоверная информация о наличии топлива в приобретенном ею у ответчика автомобиле. Во время движения автомобиль неожиданно остановился, что привело к ДТП, в котором автомобиль был значительно поврежден, а она вследствие этой ситуации перенесла сильнейший стресс и нервное потрясение.

В соответствии с ч. 1 ст. 454 ГК РФ и п. 1 ст. 4 Федерального закона от дата N 2300-1 "О защите прав потребителей" по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену); продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи - ч. 1 ст. 469 ГК РФ. Согласно ст.456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. А на основании ст.457 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.

Согласно ст.10 ФЗ «О защите прав потребителей» Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. А в соответствии с ч.2 ст.12 ФЗ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. На основании ст.14 ФЗ о ЗПП вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Из статьи 459 ГК РФ следует, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Риск случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупателя с момента заключения договора купли-продажи, если иное не предусмотрено таким договором или обычаями делового оборота. В соответствии со ст.476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. А согласно ст.478 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности. В случае, когда договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. На основании ст.479 ГК РФ В случае передачи некомплектного товара (статья 478) покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:

соразмерного уменьшения покупной цены;

доукомплектования товара в разумный срок.

В судебном заседании установлено, что Бочаровой 16 января 2016года в ООО «Авалон» был приобретен автомобиль. При выезде истца на приобретенном автомобиле с территории автосалона на дорогу произошла внезапная остановка ТС. По утверждению истицы двигатель в автомобиле неожиданно заглох, ее попытки перезапустить его не дали результата. В следующий момент произошел наезд следом двигавшегося ТС на остановивший автомобиль. Двигатель в автомобиле удалось запустить после того, как одним из работников салона в топливный бак был долит бензин. Других неисправностей в автомобиле установлено не было, все индикаторы, в том числе индикатор количества бензина в автомобиле были исправны. Как следует из акта приема-передачи ТС, при получении автомобиля от продавца покупатель не заявила каких-либо замечаний, в том числе по поводу предупреждающего сигнала индикатора об отсутствии в автомобиле топлива. Доводы истца о том, что ей была предоставлена недостоверная информация о количестве топлива в ТС, по мнению суда, не могут расцениваться как недостоверная информация о товаре, поскольку по сообщению самой Бочаровой ее предупреждали о том, что топлива в ТС мало, покупателю была вручена инструкция, содержащая, в том числе, сведения об индикаторе количества топлива. Бочарова не отрицала, что в момент, когда она начала движение на приобретенном автомобиле, индикатор горел, что обязывало водителя предпринять меры по дозаправке ТС. Учитывая, что ответственность за риск случайного повреждения товара в соответствии с действующим законодательством на продавца не возлагается, договором купли-продажи не предусмотрена, доказательства о наличии недостатков товара, которые возникли до передачи его покупателю, истцом не предоставлены, а поэтому отсутствует вина продавца в повреждении товара, а следовательно и нет оснований для возложения на продавца обязанности компенсировать истцу моральный вред, который причинен ей в результате стресса из-за ДТП.

С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований Бочаровой О.И. необходимо отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ФЗ «О защите прав потребителей», суд-

р е ш и л:

Исковые требования Бочаровой О. И. к ООО «Авалон» о защите прав потребителей признать необоснованными и оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2015г

Судья-подпись

<данные изъяты>

<данные изъяты>