ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1292/2021 от 09.02.2022 Смоленского районного суда (Смоленская область)

Производство № 2 –91/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Смоленск 09.02.2022

Смоленский районный суд Смоленской области

в составе:

председательствующего судьи Моисеевой О.В.,

при секретаре Гришиной Ю.В.,

с участием старшего помощника прокурора Лазаренко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Смоленского района Смоленской области, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объектов газоснабжения в составе: подземного газопровода среднего давления, выполненного из полиэтиленовых труб ПЭ80 d63*3,6 L=47,6 м, надземного газопровода среднего давления, выполненного из стальных труб d57*3,5 L=3,0 м, крана dy50-1 шт., ГРПШ-07-У1-1 шт.; подземного газопровода низкого давления, выполненного из полиэтиленовых труб ПЭ 80d110*6,3 L=52,8 м, ПЭ80 d63*3,6 L=43,1 м, ПЭ80 d32*3,0 L=10,9 м, надземного газопровода низкого давления, выполненного из стальных труб d108*3,5 L=1,0 м, d89*3,5 L=1,5 м, d57*3,5 L=0,9 м, d25*3,2 L=2,7 м, крана dy80-1 шт., крана dy50-1 шт., крана dy25-3 шт.; подземного газопровода низкого давления, выполненного из полиэтиленовых труб ПЭ80 d110*6,3 L=26,0 м, ПЭ80 d90*5,2 L=85,5 м, ПЭ80 d63*3,6 L=19,6 м, ПЭ80d32*3,0 L=12,1 м; надземного газопровода низкого давления, выполненного из стальных труб d57*3,5 L=1,8 м, d25*3,2 L=1,8 м, крана d25-6 шт., общей протяжностью 310,3 км, расположенных по адресу: <адрес>, д. <адрес><адрес>Б, <адрес>Г.

В обосновании иска указано, что в ходе проверки по вопросу исполнения ответчиком требований законодательства, регламентирующего порядок выявления бесхозяйного имущества установлено, что посредством объектов газоснабжения указанных выше осуществляется газоснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>Б, <адрес>Г. Спорные объекты в реестре муниципальной собственности не числятся, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, собственники в ходе проверки не установлены, данные объекты, по мнению прокурора, имеют признаки бесхозяйной вещи. Ответчиком в нарушении ч.ч.1,3 ст.225 ГК РФ заявлений о постановке указанных объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества в орган государственной регистрации прав не направлялось, в результате чего не ведется контроль за техническим состоянием спорных объектов газоснабжения. На основании изложенного, руководствуясь пп.3,4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 № 141 –з «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения», ст.225 ГК РФ истцом заявлены вышеуказанные требования.

В судебном заседании старший помощник прокурора Лазаренко А.С. требования поддержала, по основаниям указанным в иске.

Представитель Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района и области ФИО1 требования не признала, пояснила, что жилые дома, расположенные по адресу: <адрес> не являются многоквартирными.

Представитель третьего лица - АО «Газпром газораспределение Смоленск» - ФИО2 просила заявленные требования удовлетворить.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 878 газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво - и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В силу п. 4 Правил в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.

Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки были выявлены бесхозяйные объекты газораспределения в составе: подземного газопровода среднего давления, выполненного из полиэтиленовых труб ПЭ80 d63*3,6 L=47,6 м, надземного газопровода среднего давления, выполненного из стальных труб d57*3,5 L=3,0 м, крана dy50-1 шт., ГРПШ-07-У1-1 шт.; подземного газопровода низкого давления, выполненного из полиэтиленовых труб ПЭ 80d110*6,3 L=52,8 м, ПЭ80 d63*3,6 L=43,1 м, ПЭ80 d32*3,0 L=10,9 м, надземного газопровода низкого давления, выполненного из стальных труб d108*3,5 L=1,0 м, d89*3,5 L=1,5 м, d57*3,5 L=0,9 м, d25*3,2 L=2,7 м, крана dy80-1 шт., крана dy50-1 шт., крана dy25-3 шт.; подземного газопровода низкого давления, выполненного из полиэтиленовых труб ПЭ80 d110*6,3 L=26,0 м, ПЭ80 d90*5,2 L=85,5 м, ПЭ80 d63*3,6 L=19,6 м, ПЭ80d32*3,0 L=12,1 м; надземного газопровода низкого давления, выполненного из стальных труб d57*3,5 L=1,8 м, d25*3,2 L=1,8 м, крана d25-6 шт., общей протяжностью 310,3 км, расположенных по адресу: <адрес>, д. Киселевка, <адрес>Б, <адрес>Г.

Данные объекты на учете не состоят, в реестре муниципального и государственного имущества не числятся, на балансе какой-либо организации не состоят, собственник не определен, спорные объекты ни за кем не закреплены, и никто не следит за их техническим состоянием.

Спорные объекты находятся в административных границах муниципального образования Козинское сельское поселение Смоленского района Смоленской области.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 131-03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

<адрес> от <дата> N 141-з "О закреплении за сельскими поселениями <адрес> отдельных вопросов местного значения ", вступившим в силу с <дата>, за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 27, 31, 33.1, 33.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Следовательно, вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесены к вопросам местного значения Печерского сельского поселения <адрес> и области.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 указанного Федерального закона, в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Приказом Министерства Экономического развития РФ от <дата> N 931, вступившим в законную силу с <дата>, установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.В соответствии с п. 2 Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).

В соответствии с п. 3 Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.

В соответствии с п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, в связи с отсутствием собственника, постоянный контроль за состоянием объектов газоснабжения, соблюдение норм и правил безопасности при их эксплуатации, работа по содержанию, по техническому обслуживанию и ремонту спорных объектов газоснабжения проводиться не может, что может повлечь за собой негативные последствия для неопределенного круга лиц.

Поскольку орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Козинского сельского поселения обязанности по совершению действия по подаче такого заявления в силу полномочий, возложенных на нее законом.

Доводы представителя ответчика о том, что спорные объекты не являются многоквартирными домами, суд признает ошибочными.

Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определены виды жилых помещений, имеющих отношение к понятию "многоквартирный дом". Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

Общее имущество жилого дома – это подъезд, лестницы, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, крыши, технические этажи, подвалы; несущие и ненесущие конструкции; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры; территория (прилегающие к жилым зданиям участки в пределах границ, зафиксированных в техническом паспорте домовладения) с элементами озеленения и благоустройства.

Из технических паспортов на жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>, д. Киселевка, <адрес>Б, <адрес>Г, усматривается, что все этажи указанных домов имеют одинаковую планировку, со входом на общую лестницу, с площадок которой имеется самостоятельный доступ к жилым помещениям, то есть имеются признаки многоквартирного жилого дома.

То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером: 67:18:3790101:222, на котором расположен жилой дом по <адрес>Б, имеет вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, не является основанием для вывода, что указанный жилой дом не может быть отнесён к многоквартирному, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, не является квалифицирующим признаком для отнесения строения к многоквартирному дому. В данном случае судом установлено, и не оспаривается ответчиком, что в жилом <адрес>Б имеется несколько квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества, что подтверждается поэтажным планом жилого дома.

Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В абз. 3 п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 491 определено, что в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 9 вышеуказанных Правил внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Согласно актам приемки законченного строительством объекта газораспределитеной системы от <дата> и <дата> по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>Б, <адрес>Г расположены: подземный газопровод среднего давления, выполненного из полиэтиленовых труб ПЭ80 d63*3,6 L=47,6 м, надземного газопровода среднего давления, выполненного из стальных труб d57*3,5 L=3,0 м, крана dy50-1 шт., ГРПШ-07-У1-1 шт.; подземного газопровода низкого давления, выполненного из полиэтиленовых труб ПЭ 80d110*6,3 L=52,8 м, ПЭ80 d63*3,6 L=43,1 м, ПЭ80 d32*3,0 L=10,9 м, надземного газопровода низкого давления, выполненного из стальных труб d108*3,5 L=1,0 м, d89*3,5 L=1,5 м, d57*3,5 L=0,9 м, d25*3,2 L=2,7 м, крана dy80-1 шт., крана dy50-1 шт., крана dy25-3 шт.; подземного газопровода низкого давления, выполненного из полиэтиленовых труб ПЭ80 d110*6,3 L=26,0 м, ПЭ80 d90*5,2 L=85,5 м, ПЭ80 d63*3,6 L=19,6 м, ПЭ80d32*3,0 L=12,1 м; надземного газопровода низкого давления, выполненного из стальных труб d57*3,5 L=1,8 м, d25*3,2 L=1,8 м, крана d25-6 шт., общей протяжностью 310,3 км. Первые запорные устройства расположены по периметру дома на фасаде. К указанным запорным устройствам подключены вышеуказанные объекты газоснабжения.

Таким образом, запорные устройства, расположенные по периметру домов на фасаде и являются внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, внешняя газораспределительная сеть расположенная после запорного устройства в состав общего имущества в многоквартирном доме не входит. Каких-либо решений о включении спорных объектов в состав общего имущества собственниками многоквартирных домов не принималось.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела суд определяет срок исполнения для ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области – удовлетворить.

Обязать Администрацию Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратится в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объектов газоснабжения в составе: подземного газопровода среднего давления, выполненного из полиэтиленовых труб ПЭ80 d63*3,6 L=47,6 м, надземного газопровода среднего давления, выполненного из стальных труб d57*3,5 L=3,0 м, крана dy50-1 шт., ГРПШ-07-У1-1 шт.; подземного газопровода низкого давления, выполненного из полиэтиленовых труб ПЭ 80d110*6,3 L=52,8 м, ПЭ80 d63*3,6 L=43,1 м, ПЭ80 d32*3,0 L=10,9 м, надземного газопровода низкого давления, выполненного из стальных труб d108*3,5 L=1,0 м, d89*3,5 L=1,5 м, d57*3,5 L=0,9 м, d25*3,2 L=2,7 м, крана dy80-1 шт., крана dy50-1 шт., крана dy25-3 шт.; подземного газопровода низкого давления, выполненного из полиэтиленовых труб ПЭ80 d110*6,3 L=26,0 м, ПЭ80 d90*5,2 L=85,5 м, ПЭ80 d63*3,6 L=19,6 м, ПЭ80d32*3,0 L=12,1 м; надземного газопровода низкого давления, выполненного из стальных труб d57*3,5 L=1,8 м, d25*3,2 L=1,8 м, крана d25-6 шт., общей протяжностью 310,3 км, расположенных по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Моисеева

Мотивированное решение изготовлено 16.02.2022.