ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1293 от 19.05.2011 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Первомайский районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Первомайский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1293/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Валитовой М.С.

с участием прокурора Бегляровой Е.Г.,

при секретаре Киргинцевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске 19 мая 2011 года

дело по иску Прокурора Центрального административного округа г. Омска в интересах ФИО1 к Министерству труда и социального развития Омской области, Казенному учреждению Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» о признании права на получение субсидии, признании решения и действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального административного округа г. Омска в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области, Казенному учреждению Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» о признании права на получение субсидии, признании решения и действий незаконными.

Свои требования мотивировал тем, что при проведении прокуратурой ЦАО г. Омска проверки заявления ФИО1 в отношении Министерства труда и социального развития Омской области и государственного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» выявлены нарушения законодательства в части отказа в предоставлении заявителю субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Установлено, что согласно решению ГУ Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена субсидия в размере ... руб. ... коп. на 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ГУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена субсидия в размере ... руб. ... коп. также на 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решению ГУ Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена субсидия в размере ... руб. ... коп. на 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ГУ Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена субсидия в размере ... руб. ... коп. на 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № Министерством труда социального развития Омской области проведена проверка деятельности филиала ГУ ОО «Областной центр жилищных субсидий и льгот» «Центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот Кировского административного округа г. Омска», в ходе которой проверялась, в том числе, обоснованность назначения субсидий, подлежащих перечислению на банковские счета граждан.

По результатам проверки деятельности филиала составлен акт, в котором указаны выявленные нарушения, среди которых необоснованное предоставление субсидии заявителю, не имеющему доходов. Согласно акту проверки БУ ОО «Областной центр жилищных субсидий и льгот» указано удержать с получателя субсидии излишне выплаченные денежные средства, в связи с чем в адрес ФИО1 было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № из которого следовало, что Министерством труда и социального развития Омской области установлен факт излишне выплаченных ей в качестве субсидии денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ. Со ссылкой на п. 50 Правил в письме указано, что необоснованно полученные ФИО1 в качестве субсидии денежные средства в размере ... руб. ... коп. будут засчитаны ГУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» в счет субсидии, предоставленной ей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ... года.

В письме ГУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» указано, что центру надлежало производить удержание выплаченных ФИО1 субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп. В настоящее время указанные требования исполнены в полном объеме.

На данный момент ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Необходимость возврата денежных средств ФИО1 ГУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, жилищных выплат и льгот» обосновало тем, что пунктом 50 Методических рекомендаций определен перечень граждан, имеющих право на субсидии при предоставлении документов, подтверждающих отсутствие получения доходов в установленный расчетный период. Индивидуальных предпринимателей в данном перечне нет.

Вместе с тем, ГУ ОО «Центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» не учло того, что Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26 мая 2006 года носят рекомендательный характер, так как не были зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и не опубликованы официально в установленном законодательством порядке.

Кроме того, пунктом 34 Постановления Правительства от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» устанавливается, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце 2 ст. 5 и ст.ст. 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" с учетом, в том числе, видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 года № 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан

Подпунктом «ж» пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», установлено, что в доходы семьи или одиноко проживающего гражданина включаются, в том числе, доходы от занятий предпринимательской деятельностью.

Таким образом, наличие декларации с нулевыми доходами не является основанием для признания назначенной ФИО1 субсидии необоснованно выплаченной.

ФИО1, являющаяся индивидуальным предпринимателем, обратилась в филиал по месту жительства с заявлением о предоставлении субсидии, к которому приложила необходимые документы для подтверждения получаемых ею как предпринимателем доходов - представила налоговую декларацию с отметкой ИФНС России по КАО г. Омска, из которой следует, что она доходов за отчетный период не получала. Также ФИО1 были представлены все необходимые для предоставления субсидии документы. Доля расходов семьи ФИО1 на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе выше регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленного постановлением Правительства Омской области от 14 июня 2006 года № 67-п, в связи с чем она подпадала под действие ч. 1 ст. 159 ЖК РФ. Таким образом, оснований для возврата в бюджет Омской области денежных средств, выплаченных ФИО1 в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не выявлено.

В связи с этим Министерством труда и социального развития Омской области необоснованно признана излишне выплаченной субсидия в виде денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп. и ... руб. ... коп.

На основании изложенного просил признать за ФИО1 право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать решение Министерства труда и социального развития Омской области о признании субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг необоснованно выплаченной ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп. и ... руб. ... коп. незаконным.

Признать незаконными действия ГУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» по удержанию с ФИО1 денежных средств, выплаченных ей в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» произвести перерасчет субсидии, предоставленной ФИО1, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ответчика незаконно удержанные денежные средства в размере ... руб. ... коп. и ... руб. ... коп. и возложить на ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца Беглярова Е.Г. поддержала требования по указанным в исковом заявлении основаниям и пояснила, что в результате проведенной проверки в ГУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» было выявлено нарушение прав истца ФИО1, которые выразились в удержании с истца излишне уплаченной субсидии в размере ... руб.... коп.

Требования в части взыскания с ГУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» незаконной удержанных денежных средств в размере ... руб.... коп. не поддержала.

Истец ФИО1 в судебном заседании пояснила, что уточненные исковые требования поддерживает по аналогичным основаниям.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по изложенным в письменном отзыве доводам о том, что решение о предоставлении субсидии принимается согласно Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".

На территории Омской области в ... году решение о предоставлении субсидии принималось БУ ОО "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот".

Согласно п. 8 Правил для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства необходимые документы для оформления субсидии, в том числе документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа.

Согласно пункту 50 методических рекомендаций по применению Правил, утвержденных приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 года № 58 и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 403, определен перечень граждан, имеющих право на субсидии при предоставлении документов, подтверждающих отсутствие доходов в расчетный период. Индивидуальных предпринимателей в данном перечне нет.

Предоставление для назначения субсидии декларации с нулевыми доходами является подтверждением того, что индивидуальная предпринимательская деятельность не велась, иными словами, гражданин не работал.

Использование Министерством методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 года № 58 и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 403 является законным и обоснованным в связи со следующим: в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Правительством РФ поручено Министерству регионального развития РФ совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ утвердить методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно подпункту "д" пункта 15 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 14 июля 1999 года № 217, акты рекомендательного характера представлению на государственную регистрацию не подлежат.

На основании распоряжения Министерства труда и социального развития Омской области от 21 апреля 2010 года № 203-р проведена проверка деятельности филиала БУ ОО "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" "Центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот Кировского административного округа города Омска" за период с ... по ... года, в том числе проверялась обоснованность назначения субсидий, подлежащих перечислению на банковские счета граждан.

В результате проверки деятельности филиала выявлено необоснованное назначение субсидий ФИО1, в связи с чем на основании акта проверкиБУ ОО "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" было предписано удержать с нее излишне выплаченные денежные средства.

ФИО1, проживающая с мужем ФИО3, обратившись в филиал по месту жительства за предоставлением субсидии в ... года, представила документы о полученных доходах за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии: декларацию из налогового органа с "нулевыми" выплатами за отчетный период; трудовую книжку, согласно которой нигде не работала, а также об осуществлении мужем ухода за нетрудоспособным гражданином З.., в соответствии с которым получает компенсационную выплату в размере ... руб. ежемесячно. Таким образом, совокупный доход семьи, состоящей из двух трудоспособных граждан, для назначения субсидии в расчетный период составил ... руб.

Кроме того, семья ФИО1 пользуется государственной социальной поддержкой в виде субсидий с ... года, в расчетные периоды совокупный доход семьи не менялся и составлял ... руб.

В ... года ФИО1 вновь обратилась за субсидией, представив документы о полученных доходах в расчетный период: об осуществлении ею ухода за нетрудоспособным гражданином К.., в соответствии с которым размер среднемесячной компенсационной выплаты составил ... руб. ... коп., а в отношении мужа в связи с уходом за престарелым гражданином размер компенсационной выплаты по уходу в размере ... руб. не изменился.

Таким образом, семье ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначена субсидия в размере ... руб. ... коп. ежемесячно при совокупном доходе семьи ... руб. ... коп. В то же время величина прожиточного минимума, включающая в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, за ... года для трудоспособного населения составляла ... руб. на 1 человека (на 2-х - ... руб.). В течение последних 2-х лет, пользуясь субсидией, семья ФИО1 по представленным документам имела доход ... руб. в месяц.

Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Заявительницей дополнительные доходы не декларировались.

Согласно пункту 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в соответствующие органы и организации, но в соответствии с нормами законодательства полная запрашиваемая информация может быть предоставлена по мотивированным запросам налоговых, правоохранительных, судебных органов.

В соответствии с изложенным считает, что выплаченные необоснованно денежные средства в виде субсидий семье ФИО1 в период с ... по ... года подлежали возврату в бюджет Омской области.

Считает, что Министерство труда и социального развития Омской области, действуя в рамках полномочий, предоставленных законодательством, права и законные интересы ФИО1 не нарушало.

Также дополнила в судебном заседании, что предприниматели имеют право на оформление субсидий, но при предоставлении декларации о доходах, а не об их отсутствии. Истец не доказала наличие дохода от предпринимательской деятельности.

Представитель Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал письменные возражения, в которых указал, что ДД.ММ.ГГГГ в филиал учреждения обратилась ФИО1 с заявлением о предоставлении субсидии, приложив к заявлению пакет документов, необходимый для получения субсидии, в том числе налоговую декларацию от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующую об отсутствии у нее доходов за отчетный период. На основании представленных документов специалистами филиала было принято ошибочное решение о предоставлении семье ФИО1 субсидии на период с ... по ... года в размере ... руб. ... коп., которая была полностью выплачена.

Считает, что ошибочность решения филиала заключается в том, что специалисты, осуществляющие обработку и соответствующую экспертизу представленных документов, расценили вышеуказанную налоговую декларацию как документ, свидетельствующий о доходах (его размерах), а не как документ, свидетельствующий об отсутствии у гражданина доходов, что явилось неверным.

Предоставление ФИО1 для получения субсидии декларации от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующей об отсутствии доходов за отчетный период, является подтверждением того, что индивидуальная предпринимательская деятельность не велась, иными словами - гражданин не работал. Считает, что субсидия полагается лицу, являющемуся индивидуальным предпринимателем в случае, если он представит сведения о своих доходах, чего ФИО1 не сделала.

В соответствии с изложенным считает, что денежные средства в виде субсидий семье ФИО1 в период с ... по ... года были предоставлены необоснованно и подлежали возврату в бюджет Омской области. Таким образом, в действиях учреждения не усматриваются нарушения требований законодательства Российской Федерации.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму(п. 1).

Право на субсидии имеют граждане, в том числе члены жилищных кооперативов.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

Порядокопределения размера субсидий и порядоких предоставления, переченьприлагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядокопределения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного доходатакой семьи, а такжеособенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п. 8 указанных Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5настоящих Правил (далее - заявители), представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;

б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;

г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа;

д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;

е) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

Пунктом 34 Правил устанавливается, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце 2 ст. 5 и ст.ст. 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" с учетом, в том числе, видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 года N 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан

Подпунктом «ж» пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», установлено, что в доходы семьи или одиноко проживающего гражданина включаются, в том числе, доходы от занятий предпринимательской деятельностью.

Пунктом 50 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено, что в случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил, а недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение субсидии.

В судебном заседании установлено, что в период с ... года по ... год ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

ФИО1 на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира , о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о регистрации № и выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 36).

Согласно копии лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире  общей площадью 50,7 кв.м. постоянно зарегистрированы: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ (собственник), Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (муж) (л.д. 20,32).

ФИО1 обращалась с заявлением в ГУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот», наименование которого в последующем изменено на Казенное учреждение Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску», с заявлением на предоставление ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и членам ее семьи, указав, что является индивидуальным предпринимателем, муж - Н. дохода не имеет. К заявлению были приложены необходимые документы, в том числе и налоговые декларации по упрощенной системе налогообложения (л.д.27,59,47,37).

На основании решений ГУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот», начиная с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности, решением от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена субсидия в размере ... руб. ... коп. на 6 месяцев в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, решением от ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп. на 6 месяцев в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, решением от ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп. на 6 месяцев в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, решением от ДД.ММ.ГГГГ на 6 месяцев в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп. (л.д. 12-16,18,28-29).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социального развития Омской области был составлен акт, в котором указано, что в ходе проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки деятельности филиала БУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» «Центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот Кировского административного округа г. Омска» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен факт предоставления семье ФИО1 в нарушение подпункта «г» пункта 8 Правил, пункта 50 Рекомендаций субсидии без доходов (л.д.135-141).

ДД.ММ.ГГГГ письмом № БУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» ФИО1 была уведомлена о том, что по итогам проведенной проверки обоснованности назначения и предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг филиалами бюджетного учреждения Министерством труда и социального развития установлен факт излишне выплаченных ей в качестве субсидий денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ. Также в письме разъяснено, что в соответствии с п. 50 Правил необоснованно полученные в качестве субсидии денежные средства в размере ... руб. ... коп. будут зачислены БУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» в счет субсидии, предоставленной ей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ... года. Возврат не зачисленных в счет текущей субсидии денежных средств в размере ... руб. ... коп. будут возращены либо путем зачисления в счет субсидии в случае предоставления на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, либо ей следовало добровольно произвести их выплату (л.д. 17).

При обращении ФИО1 в Министерство труда и социального развития по Омской области ей было указано на обоснованность удержания субсидии в связи с тем, что в соответствии с п. 50 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг индивидуальные предприниматели в перечне граждан, имеющих право на субсидию при предоставлении документов, подтверждающих отсутствие получения доходов в установленный расчетный период, не значатся. Наличие декларации с нулевыми доходами является подтверждением того, что ею не велась предпринимательская деятельность (л.д. 10-11).

Согласно сообщению ИФНС РФ по КАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный предприниматель ФИО1 применяла упрощенную систему налогообложения, за ... год - ... год предоставила декларацию по упрощенной системе налогообложения без отражения доходов и расходов.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снята с учета в ИФНС РФ по КАО г. Омска как индивидуальный предприниматель (л.д. 110).

ФИО1 в судебном заседании утверждала, что в связи с закрытием в ... году торгового рынка, на котором она осуществляла предпринимательскую деятельность, осталась без доходов. Предпринимала попытки трудоустроится, но с учетом ее возраста нигде не могла найти работу. Осуществляла уход за матерью, вдовой участника Великой Отечественной войны, а также ухаживала за внучкой, которая не могла посещать садик.

Отчитывалась в налоговой инспекции, представляя налоговые декларации о нулевых доходах.

В Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указано о том, что предприниматели должны представлять предусмотренные налоговым законодательством документы в подтверждение доходов семьи для принятия решения о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Таким образом, индивидуальные предприниматели относятся к лицам, которые имеют право на предоставление указанной субсидии. Доводы ответчиков о том, что правом на предоставление субсидии обладают лишь предприниматели, которые не получают соответствующих доходов при осуществлении ими предпринимательской деятельности, а предприниматели, которые не ведут предпринимательскую деятельность и у которых отсутствуют доходы, лишены права на субсидию, суд не может принять во внимание, т.к. они не основаны на законе.

Ссылку ответчиков на пункт 50 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг также суд считает несостоятельной, т.к. отсутствие в данном пункте в перечне лиц, имеющих право при предоставлении документов, подтверждающих отсутствие получения доходов, индивидуальных предпринимателей, по мнению суда, не свидетельствует о необоснованности принятого решения о предоставлении ФИО1 субсидии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Документы, которые обязаны представить индивидуальные предприниматели для принятия решения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечислены в пунктах 49,49.1 и 49.2 данных рекомендаций и которые ФИО1 были предоставлены в полном объеме.

Таким образом, суд приходит к выводу, что являясь индивидуальным предпринимателем и представляя декларацию по упрощенной системе налогообложения без отражения доходов и расходов ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела право на предоставление ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере ... руб.

На основании изложенного суд считает, что требования прокурора о признании незаконными решения Министерства труда и социального развития Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также действий Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» об удержании с ФИО1 денежных средств в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме ... руб. ... коп. и возложении на него обязанности произвести перерасчет указанной субсидии являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. в равных долях.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Центрального административного округа г. Омска удовлетворить в полном объеме.

Признать за ФИО1 право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным решение Министерства труда и социального развития Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в части признания необоснованности выплаченной ФИО1 субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп.

Признать незаконными действия Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» по удержанию с ФИО1 денежных средств в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Казенное учреждение Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» произвести перерасчет субсидии, предоставленной ФИО1, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Министерства труда и социального развития Омской области и Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб. 00 коп. в равных долях.

Решение может обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Валитова М.С. Решение вступило в законную силу: «29» июня 2011 года Определением Омского областного суда №33-4501/2011от 29.06.2011отменено в части с вынесением нового