ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1293/13 от 04.07.2013 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 04 июля 2013 года Ленинский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Хамди Е.В., при секретаре судебного заседания Голышеве Е.А., с участием прокурора Клячиной О.И., представителя ответчика ФИО1 по доверенности, представителя третьего лица ФИО1 по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1293/13 по иску Прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Парламент-А» об обязании устранить нарушения земельного законодательства – принять меры к оформлению права пользования земельным участком, занятым информационной стелой, содержащей сведения о реализуемых нефтепродуктах автозаправочной станции «<...>» № и ценах на них, расположенной в <...> метрах по направлению на восток от границ земельного участка с кадастровым №,

 УСТАНОВИЛ:

 В обоснование заявленных требований указано: Прокуратурой Ленинского района г.Иркутска с привлечением специалистов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области проведена проверка исполнения требований земельного законодательства при занятии и использовании земельного участка в районе автозаправочной станции «<...>» №, расположенной по адресу: г.Иркутск, <адрес>, под размещение информационной стелы, по результатам которой установлено следующее. На основании договора аренды № от ****год., заключенного между ООО «Парламент-А» и ООО «К.», эксплуатацию автозаправочной станции, расположенной по адресу: г.Иркутск, <адрес>, осуществляет ООО «К.». Согласно данным автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости, земельный участок площадью <...> кв.м., занятый автозаправочной станцией поставлен на кадастровый учет. Собственником земельного участка является ООО «Парламент-А». В ходе проверки установлено, что в <...> метрах по направлению на восток от границ земельного участка с кадастровым № на земельном участке площадью <...> кв.м., установлена информационная стела, содержащая сведения о реализуемых нефтепродуктах на автозаправочной станции «<...>» № и ценах на них. Согласно данных автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о постановке на государственный кадастровый учет, о правах на земельный участок площадью <...> кв.м., расположенный в <...> метрах по направлению на восток от границ земельного участка с кадастровым №, отсутствуют. Из объяснений генерального директора ООО «К.» от ****год. следует, что указанные выше конструкции размещены на основании разрешения, полученного от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Иркутска, выданного собственнику автозаправочной станции (ООО «Парламент-А») и заключенного договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № от ****год Размещение информационных конструкций с указанием наименования, места нахождения, режима работы юридического лица, сведений о реализуемых товарах (марках бензина, ценах на них) на территории автозаправочной станции рекламой не является и соответственно не требует согласования с органами местного самоуправления в соответствии с требованиями ФЗ от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

 В результате незаконного занятия ООО «Парламент-А» земельного участка площадью <...> кв.м., расположенного в <...> метрах по направлению на восток от границ земельного участка с кадастровым №, и его использование под размещение информационной стелы в отсутствие оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю, нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на возможность использовать земельный участок на законных основаниях, а именно, на равный доступ к покупке или аренде земельного участка. Просит суд обязать ООО «Парламент-А» освободить незаконно занятый земельный участок, площадью <...> кв.м., расположенный <...> метрах по направлению на восток от границ земельного участка с кадастровым № путем сноса информационной стелы, содержащей сведения о реализуемых нефтепродуктах автозаправочной станции «<...>» № и ценах на них.

 В ходе рассмотрения дела Прокурор Ленинского района г.Иркутска уточнил исковые требования, просил суд обязать ООО «Парламент-А» устранить нарушения земельного законодательства – принять меры к оформлению права пользования земельным участком, занятым информационной стелой, содержащей сведения о реализуемых нефтепродуктах автозаправочной станции «<...>» № и ценах на них, расположенной в <...> метрах по направлению на восток от границ земельного участка с кадастровым №.

 Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация г.Иркутска.

 В судебном заседании прокурор Клячина О.И. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Настаивала на удовлетворении иска.

 Представитель ответчика ООО «Парламент-А» ФИО1 по доверенности в судебном заседании уточненные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнительных пояснениях, просила в иске отказать. Суду пояснила, что в настоящее время ответчик оформил право пользования земельным участком под ценовой (информационной) стелой в порядке, установленном для рекламных конструкций в связи с тем, что указанная ценовая (информационная) стела содержит комплексную информацию, как рекламного, так и не рекламного характера. Ценовая (информационная) стела АЗС размещена за пределами территории АЗС, значит, не подпадает под понятие «вывеска», кроме того информационная стела на спорном земельном участке размещена на основании разрешения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Иркутска, договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Просила суд в удовлетворении требований Прокурора Ленинского района г.Иркутска отказать.

 Представитель третьего лица ООО «Квант» ФИО1 по доверенности в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями Прокурора Ленинского района г.Иркутска не согласилась, считала их не подлежащими удовлетворению, поскольку ценовая стела АЗС, расположенная на спорном земельном участке, размещена ответчиком на законных основаниях: разрешения, выданного КУМИ Администрации г.Иркутска, договора на установку и эксплуатации рекламной конструкции от ****год.

 Представитель третьего лица Администрации г.Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

 Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

 В соответствии с ч.1 ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

 В силу требований ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

 В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляют предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

 В судебном заседании установлено, что собственником земельного участка, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, г.Иркутск, <адрес>, уч. №, кадастровый № является ООО «Парламент-А», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ****год

 Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ****год, следует, что ООО «Парламент-А» зарегистрировано в качестве юридического лица ****год., основным видом деятельности которого является оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин.

 Из заключения <...> Иркутской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по <адрес> от ****год следует: по результатам проверки соблюдения земельного законодательства при использовании автозаправочных станций на территории <адрес> г.Иркутска установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: г.Иркутск, <адрес>, с кадастровым №, поставлен на государственный кадастровый учет, общей площадью <...> кв.м., категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации автозаправочной станции оборотного водоснабжения. Согласно сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕРГП) собственником земельного участка по вышеуказанному адресу является ООО «Парламент-А». Также согласно сведений ЕГРП на вышеуказанном земельном участке расположены принадлежащие на праве собственности ООО «Парламент-А» следующие объекты недвижимости: склад <...> с трубопроводом, назначение: нежилое, <...>, общая площадь <...> кв.м., инв.№, лит.<...>; здание <...>, назначение: нежилое, <...>, общая площадь <...> кв.м., инв. №, лит№. В ходе проверки установлено, что указанные объекты недвижимости используются ООО «К,», под размещение АЗС <...>. В ходе проверки установлено, что в <...> метрах по направлению на восток от границ земельного участка с кадастровым № установлена информационная стела о ценах на автозаправочной станции АЗС <...>. Указанная стела установлена на земельном участке, общей площадью <...> кв.м. В ГКН и ЕГРП сведения о постановке на государственный кадастровый учет, о правах и об ограничениях на земельный участок, расположенный в <...> метрах по направлению на восток от границ земельного участка с местоположением: <адрес>, г.Иркутск, <адрес>, с кадастровым №, отсутствуют. В случае отсутствия у ООО «К.» правоустанавливающих документов на использование земельного участка по адресу: <адрес>, г.Иркутск, <адрес>, с кадастровым № и земельного участка, расположенного в <...> метрах по направлению на восток от границ земельного участка с местоположением: <адрес>, г.Иркутск, <адрес>, с кадастровым №, под размещение информационной стелы и автозаправочной станции АЗС <...>, указанные действия будут являться нарушением требований ст.25, 26 ЗК РФ.

 Из материалов дела следует, что ****год. между ООО «Парламент-А» (арендодатель), и ООО «К.» (арендатор), заключен договор № аренды автозаправочной станции, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное владение и пользование автозаправочную станцию № (за исключением площади под магазин), расположенную по адресу: <адрес>, г.Иркутск, <адрес>, с целью использования в соответствии с правоустанавливающими документами для предпринимательской деятельности.

 Из объяснений генерального директора ООО «К.» от ****год. следует, что рекламная конструкция на спорном земельном участке размещена на основании разрешения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Иркутска, договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

 Согласно договору № на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от ****год., заключенного между Администрацией г.Иркутска и ООО «Парламент-А» (рекламораспространитель), Администрация г.Иркутска разрешает рекламораспространителю в порядке и на условиях предусмотренных настоящим договором, установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а рекламораспространитель обязуется установить, эксплуатировать рекламную конструкцию путем присоединения к объекту муниципального имущества (далее – РК) в порядке, установленном законодательством и настоящим договором, и уплачивать Администрации плату за пользование местом под установку и эксплуатацию РК.

 Характеристика РК: отдельно стоящая двусторонняя рекламная конструкция со щитом нестандартного размера. Площадь информационного поля <...> кв.м.; инвентарный номер №.; иные характеристики и сведения о РК – указатель цен. /п.<...> договора/.

 Срок действия договора с ****год. по ****год. /п.<...>./.

 Из п. <...> договора следует, Администрация г.Иркутска обязуется предоставить на срок действия разрешения на установку рекламной конструкции место под установку РК (далее – место), расположенное по адресу: г.Иркутск, <адрес> (<...>) в целях установки и эксплуатации на этом месте РК, а рекламораспространитель обязуется установить РК на месте согласно п.<...> настоящего договора и учитывая следующие требования: отдельно стоящая двусторонняя рекламная конструкция со щитом нестандартного размера, с площадью информационного поля <...> кв.м., с подсветкой (дополнительно – описание РК); выполнить на РК специальную маркировку с указанием собственника РК, инвентарного номера, указанного в разрешении на установку рекламной конструкции /п.<...> договора/.

 В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 Статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

 Исходя из п.1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

 В силу п. 1 ст. 1 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

 Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008г. № 118 "Об утверждении Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», принятым на основании ФЗ от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом урегулировании», установлены нормативы содержания вредных (загрязняющих) веществ по классам каждого из названных видов топлива.

 На основании п.31 указанного Постановления изготовители и (или) продавцы автомобильного бензина и (или) дизельного топлива обязаны указывать в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, в том числе на топливораздаточном оборудовании, наименование продукции, марку и класс автомобильного бензина или дизельного топлива, а также в кассовых чеках - класс этого бензина или дизельного топлива.

 Материалами проверки, содержащими фототаблицу, схематичный чертеж, а также заключением инспектора Управления Росреестра по Иркутской области подтверждается, что в <...> метрах по направлению на восток от границ земельного участка с кадастровым № установлена информационная стела о ценах на автозаправочной станции АЗС <...>.

 Доводы представителя ответчика о том, что указанная информационная стела носит рекламный характер и адресована неопределенному кругу лиц, а также ссылка на то, что спорная конструкция размещена на основании разрешения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Иркутска, договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не могут быть приняты судом во внимание.

 В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что указанная конструкция (стела) не содержит сведений рекламного характера и не подпадает под понятие рекламы, определенной в ст. 3 Закона «О рекламе», а доводит до потребителя информацию, обязательную для юридического лица, назначение которой с учетом специфики деятельности ответчика соответствует требованиям п.п.2 и 5 ч.2 ст. 2 Закона «О рекламе» и состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении АЗС и о ценах на бензин, поэтому спорная конструкция не может рассматриваться как наружная реклама, а является вывеской. Кроме того, договор с Администрацией г.Иркутска заключен на установку и эксплуатации рекламной конструкции, информационная стела рекламной конструкций не является. Более того, на момент рассмотрения гражданского дела срок действия договора, на который ссылался ответчик, закончился. Другой договор в суд представлен не был.

 Давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, с точки зрения достаточности и допустимости, принимая во внимание, что достаточных и достоверных доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком в суд не представлено, поэтому исковые требования Прокурора Ленинского района г.Иркутска обоснованы и подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Прокурора Ленинского района г.Иркутска удовлетворить.

 Обязать ООО «Парламент-А» устранить нарушения земельного законодательства, принять меры к оформлению права пользования земельным участком, занятым информационной стелой, содержащей сведения о реализуемых нефтепродуктах автозаправочной станции «<...>» № и ценах на них, расположенной в <...> метрах по направлению на восток от границ земельного участка с кадастровым №.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский Областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение месяца.

 Судья: Е.В. Хамди