ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1293/18 от 05.10.2018 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2-1293/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

председательствующего судьи Ребус А.В.

с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 0708.2018,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности № ** от 19.07.2018,

при секретаре Яговкиной М.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Акционерному обществу «ОТЭК» о признании неправомерным начисления за услуги горячего водоснабжения, об обязании аннулировать задолженность и произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с указанным иском к Акционерному обществу «ОТЭК», в котором просит признать неправомерными (не соответствующими действующему законодательству) произведенные АО «ОТЭК» в отношении объекта истца начисления за услугу ГВС за период с января 2018 года по март 2018 года с применением «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, содержащим Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (приказ Минстроя России от 17.03.2014 №99/пр); обязать АО «ОТЭК» аннулировать выставленную к оплате задолженность за поставленную горячую воду за период с января 2018 по март 2018 года и осуществить перерасчет в соответствии с требованиями действующего законодательства (с использованием имеющихся показаний приборов учета горячей воды либо расчетным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации для нежилых помещений, находящихся в жилом фонде). В обоснование требований указал, что ФИО3 является потребителем тепловой энергии, поставляемой АО «ОТЭК» на нужды отопления и ГВС в встроенное нежилое помещение на десятом этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по [адрес], площадью 33,7 кв.м. (художественная мастерская), в связи с чем был заключен договор № ** от 27.07.2017. В период с января по март 2018 года потребителю со стороны АО «ОТЭК» выставлена счета на оплату услуг тепловой энергии на отопление и ГВС:

- № ** от 31.01.2018 на общую сумму 3743,39 рубля,

- № ** от 28.02.2018 на общую сумму 3743,39 рубля,

- № ** от 31.03.2018 на общую сумму 3743,39 рубля.

В последующем ответчиком была произведена корректировка с выставлением новых счетов за указанный период:

- № ** от 01.05.2018 (корректировка за январь 2018 года) на общую сумму 3798, 29 рублей;

- № ** от 01.05.2018 (корректировка за февраль 2018 года) на общую сумму 3798, 29 рублей;

- № ** от 01.05.2018 (корректировка за март 2018 года) на общую сумму 3798, 29 рублей.

В связи с тем, что размер выставленных сумм значительно превысил стоимость услуг за предыдущие периоды, ФИО3 обратился в АО «ОТЭК» с заявлением, где просил произвести перерасчет задолженности за услугу ГВС за период с января по март 2018 года, исходя из показаний исправного прибора учета горячей воды, установленного на объекте, прошедшего поверку, показания которого на протяжении всего периода его установки принимались к учету иной ресурсоснабжающей организацией – АО «Северский водоканал» (для учета объема водоотведения) без каких-либо замечаний. В ходе проведения устных переговоров с сотрудниками АО «ОТЭК» было выяснено, что завышенная стоимость услуги (горячее водоснабжение) была обусловлена начислением расчетным способом, поскольку по невнимательности потребителя указанный прибор учета не был зарегистрирован в спорный период в установленном порядке в АО «ОТЭК». Данное обстоятельство истцом не оспаривается. Ответчиком в произведении перерасчета было отказано. При этом ресурсоснабжающая организация сослалась на пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исходя из содержания которых следует, что потребитель вправе требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Поскольку ввод в эксплуатацию прибора учета горячей воды на Объекте потребителя произведен в соответствии с актом от 13.03.2018, оснований для осуществления перерасчета стоимости ГВС за период до 13.03.2018 не имеется. Там же был разъяснен принцип расчета начислений услуги тепловой энергии на ГВС в спорный период:

- в соответствии с «Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, содержащими Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (приказ Минстроя России от 17.03.2014 №99/пр, расчетным способом по формуле, указанной в п. 73 названной методики:

Qгвс = Qгвс.д *Т, Гкал,

где Qгвс.д - величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение в соответствии с договором, Г кал/ч;

Т – время отчетного периода, за который принимается один календарный месяц; в отсутствие средств измерений объемов и времени потребления тепловой энергии, потребление тепловой энергии определяется исходя из круглосуточного потребления, т.е. 24 часа в сутки. Не согласившись с данным расчетом, истец повторно обратился к ответчику с просьбой произвести перерасчет в соответствии с показаниями его прибора учета, на что вновь был получен отказ. Отказывая в удовлетворении требований, ответчик указал, что ранее заключенный договор № ** от 27.07.2017 прекратил свое действие 31.12.2017 на основании ст. 416 ГК РФ (невозможность исполнения в связи с заменой единого поставщика тепловой энергии на территории г. Северска). Поскольку в спорный период новый договор в письменном виде не был заключен ответчик, при осуществлении расчетов за поставленную тепловую энергию на нужды ГВС, руководствовался абзацем 4 п.6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, где определено, что в случае отсутствия в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении в случае бездоговорного потребления (самовольного пользования). С данным расчетом истец не согласен, полагал, что с учетом фактических обстоятельств имеется возможность использовать в спорный период показания счетчика горячей воды, установленного на объекте истца, но не введенного в эксплуатацию, также не согласился с методикой расчета объема потребленной истцом в спорный период энергии только на нужды ГВС при расчетном способе его определения.

Учет тепловой энергии, теплоносителя в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ, содержащим общие положения учета тепловой энергии; Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354; Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 №776; Правилами коммерческого учета тепловой энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии. теплоносителя».

Ресурсоснабжающая организация - ответчик (далее по тексту РСО) считает правильным производить учет поставляемого коммунального ресурса на ГВС потребителю, руководствуясь положениями Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее по тексту Правила №1034), исходя из статуса Объекта энергопотребления, как нежилого помещения, а также руководствуясь положения абзаца 4 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту Правила № 354).

При этом положения абзаца 4 пункта 6 Правил № 354 являются более жесткими по отношению к собственникам нежилых помещений в многоквартирных домах, чем к собственникам жилых помещений, для которых при расчетном способе предусмотрен норматив на отопление и ГВС, и обусловлены вступлением в силу постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», обязывающего собственников нежилых помещений в многоквартирных домах заключать прямые договора ресурсоснабжения с поставщиками коммунальных ресурсов.

ФИО3, как потребитель коммунального ресурса в виде тепловой энергии на отопление и ГВС исполнил данную обязанность, между ним и АО «ОТЭК» действующим от имени РСО, осуществляющей поставку тепловой энергии потребителям Северска, был заключен договор № ** от 27.07.2017 на поставку тепловой энергии в письменном виде. Прекращение данного договора с 01.01.2018 по ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации произошло не по его вине или инициативе, а о самом факте прекращения договорных отношений с РСО, оформленных в письменном виде истец вообще узнал лишь после обращения к АО «ОТЭК» за разъяснениями по произведенным ему начислениям за спорный период.

Полагал, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для применения по отношению к нему положений абзаца 4 пункта 6 Правил № 354, представляющих собой санкцию в виде расчетного способа определения количества потребленного коммунального ресурса, предусмотренного для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования) за отсутствие действий, направленных на оформление договорных отношений между ним и РСО в письменном виде.

Осуществляя расчет отпущенной истцу тепловой энергии на нужды ГВС с применением Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Приказ Минстроя России от 17.03.2014 N2 99/пр), содержащейся в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» РСО не учтено следующее:

- порядок определения количества потребленной потребителями воды, в том числе горячей воды расчетными способами при бездоговорном потреблении (самовольном использовании) предусмотрен не только Методикой, осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Приказ Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр), содержащейся в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ о 18.11.2013 N2 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», но и Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 (пункты 14-16);

- осуществляя расчет тепловой энергии на нужды ГВС для помещения истца ресурсоснабжающая организация не учла, что применение Правил № 1034 и указанной в них Методики ограничивается объектами энергоснабжения, не находящимися в жилом фонде.

В отношении объектов, находящихся в жилых многоквартирных домах, в том числе нежилых помещений, применению подлежат Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а в случае не урегулирования ими какого-либо вопроса - Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 (далее по тексту Правила № 776).

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищным законодательством исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующего фактическое потребление прибора учета, а при его отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Использованный же ответчиком метод расчета объема потребленной истцом тепловой энергии на ГВС (произведение тепловой нагрузки на количество часов в расчетном месяце) противоречит Жилищному законодательству, в том числе Правилам № 354, Правилам № 776, приводит к завышению объемов тепловой энергии на нужды ГВС, поставленной в нежилое помещение, подлежащее оплате истцом. По общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги, исходя из расчетного способа.

На объекте теплоснабжения истца были установлены счетчики горячей и холодной воды, срок поверки которых в спорный период не истек. Однако счетчик горячей воды не был зарегистрирован в установленном порядке в АО «ОТЭК». В свою очередь, поверка указанного счетчика горячей воды была произведена истцом 16.03.2017 (за 9 месяцев до начала спорного периода) в аккредитованной организации, а регистрация этого же счетчика горячей воды (ввод в эксплуатацию) была произведена сотрудниками АО «ОТЭК» 13.03.2018, о чем был составлен соответствующий акт допуска прибора учета в эксплуатацию, тем самым ответчик сам в марте 2018 года (последний месяц спорного периода) проверил и подтвердил пригодность данного прибора учета горячей воды для расчета объема водопотребления горячей воды, зафиксировав в акте конечные показания прибора учета на момент его ввода в эксплуатацию.

Таким образом, введенный в марте 2018 года ответчиком в эксплуатацию счетчик горячей воды был исправен как на момент начала спорного периода (январь 2018 года), что подтверждается свидетельством о поверке № ** от 16.03.2017, так и по настоящее время, регистрируемые им показания горячей воды (для расчета объема водоотведения) принимались и принимаются ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку холодной воды потребителям г. Северска и принимающей сточные воды.

Таким образом, у заявителя имеются сведения об объемах потребленной им горячей воды в период с января по март 2018 года. Доказательства неисправности указанного прибора учета отсутствуют.

Полагал также, что поскольку потребителем тепловой энергии на нужды ГВС является ФИО3 как физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, коммунальный ресурс приобретался им в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, на правоотношения сторон распространяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В судебное заседание истец ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, о причинах не явки не сообщил, ходатайство об отложении не заявлял.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указал, что если РСО в случае не принятия в расчет показания имеющегося на объекте исправного прибора учета горячей воды, производит расчет объема отпущенной в нежилое помещение истца горячей воды расчетным способом, такой расчет должен производиться исключительно методами, предусмотренными Правилами № 776. Правила № 776 определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения и т.д. Исходя из положений пункта 1 статьи 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения (к числу которых относятся, в том числе и договора горячего водоснабжения) выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Учитывая сложившиеся между сторонами отношения в спорный период из методов, определенных п. 15 Правил № 776, для расчета потребленного истцом ресурса могут быть применимы лишь: 1) метод учета пропускной способности устройств и сооружений; 2) метод гарантированного объема подачи воды. Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений ограничено случаями, определенными п. 16 Правил № 776. В отношении потребителя ФИО3 истец в спорный период самовольно не подключался к сети ответчика. Отношения по поставке тепловой энергии в указанное нежилое помещение (до прихода ответчика на рынок энергоснабжения потребителей г. Северска) были оформлены в письменном виде с другими поставщиками тепловой энергии. При таких обстоятельствах отсутствует самовольное использование истцом горячей воды в спорный период, для применения пп. «а» п. 16 Правил № 776 для расчета поставленного коммунального ресурса с использованием метода учета пропускной способности устройств и сооружений. Подпункт «б» п. 16 Правил № 776 так же не может быть применим, поскольку причиной осуществления расчета объема отпущенной потребителю горячей воды со стороны РСО является не неисправность прибора учета потребителя, а формальное отсутствие сведений у РСО об установке данного прибора учета потребителем и вводе его в эксплуатацию. Ответчик мог воспользоваться в отношении истца методом учета пропускной способности устройств и сооружений лишь в порядке, предусмотренном пп. «в» пункта 16 Правил № 776, при этом он должен был направить потребителю соответствующее уведомление о необходимости установки приборов учета, либо о необходимости их ввода в эксплуатацию и начать осуществлять такой расчет не ранее, чем через 60 календарных дней с момента получения данного уведомления потребителем. Ни ответчиком, ни предыдущей РСО – АО «СХК», от имени которой действовало АО «ОТЭК» по договору № ** от 27.07.2017, прекратившим свое действие 31.12.2017, истцу не направлялось, следовательно порядок предусмотренный Правилами № 776 для применения указанного метода ответчиком не соблюден. Ответы ответчика на претензионные письма истца, свидетельствуют о том, что получив статус гарантирующего поставщика тепловой энергии на территории г. Северска, ответчик сразу, без каких-либо извещений и предупреждений, с 01.01.2018 начал производить расчет отпускаемой им тепловой энергии на нужды ГВС расчетным способом, не предусмотренным жилищным законодательством. Полагал, что единственно возможным законным расчетным способом расчета отпущенной на объект истца тепловой энергии на нужды ГВС в период с января по март 2018 года является метод гарантированного объема подачи воды. В силу подпункта «а» пункта 18 Правил № 776, при отсутствии у абонента приборов учета воды применяется метод гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения. Метод гарантированного объема подачи воды означает осуществление расчета по договору. В договоре № ** от 27.07.2017, прекратившим свое действие 31.12.2017 сторонами был согласован годовой и помесячный объем подачи тепловой энергии на ГВС. Поскольку ни качественные, ни количественные характеристики подаваемого в нежилое помещение истца коммунального ресурса изменения не претерпели, а сам договор ** от 27.07.2017 прекратил свое действие не по вине истца или его инициативе, без какого-либо его извещения со стороны АО «ОТЭК», действующей от имени РСО о необходимости заключения нового договора энергоснабжения на новый срок, истец считает возможным в спорный период, использовать в расчетах с ответчиком метод гарантированного объема подачи воды, предусмотренный подпункта «а» пункта 18 Правил № 776 с применением величин гарантированного объема подачи горячей воды, согласованного с РСО при подписании договора № ** от 27.07.2017, прекратившего свое действие. Прекращение договора № ** от 27.07.2017 с 01.01.2018 по ст. 416 ГК РФ произошло не по вине истца или его инициативе, а о самом факте прекращения договорных отношений с РСО, оформленных в письменном виде, истец вообще узнал лишь после обращения к АО «ОТЭК» за разъяснениями по произведенным ему начислениям за спорный период. Учитывая наличие между сторонами действующего до 31.12.2017 договора энергоснабжения NQ ** от 27.07.2017 в письменном виде, истец предполагал, что в спорный период (с января по март 2018 года) отношения по поставке коммунального ресурса будут регулироваться данным договором (заключенным в письменном виде). Ответчик о прекращении данного договора в связи со сменой с 01.01.2018 гарантирующего поставщика на территории г. Северска в известность истца не ставил, о необходимости заключения нового договора энергоснабжения не извещал. О такой необходимости истец, как потребитель тепловой энергии, узнал уже после произведенных ему начислений и выставления счетов на оплату в повышенном размере за спорный период. Полагал, что в данном случае имеется не добросовестное поведение ответчика, учитывая прекращение договора энергоснабжения NQ ** от 27.07.2017 по статье 416 ГК РФ по независящим от истца причинам, несвоевременное извещение истца со стороны РСО о необходимости заключения нового договора, последующее начисление РСО за услуги ГВС расчетным способом, не предусмотренным действующим законодательством для нежилых помещений, находящихся в жилом фонде. Пунктом 5 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261- ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность организации, осуществляющей снабжение энергетическим ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. Ответчик, имея договорные отношения по поставке тепловой энергии по прямому договору энергоснабжения в письменном виде до 31.12.2017, а затем фактически сложившиеся договорные отношения после 01.01.2018, действуя и добросовестно, будучи профессиональным участником рынка, обязан предупредить своего потребителя о необходимости установки прибора учета горячей воды, а так же о своем намерении в случае не установки прибора учета с 01.01.2018 производить расчет стоимости потребленного коммунального ресурса расчетным способом в повышенном размере. Кроме того, так же полагал, что после прекращения договора теплоснабжения № ** от 27.07.2017 с прежней РСО по ст. 416 ГК РФ права и обязанности, предусмотренные специальными нормами действующего законодательства, в частности предусматривающие ответственность, были аналогично процедуре расторжения договора прекращены. Договор теплоснабжения № ** от 27.07.2017 был заключен с иной ресурсоснабжающей организацией. Правопреемство между двумя ресурсоснабжающими организациями отсутствует. В новом тексте договора, направленного истцу для подписания, содержится аналогичное требование об обязании установить в трехмесячный срок приборы учета.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям указанным в письменных отзывах, где указано, что Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 21.10.2016 № 22363 АО «СХК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО), в связи с чем, с 01.01.2017 АО «СХК» осуществляло поставку тепловой энергии и теплоносителя (горячего водоснабжения) всем потребителям, включая население, расположенным на территории ЗАТО Северск, технологически присоединенным к сетям централизованного теплоснабжения. В соответствии с заключенным агентским договором от 28.04.2017 № ** АО «ОТЭК», от имени АО «СХК», осуществляло всю деятельность, связанную с теплоснабжением потребителей г. Северска. 27.07.2017 с ФИО3 был заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды № ** в нежилое помещение многоквартирного дома, площадью 33,7 кв.м, расположенное по [адрес]. В соответствии с постановление Администрации ЗАТО Северск № 1590 от 05.09.2017 статус единой теплоснабжающей организации на территории ЗАТО Северск в системе теплоснабжения [адрес] с 01.01.2018 присвоен АО «ОТЭК». Таким образом, на основании ст. 416 ГК РФ договор № ** утратил силу с 01.01.2018. В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее ­Правила № 354) поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования). Договорные отношения в период с января по март 2018 года у АО «ОТЭК» с ФИО3 отсутствовали. Правилами № 354 не установлен порядок определения объема потребления горячего водоснабжения для владельцев нежилых помещений многоквартирного дома при отсутствии индивидуального прибора учета горячего водоснабжения. Правила № 354 регламентируют порядок определения размера оплаты за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении при отсутствии индивидуального или (общего) квартирного прибора учета (п.42), что не означает что он может быть применим к владельцами нежилых помещений многоквартирного дома, при отсутствии индивидуального прибора учета горячего водоснабжения. Приказом Департамента ЖКХ и ГЖН Томкой области от 30.11.2012 № 47 норматив потребления горячего водоснабжения в многоквартирных домах установлен только для жилых помещений. В связи с тем, что определение объема потребления горячего водоснабжения для владельцев нежилых помещений многоквартирного дома, при отсутствии индивидуального прибора учета горячего водоснабжения, не установлен Правилами № 354 и жилищным законодательством, применение Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. № 776, обосновано и правомерно. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, для нежилых помещений многоквартирного дома, при наличии индивидуального прибора учета горячего водоснабжения, регламентируется Правилами № 354. Порядок допуска приборов учета в эксплуатацию установлен п.п. 80, 81 Правилам № 354, в соответствии с которыми ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Допуск прибора учета горячего водоснабжения в принадлежащем ФИО3 нежилом помещении, произведен только 13.03.2018 До указанного срока потребление горячей воды по принадлежащему ФИО3 нежилому помещению определялось расчетным методом. Документов, подтверждающих ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 13.03.2018 не предоставлено. В соответствии с п/п «в» п.16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства от 04.09.2013 № 776 (далее­ Правила № 776), при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

В соответствии с пунктом 3.3.12 договора от 27.07.2017 № **, заключенного между истцом и АО «СХК» (предыдущая единая теплоснабжающая организация до АО «ОТЭК») потребитель обязуется в трехмесячный срок, после заключения Договора произвести оснащение объекта(ов) теплопотребления прибором учета тепловой энергии теплоносителя (установить прибор(ы) учета в рамках требований ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в случае их отсутствия).

Данная обязанность истцом не исполнена надлежащим образом (прибор учета не введен в эксплуатацию). Данный факт истцом не оспаривается. Таким образом, при расчете объема ГВС подлежит применению подпункт «в» пункта 16 Правил № 776, в соответствии с которым объем ГВС составит 38,88 куб.м/месяц. Вместе с тем АО «ОТЭК» при расчете объема ГВС руководствовался СНиП 2.04.01-85 по которому объем ГВС составляет 35,778 куб.м. Определяя объем ГВС в соответствии со СНиП 2.04.01-85 не ущемляет прав истца, поскольку объем ГВС, определенный по СНиП 2.04.01-85 меньше объема, при расчете в соответствии с пп. «в» пункта 16 Правил № 776. Дополнительно пояснила, что в соответствии с актом комиссионного обследования от 13.03.2018 в помещении потребителя ФИО3 установлено две точки водоразбора. При расчете размера оплаты учитывалась одна точка разбора, что так же не ущемляет прав истца.

В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды муниципального недвижимого имущества № ** от 05.02.2008 ФИО3 передано нежилое помещение, площадью 36 кв.м., расположенное на десятом этаже жилого дома по [адрес].

Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 21.10.2016 № ** АО «СХК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с заключенным агентским договором от 28.04.2017 № ** АО «ОТЭК», от имени АО «СХК», осуществляло всю деятельность, связанную с теплоснабжением потребителей г. Северска.

Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 05.09.2017 № ** АО «ОТЭК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации. Постановление вступило в законную силу с 01.01.2018.

В соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. При таких обстоятельствах поставщиком коммунального ресурса в нежилое помещение истца с 01.01.2018 является АО «ОТЭК» и договор № ** от 27.07.2017 прекращает свое действие.

В силу требований ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно представленным в судебное заседание счетам с 01.01.2018 стоимость поставленного коммунального ресурса для нежилого помещения, используемого ФИО3 составила 3743 рубля 39 копеек ежемесячно (л.д. 28-33), а с учетом корректировки от 01.05.2018 составила 3798 рублей 29 копеек (л.д. 34-39).

Из пояснения представителя ответчика следует, что расчет стоимости поставляемого коммунального ресурса производился на основании п. 6 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила № 354), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, согласно которым поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

Правила № 354 регламентируют порядок определения размера оплаты за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении при отсутствии индивидуального или (общего) квартирного прибора учета (п.42) и не распространяются свое действии на предоставление коммунальных услуг в нежилое помещение.

Порядок определения количества потребленной потребителями воды, в том числе горячей воды расчетными способами в том числе при бездоговорном потреблении (самовольном использовании) урегулирован «Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (Далее Правила № 776).

Пункт 15 Правил № 776 предусматривает, что при расчетном способе коммерческого учета воды применяются:

а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;

б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;

в) метод гарантированного объема подачи воды;

Пунктом 16 предусмотрено применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях: а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года; б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета; в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены.

В соответствии с п. 18 Правил № 776 применение метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, используется в следующих случаях: а) при отсутствии у абонента прибора учета воды, кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящих Правил; б) если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к эксплуатации прибора учета до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.

Оценивая приведенные выше доказательства суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что в отношении ФИО3 имелось самовольное потребление воды, поскольку в соответствии с ст. 540 ГК РФ нежилое помещение, используемое ФИО3 ранее фактически было подключено в установленном порядке к присоединенной сети, о чем свидетельствует представленный договор теплоснабжения и поставки горячей воды № ** от 27.07.2017. Кроме того, суд считает не состоятельным довод ответчика о правомерности применения к нему метода пропускной способности устройств и сооружений, поскольку истцом не выполнена обязанность по установке индивидуального прибора учета. Данная обязанность была предусмотрена договором, который прекратил свое действие, и в рамках указанного договора наличие индивидуального прибора не влияло на обязанности сторон, поскольку объем поставляемого ресурса был определен договором, вне зависимости от показания индивидуального прибора учета. В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истец уведомлялся о необходимости установки приборов учета. При таких обстоятельствах оснований для применения в спорном периоде расчетного способа коммерческого учета воды методом пропускной способности устройств и сооружений в отношении нежилого помещения, используемого ФИО3, не имелось. Использование СНиПа 2.04.01-85 для расчета объема ГВС не имеет под собой правового обоснования.

ФИО3, в данном случае, как потребитель коммунального ресурса, являясь слабой стороной в договоре, выполнил свою обязанность по заключению письменного договора, по условиям которого данный договор считается продленным на прежних условиях, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении, не мог знать об изменениях условий и прекращении договора, поскольку не уведомлялся как второй стороной договора о прекращении его действия, так и новым поставщиком услуг о необходимости заключения нового договора.

В соответствии с пунктами 80, 81 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что прибор индивидуального учета ФИО3 введен в эксплуатацию только 13.03.2018, в связи чем показания данного прибора учета не могут быть использованы для перерасчета в спорный период. Довод истца о том, что показания не введенного в эксплуатацию прибора учета принимались иной организацией не может быть принят во внимание, поскольку иная организация не является участником спорных правоотношений.

Учитывая выше изложенное, суд полагает, что имеются основания для признания неправомерными произведенных АО «ОТЭК» начислений за услугу ГВС за период с января 2018 года по март 2018 года ФИО3 по нежилому помещению, расположенному по [адрес] и обязании сделать перерасчет в соответствии с нормами действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец по искам о защите прав потребителей освобожден от уплаты госпошлины размер госпошлины подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Акционерному обществу «ОТЭК» удовлетворить частично.

Признать неправомерными произведенные АО «ОТЭК» начисления за услугу ГВС за период с января 2018 года по март 2018 года ФИО3 по нежилому помещению расположенному по [адрес] с применением «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, содержащими Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (приказ Минстроя России от 17.03.2014 №99/пр).

Обязать АО «ОТЭК» аннулировать выставленную к оплате задолженность за поставленную горячую воду за период с января 2018 по март 2018 года и осуществить перерасчет в соответствии с требованиями действующего законодательства (расчетным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации для нежилых помещений, находящихся в жилом фонде).

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Акционерного общества «ОТЭК» в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий судья А.В. Ребус