ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1293/2021 от 28.04.2021 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

28 апреля 2021 года <адрес>Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:председательствующего судьи – Камыниной В.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем – Абрамовой Д.А.,

при участии представителя истца - ФИО3,

представителя ответчика – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Крымский федеральный университет им. ФИО5» о возложении обязанности совершить определенные действия, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Управления экологического надзора Центрального Крымского региона,

установил:

Симферопольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности на Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. ФИО5» (далее- ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5»):

- в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить (очистить) самовольно занятый земельный участок ориентировочной площадью 1445 кв.м, расположенный в 300 метрах северо-западнее учебно-научно-технологического животноводческого центра ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» путем очистки и вывоза размещенных на нем отходов животноводства;

- в течении четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу навозохранилище, расположенное в 300 метрах северо-западнее учебно-научно-технологического животноводческого центра ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» привести в соответствие с требованиями «СП 289.1325800.2017». Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр путем устранения разрушения конструкции навозонакопителя, повлекшее разлитие отходов животноводчества на земли сельскохозяйственного назначения.

Заявленные исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» на территории <адрес> Республики Крым. В ходе проверки, установлено, что на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) находится учебно-научно-технологический животноводческий центр ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5», которым осуществляется деятельность по разведению крупного рогатого скота. В ходе данной деятельности образуются отходы животноводства - навоз крупного рогатого скота свежий (ФККО 11211001334), включенный в Федеральный квалифицированный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федерального классифицированного каталога отходов». Накопление отходов осуществляется в специальных накопителях расположенных на расстоянии примерно 300 метров от предприятия. При этом, ответчиком допущено разрушение конструкции навозонакопителя, повлекшее разлитие отходов животноводства на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью около 1445 кв.м., что является нарушением ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 12,13,42 Земельного кодекса РФ, п.6.4.7, 6.4.9 СП 289.1325800.2017, и повлекло загрязнение почвы. По данному факту истцом вынесено представление об устранении нарушений закона, которое ответчиком не исполнено.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены согласно ст. 113 ГПК РФ, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную - окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) находится учебно-научно-технологический животноводческий центр ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5», которым осуществляется деятельность по разведению крупного рогатого скота.

В ходе указанной деятельности учебно-научно-технологического животноводческого центра ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» образуются отходы животноводства – навоз крупного рогатого скота свежий (ФККО 11211001334), включенный в Федеральный квалификационный каталог отходов, утверждённый приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» на территории <адрес> Республики Крым.

В ходе проверки установлено, что ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» осуществляет накопление отходов животноводства в специальных накоплениях, расположенных на расстоянии примерно 300 метрах от предприятия, вместе с тем, допущено разрушение конструкции навозонакопителя, повлекшие разлитие отходов животноводства на земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1445 кв.м., что является нарушением ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 12,13,42 Земельного кодекса РФ, п.6.4.7, 6.4.9 СП 289.1325800.2017, и повлекло загрязнение почвы.

По результатам лабораторных измерений выявлено превышение аммония обменного более чем в 9 раз относительно норм предельно допустимых концентраций (протокол измерений от ДД.ММ.ГГГГ-п).

Данное несанкционированное место размещения отходов животноводства не внесено в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с вышеуказанными требованиями закона. Территория, на которой размещены отходы, не оборудована сооружениями, предназначенными для их размещения, что противоречит требованиям ст. 1,12 Федерального закона №89-ФЗ, п. 2.14 указанных Правил, а также земельный участок как объект размещения отходов не включен в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Крым, утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, указанная территория площадью 1445 кв.м. не предназначена для размещения на ней отходов животноводства и является несанкционированной свалкой отходов. Вследствие чего возникло загрязнение окружающей среды (почвы), которое повлекло за собой причинение вреда Российской Федерации в лице Республики Крым как собственнику земли, а также нарушение прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, закрепленных ст.ст. 17,18,42 Конституции Российской Федерации.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Крым вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства №Прдр/20/126-20350012. В течение месяца со дня вынесения предписания принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих.

В связи с выявленными нарушениями природоохранной прокуратурой в адрес ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» ДД.ММ.ГГГГ внесен предписание, однако меры, направленные на устранение выявленных нарушений в полном объёме не приняты.

Согласно ст.12 Земельного Кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст.42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

-сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

-не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

-не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

-выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со ст.2.4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N4979-I "О ветеринарии", ветеринарные правила содержания животных устанавливают требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания.

Согласно п.11,12 Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и действующих на момент выявления нарушения (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1122) навоз на предприятиях необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории предприятия вне здания, в котором содержится крупный рогатый скот.

Для расчета емкости навозохранилища и (или) площадки для хранения и биотермического обеззараживания навоза используются нормы суточного выделения экскрементов от одной головы крупного рогатого скота.

Требования к хранению навоза установлены «СП 289.1325800.2017 Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйств Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

Согласно п.6.4.7, 6.4.9 указанных Правил, навозохранилища следует устраивать из монолитного или сборного бетона или железобетона или их комбинаций. Конструктивные решения навозохранилищ должны исключать фильтрацию навоза и навозных стоков.

Размещение отходов осуществляется на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах, шламохранилищах и т.д.) и включающих в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ст. 1 ч. 6 ст. 12 Федерального закона №89-ФЗ.

В силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона №89-ФЗ и п. 2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а также размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 кв.м. от границ городов и населенных пунктов

Следовательно, территория около 1445 кв.м. не предназначена для размещения на ней отходов животноводства и является несанкционированной свалкой отходов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о возложении обязанности на ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить (очистить) самовольно занятый земельный участок ориентировочной площадью 1445 кв.м., расположенный в 300 метрах северо-западнее учебно-научно-технологического животноводческого центра ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» путем очистки и вывоза размещенных на нем отходов животноводства; в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу навозохранилище, расположенное в 300 метрах северо-западнее учебно-научно-технологического животноводческого центра ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» привести в соответствие с требованиями «СП 289.1325800.2017». Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр путем устранения разрушения конструкции навозонакопителя, повлекшее разлитие отходов животноводства на земли сельскохозяйственного назначения.

Доводы представителя ответчика, изложенные в возражениях о необходимости увеличения срока выполнения требований прокуратуры, до одного года, учитывая план мероприятий по устранения нарушений природоохранного законодательства, договор на оказание услуг по утилизации и переработке навоза от ДД.ММ.ГГГГ, судом не принимаются во внимание, поскольку обращение прокурора с данным иском в суд вызвано необходимостью защиты конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» такой возможности.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления ответчик вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения в порядке, предусмотренном ст. 434 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,-

решил:

иск Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Крымский федеральный университет им. ФИО5» о возложении обязанности совершить определенные действия, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Управления экологического надзора Центрального Крымского региона, удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. ФИО5» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить (очистить) самовольно занятый земельный участок ориентировочной площадью 1445 кв.м, расположенный в 300 метрах северо-западнее учебно-научно-технологического животноводческого центра ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» путем очистки и вывоза размещенных на нем отходов животноводства.

Обязать Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. ФИО5» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу навозохранилище, расположенное в 300 метрах северо-западнее учебно-научно-технологического животноводческого центра ФГАОУ ВО «КФУ им. ФИО5» привести в соответствие с требованиями «СП 289.1325800.2017». Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр путем устранения разрушения конструкции навозонакопителя, повлекшее разлитие отходов животноводчества на земли сельскохозяйственного назначения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья В.Ф. Камынина

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

УИД: 91RS0-96