ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1293/2021 от 28.04.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1293/2021

УИД 44RS0001-01-2021-001494-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2021 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Архиповой В.В., при секретаре Безвух А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей» о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением к ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей» о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно: организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «...», расположенного по адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «...», расположенного по адресу: <адрес> сдачу работ по акту приемки выполненных работ в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что здание по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия федерального значения «...». Объект принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Приказом Министерства культуры РФ от <дата> «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «... (Костромская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный . Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> Объект (нежилое здание с кадастровым номером ) находится в оперативном управлении ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей». На основании распоряжения директора департамента культуры Костромской области ФИО3 о проведении плановой выездной проверки от <дата> была проведена проверка в отношении Областного государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида Костромской области», являющегося пользователем объекта культурного наследия. По результатам осуществления плановой выездной проверки был составлен акт от <дата>, установлены факты, свидетельствующие о необходимости проведения ремонтных работ для приведения здания в нормативное состояние. Выдано предписание об устранении выявленного нарушения от <дата>, согласно которому ответчику необходимо было выполнить ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия с обязательным согласованием всех работ с Госорганом, а именно: замена (ремонт) покрытия кровли, косметический ремонт цокольного этажа фасада здания, ремонт внутренних помещений (пол, потолок), замена, пришедших в неудовлетворительное состояние оконных заполнений в срок до <дата> В связи с истечением срока исполнения предписания от <дата> ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей» представили отчет об исполнении предписания, из которого следует, что предписание в установленный срок не выполнено в связи с недостаточностью финансирования по статье расходов бюджетной сметы образовательного учреждения на <дата> год, а также о необходимости перенести срок исполнения предписания с <дата> на <дата> год. На основании распоряжения Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата>-р «О проведении внеплановой выездной проверки» была проведена проверка в отношении ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей». По результатам осуществления внеплановой выездной проверки был составлен акт от <дата> были выявлены факты, свидетельствующие о необходимости проведения ремонтных работ для приведения здания в нормативное состояние, однако в связи с недостаточным финансированием учреждения срок исполнения предписания от <дата> продлен до <дата> Выдано предписание об устранении выявленного нарушения от <дата>, согласно которому необходимо выполнить ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия с обязательным согласованием всех работ с Госорганом, а именно: замена (ремонт) покрытия кровли, ремонт цокольного этажа фасада здания, ремонт внутренних помещений (пол, потолок), замена, пришедших в неудовлетворительное состояние оконных заполнений в срок до <дата> В связи с истечением срока исполнения предписания от <дата> ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей» направили письмо от <дата> в адрес Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, в котором просили продлить срок исполнения предписания до <дата> года. На основании распоряжения Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата> «О проведении внеплановой выездной проверки» была проведена проверка в отношении ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей». По результатам осуществления внеплановой выездной проверки был составлен акт от <дата>, установлено неисполнение предписания от <дата> Выдано предписание об устранении выявленного нарушения от <дата>, согласно которому необходимо выполнить ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения «...», а именно: замена (ремонт) покрытия кровли, косметический ремонт цокольного этажа фасада здания, ремонт внутренних помещений (пол, потолок), замена, пришедших в неудовлетворительное состояние оконных заполнений в срок до <дата><дата> ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей» направило информацию о результатах принятых мер по предписанию, в котором сообщило, что аукционы не состоялись, ассигнования с учреждения были сняты. Просили перенести срок исполнения предписания на <дата> год. На основании распоряжения Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата>-р «О проведении внеплановой выездной проверки» была проведена проверка в отношении ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей». По результатам осуществления внеплановой выездной проверки был составлен акт от <дата>, установлено неисполнение предписания от <дата> Выдано предписание об устранении выявленного нарушения от <дата>, согласно которому необходимо выполнить ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения «...», а именно: замена (ремонт) покрытия кровли, косметический ремонт цокольного этажа фасада здания, ремонт внутренних помещений (пол, потолок), замена, пришедших в неудовлетворительное состояние оконных заполнений в срок до <дата> Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению Объекта Инспекцией не выдалось, проектная документация не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало. Истец указал, что до настоящего времени требования по сохранению Объекта ответчиком не исполнено.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования и науки Костромской области.

В судебном заседании представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области на основании доверенности ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей» ФИО5 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей» ФИО5 требования признал в полном объеме.

Третье лицо Департамент образования и науки Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от <дата>-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от <дата> № 73-ФЗ), объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские; изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (п. 1 ст. 47.3 Федерального закона <дата> № 73-ФЗ).

Судом установлено, что здание по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия федерального значения «...» (далее – Объект).

Объект принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

Приказом Министерства культуры РФ от <дата>-р «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «... (Костромская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный .

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> Объект (нежилое здание с кадастровым номером ) находится в оперативном управлении ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей».

Согласно ст. 47.2 Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению Объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного им акта технического состояния Объекта с учетом вида данного Объекта его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования Объекта.

В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).

Пунктом 11 ст. 47.6 Федерального закона от <дата>-Ф3 установлено, что в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В силу п.п. 1 п.1 ст. 47.3 Федерального закона от <дата>-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник или иной законный владелец обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Таким образом, собственник (пользователь) принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

На основании распоряжения департамента культуры Костромской области от <дата>-р проведена проверка в отношении Областного государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат III-IV вида Костромской области», являющегося пользователем объекта культурного наследия федерального значения «...» по адресу: <адрес>.

По результатам проверки в адрес ответчика выдано предписание об устранении выявленного нарушения от <дата>, согласно которому ответчику необходимо было в срок до <дата> выполнить ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия с обязательным согласованием всех работ с Госорганом, а именно: замена (ремонт) покрытия кровли, косметический ремонт цокольного этажа фасада здания, ремонт внутренних помещений (пол, потолок); замена, пришедших в неудовлетворительное состояние оконных заполнений.

<дата> ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей» представили отчет об исполнении предписания, из которого следует, что предписание в установленный срок не выполнено в связи с недостаточностью финансирования по статье расходов бюджетной сметы образовательного учреждения на <дата> год, а также о необходимости перенести срок исполнения предписания с <дата> на <дата> год.

На основании распоряжения Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата>-р проведена проверка в отношении ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей», являющегося пользователем объекта культурного наследия федерального значения «...», распложенного по адресу: <адрес>.

По результатам осуществления внеплановой выездной проверки в адрес ответчика выдано предписание об устранении выявленного нарушения от <дата>, согласно которому необходимо выполнить ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия с обязательным согласованием всех работ с Госорганом, а именно: замена (ремонт) покрытия кровли, ремонт цокольного этажа фасада здания, ремонт внутренних помещений (пол, потолок), замена, пришедших в неудовлетворительное состояние оконных заполнений в срок до <дата>.

<дата> ответчик в адрес Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области направил письмо, в котором просили продлить срок исполнения предписания до <дата> года.

На основании распоряжения Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата>-р проведена проверка в отношении ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей», пользователя объекта культурного наследия федерального значения «...», распложенного по адресу: <адрес>.

По результатам осуществления внеплановой выездной проверки в адрес ответчика выдано предписание об устранении выявленного нарушения -ВВ от <дата>, согласно которому необходимо выполнить ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения «...», а именно: замена (ремонт) покрытия кровли, косметический ремонт цокольного этажа фасада здания, ремонт внутренних помещений (пол, потолок), замена, пришедших в неудовлетворительное состояние оконных заполнений в срок до <дата>

<дата> ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей» направило в адрес истца информацию о результатах принятых мер по предписанию, в котором сообщило, что аукционы не состоялись, ассигнования с учреждения были сняты, просили перенести срок исполнения предписания на <дата> год.

На основании распоряжения Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата>-р проведена проверка в отношении ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей», пользователя объекта культурного наследия федерального значения «...», распложенного по адресу: <адрес>.

По результатам осуществления внеплановой выездной проверки в адрес ответчика выдано предписание об устранении выявленного нарушения от <дата>, согласно которому необходимо выполнить ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения «...», а именно: замена (ремонт) покрытия кровли, косметический ремонт цокольного этажа фасада здания, ремонт внутренних помещений (пол, потолок), замена, пришедших в неудовлетворительное состояние оконных заполнений в срок до <дата>.

Судом установлено, что ответчиком предложенные мероприятия не выполнены. Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия истцом не выдавалось, проектная документация не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика исковые требования признал в полном объеме.

В соответствии с ч.1,2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч.1-3 ст.173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком, в случае, если признание иска выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска. При признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Заявление представителя ответчика о признании исковых требований приобщено судом к материалам дела, последствия признания иска представителю ответчика разъяснены.

Суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика, поскольку оно соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ч.4.1 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

При указанных обстоятельствах, требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей» о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить.

Обязать ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей» организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «...», расположенного по адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей» организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «...», расположенного по адресу: <адрес> сдачу работ по акту приемки выполненных работ в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья В.В. Архипова

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья В.В. Архипова