ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1294/2022 от 13.09.2022 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-1294/2022

УИД: 61RS0021-01-2022-002109-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2022 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Поповой О.Г.,

с участием представителей истца, ответчика

при секретаре Кистеревой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маховой М.Н., в лице представителя по доверенности Евсеева П.Н. к ООО «Родник» о признании действий ООО «Родник», выразившихся в отказе от введения в эксплуатацию приборов учета холодного водоснабжения незаконным, об обязании произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение, исходя из фактических показаний прибора учета воды, взыскании морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Махова М.Н., в лице представителя по доверенности Евсеева П.Н. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Родник» об обязании введения в эксплуатацию прибора учета холодного водоснабжения, перерасчете платы за холодное водоснабжение исходя из фактических показаний прибора учета воды, взыскании морального вреда, указывая на то, что она является собственником ? доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: . Дом подключен к системе холодного водоснабжения через присоединенную сеть, на которой в колодце, находящемся во дворе домовладения и в самом жилом доме установлены приборы учета. На момент приобретения истцом доли жилого дома водоснабжение в нем уже имелось.

В связи с истечением срока действия приборов учета истец произвела их поверку: прибор учета GRoENWRC-20, заводской , что подтверждается актом о поверке от 11.03.2022 года; прибор учета СВК 15-3-2, 13869-02, заводской , что подтверждается свидетельством о поверке от 10.07.2018 года.

С сентября 2021 года по ноябрь 2021 года начисление платы за водоснабжение производилось ответчиком по среднемесячному нормативу потребления, а с декабря 2021 года по настоящее время начисление производится по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента, в соответствии с п. 59-60 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.

На письменное обращение истца от 21.04.2022 года, о причинах начисления платы за воду по нормативам, ответчик ответил, что для этого истец должен перенести колодец с прибором учета за двор в соответствии с Правилами коммерческого учета воды и сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 года № 776.

Однако, данное требование не может быть фактически реализовано, поскольку этому препятствует газопровод.

Кроме того, истец считает отказ ООО «Родник» в ведении в эксплуатацию приборов учета воды и начисление платы за водоснабжение незаконным по следующим основаниям.

Пункт 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2013 года № 776 не содержит явно выраженного запрета на установку индивидуального прибора учета воды и сточных вод в ином месте, чем на границе эксплуатационной ответственности сторон. Действующее законодательство не возлагает на абонента обязанность обеспечить учет потребляемых энергоресурсов исключительно только в точке исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение, а именно на границе эксплуатационной ответственности, поскольку действующее законодательство в части выбора сторонами места установки прибора учета имеет диспозитивный характер.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В пп. "д" п. 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" указывается на то, что абонент обязан установить приборы учета холодной воды, сточных вод (в случае если установка прибора учета сточных вод является обязательной для абонента в соответствии с требованиями настоящих Правил) на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В силу п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (вступившего в силу с 1 января 2013 года) приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

В пункте 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776 также указано, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.

Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения и (или) централизованной системе холодного водоснабжения (далее централизованные системы водоснабжения) без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.

Абоненты и транзитные организации обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644.

Положения пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776, пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Пунктами 80, 81, 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции 06 мая 2011 года, действующей на момент установки прибора учета) предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации.

Исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред заключающийся в нравственных страданиях вызванных этими незаконными действиями и тем, что истец вынужден оплачивать коммунальные услуги в существенно завышенном размере.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. В соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участии в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

На основании изложенного истец просит признать действия ООО «Родник», выразившиеся в отказе от введения в эксплуатацию приборов учета холодного водоснабжения GRoENWRC-20, заводской номер 042422 и, СВК 15-3-2, 13869-02, заводской расположенные в колодце на территории домовладения и в помещении жилого дома незаконным. Обязать ООО «Родник» произвести абоненту Маховой М.Н. перерасчет платы за водоснабжение исходя из показаний прибора учета GRoENWRC-20, заводской с 11 марта 2022 года по настоящее время. Взыскать с ответчика ООО «Родник» в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей; расходы по оплате за услуги адвоката по составлению настоящего искового заявления в сумме 3000 рублей, расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Истец Махова М.Н. о дате и месте судебного разбирательства извещена в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждается постовым уведомлением (л.д. 60), в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

Суд в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Представитель истца по доверенности Евсеев П.Н. в судебном заседании на исковых требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивал, просил удовлетворить, кроме того пояснил, что не может в настоящее время перенести колодец с прибором учета за двор, ввиду тяжелого материального положения.

Представитель ответчика по доверенности Мандриева Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала по следующим основаниям.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 15.08.2022 г. на жилой дом по адресу: зарегистрированы права долевой собственности за М.Е.А., доля в праве 1 /8; за М.А.А., за М.С.П. доля в праве 1/8; за М.Н.Н. доля в праве 1/6.

Жилой дом расположенный по адресу: разделен на 2 квартиры и является домом блокированной застройки в соответствии с ч.2 п.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ. открыто два лицевых счета: на Евссеву В.С. и на Мизюкову С.П.

Договор на предоставление коммунальной услуги с Маховой М.Н. не заключался, предоставление услуг осуществляется конклюдентным действиям.

23.12.2020 Мизюковой С.П. подана заявка в ООО «Родник» о введении в эксплуатацию прибора учета холодной воды ВКМ-20.

28.12.2020 ООО «Родник» составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета воды ВКМ-20 №349402761, водомер расположен на грани балансовой принадлежности (центральные сети). Данный прибор учета ВКМ-20 является общедомовым в соответствии с ч.2 п.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ.

Приборы учета расположенные в домах собственников также допущены в эксплуатацию на основании актов ООО «Родник» от 28.12.2020 года.

28.12.2020 года контролерами ООО «Родник» проведена проверка прибора учета гр. Евсеевой В.С. Проверкой установлено, что прибор учета WRC-20 , расположен в колодце во дворе, о чем составлен акт. Данный прибор имеет отдельную врезку.

16 сентября 2013 года вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (далее - Правила 776).Пунктом 1 Правил № 776 определено, что Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерчески учета воды, сточных вод с использованием приборов учета соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом.

Настоящие Правила распространяются па отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

В соответствии с п. 28 Правил № 776 проектирование узла учета осуществляется па основании технических условий. Результатом проектирования узла учета является проектная документация. Абонент или транзитная организация вправе привлечь к подготовке проектной документации юридические или физические лица.

С введением в действие Правил № 776 на абонентов возлагается обязанность получать технические условия на проектирование узла учета и обеспечивать допуск узлов учета в эксплуатацию, смонтированных в соответствии с проектом узла учета.

Допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента заявки на допуск узла учета к эксплуатации (п. 34 Правил коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013г. № 776), к заявке прилагаются следующие документы: заверенная абонентом копия проектной документации на оборудование узла учета; заверенные абонентом копии паспортов па приборы учета, входящие в состав узла учета; заверенные абонентом документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета (за исключением новых приборов учета); документы, подтверждающие право лица на подписание заявки и (или) подачу заявки от имени абонента.

Согласно подпункту «б» п. 39 Правил коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013г. № 776, при допуске прибора учета проверяется соответствие узла учета соответствующей проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета, а также соответствие проектной и технической документации, техническим условиям.

Частью 2 ст. 13 Закона об энергосбережении установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетические ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила) установлено, что по истечении срока эксплуатации прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения плата коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев.

Пунктом 60 Правил установлено, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется поданным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг применением повышающего коэффициента, величина которого принимает равной 1,5.

Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, при наличии технической возможности установки таких приборов учета, согласно пункту 42 определяется по формуле 4 (1): Рi =ni x Nj x Kпов х Ткр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj- норматив потребления j-й коммунальной услуги; Kпов - повышающий коэффициент (ПК ХВ), -1,5. Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 г. N 29/49 установлены нормативы в куб.м. на 1 чел. в месяц дифференцированные по степени благоустройства жилых домов. Согласно степени благоустройства жилого дома истца норматив потребления на 1 чел. составляет 3,1 куб.м.

Согласно п. 49 Правил, если домовладение не оборудовано индивидуальными приборами учета, потребитель дополнительно к плате за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, обязан оплачивать коммунальные услуги, потребляемые им на земельном участке и в надворных постройках. Размер платы за эти коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления в соответствии с формулой 22 Приложения N 2 Правил (п. 24 Приложения N 2).

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 г. N 29/59 (в ред. постановления РСТ РО от 26.04.2013 N 10/5) установлен норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Ростовской области в размере 0,18 куб. м на 1 кв. м земельного участка в месяц на период равный пяти месяцам. Сведения о поливной площади определялись исходя из 500 кв.м. поливной площади земельного участка.

Согласно аб.2 п. 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776 (далее Правила коммерческого учета), Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

На основании изложенного, полагает начисление за услуги водоснабжения по нормативам потреблении правомерным.

Ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области зашиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Ответчик полагает, что в действиях ООО «Родник» отсутствует нарушение действующего законодательства в возникших правоотношениях.

На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, судом установлено следующее.

Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Как следует из положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Из материалов дела следует, что Маховой М.Н., на праве собственности принадлежат 1/12 жилого дома и 1/12 земельного участка, расположенных по адресу: , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.07.2013 года (л.д.13,14) и выпиской из ЕГРН от 05.08.2022 года (л.д. 47-50).

Обращаясь в суд с иском, истец указывает на то, что дом подключен к системе холодного водоснабжения через присоединенную сеть, на которой в колодце, находящемся во дворе домовладения и в самом жилом доме установлены приборы учета. На момент приобретения истцом доли жилого дома водоснабжение в нем уже имелось. В связи с истечением срока действия приборов учета истец произвела их поверку: прибор учета GRoENWRC-20, заводской , что подтверждается актом о поверке от 11.03.2022 года; прибор учета СВК 15-3-2, 13869-02, заводской , что подтверждается свидетельством о поверке от 10.07.2018 года (л.д.17-21).

С сентября 2021 года по ноябрь 2021 года начисление платы за водоснабжение производилось ответчиком по среднемесячному нормативу потребления, а с декабря 2021 года по настоящее время начисление производится по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента, в соответствии с п. 59-60 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.

Как следует из материалов дела, на письменное обращение истца от 21.04.2022 года, о причинах начисления платы за воду по нормативам, ответчик ответил, что после поступления заявления на проектирование узла учета, 11.04.2022 года ООО «Родник» произвел обследование подключения, в связи с чем, истец должен перенести колодец с прибором учета за двор в соответствии с Правилами коммерческого учета воды и сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 года № 776 (л.д.15).

Однако, данное требование не может быть фактически реализовано, так как по мнению истца, этому препятствует газопровод.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что установленный истцом прибор учета в эксплуатацию не введен в установленном законом порядке.

Согласно ответу ООО «Родник» от 27.04.2022г. за на обращение истца, у прибора учета GRoENWRC, заводской истек межповерочный интервал 20.08.2021года. После обращения истца с заявлением на проектирование узла учета, 11.04. 2022 года ООО «Родник» произвел обследование подключения, где было определено разрытие вашего колодца, для установки прибора учета. С сентября 2021 года по ноябрь 2021 года начисление платы за водоснабжение производилось по среднемесячному нормативу потребления с применением повышающего коэффциента, в соответствии с п. 59-60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29 августа 2012 г. N 39/3 установлены новые нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению. С 01.01.2020, норматив на 1 чел. составляет 7,56 куб.м., количество проживающих граждан 2.

Для перехода на расчет по прибору учета ООО «Родник» рекомендует собственнику обеспечить допуск прибора учета в порядке с установленными правилами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013г. №776 (л.д.15-16).

Согласно актам проверки учета воды от 28 декабря 2020 года у абонента Евгеевой В.С. имеются два водомера от 07.07.2018 года, который расположен в доме и 20.08.2015 года, который расположен во дворе (л.д.44-45) по адресу:

Кроме того, представителем ответчика в обоснование своих возражений был предоставлен акт обследования от 11 апреля 2022 года контролером ООО «Родник» Б. А.В. проведен текущий осмотр по адресу: , в соответствии с которым по указанному адресу центральная линия водопровода проходит под асфальтом, от асфальта до забора 4 метра, в 1 метре от забора проходит газопровод, между трубами 3,5 метра (л.д.29).

Согласно акту обследования от 25.08.2022 года, составленному с участием начальника ПТО К. И.Е., произведен текущий осмотр по адресу: , в результате обследования обнаружено, что по адресу имеются две врезки, одна общедомовая, колодец расположен в точке врезки центральной сети. Вторая врезка, прибор учета расположен в колодце во дворе. Расстояние от центральной сети до места 3,5 м. Есть возможность выноса прибора учета к центральной сети. Газовая линия является воздушной и не затрагивает точку пересечения к центральной сети (л.д.52), что также подтверждается планом сети холодного водоснабжения, в соответствии с которым установлено, что во время строительства сетей водопровода при пересечении их с другими коммуникациями, работы выполнить вручную в присутствии представителей всех заинтересованных служб (л.д.53).

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд не может согласиться с доводами истца, приведенными им в обоснование предъявленных требований о незаконности действий ответчика, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что имеется возможность установки прибора учета воды на границе балансовой принадлежности (центральные сети) в соответствии с Правилами коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 года № 776.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в иске истцу следует отказать.

Не могут быть удовлетворены требования истца и в части взыскания компенсации морального вреда и возмещении расходов, понесенных при обращении в суд с иском, поскольку судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Маховой М.Н., в лице представителя по доверенности Евсеева П.Н. к ООО «Родник» о признании действий ООО «Родник», выразившихся в отказе от введения в эксплуатацию приборов учета холодного водоснабжения незаконным, об обязании произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение, исходя из фактических показаний прибора учета воды, взыскании морального вреда, судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Г. Попова

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2022 года.