Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Краснооктябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Земсковой Т.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Астраханской таможне о восстановлении в должности, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд иском к Астраханской таможне Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы о восстановлении в должности, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований, истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Таможенных органах Российской Федерации, а с ДД.ММ.ГГГГ - в должности главного государственного таможенного инспектора (ГГТИ) отдела таможенного досмотра таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни.
Приказом начальника Астраханской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-К истец был уволен с занимаемой должности на основании на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Истец полагал, что увольнение является незаконным, поскольку при проведении сокращения численности штатов работников, ему не были предложены все вакантные должности, равно как и должности государственной службы в иных государственных органах, что, по мнению истца, свидетельствует о нарушении порядка и процедуры увольнения.
В отличие от оставленных на службе служащих истец обладает специальными навыками досмотра, полученными на службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, прошёл курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Радиационная безопасность и радиационный контроль», вследствие чего был отнесен к персоналу группы А и имеет допуск к работе с рентгеновскими установками для досмотра багажа и товаров (РУДБТ). Оставленные на службе служащие такого допуска не имеют, к работе с РУДБТ допущены быть не могут.
За годы службы в таможенных органах истец неоднократно проходил курсы повышения квалификации; имеет награды за безупречную службу и за добросовестное исполнение должностных обязанностей истцу.
Взысканий за весь период службы истец не получал.
Истец имеет на иждивении малолетнего ребенка, на содержание которого выплачивает алименты.
По мнению ФИО1 необоснованным при таких обстоятельствах является решение ответчика отдать предпочтение в оставлении на службе не истцу, а другому служащему, в частности служащим пенсионного возраста, которые в ходе планируемого присвоения должностным лицам таможенных органов специальных званий будут подлежать сокращению ввиду несоответствия законодательно установленным возрастным ограничениям.
На основании изложенного, истец просил восстановить его на работе в ранее замещаемой должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Истец ФИО1, его представитель ФИО10 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчика ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Участвующий в деле прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора, поскольку в силу ч. 3 ст. 45 ГПК РФ неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Выслушав истца, его представителя, представителей ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2).
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 73 Закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Частью 4 статьи 31 Федерального закона предусмотрено, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
По смыслу изложенных нормативных положений, в случае реорганизации государственного органа и сокращения должности гражданскому служащему, законом обеспечивается возможность продолжения службы в другой равнозначной должности в государственном органе. В этих целях представитель нанимателя государственного органа, обязан предложить гражданскому служащему, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена представителем нанимателя государственного органа, в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГФИО1 проходил службу в Таможенных органах Российской Федерации, а с ДД.ММ.ГГГГ - в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни.
Во исполнение приказа Южного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Южного таможенного управления» Астраханской таможней ДД.ММ.ГГГГ постановлен приказ № «Об организационно-штатных мероприятиях в Астраханской таможне».
В соответствии с приказом Астраханской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ из штатного расписания таможни должны были быть исключены 10 должностей главных государственных таможенных инспекторов на Астраханском таможенном посту, Красноармейском таможенном посту и таможенном посту Аэропорт Волгоград.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 был письменно уведомлен о проведении организационно – штатных мероприятиях и возможном освобождении от занимаемой должности.
Для решения спора о законности увольнения ФИО1 из органов федеральной таможенной службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) юридически значимыми, подлежащими выяснению и доказыванию с учетом содержания правоотношений сторон и основания заявленного истцом иска являлись следующие обстоятельства: предлагались ли ответчиком вакантные должности гражданской службы, соответствующие категории и группе замещаемой ФИО1 должности гражданской службы, уровню его квалификации, профессионального образования и стажу его гражданской службы, опыту работы по специальности, направлению подготовки; соглашался ли ФИО1 занять какие-либо предложенные ему вакантные должности гражданской службы или отказался от их замещения.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 были предложены вакантные должности, имеющиеся в Астраханской таможне, а именно: ГГТИ ОТОиТК Дзержинского таможенного поста, ГГТИ отдела таможенных платежей, ГГТИ ОКВОТ СТК ПВТ, ГГТИ ППВТиДЛ, ГГТИ ОТОиТК Волжского таможенного поста, ГГТИ правового отдела, ГГТИ отдела таможенного досмотра Астраханского таможенного поста.
По результатам рассмотрения предложения о переводе на вышеуказанные должности, ФИО1 выразил согласие на замещение вакантных должностей ГГТИ ОКВОТ СТК ПВТ и ГГТИ отдела таможенного досмотра Астраханского таможенного поста.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 также были предложены вакантные должности, имеющиеся в Астраханской таможне: ГГТИ отделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов и ГГТИ правового отдела, от предложенных должностей истец отказался.
Таким образом, истцу были предложены должности, соответствующие уровню его квалификации и профессионального образования. Доказательств обратному суду не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ истцом написано заявление об увольнении его в соответствии с проводимыми организационно-штатными мероприятиями и отказом от всех предложенных ему вакантных должностей.
В этой связи приказом Астраханской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-К «Об увольнении должностных лиц таможни» служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ск/12 с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь требованиями действующего законодательства регулирующего данные правоотношения, оценив в совокупности установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком были соблюдены предусмотренные законом порядок и процедура увольнения работника, так как о предстоящем расторжении трудовых отношений ФИО1 был уведомлен в двухмесячный срок, неоднократно истцу предлагались вакантные должности, занять которые истец в установленном законом порядке не пожелал.
В силу ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской федерации" для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее - должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
Разрешая вопрос о правильности определения преимущественного права оставления на должности государственной гражданской службы Астраханской таможни суд учитывает следующее.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по определению преимущественного права оставления на должности государственной гражданской службы Астраханской таможни в соответствии со ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которой были определены лица, имеющие более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Как указано выше ДД.ММ.ГГГГФИО1, были предложены вакантные должности, имеющиеся в Астраханской таможне, по результатам рассмотрения которых истец выразил согласие на замещение вакантных должностей ГГТИ ОКВОТ СТК ПВТ и ГГТИ отдела таможенного досмотра Астраханского таможенного поста.
По результатам заседания Комиссии было принято решение о переводе работника ФИО1 на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Астраханского таможенного поста.
По результатам проведенного Комиссией сравнительный анализ служебной деятельности и показателей работы ФИО6 установлено, что в сравнении с другими работниками - должностными лицами отдела таможенного досмотра у ФИО1 прослеживались более низкие результаты профессиональной служебной деятельности.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ существенных отличий от квалификации, производительности труда и показателей в сравнении с должностными лицами таможенных постов Астраханской таможни, занимавших равнозначные должности с ФИО1 не усматривается.
Однако имеется более продолжительный стаж работы должностных лиц, соответственно и как вытекающее из этого последствие - опыт работы и профессионализм больший, чем у ФИО1
Кроме производительности труда, уровня квалификации, образования, профессиональных качеств критерием оценки было наличие иждивенцев у должностных лиц.
ФИО1 замещал должность категории специалисты ведущей группы должностей.
Как следует, из материалов дела истцу предлагались вакантные должности соответственно этой категории и группы.
Нижестоящих вакантных должностей с местом дислокации <адрес> в период проведения организационно-штатных мероприятий в Астраханской таможне не имелось.
При этом, должность старший государственный таможенный инспектор отделения таможенного досмотра Красноармейского таможенного поста стала вакантной ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после увольнения истца.
Таким образом, согласно письменному заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ он отказался от всех вакантных должностей, в том числе от тех, на которых изначально планировался его перевод, и впоследствии был уволен.
Доводы истца о том, что ему должны были предложить должности государственной службы в иных государственных органах являются несостоятельными, поскольку такая обязанность у представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности государственной службы в силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ возникает только в случае отсутствия вакантных должностей в самом государственном органе, в то время в Астраханской таможне в спорный период такие должности имелись.
Доводы ФИО1 о том, что ДД.ММ.ГГГГ он сообщил о своем отказе от новой должности в телефонных переговорах начальнику отдела кадров и начальнику таможенного поста аэропорт Волгоград, правового значения не имеют, поскольку сведений о направлении ФИО1 письменных заявлений в период проведения заседания Комиссии об отказе от должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Астраханского таможенного поста, как стороной истца, так и стороной ответчика в материалы дела не представлено.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в отдел государственной службы и кадров от ФИО1 поступило заявление об увольнении по организационно-штатным мероприятиям.
Таким образом, решение об увольнении истцом было принято самостоятельно.
Возражая по доводам истца о необоснованности принятого решения об оставлении на должности государственной гражданской службы Астраханской таможни должностного лица пенсионного возраста, представители ответчика указывали, что решение о преимущественном праве оставления на государственной службе в Астраханской таможне в отношении ФИО7 было принято в силу следующих обстоятельств:
- стаж работы в таможенном органе (25 л.) больше, чем у ФИО1 (15л.);
- более высокие результаты профессиональной служебной деятельности в соответствии со служебной характеристикой, предоставленной начальником таможенного поста, в сравнении с истцом;
- имеет иждивенца, которого воспитывает и обеспечивает одна (сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющий инвалидность, студент очной формы обучения Волгоградского государственного технического университета), тогда как у ФИО1 ребенок фактически находится на воспитании и обеспечении другого родителя, истец только исполняет алиментные обязательства.
Также пояснили, что на сегодняшний день особых распоряжений ФТС ' России, Южного таможенного управления в Астраханской таможне по данному вопросу нет, поэтому пояснений на какой информации основаны предположения истца у Астраханской таможни, не имеется, в связи с чем предположения истца о том, что впоследствии должностные лица пенсионного возраста будут уволены, в связи с присвоением специальных званий и возрастными ограничениями в связи с этим, не состоятельны.
Кроме того указывали, что законодательством не установлено, что государственный служащий пенсионного возраста сокращается в первую очередь.
Таким образом данные доводы истца своего подтверждения не нашли.
Доводы ФИО1 о том, что согласие на замещение вакантных должностей Астраханского таможенного поста им дано под давлением со стороны работников ответчика, являются голословными, документально не подтверждены.
Учитывая изложенное, суд исходит из того, что при увольнении истца по указанному основанию, трудовые права ФИО1 не нарушены, так как ему неоднократно предлагались должности соответствующие его квалификационным требованиям и уровню образования, изучен вопрос о наличии/отсутствии преимущественного права оставления на работе.
Поскольку в удовлетворении основных требований отказано, отсутствуют основания для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Астраханской таможне о восстановлении в должности, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Судья Т.В. Земскова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.В. Земскова