ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1295/2012 от 05.02.2013 Енисейского районного суда (Красноярский край)

Гражданское дело № 2-93/2013

Решение

Именем Российской Федерации

город Енисейск 5 февраля 2013 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе

Председательствующего Яковенко Т.И.

при секретаре Ершовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО5 к Управлению социальной защиты населения администрации города Енисейска, Финансовому управлению администрации г. Енисейска, Енисейскому городскому Совету депутатов о взыскании денежной суммы,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском о взыскании с Управления социальной защиты населения администрации города Енисейска, Муниципального образования г. Енисейска в лице Финансового управления администрации г. Енисейска и Енисейскому совету депутатов о возобновлении выплаты ежемесячной муниципальной пенсии. Свои требования истица мотивировала тем, что с 12.07.1976 года занимала должности муниципальной службы в администрации г. Енисейска, имела необходимый для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет стаж работы, который составил 33 года. В связи с выходом на пенсию прекратила муниципальную службу и по октябрь 2010 года получала муниципальную пенсию за выслугу лет в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. В связи с занятием вновь муниципальной должности, выплата муниципальной пенсии была прекращена, а с 23.10.2012 года она работает в администрации г. Енисейска, но муниципальную должность не занимает. Решением УСЗН администрации г. Енисейска от 03.12.2012 года № 61 ей назначена доплата к государственной пенсии в размере 195,75 рублей, с размером которой она не согласна.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования уточнила, просила взыскать с УСЗН администрации г. Енисейска недоплаченную сумму муниципальной пенсии за период с 23 октября 2012 по 31 декабря 2012 года в размере 8865 рублей, из расчета ежемесячной муниципальной пенсии – 3983 рубля, и обязать ответчика с 1 января 2013 года возобновить ежемесячную выплату муниципальной пенсии за выслугу лет в указанном размере.

Ответчики и третье лицо (ГУ УПФР), уведомленные о дате и времени проведения судебного заседания, просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, что суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным. В отзыве на исковые требования УСЗН администрации г. Енисейска и представитель Енисейского городского совета депутатов указали, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона РФ №25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет. Такое пенсионное обеспечение в силу требований ст. 72 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Пенсионное обеспечение муниципального служащего на территории Красноярского края регламентируется ст. 9 Закона Красноярского края №5-1565 от 24 апреля 2008 года «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае». Согласно данной норме муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы в ряде случаев, в том числе и при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию, при переводе на другую работу после достижения пенсионного возраста. Непрерывная продолжительность муниципальной службы перед увольнением по одному из названных оснований должна составлять не менее 12 месяцев.

Размер пенсии за выслугу лет исчисляется по выбору муниципального служащего, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, исходя из месячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествовавших дню ее прекращения либо дню достижения гражданином возраста, дающего право на трудовую пенсию.

Пенсия за выслугу лет выплачивается за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования, условия и порядок предоставления муниципальному служащему права на пенсию за выслугу лет определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Из содержания п. п.3 ст. 9 Закона следует, что при этом во всех муниципальных образованиях края пенсия за выслугу лет может устанавливаться только при определенных условиях: наличии не менее 15 лет стажа муниципальной службы (а до внесения изменений Законом Красноярского края №11-5335 от 25.11. 2010 г., т.е. до 1 января 2011 года - при наличии 12.5 лет стажа у мужчин и 10 лет – у женщин); в размере не более 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности). Размер пенсии за выслугу лет может увеличиваться не более чем на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего края за каждый полный год стажа муниципальной службы, но сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов его месячного денежного содержания. Размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,8 должностного оклада по замещавшимся должностям муниципальной службы с учетом действующих на территории районного коэффициента и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях.

Размер пенсии за выслугу лет пересчитывается при увеличении в общем порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы, а также при изменении размера трудовой пенсии, исходя из которой установлен размер пенсии за выслугу лет. При этом размер пенсии за выслугу лет пересчитывается со сроков, установленных для изменения трудовой пенсии.

Из всего изложенного следует, что при перерасчете пенсии по выслуге лет ее размер может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, либо разница между пенсией по выслуге лет и пенсией по старости окажется «нулевой», что обусловлено мерами по увеличению размера пенсий по старости, выплачиваемых в РФ. В целях социальной защищенности пенсионеров в соответствии с положениями ст. 2 Закона Красноярского края от 25.11.2010 N 11-5335 "О внесении изменений в Закон края "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» в случае уменьшения размера пенсии либо в случае, когда разница станет «нулевой», пенсия за выслугу лет должна быть сохранена и подлежит выплате в прежнем объеме.

Истица фактически настаивала на возобновлении выплаты ей ежемесячной муниципальной пенсии за выслугу лет в указанном размере (в сумме 3938 рублей).

Однако, по мнению суда, в данном случае речь идет не о сохранении прежнего размера муниципальной пенсии, а о сохранении некой социальной гарантии - минимальной муниципальной пенсии, установленной в муниципальном образовании г. Енисейск в соответствии с решениями главы города, а затем и решением Енисейского городского совета.

Между тем, анализ всех редакций Закона Красноярского края №5-1565 от 24 апреля 2008 года «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» позволяет сделать вывод о том, что в него никогда не включалось понятие «минимальная муниципальная пенсия» и соответственно не определялся размер таких выплат.

Абзацем вторым п. 2.2 раздела 2 Положения о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Енисейске, утвержденного решением Енисейского городского совета депутатов №61-427 от 9 сентября 2009 года было определено, что размер пенсии за выслугу лет не может быть менее 3938 рублей, что по сути означало, что в любом случае, даже при так называемой «нулевой» разнице между пенсией по старости и пенсией по выслуге лет муниципальному служащему, имеющему право на получение муниципальной пенсии по выслуге лет, будет выплачиваться указанная сумма.

Между тем, размер муниципальной пенсии по старости на территории Красноярского края определяется в соответствии со ст. 9 Закона Красноярского края №5-1565 от 24 апреля 2008 года «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае». Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться лишь условия и порядок предоставления муниципальному служащему права на пенсию за выслугу лет. Установление на территории того или иного муниципального образования размера пенсии за выслугу лет, каких-либо доплат к ней в большем размере, чем определено краевым нормативным актом, возможно, но лишь в том случае, если муниципальное образование обладает достаточными к тому собственными финансовыми средствами.

Этот вывод суда основан на положениях ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ. Согласно данной норме органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств за исключением межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ)

Доходная часть бюджета города Енисейска на протяжении многих лет состоит из межбюджетных трансфертов, их удельный вес составляет более 70%.

Енисейский городской Совет депутатов при включении 9 сентября 2009 года в Положение о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Енисейске нормы (абзаца второго п. 2.2), установившей больший размер таких выплат, чем в целом по краю (3938 рублей), вышел за пределы своих полномочий и принял незаконное решение.

Решением Енисейского городского совета депутатов Красноярского края № 14-127 от 27.04.2011 абзац второй подпункта 2.2 пункта 2 указанного Положения исключен. Исключение из Положения нормы, позволяющей производить такие незаконные выплаты, следует рассматривать как приведение нормативного акта в соответствие с действующим краевым нормативным актом, имеющим в данном случае большую юридическую силу.

Оценка законности решения Енисейского городского совета №14-127 от 27 апреля 2011 г. дана Енисейским районным судом при рассмотрении требований ФИО2 и др. В удовлетворении требований было отказано, решение суда от 15 декабря 2011 года вступило в законную силу и в этой части для участников судебного разбирательства обладает преюдициальным значением.

В связи с изложенным, требование ФИО1 о возложении обязанности на ответчиков возобновить ежемесячную выплату муниципальной пенсии за выслугу лет в указанном размере являются необоснованными.

В судебном заседании установлено, что истица стала получателем пенсии по старости в связи с достижением пенсионного возраста, занимала должности муниципальной службы и имела необходимый на момент выхода на пенсию стаж муниципальной службы. Назначенная истице пенсия по старости превышала размер ее муниципальной пенсии за выслугу лет, в связи с чем по октябрь 2010 года истица получала муниципальную пенсию за выслугу лет в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в размере 3938 рублей. В связи с занятием вновь муниципальной должности, выплата ей муниципальной пенсии за выслугу лет с 01.11.2010 года была приостановлена. На основании заявления ФИО1 и в связи с переводом ее на не муниципальную должность, решением УСЗН администрации г. Енисейска от 03.12.2012 года № 61, с 23.10.20212 года пенсия за выслугу лет назначена ей с учетом вновь замещавшейся должности муниципальной службы в размере 195 рублей 75 коп. ежемесячно.

Прекращение выплат в прежнем размере связано только с внесением изменений в упомянутое Положение решением Енисейского городского Совета депутатов №14-127 от 27 апреля 2011 года, исключившим из п.2.2 раздела 2 Положения абзац второй.

При таких обстоятельствах продолжение незаконно установленных выплат в размере 3938 рублей ежемесячно суд считает невозможным.

В тоже время установление истице с 23.10.2012 года размера пенсии за выслугу лет с учетом вновь замещающей ею должности муниципальной службы следует признать неправильным, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации

Пенсионное обеспечение гражданских служащих в Красноярском крае регламентируется ст. 11.1 Закона Красноярского края №17-4314 от 20 декабря 2005 года «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края». Ст. 11.1 введена в данный закон 26.06.2008 года Законом Красноярского края №6-1830. Из анализа данной нормы следует, что условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим должности гражданской службы, идентичны условиям назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим должности муниципальной службы в Красноярском крае, с той лишь разницей, что лица, получавшие пенсию за выслугу лет, занимавшие должности гражданской службы, в соответствии со вторым абзацем п. 4 ст. 11.1 имели право с момента ее введения на получение минимального размера пенсии за выслугу лет, которая при всех условиях не могла быть ниже 1000 рублей.

В настоящее время в связи с принятием Закона Красноярского края №11-5337 от 25.11.2010 года данный абзац исключен из п.4 ст. 11.1, таким образом, назначение выплаты минимального размера пенсии за выслугу лет более осуществляться не может.

В то же время согласно ст.2 Закона Красноярского края №11-5337 от 25 ноября 2010 года, в случае, если в результате перерасчета размер уже назначенной и выплачиваемой пенсии за выслугу лет подлежит уменьшению (в том числе в связи с отменой минимального размера пенсии за выслугу лет) либо право на пенсию за выслугу лет утрачивается, пенсия за выслугу лет сохраняется и выплачивается в прежнем размере.

Фактически это означает, что получатели пенсии за выслугу лет из числа бывших гражданских служащих края продолжат получение данной выплаты в размере 1000 рублей в том случае, если размер их пенсии по старости превысит размер пенсии за выслугу лет.

По мнению суда, изложенные положения полностью распространяются и на получателей пенсии за выслугу лет из числа бывших муниципальных служащих, в том числе и на истицу. Исключение из Положения второго абзаца п.2.2 Положения не привело к утрате ею самого права на получение пенсии за выслугу лет.

Таким образом, с 23 октября 2012 года ФИО1 следовало сохранить выплату 1000 рублей ежемесячно.

В связи с этим выплату указанной суммы следует осуществлять вплоть до ее возможного увеличения в результате перерасчета, связанного с увеличением в общем порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы либо изменения размера трудовой пенсии по старости, исходя из которой установлен размер пенсии за выслугу лет ФИО1 При любом перерасчете получаемая ежемесячно сумма не может быть для нее менее 1000 рублей.

Выплату следует осуществлять за счет средств бюджета муниципального образования город Енисейск независимо от доли межбюджетных трансфертов.

По сведениям УСЗН администрации г. Енисейска за период с 23 октября 2012 по 31 декабря 2012 года истице выплачена пенсия за выслугу лет в сумме 56,83 руб.- за октябрь 2012 (за период с 23.10.12 по 31.10.2012), за ноябрь и декабрь 2012 – по 195,75 рублей. Так как получаемая пенсия за выслугу лет ФИО1 не может быть менее 1000 рублей, образовалась задолженность за указанный период в сумме 1775 руб. 65 коп., из которой 169,17 руб.- за октябрь 2012, по 804,25 руб. – за ноябрь и декабрь 2012 года.

Поскольку пунктом 3.4 Положения о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Енисейске обязанность по осуществлению расчетов (а следовательно и перерасчетов) выплат и самим выплатам возложена на УСЗН администрации города Енисейска взыскание задолженности в сумме 1775 руб. 67 коп. следует осуществить с указанного ответчика за счет средств бюджета муниципального образования город Енисейск. На УСЗН следует возложить обязанность по осуществлению выплат минимальной муниципальной пенсии ФИО1 в размере не менее 1000 рублей ежемесячно вплоть до ее возможного увеличения в результате перерасчета.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации города Енисейска за счет средств бюджета муниципального образования город Енисейск в пользу ФИО1 ФИО6 1775 (одну тысячу семьсот семьдесят пять) рублей 67 коп.

Обязать УСЗН администрации города Енисейска осуществлять в пользу ФИО1 ФИО7 выплату 1000 рублей ежемесячно, начиная с 1 января 2013 года за счет средств бюджета муниципального образования город Енисейск.

Выплату указанной суммы осуществлять вплоть до ее возможного увеличения в результате перерасчета, связанного с увеличением в общем порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы либо изменения размера трудовой пенсии по старости, исходя из которой установлен размер пенсии за выслугу лет.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Енисейского районного суда.

Председательствующий Т.И. Яковенко

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2013 года

Судья Т.И. Яковенко