ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1295/2111 от 11.02.2021 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2-1295/21 11 февраля 2021 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Дерябиной Ю.А.

при секретаре Тюсовой Ю.О.

с участием истца ФИО1 B.C., представителя истца ФИО3, представителей ответчика ФИО5, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело (45RS0-94) по иску ФИО1 B.C. к УФСИН России по <адрес> о перерасчете пенсии,

установил:

ФИО1 обратился в Курганский городской суд <адрес> с иском к УФСИН России по <адрес>, в котором просил назначить пенсионное обеспечение из расчета должностного оклада в размере 15 500 руб., произвести перерасчет неполученного пенсионного обеспечения за период с марта 2019 г. по день вынесения решения.

В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в ГУИН МВД России, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Федеральной службе исполнения наказаний. Общий стаж составляет 32 года 6 месяцев 15 дней. С 1 сентября является пожизненным получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы, войсках Национальной гвардии, и их семей». ДД.ММ.ГГГГ уволен с правом на пенсию с должности «начальник караула», замещаемой лицами рядового и младшего начальствующего состава в звании «старший прапорщик внутренней службы». Комиссией по установлению должностных окладов УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, был установлен должностной оклад по должности «начальник караула», замещаемой лицами среднего начальствующего состава в размере 15 500 руб. Приказ о назначении пенсионного обеспечения в судебном порядке оспорен не был.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО3, допущен по устному ходатайству, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, ссылаясь также на возражения на отзыв ответчика.

Представители ответчика УФСИН России по <адрес>ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Представители третьих лиц УФСИН России по ЯНАО, УФСИН России по ХМАО - Югре в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно материалам дела, ФИО1 B.C. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в уголовно-исполнительной системе <адрес>.

Приказом и.о. начальника ИК-18 УИН МЮ РФ по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ л/с старший прапорщик внутренней службы ФИО1 B.C. – начальник караула отдельной роты по охране завода ЖБИ ИК-18 УИН МЮ РФ по ЯНАО уволен по ст. 58 п. «в» (по выслуге срока службы, дающего права на пенсию), ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет на день увольнения составляет: в календарном исчислении 17 лет 06 месяцев 17 дней, в льготном исчислении 33 года 02 месяца 15 дней.

На основании заключения УВД ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ истцу на основании ст. 13 п. «а» Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ за выслугу 32 года в размере 1932,95 руб.

С 01.01.2012 пенсионерам УФСИН России по ЯНАО произведен перерасчет пенсии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1022 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» и приказом УФСИН России от 15.12.2011 № 733 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы» (приказ УФСИН России по ЯНАО от декабря 2011 г. № 731 «О создании комиссии», протокол заседания комиссии по пересмотру должностных окладов для перерасчета пенсий пенсионерам УФСИН России по ЯНАО с ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад установлен в размере 15500 руб.

Из показателей расчета пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ следует, что оклад по должности установлен в размере 15000 руб., что соответствует типовой должности «начальник караула», замещаемой лицами высшего, старшего и среднего начальствующего состава (п. 4 раздел I приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1022 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы»).

Решением комиссии по установлению должностных окладов пенсионерам УИС УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 B.C. с ДД.ММ.ГГГГ для назначения пенсии установлен должностной оклад по занимаемой на день увольнения должности «начальник караула», в соответствии с присвоенным специальным званием «старший прапорщик внутренней службы» (в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 приложения № 5 к приказу ФСИН России от 14.11.2013 654 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы») в размере 10 920 руб. с учетом повышения в 1.04 раза с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 № 820 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» с 01.10.2019 размер оклада пересмотрен исходя из повышения в 1,043 раза, оклад по должности «начальник караула» составил 11 390 руб.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2020 № 939 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» с 01.10.2020 размер оклада пересмотрен исходя из повышения в 1,03 раза, оклад по должности «начальник караула» составил 11 732 руб.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца составил 26307,53 руб.

Не соглашаясь с установленным размером пенсии, истец указывает, что ответчиком неверно определен размер должностного оклада, считает, что перерасчет пенсии должен быть произведен исходя из оклада в размере 15500 руб.

Согласно ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей», пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в качестве одного из оснований для пересмотра выплачиваемых пенсий военнослужащим и приравненным к ним лицам, называет увеличение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе. При этом порядок пересмотра пенсий по данному основанию определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и их семьям.

В соответствии с пп. «б» п. 9 приведенного выше Постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации (кроме указанных вподпунктах«д»и«е»настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленную из этих окладов.

На основании Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1, ст. 43 Закона дополнена частью 2, согласно которой, указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 в размере 54 процентов и, начиная с 01.01.2013, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, подлежали пересмотру с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона (ст. 8 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

Во исполнение Федерального закона от 19.06.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» с 01.01.2012 пенсионерам уголовно-исполнительной системы произведен перерасчет пенсии с учетом новых размеров денежного довольствия.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1022 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» установлено, что с 01.01.2012 оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим Постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы в уголовно-исполнительной системе.

В случае если размер пенсии, исчисленный при пересмотре пенсий с применением окладов месячного денежного содержания, установленных в соответствии с настоящим постановлением, оказывается ниже уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, проходившим службу в уголовно-исполнительной системе, и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1января 2012г., таким гражданам и членам их семей сохраняется пенсионное обеспечение на прежнем уровне до приобретения ими права на пенсию в более высоком размере (п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1022).

Согласно нормам указанного выше Постановления размеры месячных окладов по типовым и нетиповым должностям устанавливаются в соответствии с замещаемой должностью сотрудника уголовно-исполнительной системы и в соответствии с присвоенным специальным званием.

Приказ ФСИН Российской Федерации от 15.12.2011 № 773 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы» устанавливает оклады для сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Правила исчисления пенсий, применяемые с 01.01.2012, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу и службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и направлены на увеличение размеров указанных пенсий (Определение Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 № 2177-О).

В соответствии со ст. 6 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, присваиваются специальные звания: пункт «А» «рядовой состав»: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции; пункт «Б» «младший начальствующий состав»: от младшего сержанта до старшего прапорщика; пункт «В» «средний начальствующий состав»: от младшего лейтенанта до капитана; пункт «Г» «старший начальствующий состав»: от майора до полковника; пункт «Д» «высший начальствующий состав»: от генерал-майора до генерал-полковника.

Приказом Минюста России от 15.08.2007 № 163 «Об утверждении перечней должностей начальствующего состава, замещаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы в исправительных, лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, и соответствующих этим должностям специальных званий» в соответствии с приложением № 1 п. 30 введена должность начальника караула среднего начальствующего состава - капитан внутренней службы.

На основании данного приказа, приказом ФСИН России от 24.03.2008 № 171 «О внесении изменений в приказ ФСИН России от 19.05.2005 № 368» внесены изменения в графу 2 п. 17 приложения № 6, а именно данный пункт дополнен словами «начальник караула».

Согласно подпункту 17 Приложения № 6 «Должностные оклады сотрудников исправительных колоний (объединений), лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы» к указанному выше приказу ФСИН России от 19.05.2005 № 368 «Об установлении должностных окладов сотрудникам территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» по должности «начальник караула», замещаемой лицами среднего начальствующего состава, был предусмотрен оклад в размере 1 635 руб. (с учетом предусмотренных законодательством увеличений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оклад составил 3 139 руб.; на ДД.ММ.ГГГГ – 3 406 руб.; на ДД.ММ.ГГГГ – 3 628 руб.).

Согласно письменным материалам дела, на дату увольнения со службы ФИО1 замещал должность – начальник караула, имея специальное звание младшего начальствующего состава – старший прапорщик внутренней службы, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ размер его пенсии должен был быть определен в соответствии с окладом по этой должности (10500 руб.), а не из оклада по должности «начальник караула» – «капитан внутренней службы», установленной для среднего начальствующего состава.

Таким образом, требования истца о назначении ему пенсии, исходя из оклада по должности, установленной для среднего начальствующего состава, являются необоснованными, поскольку такую должность ФИО1 не занимал. Должность, с которой он был уволен, была отнесена к нетиповым должностям, установленным для младшего начальствующего состава, и размер его пенсии был определен УФСИН России по <адрес> в соответствии с окладом по этой должности.

С 01.01.2012 оклады месячного денежного содержания, которые применялись в целях назначения, пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, установлены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1022 «Об окладах месячного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы», кроме того, указанным постановлением Директору Федеральной службы исполнения наказаний предписано установить размеры месячных окладов в соответствии с замещаемыми должностями по другим (нетиповым) штатным должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы применительно к размерам окладов по типовым должностям, поэтому приказом ФСИН России от 15.12.2011 № 773 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы» установлены и размеры месячных окладов по нетиповым должностям, замещаемым лицами рядового состава и младшего начальствующего состава, в том числе и окладначальника караулав размере10 500руб., из которого истцу и произведен расчет пенсии.

Исходя из изложенного, расчет пенсии истца ответчиком произведен в соответствии с действующим законодательством, поэтому оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не имеется.

Доводы истца, изложенные в возражениях на отзыв, судом во внимание не принимаются, поскольку основаны на ошибочном толковании норма материального права. С ДД.ММ.ГГГГ произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленное на значительное увеличение получаемого ими оклада месячного денежного содержания, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предусматривающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий.

Возможность устранения обнаруженных ошибок, допущенных при назначении пенсии за выслугу лет, предусмотрена ст. 62 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4458-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Учитывая, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий и исчислении их размеров тех или иных ошибок исключить невозможно, предусмотренная законом возможность исправления таких ошибок, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14.01.2016 № 1-П, призвана обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.

Кроме того, исправление ошибки при исчислении пенсии по выслуге лет, не повлекло прекращение ее выплаты.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 к УФСИН России по <адрес> о перерасчете пенсии удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к УФСИН России по <адрес> о перерасчете пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца через Курганский городской суд со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Ю.А. Дерябина