ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1296/13 от 24.06.2013 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Дело №2-1296/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2013 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретаре Козловской А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел» о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к МУК «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел», просил признать незаконным бездействие ответчика в части непринятия мер по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и обязать ответчика в течении 08 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать крыльцо на входах в административные здания «Межпоселенческой централизованной клубной системе «Факел», расположенные по в п.Озеро Тагарское Минусинского района по ул.Юбилейная, д.16, в п. Прихолмье Минусинского района по ул.Зеленая, д.19, в с.Тесь Минусинского района по ул.Мира, 14 и в с.Жерлык Минусинского района по ул.Школьная, 2 пандусом и поручнями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры в соответствии с п. 3.29.-3.33 СНиП (Строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения). Свои требования мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ на территориях п.Озеро Тагарское, п. Прихолмье, с.Тесь и с.Жерлык Минусинского района. В ходе проведенной проверки установлено, что вышеуказанные административные здания клубов являются собственностью муниципального образования Минусинский район и на основании договора переданы в оперативное управление и хозяйственное ведение ответчику. В соответствии с договором ответчик обязан производить текущий ремонт, восстановление имущества, закрепленного договором, финансирование работ осуществляемого в пределах утвержденной сметы учреждения. При обустройстве указанных объектов социальной инфраструктуры ответчик не принял мер по реконструкции крылец зданий, в виде обустройства пандусом и поручнями, что препятствует доступу лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, пользующимися креслами-колясками, в эти административные здания к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются их права и законные интересы.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Минусинского района, гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.

В связи с отказом прокурора от иска определением суда производство по гражданскому делу в части исковых требований о возложении на МУК «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел» обязанности по оборудованию специальными сооружениями дома культуры в п.Прихолмье и с.Жерлык Минусинского района прекращено.

В судебном заседании прокурор Оловникова Г.А. от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности по оборудованию специальными сооружениями дома культуры в п.Прихолмье и с.Жерлык Минусинского района отказалась, в связи с чем определением суда производство по делу в этой части было прекращено. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МУК «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел» ФИО1, действующая на основании доверенности ( л.д.47), исковые требования признала в полном объеме, указанные прокурором обстоятельства отсутствия у зданий домов культуры (клубов) в п.Озеро Тагарское и дома культуры в с.Тесь Минусинского района пандусов и поручней не оспорила, пояснив, что выполнить требования в добровольном порядке они не имеют возможности из-за отсутствия финансирования на эти цели.

Представитель соответчика администрации Минусинского района ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д.51) с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что здания домов культуры (клубов) в п.Озеро Тагарское и с. Тесь Минусинского района переданы администрацией Минусинского района в оперативное управление МУК «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел» и находятся в хозяйственном ведении этого учреждения, в связи с этим обязанность по выполнению требуемых работ должна быть возложена на него.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на основании договоров передачи в оперативное управление муниципального имущества МУК «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел» владеет на праве оперативного управления нежилыми зданиями сельских домов культуры (клубов), расположенных по адресу: <...> площадью 181,30 кв.м. и <...> площадью 255,8 кв.м., при этом указанные здания на входе не оборудованы пологими спусками (пандусами), обеспечивающий беспрепятственный доступ в них лиц с ограниченными возможностями.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями участников судебного заседания, договором передачи в оперативное управление муниципального имущества № 61/04 от 04.11.2010г., актом приема передачи имущества от 04.11.2010г, договором передачи в оперативное управление муниципального имущества № 51/04 от 02.07.2007г., актом приема-передачи к нему от 02.07.2007г., актами проверок от 20.11.2012г.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

На основании п.3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004г. ( в ред от 05.04.2013г.), законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями (к которым относятся инвалиды, маломобильные группы населения, люди преклонного возраста и др.) к объектам инфраструктуры, а также взаимодействие участников процесса и области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры определен Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73 «Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Строительные нормы и Правила (СНиП) 35-01-2001 является основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Пунктом 3.13, 3.14 указанных норм и правил, установлено, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.

В пунктах 3.29-3.33 содержатся технические требования к установке пандусов.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, признание ответчиком МУК «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел» заявленных требований, а также то, что до настоящего времени указанные истцом нарушения ответчиком не устранены, суд приходит к выводу о незаконности бездействия этого ответчика и необходимости возложения на него в судебном порядке обязанности по обустройству зданий домов культуры (клубов) в п.Озеро Тагарское и с.Тесь специальными сооружениями – пандусами, обеспечивающими свободный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в эти здания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с пунктами 3.29 - 3.33. СНиП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» оборудовать специальными сооружениями - пандусами и поручнями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения крыльцо на входе в здания домов культуры (клубов), расположенных по адресам:

- <...>;

- <...>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 12.07.2013г.