К делу № 2-1296/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 18 сентября 2014 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - Кравченко Т.Н.,
при секретаре - Чечельницкой И.С.,
с участием заявителя - ФИО1,
его представителя - ФИО2 по доверенности от 24 октября 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на отказ Отдела № 24 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю в принятии исполнительного листа и возбуждении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с жалобой и просит признать незаконным решение от 01.09.2014 года Отдела № 24 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю о возврате исполнительного документа, обязать устранить данное нарушение.
Жалоба обоснована тем, что 29 августа 2014 года он обратился в Отдел № 24 УФК по КК с заявлением о принятии для исполнения исполнительного документа – исполнительного листа серия ВС № 0301687744, выданного 04 августа 2014 года Гулькевичским районным судом, о взыскании с Министерства Финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу ФИО1 в возмещение материального ущерба 210 рублей, с приложением документов. 01 сентября 2014 года за № 1824-24/91 отдел № 24 УФК по КК возвратил ему исполнительный лист вместе с другими документами без исполнения, рекомендовал направить документы для взыскания в Министерство финансов Российской Федерации (109097, <...>). К ответу было приложено уведомление о возвращении исполнительного документа, имеющее аналогичный исходящий номер № 1824-24/91, датированное 01.09.2014 года. В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ-59 от 02.05.2006 года письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Это требование Закона было отделом № 24 УФК по КК нарушено. Почтовые расходы на отправку письма в Москву составят сумму, присужденную ему судом. Считает, что имеет место нарушение его прав как взыскателя. Им сдан исполнительный лист с приложением всех необходимых документов в отдел УФК РФ, находящийся по месту его жительства, на который возложена государственная функция организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета. Приказом Минфина РФ от 22 сентября 2008 года №99н утвержден административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, в ст. 15 которого исчерпывающим образом указаны основания к возврату исполнительного документа со всеми поступившими приложениями (за исключением заявления взыскателя) без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата при наличии следующих оснований: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 18 настоящего Регламента; несоответствие представленных документов требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и ФЗ "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Ответ от 01.09.2014 года не содержит указания причины возврата, предусмотренной в исчерпывающем списке таких оснований в данном административном регламенте. Ему не известно, в каком органе федерального казначейства имеются открытые лицевые счета должника. Обжалуемый ответ - отказ в принятии также в нарушение административного регламента такой информации не содержит.
В судебном заседании заявитель ФИО1 свои требования поддержал по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заявителя ФИО2 требования жалобы ФИО1 поддержал по изложенным в ней доводам. Пояснил суду, что отказом ФИО1 в принятии исполнительного листа нарушены Административный регламент и Бюджетный Кодекс Российской Федерации, где указаны основания к возврату исполнительного листа. Ни одного из указанных оснований в отказе ФИО1 не указано. Отдел №24 является структурным подразделением Министерства финансов РФ и ФИО1 был вправе обратиться с обращением по месту своего жительства в Отдел №24 УФК по Краснодарскому краю.
Представитель Отдела № 24 УФК по КК надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в своем сообщении просил дело рассмотреть в отсутствии представителя, против требований жалобы возражал.
Суд, выслушав заявителя, его представителя, изучив материалы дела, находит, что жалоба ФИО1 не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно части 2 указанной нормы условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.В судебном заседании установлено, что 29 августа 2014 года ФИО1 обратился в Отдел № 24 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю с заявлением о принятии для исполнения исполнительного документа (исполнительного листа серия ВС № 0301687744, выданного 04 августа 2014 года Гулькевичским районным судом) о взыскании с Министерства Финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу ФИО1 в возмещение материального ущерба 210 рублей.
Уведомлением № 1824-24/91 от 01 сентября 2014 года исполнительный лист с приложенными к нему документами возвращен ФИО1 со ссылкой на п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявителю рекомендовано направить документы для взыскания в Министерство финансов Российской Федерации (109097, <...>).
ФИО1 обжалует указанное уведомление, полагая, что оно не соответствует законодательству.
В силу п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации (глава 24.1) установлено два порядка исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
1) статьями 165 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Минфин России возложена обязанность по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации. Исполнительные документы направляются в Минфин России;
2) статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность Минфина России по исполнению судебных актов по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, находящегося в ведении Минфина России. Исполнительные документы направляются в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, направление исполнительного листа по взысканию средств бюджетов бюджетной системы возможно либо в Минфин РФ либо в ОФК по месту открытия лицевого счета должника. Направление исполнительных документов в ОФК по месту жительства взыскателя не предусмотрено.
Довод заявителя о том, что почтовые расходы на отправку исполнительного листа с документами в Москву превысят взыскиваемую сумму, не может служить основанием для признании незаконным отказа Отдела 24 УФК по КК в принятии исполнительного документа к производству.
Довод заявителя о том, что на основании п. 3 ст. 8 ФЗ-59 от 02.05.2006 года Отдел 24 УФК по КК должен был направить его письменное обращение, как содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, суд считает несостоятельным, поскольку в силу ст. 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Порядок рассмотрения заявлений о возбуждении исполнительного производства установлен Бюджетным кодексом РФ, в связи с чем нормы Федерального закона № 59-ФЗ не применяются.
Ссылка заявителя на Административный регламент также несостоятельна, поскольку заявителю отказано по основанию, предусмотренному Бюджетным кодексом РФ, то есть нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу, положениям которого должны соответствовать положения всех иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы исполнения бюджета.
Указание заявителем на аналогичные исходящий номер и дату уведомления и письма не имеет правового значения, поскольку данная аналогичность никоим образом прав заявителя не нарушает.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказ Отдела № 24 УФК по КК ФИО1 в принятии исполнительного листа и возбуждении исполнительного производства соответствует требованиям законодательства, оснований для признания его незаконным не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы ФИО1 на отказ Отдела № 24 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю в принятии исполнительного листа серия ВС № 0301687744, выданного 04 августа 2014 года Гулькевичским районным судом, о взыскании с Министерства Финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу ФИО1 в возмещение материального ущерба 210 рублей, и возбуждении исполнительного производства, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий