Дело № 2-1296/17
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего судьи Грудиной Ю.Ю.,
с участием истца Степнова В.А.,
представителя истца Степновой Н.В.,
представителя третьего лица Черновой А.Г.,
при секретаре Васильевой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степнова Имя Отчество к администрации Свердловского района г. Красноярска, администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, Департаменту городского хозяйства администрации г.Красноярска о признании недвижимого имущества бесхозяйным, постановке на учет бесхозяйного имущества, признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Степнов В.А. обратился в суд с указанным иском РФ, просит признать недвижимое имущество- мост через реку Базаиха в районе второй переправы в СНТ «Мраморный карьер» г. Красноярск, ул. Базайская, 373 бесхозяйным; обязать ответчиков зарегистрировать в Управлении Росреестра по Красноярскому краю бесхозяйное недвижимое имущество - сооружение (мост) через реку Базаиха в районе второй переправы в СНТ «Мраморный карьер» г. Красноярск, ул. Базайская, 373; признать незаконным бездействия администрации г. Красноярска, администрации Свердловского района г. Красноярска, обязать администрацию г. Красноярска, администрацию Свердловского района г. Красноярска произвести капитальный ремонт моста.
Требования мотивированы тем, что истец зарегистрирован и проживает в частном доме, расположенном в СНТ «Мраморный карьер» г.Красноярска. Дорога к его дому проходит по федеральной границе, через реку Базаиха. Переправой через реку является бесхозный мост, которому требуется капитальный ремонт. На неоднократные обращения истца к ответчикам с вопросом о ремонте моста, последние бездействуют. Ссылаясь на то, что ему и его семье ежедневно приходится пользоваться мостом, который подлежит капитальному ремонту, истец просит признать незаконным бездействие ответчика, возложить на ответчика обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, обязать произвести капитальный ремонт.
Истец Степнов В.А. и его представитель Степнова Н.В. (по устному ходатайству) в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Красноярскому краю Чернова А.Г. (доверенность от 16.12.2016г. №70-55/114) в судебном заседании суду пояснила, что право собственности на мост не зарегистрировано, в числе бесхозяйного имущества не значится.
Представители ответчиков – администрация Свердловского района г. Красноярска, Департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска Углов А.А. (доверенность от 20.04.2017г. №04-2802) в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором просил в исковых требованиях к администрации г. Красноярска отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Чихачева А.Г (доверенность от 27.12.2016г. №151) в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена своевременно и надлежащим образом, представила отзыв на иск, в котором просила в исковых требованиях отказать в полном объеме (л.д.48, л.д.49).
Представитель третьего лица Службы строительного надзора и жилищного контроля в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте слушания дела был извещен своевременно и надлежащим образом,
С согласия истца дело рассмотрено в отсутствие ответчиков в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее - заявление):
органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований…
В силу пункта 6 указанного Порядка, обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532.
В ходе судебного разбирательства установлено наличие на территории Свердловского района г. Красноярска моста через реку Базаиха в СНТ «Мраморный карьер» в районе домов №1-25 по ул. Базайская,373.
Указанное сооружение (мост) в реестре муниципальной собственности, системе АИС СПД «Учет бесхозяйных объектов» не числится, в реестре оперативного управления объектов МКУ «УДИБ» данный объект не значится. Информация об иных балансодержателях объекта отсутствует.
По результатам осмотра установлено, что указанное сооружение (мост) не пригоден для эксплуатации, что подтверждается представленным стороной истца заключением специалиста ФИО8
Работы по оформлению объекта в муниципальную собственность Департаментом муниципального имущества и земельных отношения администрации г. Красноярска не проводятся ввиду того, что в соответствии с Регламентом взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них прав муниципальной собственности, утвержденным распоряжением администрации города от 25.05.2011 года №510-ж, принятие решения о целесообразности оформления объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность относится к компетенции Департамента городского хозяйства.
Поскольку указанное имущество расположено в административных границах муниципального образования г. Красноярск, то обязанность по принятию необходимых мер по его постановке на учет и оформлению в муниципальную собственность в силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 возложена непосредственно на орган местного самоуправления в порядке, прямо предусмотренном законом.
В целях реализации возложенных на орган местного самоуправления обязанностей распоряжением администрацией г. Красноярска от 25.05.2011 года № 510-ж утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности.
Исходя из данного Регламента выявление объектов бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска, администрациями районов в городе, юридическими и физическими лицами (п. 1.3).
Так, в силу п. 2.1 Регламента департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска выполняет обязанности по проверке наличия (отсутствия) объекта в Реестре муниципальной собственности, регистрации на него права муниципальной собственности, факта отсутствия (наличия) объекта в автоматизированной информационной системе Система подготовки данных «Учет бесхозяйных объектов", по направлению заявления с сопроводительным письмом в департамент городского хозяйства администрации города Красноярска для составления акта технического состояния объекта Межведомственной комиссией по приемке объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность с заключением о технологической связанности объекта с объектами муниципальной собственности или гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения города, теплосетевых организаций или единой теплоснабжающей организации для централизованной системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, организации, осуществляющей эксплуатацию объектов электроэнергетики, а также заключения о целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность, по уведомлению заявителя о результатах рассмотрения заявления, по оформлению технической инвентаризации объекта (при ее отсутствии), по направлению запросов в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия Объекта на учет в качестве бесхозяйного.
В силу п. 2.2 Регламента департамент городского хозяйства администрации города осуществляет следующие действия по направлению запросов в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города о наличии, отсутствии Объекта в РМС, в автоматизированной информационной системе Система подготовки данных "Учет бесхозяйных объектов", по направлению соответствующих запросов в Организации о наличии технологической связанности Объекта с объектами муниципальной собственности или объектами Организации, по направлению в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города акт технического состояния Объекта, составленный Межведомственной комиссией, заключения о целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность либо в собственность Организации, а также копию заявления для осуществления дальнейших действий по принятию Объекта на учет в качестве бесхозяйного, по передаче на обслуживание Объекта Организации согласно технологической связанности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 2.3 Регламента межведомственная комиссия проводит обследование Объекта и составляет акт технического состояния Объекта с заключением о технологической связанности Объекта с объектами Организации либо объектами муниципальной собственности; направляет указанные документы в департамент городского хозяйства администрации города для принятия решения о целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность либо в собственность Организации.
При рассмотрении дела по существу представителями органа местного самоуправления не представлено суду доказательств, свидетельствующих о принятии в лице уполномоченных распоряжением от 25.05.2011 года № 510-ж органов каких-либо необходимых и достаточных мер, направленных на постановку выявленного бесхозяйного объекта на учет в Управление Росреестра по Красноярскому краю.
Непринятие своевременных мер влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность использования автодорожной инфраструктуры города.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет моста через реку Базаиха в районе второй переправы в СНТ «Мраморный карьер» как бесхозяйной недвижимой вещи должна быть возложена на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
При таких обстоятельствах, требования Степнова В.А. о возложении на органы местного самоуправления обязанности по принятию мер для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества – сооружение: мост через реку Базаиха в СНТ «Мраморный карьер» в районе домов №1-25 по ул. Базайская, 373, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем ни статья 225 ГК РФ, ни Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года N 931 не устанавливают обязанность органов местного самоуправления содержать и производить ремонт (включая капитальный ремонт) бесхозяйных недвижимых вещей.
Само по себе возложение на орган местного самоуправления обязанности по подаче в регистрирующий орган заявления о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – сооружения (моста) не означает автоматического признания права муниципальной собственности на эти объекты и не означает возникновения у органа местного самоуправления обязанности по обеспечению безопасности этих объектов без одновременной передачи необходимых полномочий и денежных средств для проведения их капитального ремонта со стороны субъекта Российской Федерации.
Фактически обращение в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии сооружения (моста) на учет как бесхозяйного имущества направлено на создание информационной базы по данным объектам, необходимой для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях получения им необходимых субсидий и обеспечения ими безопасности данных гидротехнических сооружений.
Обязанность по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет моста через реку Базаиха в районе второй переправы в СНТ «Мраморный карьер» как бесхозяйной недвижимой вещи судом возложена на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Учитывая изложенное, требования о признании незаконным бездействия администрации г. Красноярска, администрации Свердловского района г. Красноярска, возложении на них обязанности произвести капитальный ремонт моста удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, ст.233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Степнова Имя Отчество к администрации Свердловского района г. Красноярска, администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, Департаменту городского хозяйства администрации г.Красноярска о признании недвижимого имущества бесхозяйным, постановке на учет бесхозяйного имущества, признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия,- удовлетворить частично.
Обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска зарегистрировать в Управлении Росреестра по Красноярскому краю бесхозяйное недвижимое имущество – сооружение: мост через реку Базаиха в СНТ «Мраморный карьер» в районе домов №1-25 по ул. Базайская, 373 г.Красноярска в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части исковые требования Степнова В.А. оставить без удовлетворения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 мая 2017 года.
Председательствующий Ю.Ю. Грудина