Дело № 2-1296/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 13 ноября 2017 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Акуловой О.В.,
при секретаре Аркатовой М.А.
с участием помощника прокурора Любинского района Никульшиной Е.В.,
представителя ООО «Исток» Паксюткина Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ООО «Исток» в части ненадлежащего исполнения мероприятий по снижению сброса загрязняющих веществ в <адрес>, обязании ООО «Исток» обеспечить до утвержденных нормативов допустимых сбросов очистку сбрасываемых сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ООО «Исток» в части ненадлежащего исполнения мероприятий по снижению сброса загрязняющих веществ в <адрес>, возложении обязанности на ООО «Исток» обеспечить до утвержденных нормативов допустимых сбросов очистку сбрасываемых сточных вод путём оборудования сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта, и ввода их в эксплуатацию, указав следующее. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в ходе деятельности ООО «Исток» ежегодно и систематически наносится вред водному объекту <адрес>, чем создаётся угроза экологической обстановке. Конкретные мероприятия для снижения сброса загрязняющих веществ в <адрес> ООО «Исток» не проводятся, что свидетельствует об отсутствии у ООО «Исток» очистных сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнений. Просит признать бездействие ООО «Исток» в части надлежащего исполнения мероприятий по снижению сброса загрязняющих веществ в <адрес> незаконным, обязать ООО «Исток» обеспечить до утвержденных нормативов допустимых сбросов очистку сточных вод, сбрасываемых в <адрес> на 12 км. от устья в р.<адрес>, путём оборудования ООО «Исток» сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с положениями ст. 65 Водного кодекса РФ, и ввода их в эксплуатацию; взыскать с ООО «Исток» государственную пошлину.
В ходе рассмотрения данного дела истец уточнил свои исковые требования. Просит признать бездействие ООО «Исток» в части надлежащего исполнения мероприятий по снижению сброса загрязняющих веществ в <адрес> незаконным; обязать ООО «Исток» прекратить сброс вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в <адрес> с превышением норм предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и указанных в разрешении на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № от ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить очистку сбрасываемых в <адрес> сточных вод до установленного вышеуказанными нормативами уровня; взыскать с ООО «Исток» государственную пошлину.
В судебном заседании помощник прокурора Любинской района Омской области Никульшина Е.В. (по доверенности) поддержала уточненные требования Омского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме по тем же основаниям.
Представитель ООО «Исток» - директор Паксюткин Ю.М. суду показал следующее. ООО «Исток» принимает меры по недопущению сброса вредных веществ в водный объект <адрес>. Проведена прокладка с заменой материала (металл на ПНД) нового коллектора от КНС-1 до нефтеловушек и жироловушек и до места сброса в водный объект. Согласно графику, разработанному предприятием, очистка нефтеловушек и жироловушек проводилась ежемесячно, но в связи с превышением лимита сброса вредных веществ в водный объект – нефтепродуктов, взвешенных веществ, СПАВ, аммоний-иона, железа, меди, цинка, установки по очистке сточных вод очищаются два раза в месяц. По полученному технико-коммерческому предложению на канализационные очистные сооружения (КОС), стоимость их строительства составляет <данные изъяты> руб. Учитывая, что доход ООО «Исток» за ДД.ММ.ГГГГ год составил <данные изъяты> руб., строительство очистных сооружений за счёт предприятия не представляется возможным. При этом, Администрацией Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области предложено строительство очистных сооружений внести в паспорт программы «Комплексное развитие моногорода Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области». Однако Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области пояснило, что согласно Закону Омской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2018 годов», мероприятия по софинансированию расходов местного бюджета в части строительства канализационных очистных сооружений в составе ведомственной структуры расходов Минстроя Омской области не предусмотрено. Водопроводная вода, сбрасываемая в канализационные сети ООО «Исток», не соответствует требованиям СанПин и признана технической водой, имеет повышенное содержание железа, меди, что также влияет на повышенную концентрацию загрязняющих веществ сточных вод, сбрасываемых ООО «Исток» в водный объект. Кроме того, АО «Любинский молочно-консервный комбинат» в процессе производственной деятельности осуществляет выпуск хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод в коллектор ООО «Исток». В настоящее время АО «Любинский молочно-консервный комбинат» ведет подготовительные работы для строительства очистных сооружений на своей территории для оборотного водоиспользования, что позволит уменьшить сброс производственных сточных вод в коллектор ООО «Исток», на обслуживании ООО «Исток» останутся абоненты, сбрасывающие только хозяйственно-фекальные воды. Против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Омской области, при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на приятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах, установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 указанной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в том числе для сброса сточных вод.
В силу ч. 3 ст. 22 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
В силу ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «ИСТОК» оказывает услуги по водоотведению сточных вод в <адрес>, ранее эти услуги оказывало ООО «Производственно- коммерческая фирма Исток», руководителем этих двух предприятий является Паксюткин Ю.М. По договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, Красноярское городское поселение Любинского района Омской области передало ООО «Исток» принадлежащее ему имущество, в том числе канализационные сети, станцию перекачки КНС №, КНС № без очистных сооружений. ООО «Исток» осуществляет сброс сточных вод, поступающих по канализационным сетям от населения и АО «Любинский молочно-консервный комбинат» в водный объект <адрес>, имеет приобретенное и зарегистрированное в государственном водном реестре решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№, выданное Министерством природных ресурсов и экологии Омской области. Срок водопользования установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Также предприятие имеет действующее пазрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты №, по которому разрешается в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сбрасывать вещества в составе сточных вод и (или) дренажных вод в <адрес>.
Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, юридическое лицо ООО «Исток» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в осуществлении в ДД.ММ.ГГГГ года сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод в поверхностный водный объект <адрес> на участке <данные изъяты> км от устья реки по выпуску № с превышением норм предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ: - концентрация нефтепродуктов составила 0,224 мг/дм? при допустимой концентрации 0,05 мг/дм?; - концентрация алюминия составила 0,045 мг/дм? при допустимой концентрации 0,04 мг/дм?; - концентрация цинка составила 0,057 мг/дм? при допустимой концентрации 0,01 мг/дм?; - концентрация железа составила 0,11 мг/дм? при допустимой концентрации 0,1 мг/дм?; - концентрация аммоний-оин составила 1,35 мг/дм? при допустимой концентрации 0,5 мг/дм? установленных нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и указанных в разрешении № от ДД.ММ.ГГГГ на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимита сброса.
Факт превышения норм предельно допустимых концентраций при сбросе сточных вод предприятия подтверждается протоколом испытаний природной воды от ДД.ММ.ГГГГ№ за ДД.ММ.ГГГГ года, предоставленным Филиалом "ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - <адрес>.
Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, юридическое лицо ООО «Исток» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в нарушении требований к охране водных объектов в части сброса ООО «Исток» загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект <адрес> на <данные изъяты> км от устья реки с превышением норм предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и указанных в разрешении № от ДД.ММ.ГГГГ на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимита сброса, что может повлечь загрязнение водного объекта <адрес>.
Факт превышения норм предельно допустимых концентраций при сбросе сточных вод предприятия подтверждается протоколом испытаний сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставленным Филиалом "ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - <адрес>.
Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, юридическое лицо ООО «Исток» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в нарушении требований к охране водных объектов в части сброса ООО «Исток» загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект <адрес> на <данные изъяты> км от устья реки с превышением норм предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и указанных в разрешении № от ДД.ММ.ГГГГ на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимита сброса, что может повлечь загрязнение водного объекта <адрес>.
Факт превышения норм предельно допустимых концентраций при сбросе сточных вод предприятия подтверждается протоколами испытаний сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставленным Филиалом "ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - <адрес>.
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, юридическое лицо ООО «Исток» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. ООО «Исток» произвело сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект <адрес> на <данные изъяты> км от устья реки с превышением норм предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и указанных в разрешении № от ДД.ММ.ГГГГ на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимита сброса, что может повлечь загрязнение водного объекта <адрес>.
Факт превышения норм предельно допустимых концентраций при сбросе сточных вод предприятия подтверждается протоколами испытаний сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, №, от ДД.ММ.ГГГГ№ предоставленными испытательным центром «ЦЛАТИ по Омской области».
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, юридическое лицо ООО «Исток» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в нарушении правил водопользования по решению о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№ и не соблюдении нормативов, установленных разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ, а также ООО «Исток» допустил невыполнение требований ч.6 ст. 56 Водного кодекса РФ и ч. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Факт превышения норм предельно допустимых концентраций при сбросе сточных вод предприятия подтверждается результатами испытаний проб сточных вод за 2-й квартал ДД.ММ.ГГГГ года, оформленными по форме 3.3 «Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод за 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ год», содержащими данные, указывающие на сброс веществ с превышением установленных концентраций: - концентрация взвешенных веществ фактическая 13,4333 мг/дм? при допустимой концентрации 0,75 мг/дм? (превышение в 17,9 раза) и при лимите 46,0 мг/дм? (без превышений лимита), были сброшены взвешенные вещества в количестве 0,18 тн при нормативе 0,0489 тн, превышение составило 0,1311 тн.; - концентрация нефтепродуктов составила 0,19033 мг/дм? при допустимой концентрации 0,05 мг/дм? (превышение в 1,27 раза); - концентрация цинка составила 0,0147 мг/дм? при допустимой концентрации 0,01 мг/дм? (превышение в 1,4 раза); - концентрация СПАВ составила 2,50333 мг/дм? при допустимой концентрации 0,31 мг/дм?; - концентрация меди составила 0,01638мг/дм? при допустимой концентрации 0,001 мг/дм? (превышение в 16,38 раза), была сброшена медь в количестве 0,0002 тн при нормативе 0,000070 н., превышение составило 0,00013н.; - концентрация аммоний-иона составила 13,68 мг/дм? при допустимой концентрации в пределах лимита 9,0 мг/дм? (превышение в 1,52 раза ).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Омской области направлено претензионное письмо № ООО «Исток» с требованием произвести оплату причиненного вреда водному объекту в размере 105 040 руб. 01 коп. (ущерб в настоящее время не возмещен).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Омского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Общества с ограниченной ответственностью «Исток», в части ненадлежащего исполнения мероприятий по снижению сброса загрязняющих веществ в <адрес> и обязании ООО «Исток» прекратить сброс вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в <адрес> с превышением норм предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и указанных в разрешении на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № от ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить очистку сбрасываемых в <адрес> сточных вод до установленного вышеуказанными нормативами уровня, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов и с учетом материального положения ООО «Исток» суд полагает возможным снизить ее размер до 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявленные требования Омского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Исток», в части ненадлежащего исполнения мероприятий по снижению сброса загрязняющих веществ в <адрес>.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Исток» прекратить сброс вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в <адрес> с превышением норм предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и указанных в разрешении на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № от ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить очистку сбрасываемых в <адрес> сточных вод до установленного вышеуказанными нормативами уровня.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Исток» государственную пошлину в бюджет Любинского муниципального района Омской области в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья О.В. Акулова