Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2021 года г. Воронеж
Центральный районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Прозоровой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское по иску ФИО1 к ФКУ «УФО МО РФ», ФКУ «ВКВО» о перерасчете выслуги лет,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда имеется гражданское дело по иску (с учетом уточнений) ФИО1 к ФКУ «УФО МО РФ», ФКУ «ВКВО» о перерасчете выслуги лет по тем основаниям, что ответчиком неправильно исчислена его выслуга, что повлекло возникновение убытков. Согласно исковым требованиям истец просит: Обязать ФКУ «УФО МО РФ по г. Москве и Московской области» и ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» засчитать в календарную выслугу лет период службы с 01.08.1992 по 14.10.2020 за 28 лет 2 месяца и 14 дней, а также период восстановления нарушенных прав с 15.10.2020 по день вступления решения суда по данному делу в законную силу; Обязать ФКУ «УФО МО РФ по г. Москве и Московской области» и ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» засчитать весь период службы с 25.07.1996 по 24.08.1998 в войсковых частях № и №, продолжительностью 2 года 1 месяц, а также два периода службы с 23.10.1999 по 15.12.1999 и с 23.06.2000 по 25.07.2000 в войсковой части № продолжительностью 2 месяца 27 дней в льготном исчислении из расчёта один месяц за три, засчитав в льготную выслугу лет 4 года 7 месяцев и 24 дня; Обязать ФКУ «УФО МО РФ по г. Москве и Московской области» и ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» засчитать весь период службы с 25.08.1998 по 09.08.2001 в войсковой части № продолжительностью 2 года 8 месяца 18 дней, за исключением двух периодов с 23.10.1999 по 15.12.1999 и с 23.06.2000 по 25.07.2000 в войсковой части № в льготном исчислении из расчёта один месяц за полтора, засчитав в льготную выслугу лет 1 год 4 месяца и 9 дней; Взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по г. Москве и Московской области» в его пользу сумму материального ущерба за период с 15.10.2020 по 14.07.2021 в размере 1 001 596 руб., а с 15.07.2021 по день вступления решения суда по гражданскому делу 2-1296/2021 в законную силу в размере 3550 руб. за каждый день; признать действия должностных лиц ФКУ «УФО МО РФ по г. Москве и Московской области» обязанностей по должности, при составлении расчёта выслуги лет от 03.09.2020 до уточнения данных о прохождении военной службы и не включении периодов службы, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях незаконными; вынести частное определение о ненадлежащем исполнение должностными лицами ФКУ «УФО МО РФ по г. Москве и Московской области» обязанностей по должности, повлекшем причинение крупного ущерба и существенное нарушение прав, т.е. по ст. 293 УК РФ; вынести частное определение о злостном неисполнение должностными лицами ФКУ «УФО МО РФ по г. Москве и Московской области», вступивших в законную силу двух решений Знаменского гарнизонного военного суда от 03.06.2003 и 09.12.2003, т.е. по ст. 315 УК РФ.
В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал.
В судебном заседании представители ФКУ «ВКВО» по доверенностям ФИО2 и ФИО3 возражали против удовлетворения иска.
В судебном заседание представитель ответчика ФКУ «УФО МО РФ по г. Москве и Московской области» не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в поданных возражениях просил в иске отказать.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, истец проходил военную службу с 01.08.1992 по 14.10.2020. В настоящее время является пенсионером МО РФ. С 1.04.2021 размер пенсии составляет 41063,21 руб. с учетом расчета от 01.03.2021. Процентная надбавка у ФИО4 не изменилась, так как выслуга (30 лет) не поменялась.
По материалам пенсионного (личного) заявителя установлено, что в период с 21 августа 1996 года по 24 августа 1998 года он проходил военную службу по контракту в войсковой части № (организационно входящей в состав соединения - войсковой части №), которая дислоцировалась в г. Владикавказе (Республика Северная Осетия - Алания).
Приказами командира войсковой части № от 8 сентября 1998 года № 823 и от 11 апреля 2000 года № 197 «Об исчислении выслуги лет и выплате денежного содержания в связи с выполнением задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия - Алания» период времени с 21 августа 1996 года по 18 мая 1998 года засчитан ФИО1 в выслугу лет, дающую право на пенсию, из расчета один день за три дня службы.
Поскольку в 2020 году ФИО1 подлежал увольнению с военной службы, Управлением в сентябре 2020 года был произведен расчет его выслуги лет на пенсию, в который указанный период в льготном исчислении - один день за три дня службы засчитан не был. Однако после получения в вышестоящем органе военного управления уточненных сведений о фактических периодах времени, в течение которых войсковая часть № привлекалась к выполнению задач в условиях чрезвычайного положения либо к выполнению задач при вооруженных конфликтах, Управлением в марте 2021 года был составлен новый расчет выслуги лет ФИО1 на пенсию, которым ему был засчитан в льготном исчислении - один день за три дня службы, период с 21 августа 1996 года по 28 октября 1996 года. Указанный расчет, копия которого прилагается, был направлен установленным порядком в военный комиссариат Воронежской области для приобщения к пенсионному (личному) делу ФИО1 взамен аннулированного расчета от 3 сентября 202 0 года.
Основанием для произведенного перерасчета выслуги лет заявителю послужили нижеизложенные обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии уволенным военнослужащим определяется Правительством Российской Федерации.
В целях реализации данного законоположения постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лег, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» установлен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу.
На основании подпункта «б» пункта 3 указанного постановления в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается на льготных условиях один месяц службы за три месяца военнослужащим, проходившим службу в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо- Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 года.
Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 года № 1327 на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики вводилось чрезвычайное положение, которое впоследствии в феврале 1995 года было отменено.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года №139 «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года» на личный состав соединений и воинских частей федеральных органов исполнительной власти, участвующих в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, распространено действие постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», в котором предусмотрено, что дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта. Пунктом 2 данного постановления установлено, что периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Кроме того, пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года №343 «Вопросы Временного Государственного комитета Российской Федерации по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года» было определено, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» выполнение на территории Республики Северная Осетия военнослужащими задач, предусмотренных вышеупомянутым Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года №139, отнести к выполнению задач при вооруженных конфликтах. При этом, председателю Временного Государственного комитета по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти было предписано определять перечни воинских частей, привлекаемых к выполнению указанных задач.
В соответствии с перечнем к приказу председателя Временного Государственного комитета Российской Федерации от 4 июня 1995 года № 259, изданному во исполнение названного постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 343 для выполнения задач предусмотренных Указом Президента РФ от 15 февраля 1995 года № 139, войсковая часть № (включавшая в свой состав войсковую часть №) значится привлеченной к выполнению задач по ликвидации последствий осетино- ингушского конфликта.
Впоследствии на основании Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 года № 1474 постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1996 года № 1276 (пункт 14) постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 343 было отменено в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и созданием структуры постоянно действующего полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания.
Соответственно, в связи с утратой силы данного постановления и "прекратил свое действие вышеуказанный приказ председателя Временного Государственного комитета Российской Федерации от 4 июня 1995 года № 259.
Таким образом, Перечень воинских частей, утвержденный приказом председателя Временного Государственного комитета от 4 июня 1995 года от 259, фактически действовал до 28 октября 1996 года.
В новый Перечень, объявленный приказом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания от 5 февраля 1997 г ода №, войсковая часть № (включая войсковую часть №) в состав воинских соединений, частей и подразделений, привлекаемых для выполнения задач по ликвидации последствий Осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года, не вошла.
По смыслу вышеуказанных норм, дополнительные гарантии и компенсации (в частности, льготное исчисление выслуги лет на пенсию) предоставляются военнослужащим, проходившим службу в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, других соединениях, частях и подразделениях, которые привлекались для выполнения задач при вооруженных конфликтах, и которые фактически участвовали в выполнении таких задач.
При этом для установления факта выполнения военнослужащими задач при вооруженных конфликтах требуется выполнение и других условий, таких как: отнесение в установленном порядке соответствующих местностей, в которых военнослужащие проходили военную службу, к зонам вооруженных конфликтов решениями Правительства Российской Федерации; включение воинской части, в которой они проходили военную службу, в перечень воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах.
Объявлять перечни воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или привлекаемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах, а также периоды выполнения каждой воинской частью таких задач приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года № 9 было поручено Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ГШ ВС РФ).
Как установлено по представленным сведениям из документов ГШ ВС РФ (носят закрытый характер), войсковая часть №, в которой проходил военную службу истец, входила на основании соответствующей директивы ГШ ВС РФ в перечень органов управления, соединений воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта и в условиях чрезвычайного положения в Республике Северная Осетия и Ингушкой Республике с периодом участия с 2 ноября 1992 года по 1 февраля 1995 года.
Таким образом, приведенные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что войсковая часть №, где истец проходил военную службу, в период с 28 октября 1996 года по 24 августа 1998 года не привлекалась и не участвовала в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия - Алания после отмены на этой территории чрезвычайного положения, а также не привлекались в указанный период к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта на данной территории. Один только факт дислокации воинской части и прохождения военной службы истцом на территории Республики Северная Осетия - Алания в оспариваемый период, с учетом его уточнения в новом расчете, основанием для получения дополнительных гарантий, в частности, льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца, не является.
По мнению ответчика, не может послужить основанием для получения таких гарантий и ссылка истца на приказы командира войсковой части № от 8 сентября 1998 года № и от 11 апреля 2000 года №, поскольку данные приказы объявлены во исполнение норм, приказов и директив ГШ ВС РФ, которые не подтверждают привлечение войсковой части № в период с 28 октября 1996 года по 24 августа 1998 года к выполнению задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия - Алания после отмены на этой территории чрезвычайного положения и к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта на данной территории. Соответственно, не подтверждают фактическое выполнение истцом задач при вооруженном конфликте на этой территории в оспариваемый период.
Вместе с тем, как следует из «Обзора судебной практики рассмотрения дел, связанных с предоставлением дополнительных льгот и компенсаций военнослужащим и приравненным к ним лицам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участникам боевых действий и контртеррористических операций» при решении вопросов об отнесении в установленном порядке отдельных территорий Северо-Кавказского региона к зонам вооруженных конфликтов судам следует учитывать определенные особенности этого порядка установленные в отношении отдельных воинских формирований и территорий, в частности, Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия.
В связи с обострившейся ситуацией и межнациональными конфликтами согласно Указу Президента Российской Федерации N 1327 от 2 ноября 1992 года на всей территории этих республик со 2 ноября 1992 года до 2 декабря 1992 года было введено чрезвычайное положение, которое затем в 1993 - 1995 гг. различными указами Президента Российской Федерации продлялось в отдельных районах этих республик. В этой связи с момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", предусмотренные в нем льготы распространялись и на военнослужащих, выполнявших задачи на этой территории.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г." чрезвычайное положение в этих регионах не было продлено в связи с возникшими затруднениями в утверждении Указов Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Однако льготы проходившим там службу военнослужащим не были отменены, о чем свидетельствует специальное указание в п. 5 Указа Президента N 139 от 15 февраля 1995 о распространении на личный состав соединений и воинских частей федеральных органов исполнительной власти, участвующий в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, действия Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
В целом не совсем ясное содержание пункта 5 Указа Президента N 139 от 15 февраля 1995 было конкретизировано в пункте 8 изданного во исполнение данного Указа Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 343 "Вопросы Временного Государственного комитета Российской Федерации по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.", в котором указано следующее: "Отнести в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 34, ст. 1395) выполнение на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.", к выполнению задач при вооруженных конфликтах."
Председателю Временного Государственного комитета по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти было поручено определять перечни воинских частей, соединений и подразделений органов внутренних дел, привлекаемых к выполнению указанных задач.
Пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года N 139 действовал вплоть до его отменены Указом Президента Российской Федерации N 710 от 9 июля 1997 года "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации и внесении изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177".
Несмотря на это, изданным во исполнение другого Указа Президента - 1474 от 19 октября 1996 года "Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия" Постановлением Правительства Российской Федерации N 1276 от 28 октября 1996 г. "О мерах по обеспечению выполнения Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474 "Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия" Постановление Правительства от 15 апреля 1995 года N 343 было отменено. Содержавшиеся в пункте 8 Постановления Правительства от 15 апреля 1995 года N 343 положения о льготах военнослужащих были изложены в той же редакции в пункте 5 Постановления Правительства N 1276 от 28 октября 1996 г. но уже со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474, хотя в нем никаких норм о льготах военнослужащим не содержится.
Постановление Правительства N 1276 от 28 октября 1996 г. в настоящее время также утратило силу согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 896.
Такая неоправданная путаность в нормативном регулировании вопросов предоставления льгот военнослужащим, выполнявшим задачи на территории Северной Осетии и Ингушетии, привела к возникновению споров между военнослужащими и командованием и многочисленным обращениям в военные суды.
В основе этих споров лежало различное понимание существа задач, выполнение которых в данном регионе давало право на льготы: военнослужащие, проходившие военную службу в указанном регионе, претендовали на получение этих льгот, а командование ограничивало их предоставление условиями выполнения задач "по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта", "по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка" и т.п.
Представляется, что приведенные выше нормативные акты не дают оснований для таких ограничений по следующим причинам.
Во-первых, как было рассмотрено выше, согласно закону Правительство в данном случае не было уполномочено устанавливать дополнительные условия предоставления предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" льгот и компенсаций.
Во-вторых, ни в Указе Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года N 139, ни в Указе Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474 не определено, какие конкретные действия военнослужащих следует относить к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, а лишь в общем виде говорится о необходимости восстановления законности и правопорядка в данном регионе.
Поэтому суды обоснованно удовлетворяли требования военнослужащих, проходивших военную службу в этом регионе, о предоставлении указанных льгот.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Согласно решению Знаменского гарнизонного военного суда от 03.06.2003, вступившего в законную силу, на командира войсковой части № возложена обязанность изменить дату исключения ФИО1 из списков личного состава части и всех видов обеспечения в приказе №ч от 18.05.1998г. с 18 мая 1998 года на 24 августа 1998 года, а также зачислить ФИО1 период с 19 мая по 24 августа 1998 года в выслугу лет в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за три месяца. Кроме того, постановлено: взыскать с войсковой части № в пользу ФИО1 53335 (пятьдесят три тысячи триста тридцать пять) руб. 37 коп. в качестве доплаты по денежному содержанию, с учетом убытков, за период с 21 августа 1996 года по 24 августа 1998 года включительно, взыскать в пользу ФИО1 с войсковой части № в качестве полевых (суточных), с учетом убытков, за период с 21.08.1996г. по 24.08.1998г. в сумме 160500 (сто шестьдесят тысяч пятьсот) руб., взыскать с войсковой части № в пользу ФИО1 37077 (тридцать семь тысяч семьдесят семь) руб. 32 коп. в качестве денежной компенсации взамен бесплатного питания, с учетом убытков, за период с 21.08.1996г. по 24.08.1998г.
Согласно решению Знаменского гарнизонного военного суда от 06.12.2003, вступившего в законную силу, на командира войсковой части № возложена обязанность зачислить ФИО1 период с 25 июля по 20 августа 1996 года в выслугу лет в льготном исчислении, из расчёта один месяц службы за три месяц, выплатить в пользу ФИО1 2591 (две тысячи пятьсот девяносто один) руб. 13 коп. в качестве доплаты по денежному содержанию, за период с 25 июля по 20 августа 1996 года включительно, 8100 (восемь тысяч сто) руб. в качестве полевых (суточных), за период с 25 июля по 20 августа 1996 года включительно.
Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В связи с изложенным суд не принимает во внимание довод ответчика, о том что поскольку указанное судебное постановление вынесено по конкретному делу с другим предметом спора и его содержание для настоящего дела в силу статьи 61 ГПК РФ не имеет преюдициального значения.
Решением суда от 03.06.2003 установлено, что в соответствии с имеющимися выписками из приказов командира войсковой части №№ от 8.09.1998г. и № от 11.04.2000г. суд считает установленным, что войсковая часть № с 27.06.1996г. входила в состав войсковых частей ВС РФ, привлекаемых к непосредственному участию в нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия - Алания, и Республики Ингушетия и ФИО5, соответственно, выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта, в указанный в этих приказах конкретный период. Поэтому в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 280 от 31.03.1994г., № 61 от 27.01.1996г. № 1440 от 31.12.1994г., приказом Министра обороны РФ № 9 от 04.01.1996г. ему за фактическое выполнение данных задач должны были оплачивать оклады денежного содержания в двойном размере, а также суточные трехкратном размере установленной нормы и исчисляться выслуга лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца. Так как с 18 мая по 24 августа 1998 года заявитель исполнял обязанности в в/ч №, но командованием части не издавалось приказа, определяющего конкретного количества дней фактического привлечения ФИО5 к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта.
Так решением суда от 06.12.2003 установлено, что ФИО5 выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта в период с 25 июля по 20 августа 1996 года на территории, где было введено чрезвычайное положение. Указанное положение Правительства утратило силу только после издания Постановления Правительства РФ № 896 от 26.12.2001г., которое отнесло выполнение указанных задач на территории РСО - Алания к выполнению задач при вооруженных конфликтах только на период октября - ноября 1992 года и которое не имело обратной силы на правоотношения, возникшие до его издания. Таким образом, заявитель, выполняя в 1996 году поставленные ему задачи в условиях чрезвычайного положения, был вправе рассчитывать на свое обеспечение соответствующими льготами, установленными Законом РФ № 5481- 1 от 21.07.1993г. «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», Постановлениями Правительства РФ № 61 от 27.01.1996г., № 1440 от 31.12.1994г. и ему должны были выплачивать оклады денежного содержания в двойном размере, а также суточные в трехкратном размере установленной нормы и исчисляться выслуга лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца. Так как с 25 июля по 20 августа 1996 года заявитель исполнял обязанности в в/ч №, но командованием части не издавалось приказа, определяющего конкретного количества дней фактического привлечения ФИО5 к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта.
Согласно приказам командира войсковой части №№ от 08.09.1998, № от 11.04.2000 ФИО6 подлежит исчислению выслуга лет в льготном исчислении (1 месяц за три) дни фактического нахождения в связи с выполнением задач по нормализации обстановки и восстановлению законности на территории республики Северная Осетия – Алания и республики Ингушетия:
1996 год: с 21 по 31 августа, с 1 по 12 сентября, с 8 по 31 октября, с 1 по 30 ноября, с 1 по 31 декабря.
1997 год: с 1 по 31 января с 1 по 12 февраля, с 20 по 31 марта, с 1 по 29 апреля, с 9 по 31 мая, с 1 по 24 июня, с 5 по 31 июля, с 22 по 31 октября, с 1 по 30 ноября, с 1 по 21 декабря.
1998 год: с 29 по 31 января, с 1 по 28 февраля, с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля, с 1 по 18 мая.
Согласно расчету от 01.03.2021 и письменным пояснениям ответчика после в льготный стаж истца (1 за 3) засчитан период с 21.08.1996 по 28.10.1996 (1 мес. 14 дней).
В связи с изложенным, суд полагает, что периоды службы с 25.07.1996 по 20.08.1996, с 29.10.1996 по 12.12.1997, с 20.03.1997 по 29.04.1997, с 09.05.1997 по 24.06.1997, с 05.07.1997 по 31.08.1997, с 22.10.1997 по 21.12.1997, с 29.01.1998 по 18.05.1998, с 19.05.1998 по 24.08.1998 подлежат включению в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца.
Период службы с 12.12.1998 по 08.08.2001 продолжительностью 2 года 7 месяцев 26 дней включен ответчиком в выслугу в льготном исчислении (1 месяц за полтора).
Требования истца о включении в льготном исчислении с 23.10.1999 по 15.12.1999 и с 23.06.2000 по 25.07.2000 в войсковой части № продолжительностью 2 месяца 27 дней в льготном исчислении из расчёта один месяц за три не подлежат удовлетворению, так как доказательств, подтверждающие фактическое участие в боевых действиях (в том числе приказов командира в/ч) суду истцом не представлено.
В соответствии с разделом VII приложения к приказу Министра Обороны Российской Федерации от 09 марта 2017 года № 150 «Об Утверждении Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» на управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в том числе управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - Управление), возложено составление расчетов выслуги лет (общего трудового стажа) для назначения пенсии военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы.
Военным комиссариатам субъектов Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», обязанность составления указанных расчетов не установлена.
В связи с чем ФКУ «ВКВО» является ненадлежащим ответчиком по делу, и в иске к нему необходимо отказать.
Требования истца о признании действий должностных лиц ФКУ «УФО МО РФ по г. Москве и Московской области» при составлении расчёта выслуги лет истца от 03.09.2020 до уточнения данных о прохождении военной службы и не включении периодов службы, подлежащих зачету в выслугу лет истца на льготных условиях, незаконными не подлежат удовлетворению, так как на момент подачи в суд иска (в апреле 2021 года) действовал расчет от 01.03.2021, и в данной части права истца не нарушены.
Требования истца о взыскании материального ущерба за период с 15.10.2020 по 14.07.2021 в размере 1 001 596 руб., а с 15.07.2021 по день вступления решения суда по гражданскому делу 2-1296/2021 в законную силу в размере 3550 руб. за каждый день не подлежат удовлетворению. Так истец пояснил, что данная сумма рассчитана из дохода по последнему месту работы согласно справке 2-НДФЛ ввиду незаконности его увольнения из Военного учебно-научного центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия». Однако суд учитывает, что приказ об увольнении истца не оспорен истцом в установленном законом порядке, недействительным не признан, ответчиками данный приказ не издавался, истец был уволен в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (а не по иным основаниям), возмещение материального ущерба пенсионным органом в данном случае законом не предусмотрено, в связи с чем в данной части требований необходимо отказать.
Требования истца засчитать в календарную выслугу лет период службы с 01.08.1992 по 14.10.2020 за 28 лет 2 месяца и 14 дней, а также период восстановления нарушенных прав с 15.10.2020 по день вступления решения суда по данному делу в законную силу также не подлежат удовлетворению, поскольку данный период ответчиком истцу засчитан согласно расчету от 01.03.2021 (с 01.08.1992 по 09.08.2001 и с 10.08.2001 по 14.10.2020), а с 15.10.2020 истец военную службу не проходил, что сам не отрицал в ходе судебного разбирательства.
Согласно ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
В данном случае суд не находит оснований для вынесения частных определений в адрес должностных лиц ответчиков, поскольку в рамках настоящего дела имеет место гражданско-правовой спор в связи с разночтением нормативно-правовых актов, кроме того, вынесение частного определения является правом, а не обязанностью суда.
Руководствуясь ст.ст.67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области» произвести перерасчет выслуги лет ФИО1, включив периоды службы с 25.07.1996 по 20.08.1996, с 29.10.1996 по 12.12.1997, с 20.03.1997 по 29.04.1997, с 09.05.1997 по 24.06.1997, с 05.07.1997 по 31.08.1997, с 22.10.1997 по 21.12.1997, с 29.01.1998 по 18.05.1998, с 19.05.1998 по 24.08.1998 в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца.
В остальной части иска отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 07.10.2021.
1версия для печатиДело № 2-1296/2021 ~ М-311/2021 (Решение)