ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1297 от 30.01.2019 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

УИД 63RS0030-01-2019-001813-79 Дело № 2-1297

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области

в составе:

председательствующего судьи Захаревской М.Г.

при секретаре Зориной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Федотовой А.В. (доверенность № 05 от 30.11.2018 г. в деле)

гражданское дело по иску Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль» к ООО «Хороший вкус» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, о признании действий противоправными и о прекращении противоправных действий,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей «Русконтроль» обратилась в суд с иском к ООО «Хороший вкус» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, о признании действий противоправными и о прекращении противоправных действий, указав в обоснование иска следующее:

30.08.2018 г. членами Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль» в соответствии со ст. 45 ФЗ РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Уставом организации были осуществлены мероприятия общественного контроля ООО «Хороший вкус» по месту фактической деятельности, расположенному в г. Тольятти, ул. Спортивная, д. 34, ДП «Западная», столовая-буфет, на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания.

В результате осуществленных мероприятий общественного контроля была составлена информация и выявлены следующие нарушения.

В обеденном зале отсутствует меню с указанием полноты выхода блюда, его калорийности (содержание белков, жиров и углеводов).

Потребителем Винокуровой Л.В. (член организации) приобретена продукция общественного питания, находящаяся в реализации вышеуказанной столовой, с несоответствием массы блюда заявленной массе согласно прейскуранта:

макароны отварные по цене 25 рублей (согласно ценника) за 150 грамм, фактически при перевесе полнота выхода блюда составила 142 грамма, разница в весе составила 8 граммов, взвешивание производилось на электронных весах ВЭУ152-154, гос. поверка 1 квартал 2018 г.;

грудка куриная по цене 65 рублей, вес готового блюда отсутствует.

На витрине объекта общественного питания находится пищевая продукция для реализации с не предоставлением полной и достоверной информации о производителе, дате выработки, сроке годности и сведений о документах, подтверждающих соответствие товара качеству и безопасности, а именно:

карамель фруктовая со вкусом клюквы по цене 2 рубля за 1 штуку;

яйцо куриное отварное по цене 10 руб. за 1 шт.

До сведения потребителей не доведено фирменное наименование
(наименование) организации, осуществляющей торговую деятельность, место ее
нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец не предоставил в удобном для
ознакомления покупателя месте информацию о государственной регистрации и
наименовании зарегистрировавшего его органа.

По месту фактической деятельности ИП не доведены до сведения покупателей в наглядной и доступной форме Правила продажи отдельных видов товаров, и информация о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав. Не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.

Отсутствует книга отзывов и предложений.

Факт нарушений подтверждается товарным чеком, видеозаписью и информационным листом с участием продавца Гурьяновой Т.В.., подписавшей его.

18.07.2018 г. членами Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль» в соответствии со ст. 45 ФЗ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Уставом организации были осуществлены мероприятия общественного контроля ООО «Хороший вкус» по месту фактической деятельности, расположенному в г. Тольятти, ул. Громовой, д. 51, столовая, на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания.

В результате осуществленных мероприятий общественного контроля была составлена информация и выявлены следующие нарушения:

в меню, вывешенном в обеденном зале, отсутствует информация о калорийности реализуемых блюд (содержание белков, жиров и углеводов).

Потребителем В. (член организации) приобретены товары, находящиеся в реализации вышеуказанной столовой, с несоответствием массы блюда заявленной массе согласно прейскуранта: картофель запеченный «Гратте» по цене 40 рублей за 150 грамм на порцию. Приобретено 2 порции. При перевесе полнота выхода блюда первой порции составила 130 грамм, разница в весе минус 20 грамм, полнота выхода блюда второй порции составила 132 грамма, разница в весе минус 18 грамм.

На производстве для приготовления блюд используются следующие продукты: грибы шампиньоны свежие, чернослив (сухофрукт) и другие сухофрукты, капуста свежая, свекла свежая, лук зеленый, творог, колбаса «Особая», курица, говядина, картофель.

На данную продукцию отсутствует полная и достоверная информация о качестве и безопасности, сведения о производителях, о дате выработки, сроке годности (ветеринарные справки, удостоверение о качестве, маркировочные ярлыки от производителя, декларации о соответствии).

До сведения потребителей не доведено фирменное наименование (наименование) организации, осуществляющей торговую деятельность, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец не предоставил в удобном для ознакомления покупателя месте информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

По месту фактической деятельности общества не доведены до сведения покупателей в наглядной и доступной форме Правила продажи отдельных видов товаров, и информация о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав (ФЗ «О защите прав потребителей» в доступе посетителей столовой отсутствует).

Не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.

Факт нарушений подтверждается товарными чеками, видеозаписью и информационным листом с участием заместителя директора К., подписавшей его.

Вышеуказанные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей. Поскольку данные нарушения выявлены в момент проведения мероприятия за соблюдением прав потребителей, а ответчиком не были приняты все зависящие от него меры для недопущения указанных нарушений, в его действиях имеется вина. По этой причине действия ответчика являются противоправными и должны быть признаны таковыми судом.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила суд их удовлетворить.

Ответчик – представитель ООО «Хороший вкус» в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещался надлежащим образом и заблаговременно, уважительных причин неявки суду не сообщил. О неоднократном направлении ответчику судебных повесток о явке в суд свидетельствуют почтовые уведомления о возврате заказной корреспонденции с отметкой «истек срок хранения», которые находятся в материалах дела (л.д. ...).

По правилам, предусмотренным п. 2 ст. 117 ГПК РФ, действующей на момент рассмотрения дела, адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. Соответствующая отметка сделана незаинтересованным лицом – работником почтамта, из которой видно, что имели место вызовы ответчика в учреждение связи, последний за получением документов не является.

В соответствии со ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Согласно ст. 35 ГПК РФ каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.

Третье лицо – представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела по существу в его отсутствие и заключение по существу спора, в котором указал, что в соответствии со ст. 9 ФЗ от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает общее для всех видов гражданско-правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем – гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) – с другой стороны.

Одним из признаков отнесения гражданина под понятие «потребитель» является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

С учетом положений ст. 779 ГК РФ, а также Закона «О защите прав потребителей» под услугами понимается совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуги по перевозке, связи, консультационные, образовательные и т.п.).

В соответствии со ст. 39.1 Закона «О защите прав потребителей» Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из представленных документов, ООО «Хороший вкус» осуществляет услуги по общественному питанию. Правила оказания услуг общественного питания, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 (далее – Правила).

Согласно п. 11 Правил исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.

В соответствии с п. 12 Правил исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация должна содержать: перечень услуг и условия их оказания, цены в рублях и условия оплаты услуг, фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг (п. 13 Правил).

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной (п. 15 Правил).

Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 (в редакции от 28.01.2019 г.) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации) продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.

При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.

Таким образом, при подтверждении данной информации действия исполнителя услуг могут быть признаны противоправными.

Статьей 45 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 (в редакции от 18.03.2019 г.) «О защите прав потребителей» предусмотрены права общественных объединений в сфере защиты прав потребителей (далее – Закон).

В силу п. 2 ст. 45 Закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Согласно подп. 4.1 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленным Правительством РФ.

В силу п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 г. № 705 государственный надзор осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами.

Таким образом, представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти полагает необходимым привлечь к участию в деле Министерство юстиции Самарской области для оценки правомерности действий общественной организации при осуществлении мероприятий общественного контроля в рамках данного дела (л.д. ...).

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, считает исковые требования Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль» обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Часть 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ, ст. 46 Закона).

Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», удовлетворяя иск о признании действий продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции), исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении их действий, суд должен назначить срок, в течение которого правонарушитель обязан через средства массовой информации или иным способом довести до потребителей решение суда.

Судом установлено, что Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей «Русконтроль» является общественной организацией, объединением граждан, созданной с целью защиты прав и законных интересов потребителей, зарегистрированной в установленном законом порядке.

В соответствии с Уставом Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль» в ходе своей деятельности организует проведение проверок на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составляет акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направляет указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информирует органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, предъявляет иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

По поручению председателя правления МОО «Русконтроль» Богомолова А.О. проведено мероприятие общественного контроля ООО «Хороший вкус» по адресам: г. Тольятти, ул. Спортивная, д. 34, г. Тольятти, ул. Громовой, д. 51А, поз. 33, даты проведения мероприятий – 18.07.2018 г. и 30.08.2018 г. и (л.д. ...).

30.08.2018 г. в ходе проведения мероприятий общественного контроля столовой-буфета по адресу: г. Тольятти, ул. Спортивная, д. 34, ДП «Западная» были выявлены следующие нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей: в обеденном зале отсутствует меню с указанием полноты выхода блюда, его калорийности (содержание белков, жиров и углеводов).

Потребителем В. (член организации) приобретена продукция общественного питания, находящаяся в реализации вышеуказанной столовой, с несоответствием массы блюда заявленной массе согласно прейскуранта:

макароны отварные по цене 25 рублей (согласно ценника) за 150 грамм, фактически при перевесе полнота выхода блюда составила 142 грамма, разница в весе составила 8 граммов, взвешивание производилось на электронных весах ВЭУ152-154, гос. поверка 1 квартал 2018 г.;

грудка куриная по цене 65 рублей, вес готового блюда отсутствует.

На витрине объекта общественного питания находится пищевая продукция для реализации с не предоставлением полной и достоверной информации о производителе, дате выработки, сроке годности и сведений о документах, подтверждающих соответствие товара качеству и безопасности, а именно:

карамель фруктовая со вкусом клюквы по цене 2 рубля за 1 штуку;

яйцо куриное отварное по цене 10 руб. за 1 шт.

До сведения потребителей не доведено фирменное наименование
(наименование) организации, осуществляющей торговую деятельность, место ее
нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец не предоставил в удобном для
ознакомления покупателя месте информацию о государственной регистрации и
наименовании зарегистрировавшего его органа.

По месту фактической деятельности ООО «Хороший вкус» не доведены до сведения покупателей в наглядной и доступной форме Правила продажи отдельных видов товаров, и информация о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав. Не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.

Отсутствует книга отзывов и предложений.

Мероприятие по общественному контролю проводилось в присутствии продавца, выявленные нарушения были озвучены представителями общественной организации. Продавцу было предложено ознакомиться с актом, поставить свою подпись, написать замечания, если таковые имеются.

Замечаний к представителям общественной организации, проводившим мероприятие общественного контроля, не поступило, продавцом Г. подписан информационный лист о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением закона о защите прав потребителей.

Факт нарушений помимо этого подтверждается также товарным чеком о приобретении продукции и видеозаписью (л.д. 13, 14-15, 18-19).

18.07.2018 г. членами Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль» в соответствии со ст. 45 ФЗ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Уставом организации были осуществлены мероприятия общественного контроля столовой-буфета ООО «Хороший вкус» по месту фактической деятельности, расположенному в г. Тольятти по ул. Громовой, д. 51, на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания.

В результате осуществленных мероприятий общественного контроля была составлена информация и выявлены следующие нарушения: в меню, вывешенном в обеденном зале, отсутствует информация о калорийности реализуемых блюд (содержание белков, жиров и углеводов).

Потребителем Винокуровой Л.В. (член организации) приобретены товары, находящиеся в реализации вышеуказанного магазина, с несоответствием массы блюда заявленной массе согласно прейскуранта: картофель запеченный «Гратте» по цене 40 рублей за 150 грамм на порцию. Приобретено 2 порции. При перевесе полнота выхода блюда первой порции составила 130 грамм, разница в весе минус 20 грамм, полнота выхода блюда второй порции составила 132 грамма, разница в весе минус 18 грамм.

На производстве для приготовления блюд используются следующие продукты: грибы шампиньоны свежие, чернослив (сухофрукт) и другие сухофрукты, капуста свежая, свекла свежая, лук зеленый, творог, колбаса «Особая», курица, говядина, картофель.

На данную продукцию отсутствует полная и достоверная информация о качестве и безопасности, сведения о производителях, о дате выработки, сроке годности (ветеринарные справки, удостоверение о качестве, маркировочные ярлыки от производителя, декларации о соответствии).

До сведения потребителей не доведено фирменное наименование (наименование) организации, осуществляющей торговую деятельность, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец не предоставил в удобном для ознакомления покупателя месте информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

По месту фактической деятельности ООО «Хороший вкус» не доведены до сведения покупателей в наглядной и доступной форме Правила продажи отдельных видов товаров, и информация о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав (ФЗ «О защите прав потребителей» в доступе посетителей столовой отсутствует).

Не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.

Мероприятие по общественному контролю проводилось в присутствии заместителя директора, выявленные нарушения были озвучены представителями общественной организации. Заместителю директора было предложено ознакомиться с актом, поставить свою подпись, написать замечания, если таковые имеются.

Замечаний к представителям общественной организации, проводившим мероприятие общественного контроля, не поступило, заместителем директора К. подписан информационный лист о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением закона о защите прав потребителей.

Факт нарушений помимо этого подтверждается также товарным чеком о приобретении продукции и видеозаписью (л.д. ...).

Согласно показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля В., она является общественным контролером Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль». 18.07.2018 г. и 30.08.2018 г. по поручению председателя правления общественной организации она и другой контролер осуществляли мероприятие общественного контроля в столовой ООО «Хороший вкус» в Автозаводском и Комсомольском районах г. Тольятти. В результате осуществленных мероприятий общественного контроля были выявлены следующие нарушения: в обеденном зале отсутствовало меню с указанием полноты выхода блюда, его калорийности (содержание белков, жиров и углеводов), в приобретенных продуктах питания наблюдался недовес. На витрине объекта общественного питания находилась пищевая продукция для реализации, полной и достоверной информации о производителе, дате выработки, сроке годности, документах, подтверждающих соответствие товара качеству и безопасности, не представлено. До сведения потребителей не доведено фирменное наименование организации, осуществляющей торговую деятельность, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, в уголке потребителя не было книги жалоб и предложений. На такие продукты как салат, свинина с грибами, колбаса, отсутствовала полная и достоверная информация о качестве и безопасности, о производителях, о дате выработки, сроке годности (ветеринарные справки, удостоверение о качестве, маркировочные ярлыки от производителя, декларации о соответствии). На мою просьбу предоставить данные сведения сотрудник ООО «Хороший вкус» пояснила, что такими сведениями и документами не обладает.

Кроме того, до сведения потребителей не доведено фирменное наименование организации, осуществляющей торговую деятельность, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно ст. 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители имеют право на просвещение в области защиты своих прав. Это право обеспечивается, в том числе, «посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав», т.е. на информационном стенде для потребителей должен находиться текст Закона о защите прав потребителей.

Отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются, кроме того, Гражданским кодексом РФ, Правилами оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 (в редакции от 04.03.2018 г.).

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 4 Правил № 1036 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о продавце (исполнителе, изготовителе), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей на русском языке в месте предоставления услуг, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей способами.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 19 Правил № 1036 исполнитель (продавец) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

При этом, если потребитель услуг общественного питания дает указания, которые могут снизить качество услуги, исполнитель обязан сразу сообщить об этом потребителю.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о продавце (исполнителе, изготовителе), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей на русском языке способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

Пункт 9 Правил устанавливает обязанность продавца в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателей действующие Правила продажи отдельных видов товаров.

Пункт 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров устанавливают обязанность продавца довести до сведения покупателей наименование своей организации, место ее нахождения, режим работы, а индивидуального предпринимателя – информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа в удобных для ознакомления покупателем местах».

В соответствии с п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, информация о наименовании товара, его сорте (при его наличии), цене за вес или единицу товара доводится до потребителя на четко и единообразно оформленных ценниках.

В целях защиты жизни и (или) здоровья человека, окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей), принят технический регламент TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 г.), объектами регулирования которого являются пищевая продукция и связанные с требованиями к ней процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, специализированная пищевая продукция (пищевая продукция для детского питания, для диетического питания), тонизирующие налитки. Требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции, установлены также техническим регламентом TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 г. за № 881.

Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Конкретизация этого понятия содержится в ст. 4 TP ТС 021/2011: «...срок годности пищевой продукции – период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению».

Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. В ст. 3 этого ФЗ отмечено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

не соответствуют требованиям нормативных документов;

не соответствуют представленной информации;

не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или иными нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

На основании п. 2 ст. 17 ФЗ № 29-ФЗ при приготовлении блюд нужно использовать сырье, соответствующее требованиям нормативных документов. Согласно ст. 17 ФЗ № 29-ФЗ исполнитель обязан готовить блюда в соответствии с техническими документами при соблюдении требований нормативных документов. В соответствии с п. 2 ст. 3 этого ФЗ реализация блюд на предприятиях общественного питания без сроков годности запрещена.

В соответствии с п. 4 ст. 5 TP ТС 021/2011 «пищевая продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора)».

В ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, транспортировки, хранения и реализации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными.

Аналогичные требования содержатся в п. 1 ст. 10 TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и п. 7 Правил № 1036.

Пункт 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) «своевременно в наглядной и доступной форме предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) и их изготовителях, обеспечивающих возможность их правильного выбора». То же требование содержится в п. 12 и п. 15 Правил № 1036.

Информация об услугах, предусмотренная п. 12 Правил № 1036, включает в себя: перечень услуг и основания их оказания; цены в рублях и условия оплаты услуг; фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов); обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

Учитывая, что согласно п. 9 Правил № 1036 к отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной этими Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров и в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, а также с п. 4.1 ст. 4 TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» в перечень обязательной информации, в том числе, включены: сведения об основных потребительских свойствах товара, в отношении продуктов питания сведения о составе, об условиях хранения. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; вес (объем), дата и место изготовления и упаковки (расфасовки) пищевой продукции; цена в рублях и условия приобретения товара; срок годности, срок службы, гарантийный срок (если он установлен); информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), если для них установлены обязательные требования (включая импортные) в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг (п. 13 Правил № 1036).

В соответствии с п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), и сохраняться в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. В случае, если осуществляется реализация пищевой продукции, часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, информацию о такой продукции до потребителя обязан довести продавец.

Пункт 21 Правил № 1036 предусматривает обязанность исполнителя предоставить потребителю возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания. Для проверки потребителем правильности меры и веса приобретенного блюда на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование (весы).

Пункт 4 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

В соответствии с п. 4 ст. 5 TP ТС 021/2011 «пищевая продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора)».

В ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, транспортировки, хранения и реализации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными.

Аналогичные требования содержатся в п. 1 ст. 10 TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и п. 7 Правил № 1036.

Пункт 1 ст. 10 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) «своевременно в наглядной и доступной форме предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) и их изготовителях, обеспечивающих возможность их правильного выбора». То же требование содержится в п. 12 и п. 15 Правил № 1036.

Информация об услугах, предусмотренная п. 12 Правил № 1036, включает в себя: перечень услуг и основания их оказания; цены в рублях и условия оплаты услуг; фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов); обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

Учитывая, что согласно п. 9 Правил № 1036 к отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной этими Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров и в соответствии с п. 2 ст. Закона РФ «О защите прав потребителей», с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, а также с п. 4.1 ст. 4 TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» в перечень обязательной информации, в том числе, включены: сведения об основных потребительских свойствах товара, в отношении продуктов питания сведения о составе, об условиях хранения. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; вес (объем), дата и место изготовления и упаковки (расфасовки) пищевой продукции; цена в рублях и условия приобретения товара; срок годности, срок службы, гарантийный срок (если он установлен); информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), если для них установлены обязательные требования (включая импортные) в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг (п. 13 Правил № 1036).

В соответствии с п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), и сохраняться в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. В случае, если осуществляется реализация пищевой продукции, часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, информацию о такой продукции до потребителя обязан довести продавец.

Пункт 21 Правил № 1036 предусматривает обязанность исполнителя предоставить потребителю возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания. Для проверки потребителем правильности меры и веса приобретенного блюда на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование (весы).

Пункт 4 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям.

Согласно п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1007 от 23.12.2016 г. № 1465).

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения создают угрозу для здоровья неопределенного круга потребителей, в связи с чем в целях предупреждения в будущем причинения вреда здоровью неопределенному кругу потребителей приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика обязанности довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 дней с момента вступления в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе, путем размещения в общественных местах общего пользования.

При этом оснований для ограничения ответчика в публикации принятого судом решения исключительно через печатное средство массовой информации не имеется, поскольку законом предоставлена возможность довести до сведения потребителей решение суда не только через средства массовой информации, но и иным способом.

Суд полагает, что не подлежат удовлетворению исковые требования о предоставлении истцу права в случае неисполнения решения суда ответчиком опубликовать решение суда на сайте по адресу: http://sudebnic.net за счет ответчика, с взысканием с него стоимости публикации в соответствии с прейскурантом (стоимость публикации одной страницы составляет 5000 рублей), поскольку в случае неисполнения решения данный вопрос может быть решен в порядке ст. 203 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой при подаче иска истец освобожден в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 10, 5, 8 Закона «О защите прав потребителей», п.п. 12 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль» – удовлетворить частично.

Признать противоправными действия ООО «Хороший вкус» по месту фактической деятельности, расположенному по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Спортивная, д. 34, ДП «Западная», столовая-буфет, выразившиеся:

– в отсутствии меню в обеденном зале с указанием полноты выхода блюда, его калорийности (содержание белков, жиров и углеводов);

– в реализации вышеуказанной столовой продукции общественного питания, с несоответствием массы блюда заявленной массе согласно прейскуранта:

макароны отварные по цене 25 рублей (согласно ценника) за 150 грамм, фактически при перевесе полнота выхода блюда составила 142 грамма. Разница в весе составила 8 граммов; взвешивание производилось на электронных весах ВЭУ152-154 гос. поверка 1 кв. 2018 г.;

грудка куриная по цене 65 рублей, вес готового блюда отсутствует.

– в реализации пищевой продукции с не предоставлением полной и достоверной информацией о производителе, дате выработки, сроке годности и сведений о документах, подтверждающих соответствие товара качеству и безопасности, а именно:

карамель фруктовая со вкусом клюквы по цене 2 рубля за 1 штуку;

яйцо куриное отварное по цене 10 рублей за 1 штуку;

– в не предоставлении в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации о продавце: фирменном наименовании (наименовании) своей организации, ее месте нахождения (адресе) и режиме работы ООО «Хороший вкус», информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего общество органа;

– в не предоставлении в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации о Правилах продажи товаров: по месту деятельности отсутствуют текст Закона «О защите прав потребителей» и Правила продажи отдельных видов товаров;

– в не обеспечении наличия единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара;

– в отсутствии книги отзывов и предложений.

Признать противоправными действия ООО «Хороший вкус» по месту фактической деятельности, расположенному по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, д. 51, столовая, выразившиеся:

– в отсутствии в меню, вывешенном в обеденном зале, информации о
калорийности реализуемых блюд (содержание белков, жиров и углеводов);

– в реализации вышеуказанной столовой продукции общественного питания с несоответствием массы блюда заявленной массе согласно прейскуранта:

картофель запеченный «Гратте» по цене 40 рублей за 150 грамм на порцию (приобретено 2 порции, при перевесе полнота выхода блюда 1-й порции составила 130 гр. разница в весе минус 20 гр., полнота выхода блюда 2-ой порции составила 132 грамма, разница в весе минус 18 грамм);

– в использовании для приготовления блюд на производстве следующих
продуктов: грибы шампиньоны свежие, чернослив (сухофрукт) и другие сухофрукты, капуста свежая, свекла свежая, лук зеленый, творог, колбаса «Особая», курица, говядина, картофель с отсутствующей полной и достоверной информации о качестве и безопасности, сведений о производителях, о дате выработки, сроке годности (вет. справки, удостоверение о качестве, маркировочные ярлыки от производителя, декларации о соответствии);

­– в не предоставлении в наглядной и доступной форме необходимой и верной информации о продавце: фирменном наименовании (наименовании) своей организации, ее месте нахождения (адресе) и режиме работы ООО «Хороший вкус», информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего общество органа;

– в не предоставлении в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации о правилах продажи товаров: по месту деятельности отсутствуют текст Закона «О защите прав потребителей» и Правила продажи отдельных видов товаров;

– в не обеспечении наличия единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.

Обязать ООО «Хороший вкус» прекратить вышеуказанные противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать ООО «Хороший вкус» довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 дней с момента вступления в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе путем размещения в общественных местах общего пользования.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с ООО «Хороший вкус» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Г. Захаревская

Мотивированная часть решения изготовлена 31.07.2019 г. в единственном экземпляре и является подлинником.

Судья М.Г. Захаревская