ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1297/19 от 08.05.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1297/2019

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н. при секретаре судебного заседания Шенгель Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области к БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», Министерству здравоохранения Омской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, о возложении обязанности,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в суд с названным иском. В обоснование требований указано, что в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области проведена плановая выездная проверка деятельности БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», по результатам которой были выявлены санитарно-эпидемиологические нарушения, в связи с чем выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об их устранении. Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена информация о частичном выполнении пунктов предписания (1, 2, 3, 13, 16,17, 18, 20); в остальной части (п.4, 5, 10 11, 14) решением от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок устранения нарушений. В соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области проведена плановая выездная проверка согласно ежегодному плану проведения проверок на 2016 год. По результатам проведенной проверки выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения /вп от ДД.ММ.ГГГГ специалистами управления Роспотребнадзора по Омской области проведена внеплановая выездная проверка в связи с истечением срока выполнения ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ. В виду неисполнения предписания по результатам проверки было выдано предписание /вп от ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения /вп от ДД.ММ.ГГГГ специалистами Роспотребнадзора по Омской области проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания. По результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что требования предписания /вп от ДД.ММ.ГГГГ не выполнены в полном объеме. БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» не обеспечено соблюдение поточности в операционном блоке, расположенном на третьем этаже стационара корпуса по адресу: <адрес>: не обеспечены раздельные входы в операционные для пациентов и персонала и не выделено помещение для подготовки больного. В операционном блоке, расположенном на 3-м этаже стационара корпуса БУЗОО "КОД" по адресу: <адрес> не оборудован санпропускник для персонала. БУЗОО "КОД" не представлены документы, подтверждающие обеспечение кондиционирования воздуха в помещениях чистоты классов А (в палатах интенсивной терапии палатных отделений стационара корпуса по адресу: <адрес>, в операционных и палате интенсивной терапии стационара корпуса по адресу: <адрес>). На индивидуальные кондиционеры и сплит-системами используемые в ряде помещений не представлены документы, подтверждающие оснащение фильтрами высокой очистки (Н11-Н14). На систему кондиционирования, оборудованную в операционном корпусе (в отделении реанимации и анестезиологии, палатах интенсивной терапии) по адресу: <адрес> не представлены документы, подтверждающие проведение замены фильтров высокой очистки (HI1-Н14). В патологоанатомическом отделении, расположенном в отдельно стоящем здании (<адрес>), не оборудован второй секционный зал с запасным наружным выходом. В помещениях стационара корпуса (<адрес>) не устранены дефекты внутренней отделки: косметический ремонт на лестничных маршах всех этажей 2-х запасных лестниц 3-х этажного корпуса проведен не качественно (имеется серый налет, краска и побелка на потолках и стенах отслаивается; побелка проведена по тенетам, комки которых приклеены к поверхностям новым слоем побелки); в централизованном стерилизационном отделении имеются дефекты плиточного покрытия и отслоившейся краски на полу, стенах, также требуется утепление дверей запасного выхода в грязной зоне. В здании стационара корпуса (<адрес>) мусоропровод не оснащен устройством, обеспечивающем возможность проведения его чистки, мойки, дезинфекции. Для проведения дезинфекции ствола мусоропровода используется аппарат "Karcher", не предназначенный согласно руководству по эксплуатации для чистки, мойки, дезинфекции стволов мусоропровода. В БУЗОО "КОД" не определен перечень канцерогенных факторов, влияющих на сотрудников учреждения; не проведена санитарно-гигиеническая паспортизация (санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасного производства не согласован с Управлением Роспотребнадзора по Омской области). В процедурном кабинете дистанционной лучевой терапии блок радиологического отделения (<адрес>) (ГТА "Рокус-АМ", зав. ) не устранены дефекты потолка: имеется отслоение краски. В эндоскопическом отделении (<адрес>) моечно-дезинфекционные помещения не оборудованы в соответствии с установлеными требованиями: расположение технологического оборудования в помещении для обработки эндоскопов не обеспечивает поточность выполнения всех этапов обработки эндоскопов – моечно-дезинфекционная имеет только две моечных раковины (минимальное количество три моечных раковины), отсутствуют столы для сушки и упаковки обработанных эндоскопов; недостаточная площадь моечной (менее 10 кв.м.). В корпусе (<адрес> корпус 1) помещения лаборатории клинико-диагностического отделения не изолированы, выходят в общий проходной коридор. В БУЗОО "КОД" не обеспечена эксплуатация вентиляционных систем с механическим побуждением в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10: в процедурном кабинете (помещение по поэтажному плану <адрес>) на 1-ом этаже поликлиники, согласно протоколу лабораторно-инструментальных испытаний вентиляционных систем /ФФ от 20.12.2017г, проведенных ИЛЦ ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Омской <адрес>, кратность воздухообмена не соответствует гигиеническим нормативам: фактическая кратность воздухообмена по притоку составила +6,05 (норма не менее +8); в процедурном кабинете (помещение по поэтажному плану <адрес>) онкологического отделения на 9- ом этаже стационара не представлены документы (протокол лабораторно-инструментальных испытаний и др.), подтверждающие обеспечение гигиеническими нормами кратности воздухообмена по притоку; в здании стационара корпуса (<адрес>) в операционном блоке (помещение по поэтажному плану - операционная ) на 3-ом этаже стационара, согласно протоколу лабораторно-инструментальных испытаний вентиляционных систем /ФФ от 20.12.2017г, проведенных ИЛЦ ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области фактическая кратность воздухообмена по притоку составила +10,14 (норма не менее +10); фактическая кратность воздухообмена по вытяжке составила -10,9 (норма не менее -8). Со ссылкой на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", СП ДД.ММ.ГГГГ-01. 1.1. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-08. Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", СП ДД.ММ.ГГГГ-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах", СП ДД.ММ.ГГГГ-08. Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно- эпидемиологические правила", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также на Положение о Министерстве здравоохранения Омской области, Устав БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», истец просит признать незаконной деятельность БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», выполняемую с нарушениями санитарного законодательства, возложить на БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» обязанность устранить нарушения санитарных правил в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

соблюдать поточность в операционном блоке, расположенном на 3-м этаже стационара корпуса (<адрес>): обеспечить раздельные входы в операционные для пациентов и персонала; выделить помещение для подготовки больного, оборудовать санпропускник для персонала;

представить документы, подтверждающие обеспечение кондиционирования воздуха в помещениях чистоты классов А (в палатах интенсивной терапии палатных отделений стационара корпуса (<адрес>), в операционных и палате интенсивной терапии стационара корпуса (<адрес>). На индивидуальные кондиционеры и сплит-системы иметь документы, подтверждающие оснащение фильтрами высокой очистки (Н11-Н14), техническое обслуживание, замену фильтров. На систему кондиционирования в операционном корпусе (в отделении реанимации и анестезиологии, палатах интенсивной терапии по <адрес>) представить документы, подтверждающие замену фильтров высокой очистки H11-Н14,

в патолого-анатомическом отделении (<адрес>) оборудовать второй секционный зал с запасным наружным выходом;

в помещениях стационара корпуса (<адрес>) устранить дефекты внутренней отделки: на лестничных маршах всех этажей 2-х запасных лестниц 3-х этажного корпуса провести косметический ремонт (устранить серый налет, дефекты отслоившейся краски и побелки на потолках и стенах); в централизованном стерилизационном отделении устранить дефекты плиточного покрытия и отслоившейся краски на полу, стенах, утеплить двери запасного выхода в грязной зоне;

в здании стационара корпуса (<адрес>) мусоропровод оснастить устройством, обеспечивающем возможность проведения его чистки, мойки, дезинфекции в соответствии с требованиями пунктов З.1, 2.18, 11.24 главы I СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность и пункта 4.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;

определить перечень канцерогенных факторов, влияющих на сотрудников учреждения; провести санитарно-гигиеническую паспортизацию, санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасного производства согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Омской области;

обеспечить эксплуатацию вентиляционных систем с механическим побуждением в соответствие с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10: в процедурном кабинете 1 этажа поликлиники (помещение <адрес>), обеспечив кратность воздухообмена по притоку не менее +8, в процедурном кабинете онкологического отделения на 9-м этаже стационара (<адрес>), обеспечив кратность воздухообмена по притоку не менее +8; в операционной в операционном блоке на 3-м этаже стационара корпуса (помещение <адрес>) отрегулировать работу обще-обменных приточно-вытяжных вентиляционных систем, обеспечив преобладание притока воздуха над вытяжкой и кратность воздухообмена по притоку не менее +10, по вытяжке не менее -8; результаты работ подтвердить лабораторно-инструментальными испытаниями;

в процедурной кабинета дистанционной лучевой терапии блок радиологического отделения (<адрес>) (установлен ГТА "Рокус-АМ", зав. ) устранить дефекты внутренней отделки потолка (отслоение краски);

в эндоскопическом отделении (<адрес>) оборудовать моечно-дезинфекционные помещения в соответствии с требованиями п. 5.10, 5.11, 5.14 СП ДД.ММ.ГГГГ-15;

в корпусе (<адрес>) для помещений лаборатории клинико-диагностического отделения выделить изолированную часть здания.

Просит так же обязать Министерство здравоохранения Омской области осуществить финансирование БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» в объеме, необходимом для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства с санитарном эпидемиологическом благополучии населения.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Омской области, действующая по доверенности Малицкая М.И., в судебном заседании требования иска поддержала по доводам заявления.

Представители БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», действующие по доверенностям Самоловова Ю.М. и Моргунова И.А., иск не признали, полагали, что п. 8,10 иска по факту выполнены: по п. 8 в кабинете дистанционной лучевой терапии произведен ремонт, что подтверждают дефектными ведомостями; по п. 10 помещения клинико-диагностического отделения размещены на территории иммунологической лаборатории (административный корпус). Пункт 1 выполнить не представляется возможным, поскольку необходима реконструкция здания. В диспансере ведется работа, по мере поступления денежных средств принимаются меры к устранению выявленных нарушений. Моргунова И.А. так же указала, что санитарно-гигиенический паспорт канцерогенно опасного производства фактически был сдан в управление ДД.ММ.ГГГГ. Процедура согласования паспорта не завершена.

Представитель Министерства здравоохранения Омской области, действующая по доверенности Карзаева Г.Ю., в судебном заседании иск не признала, полагала, что не имеется оснований для возложения на министерство субсидиарной ответственности. Министерство здравоохранения Омской области как главный распорядитель бюджетных средств может быть привлечено лишь к субсидиарной ответственности в определенных законом случаях. Обязанность обеспечивать соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов не может быть возложена на Министерство. Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ N 265-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие здравоохранения Омской области. Выполнение требований иска о соблюдении поточности в операционном блоке возможно при строительстве лечебно-радиологического корпуса, предусмотренного указанной программой. При этом, отметила, что изменение поточности учреждением возможно путем изменений маршрутизации пациентов внутри диспансера. Просила также учесть, что здание корпуса построено в 1963 году и требования СанПиН на него распространяться не могут.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование в сфере обеспечения санитарного - эпидемиологического благополучия в РФ основано на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы санитарной безопасности.

Санитарно-эпидемиологические требования согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами РФ, и техническими регламентами.

Согласно ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу ч. 3 ст. 39 названного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно статье 30 указанного Закона при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право, в том числе и на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому, регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, согласно п. 1 которого территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В силу ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и орган местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 2 п. 5 ст. 19 указанного Федерального закона пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 (действующего на момент возникновения спорных правоотношений), в случае выявления при проведении проверки нарушений требований санитарной безопасности орган надзора обязан выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.

Согласно материалам дела, Управлением Роспотребнадзора по Омской области неоднократно с 2011 года в отношении БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» проводились плановые проверки, неоднократно составлялись акты и выдавались предписания для устранения нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (л.д. 13-154), требования которых исполнены частично.

В ходе проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-27) в отношении БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» установлены многочисленные нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» не обеспечено соблюдение поточности в операционном блоке, расположенном на третьем этаже стационара корпуса по адресу: <адрес>: не обеспечены раздельные входы в операционные для пациентов и персонала и не выделено помещение для подготовки больного. В операционном блоке, расположенном на 3-м этаже стационара корпуса БУЗОО "КОД" по адресу: <адрес> не оборудован санпропускник для персонала. БУЗОО "КОД" не представлены документы, подтверждающие обеспечение кондиционирования воздуха в помещениях чистоты классов А (в палатах интенсивной терапии палатных отделений стационара корпуса по адресу: <адрес>, в операционных и палате интенсивной терапии стационара корпуса по адресу: <адрес>). На индивидуальные кондиционеры и сплит-системами используемые в ряде помещений не представлены документы, подтверждающие оснащение фильтрами высокой очистки (Н11-Н14). На систему кондиционирования, оборудованную в операционном корпусе (в отделении реанимации и анестезиологии, палатах интенсивной терапии) по адресу: <адрес> не представлены документы, подтверждающие проведение замены фильтров высокой очистки (HI1-Н14). В патологоанатомическом отделении, расположенном в отдельно стоящем здании (<адрес>), не оборудован второй секционный зал с запасным наружным выходом. В помещениях стационара корпуса (<адрес>) не устранены дефекты внутренней отделки: косметический ремонт на лестничных маршах всех этажей 2-х запасных лестниц 3-х этажного корпуса проведен не качественно (имеется серый налет, краска и побелка на потолках и стенах отслаивается; побелка проведена по тенетам, комки которых приклеены к поверхностям новым слоем побелки); в централизованном стерилизационном отделении имеются дефекты плиточного покрытия и отслоившейся краски на полу, стенах, также требуется утепление дверей запасного выхода в грязной зоне. В здании стационара корпуса (<адрес>) мусоропровод не оснащен устройством, обеспечивающем возможность проведения его чистки, мойки, дезинфекции. Для проведения дезинфекции ствола мусоропровода используется аппарат "Karcher", не предназначенный согласно руководству по эксплуатации для чистки, мойки, дезинфекции стволов мусоропровода. В БУЗОО "КОД" не определен перечень канцерогенных факторов, влияющих на сотрудников учреждения; не проведена санитарно-гигиеническая паспортизация (санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасного производства не согласован с Управлением Роспотребнадзора по ФИО1<адрес>). В процедурном кабинете дистанционной лучевой терапии блок радиологического отделения (<адрес>) (ГТА "Рокус-АМ", зав. ) не устранены дефекты потолка: имеется отслоение краски. В эндоскопическом отделении (<адрес>) моечно-дезинфекционные помещения не оборудованы в соответствии с установлеными требованиями: расположение технологического оборудования в помещении для обработки эндоскопов не обеспечивает поточность выполнения всех этапов обработки эндоскопов – моечно-дезинфекционная имеет только две моечных раковины (минимальное количество три моечных раковины), отсутствуют столы для сушки и упаковки обработанных эндоскопов; недостаточная площадь моечной (менее 10 кв.м.). В корпусе (<адрес> корпус 1) помещения лаборатории клинико-диагностического отделения не изолированы, выходят в общий проходной коридор. В БУЗОО "КОД" не обеспечена эксплуатация вентиляционных систем с механическим побуждением в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10: в процедурном кабинете (помещение по поэтажному плану <адрес>) на 1-ом этаже поликлиники, согласно протоколу лабораторно-инструментальных испытаний вентиляционных систем /ФФ от 20.12.2017г, проведенных ИЛЦ ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в ФИО1<адрес>, кратность воздухообмена не соответствует гигиеническим нормативам: фактическая кратность воздухообмена по притоку составила +6,05 (норма не менее +8); в процедурном кабинете (помещение по поэтажному плану <адрес>) онкологического отделения на 9- ом этаже стационара не представлены документы (протокол лабораторно-инструментальных испытаний и др.), подтверждающие обеспечение гигиеническими нормами кратности воздухообмена по притоку; в здании стационара корпуса (<адрес>) в операционном блоке (помещение по поэтажному плану - операционная ) на 3-ом этаже стационара, согласно протоколу лабораторно-инструментальных испытаний вентиляционных систем /ФФ от 20.12.2017г, проведенных ИЛЦ ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области фактическая кратность воздухообмена по притоку составила +10,14 (норма не менее +10); фактическая кратность воздухообмена по вытяжке составила -10,9 (норма не менее -8).

В тот же день в отношении БУЗОО «КОД» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Управление Роспотребнадзора по Омской области в обоснование своей позиции указало на выявленные многочисленные нарушения, допущенные БУЗОО «КОД» при исполнении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, которые истец просил устранить.

Оценивая доводы стороны истца о необходимости соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возложении обязанности на БУЗО «КОД» устранить выявленные нарушения и возражения ответчика БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» суд исходит из следующего.

Согласно п. 3.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности.

В операционных блоках предусматривается строгое зонирование внутренних помещений на стерильную зону (операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещение подготовки больного - наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа персонала), зону общебольничного режима (шлюз). В шлюзе персонал отделения, сопровождающий пациента, перекладывает его с каталки отделения на каталку операционного блока. Далее персонал операционного блока перевозит пациента в операционную. Зона общебольничного режима (после шлюза) отделяется от остальных помещений операционного блока "красной чертой" (п. 10.4.2).

В операционные блоки предусматриваются раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через предоперационные, пациенты доставляются через помещение подготовки больного (наркозная) или из коридора оперблока (п. 10.4.4).

Требования пункта 1 иска возлагают обязанность соблюдать поточность в операционном блоке, расположенном на 3-м этаже стационара корпуса (<адрес>): обеспечить раздельные входы в операционные для пациентов и персонала; выделить помещение для подготовки больного, оборудовать санпропускник для персонала.

Несогласие ответчика с пунктом 1 заключается в том, что поскольку здание по <адрес>Н 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, требования данного нормативного акта на этом объект не распространяются; приведение здания в соответствие с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 возможно только путем реконструкции, здание находится на праве оперативного управления л.д. 233-234). Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ N 265-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие здравоохранения Омской области" предусмотрены мероприятия по строительству лечебного корпуса на 120 коек с поликлиникой на 900 посещений в смену по <адрес>, срок ввода в эксплуатацию - 2022 год, в связи с чем мероприятия по п. 1 не целесообразны.

Указанные доводы заявителя судом отклоняются, так как в пункте 1.2 раздела 1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 прямо указано, что они обязательны для исполнения на территории Российской Федерации при эксплуатации объектов здравоохранения.

Кроме того, обосновывая невозможность исполнения указанного пункта предписания, ответчик ссылается на письмо АО ТПИ «Омскгражданпроект» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 233 т.1), согласно которому из-за недостаточности площади не возможно при существующей планировке 3 этажа стационара разделить потоки персонала и пациентов в операционном блоке.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что БУЗОО «КОД» обратилось в АО ТПИ «Омскгражданпроект» после вынесения предписания и проведенной проверки, а именно ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 234), просило дать оценку возможности разделения потоков персонала и пациентов в операционном блоке. БУЗОО «КОД» при этом был предоставлен только план 3 этажа стационара по <адрес>. Однако, возможность разделения потоков персонала и пациентов относительно иных помещений не оценивалась.

Что касается строительства нового здания лечебного корпуса, данный довод так же не может быть принят во внимание, так как суд при рассмотрении заявленных требований суд оценивает существующую ситуацию, и вероятность ее изменения в будущем не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу п. 6.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" для обеспечения нормируемой температуры и влажности воздуха в помещениях классов чистоты А и Б необходимо предусматривать кондиционирование воздуха с использованием систем и оборудования, разрешенных для этих целей в установленном порядке.

Воздух, подаваемый в помещения классов чистоты А и Б, подвергается очистке и обеззараживанию устройствами, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов на выходе из установки не менее чем на 99% для класса А и 95% для класса Б, а также эффективность фильтрации, соответствующей фильтрам высокой эффективности (H11 - H14). Фильтры высокой очистки подлежат замене не реже одного раза в полгода, если другое не предусмотрено инструкцией по эксплуатации (п. 6.24).

Допускается рециркуляция воздуха для одного помещения при условии установки фильтра высокой эффективности (H11 - H14) с добавлением наружного воздуха по расчету для обеспечения нормативных параметров микроклимата и чистоты воздуха (п. 6.42).

Системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования (п. 6.5).

Пункт требований иска возлагает на ответчика обязанность представить документы, подтверждающие обеспечение кондиционирования воздуха в помещениях чистоты классов А в палатах интенсивной терапии палатных отделений стационара корпуса (<адрес>), в операционных и палате интенсивной терапии стационара корпуса (<адрес>). На индивидуальные кондиционеры и сплит-системы иметь документы, подтверждающие оснащение фильтрами высокой очистки (Н11-Н14), техническое обслуживание, замену фильтров. На систему кондиционирования в операционном корпусе (в отделении реанимации и анестезиологии, палатах интенсивной терапии по <адрес>) представить документы, подтверждающие замену фильтров высокой очистки H11-Н14.

Доводы стороны ответчика об исполнении п. 2 в части представления документов о замене фильтров высокой очистки H11-Н14 в отделении реанимации и анестезиологии, палатах интенсивной терапии по <адрес>, судом во внимание приняты быть не могут. Представленный в материалы дела договор от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 205 т.1), заключенный между БУЗОО «КОД» и ООО «А фильтр», предусматривает выполнение работ по установке фильтров для системы вентиляции по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Цена указанного договора составила 1439980,83 руб. При этом, указанным договором предусмотрена приемка результатов выполненных работ, их оплата. Однако, доказательство того, что работы по договору приняты, оплачены, замена фильтров в отделении реанимации и анестезиологии, палатах интенсивной терапии по <адрес> произведена в установленные сроки, и указанные документы были представлены Управлению материалы дела не содержат.

В остальной части (п. 2) факт неисполнения предписания ответчиком не оспаривался. Документы, свидетельствующие о техническом обслуживании фильтров, их замене в материалы дела не представлены. В материалы дела так же не представлены сведения, что ответчиком исполнена обязанность по представлению документов по обеспечению кондиционирования воздуха чистоты классов А в палатах интенсивной терапии палатных отделений стационара корпуса (<адрес>), в операционных и палате интенсивной терапии стационара корпуса (<адрес>).

Согласно п. 10.16.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" в патолого-анатомическом отделении должны быть предусмотрены как минимум две секционные, одна из которых на один секционный стол, с запасным наружным входом.

Представителем ответчика не оспаривалось в судебном заседании, что начаты работы по п. 3 - в патолого-анатомическом отделении (<адрес>) оборудуется второй секционный зал с запасным наружным выходом. В подтверждение представлены дефектная ведомость (л.д. 227 т.1), фотоматериал. Из представленных документов усматривается, что определен перечень работ, работы не завершены, на стене имеется 2 ряда плитки, ведется ремонт, соответственно п. 3 не исполнен.

Согласно п. 11.14. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.

Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность (п. 4.2).

В силу п. 4.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтусы или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны.

В п. 4 требований ответчик обязан в помещениях стационара корпуса (<адрес>) устранить дефекты внутренней отделки: на лестничных маршах всех этажей 2-х запасных лестниц 3-х этажного корпуса провести косметический ремонт (устранить серый налет, дефекты отслоившейся краски и побелки на потолках и стенах); в централизованном стерилизационном отделении устранить дефекты плиточного покрытия и отслоившейся краски на полу, стенах, утеплить двери запасного выхода в грязной зоне.

В п. 8 в ответчик обязан в процедурной кабинета дистанционной лучевой терапии блок радиологического отделения (<адрес>) (установлен ГТА "Рокус-АМ", зав. ) устранить дефекты внутренней отделки потолка (отслоение краски);

Согласно плану мероприятий БУЗОО «КОД» (по п. 4) ремонт запасных лестниц выполнен, имеется дефектная ведомость на ремонт запасного выхода стационара (л.д. 240 т.1), план ремонта в централизованном стерилизационном отделении находится в разработке (л.д. 203 т.1); по п. 8 представлен акт выполненных работ собственными силами по ремонту коридоров 1 этажа и помещения в отделении УЗИ (1 этаж стационара ).

Относительно п. 4 доводы ответчика об исполнении предписания во внимание приняты быть не могут, поскольку дефектная ведомость от 2017 (л.д. 240 т.1) о выполнении работ не свидетельствует, а лишь указывает о выявленных дефектах и об утверждении нормы расхода материалов при ремонте запасного выхода стационара , доказательство иного ответчиком не представлено.

По п. 8 ответчиком представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ выполненных работ и фотоматериал (л.д. 235-239 т. 1). Согласно указанному в приемной кабинета дистанционной лучевой терапии блок радиологического отделения (<адрес>) (установлен ГТА "Рокус-АМ", зав. ) выполнены работы по окраске потолка (водоэмульсионными составами на площади 15,8 кв.м.). Вместе с тем, согласно акту проверки Управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22) дефекты потолка не устранены, соответственно акт от ДД.ММ.ГГГГ Управлением во внимание не принят, отслоение краски в процедурной не устранены. Из представленного фотоматериала не представляется возможным сделать вывод об устранении дефекта внутренней отделки потолка именно в процедурной кабинета дистанционной лучевой терапии блок радиологического отделения (<адрес>) (установлен ГТА "Рокус-АМ", зав. ). Акт выполненных работ после ДД.ММ.ГГГГ ответчиком суду не предоставлен.

В силу п. 4.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" отходы класса А, кроме пищевых, могут удаляться из структурных подразделений с помощью мусоропровода или пневмотранспорта. Конструкция, материалы и устройство мусоропроводов и пневмотранспорта должны обеспечивать возможность проведения их чистки, мойки, дезинфекции и механизированного удаления отходов из мусоросборных камер. Мусоросборные камеры оборудуются контейнерами, подводкой воды и канализационным трапом. Запрещается сброс отходов из мусоропровода (пневмотранспорта) непосредственно на пол мусороприемной камеры. Должен быть обеспечен запас контейнеров для мусороприемной камеры не менее чем на одни сутки. Контейнеры моются после каждого опорожнения, дезинфицируются не реже 1 раза в неделю. Чистка стволов трубопроводов, приемных устройств, мусоросборных камер проводится еженедельно. Профилактическая дезинфекция, дезинсекция проводится не реже 1 раза в месяц, дератизация - по мере необходимости.

На ответчика возлагается обязанность в здании стационара корпуса (<адрес>) оснастить мусоропровод устройством, обеспечивающем возможность проведения его чистки, мойки, дезинфекции в соответствии с требованиями пунктов З.1, 2.18, 11.24 главы I СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность и пункта 4.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

Факт не исполнения пункта 5 ответчиком по существу не оспаривается.

В силу п. 1.4, 3.1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-08. Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы основной целью санитарных правил является определение перечня канцерогенных факторов для организации и проведения мероприятий по профилактике онкологической заболеваемости, а также для установления связи онкологического заболевания с производственной деятельностью или непроизводственным воздействием.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, деятельность организаций которых может привести к возникновению канцерогенной опасности, необходимо проводить мероприятия, направленные на устранение или уменьшение этой опасности. Действующие и проектируемые объекты, а также производственные процессы, использующие канцерогенные факторы, должны соответствовать требованиям настоящего документа, а также требованиям соответствующих санитарных правил.

В силу п.п. 3.2- 4.1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-0 основным мероприятием является исключение возможности контакта человека с канцерогенными факторами в производственной и бытовой сферах. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует использовать технологические и производственные процессы, не приводящие к возникновению и выделению в производственную и окружающую среду канцерогенных факторов.

В рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях.

Судебным разбирательством установлено, что на ответчика возлагалась обязанность определить перечень канцерогенных факторов, влияющих на сотрудников учреждения; провести санитарно-гигиеническую паспортизацию, санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасного производства согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Омской области (п. 6).

Из материалов дела следует, что такой паспорт был представлен на согласование в Управление лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день судебного заседания по настоящему делу и не согласован. Соответственно п.6 ответчиком не исполнен.

В силу п 1.7. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" администрация ООМД обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами.

Классы чистоты, допустимые уровни бактериальной обсемененности воздушной среды, допустимая температура и рекомендуемые кратности воздухообмена помещений медицинских организаций принимаются в соответствии с приложением 3.

Кратность воздухообмена определяется исходя из расчетов обеспечения заданной чистоты, температуры и относительной влажности воздуха. Скорость движения воздуха в палатах и лечебно-диагностических кабинетах принимается от 0,1 до 0,2 м/сек. В помещениях классов чистоты А и Б относительная влажность не должна превышать 60% (п. 6.10).

СП ДД.ММ.ГГГГ-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила предписывает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (п. 2.2).

На ответчика в п. 7 возлагается обязанность обеспечить эксплуатацию вентиляционных систем с механическим побуждением в соответствие с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10: в процедурном кабинете 1 этажа поликлиники (помещение <адрес>) обеспечить кратность воздухообмена по притоку не менее +8; в процедурном кабинете онкологического отделения на 9-м этаже стационара (<адрес>) обеспечить кратность воздухообмена по притоку не менее +8; в операционной в операционном блоке на 3-м этаже стационара корпуса (помещение <адрес>) отрегулировать работу обще-обменных приточно-вытяжных вентиляционных систем, обеспечив преобладание притока воздуха над вытяжкой и кратность воздухообмена по притоку не менее +10, по вытяжке не менее -8; результаты работ подтвердить лабораторно-инструментальными испытаниями.

Факт не исполнения пункта 7 ответчиком по существу не оспаривается. Доказательство выполнения указанных работ (по п. 7) ответчиком суду не представлено (акты выполненных работ; паспорта вентиляционных систем; протоколы инструментальных исследований, подтверждающие кратность воздухообмена в помещениях и др.).

Согласно п. 5.10 СП ДД.ММ.ГГГГ-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах" расположение технологического оборудования в помещении для обработки эндоскопов должно обеспечивать поточность выполнения всех этапов обработки эндоскопов в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил. Во вновь проектируемых медицинских организациях предусматриваются планировочные решения, исключающие перекрест потоков чистых и грязных эндоскопов.

В силу п. 5.11, 5.14 СП ДД.ММ.ГГГГ-15 помещение для обработки эндоскопов функционально разделяется на условно грязную зону, предназначенную для проведения окончательной очистки, и условно чистую зону, где проводится дезинфекция высокого уровня, сушка и хранение эндоскопов.

Зона ДВУ и хранения эндоскопов должна оборудоваться и оснащаться: емкостью для проведения ДВУ в растворе химического средства объемом не менее 10 литров и (или) МДМ; моечными ваннами для удаления остатков средства ДВУ с/из эндоскопов для гастроинтестинальных исследований; емкостями для ополаскивания бронхоскопов (при использовании стерильной воды - стерильными, в других случаях - продезинфицированными); столами для сушки и упаковки обработанных эндоскопов; шкафами для хранения эндоскопов или шкафами для сушки и хранения эндоскопов в асептической среде; стеллажами (шкафами) для хранения стерильных материалов (простыни, пеленки, перчатки, чехлы для эндоскопов).

В п. 9 указано, что ответчик обязан в эндоскопическом отделении (<адрес>) оборудовать моечно-дезинфекционные помещения в соответствии с требованиями п. 5.10, 5.11, 5.14 СП ДД.ММ.ГГГГ-15. Согласно акту проверки имеется 2 моечных раковины, минимально необходимое количество – 3 раковины, отсутствуют столы для сушки и упаковки обработанных эндоскопов (л.д. 22 т.1).

Факт не исполнения указанного пункта ответчиком не оспаривался (л.д. 204 т. 1, л.д. 31 т.2). Согласно отзыву на иск (л.д. 204 т. 1) учреждением рассматриваются варианты оборудования моечной за счет перепрофилирования помещений эндоскопического отделения.

Согласно п.п. 1.2., 1.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-08 Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", установлены требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с патогенными биологическими агентами III-IV групп (далее - ПБА III-IV групп или ПБА) - патогенными для человека микроорганизмами и гельминтами, а также любыми объектами и материалами, включая полевой, клинический, секционный, подозрительными на содержание указанных ПБА. Санитарные правила предназначены для юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальных предпринимателей, проводящих на территории Российской Федерации работы с объектами и материалами, содержащими или подозрительными на содержание ПБА III-IV групп.

В силу п. 2.1.2. СП ДД.ММ.ГГГГ-08, деятельность каждого структурного подразделения (микробиологической лаборатории, цеха, производственного участка и т.п.), связанная с использованием ПБА III-IV групп, должна осуществляться на основании санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу п. 2.3.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-08. микробиологические лаборатории, где проводят работы с ПБА III - IV групп, должны размещаться в отдельно стоящем здании или в изолированной части здания. На входной двери лаборатории должны быть обозначены название (номер) лаборатории и международный знак "Биологическая опасность".

В п. 10 указано, что ответчик обязан в корпусе (<адрес>) для помещений лаборатории клинико-диагностического отделения выделить изолированную часть здания.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22 т.1) вход в помещение лаборатории клинико-диагностического отделения из общего проходного коридора.

Как указывает ответчик на основании приказа а от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 242 т.1) в целях исполнения указанного пункта лаборатория клинико-диагностического отделения размещена на территории иммунологической лаборатории. Однако, в соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам. В силу п. 1 указанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств. Ответчиком в материалы дела не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы лаборатории клинико-диагностического отделения на территории иммунологической лаборатории санитарным правилам.

Сопоставив предпринятые надзорным органом действия по проверке деятельности учреждения здравоохранения, итоговые результаты проверок, при том, что фактическое наличие выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком БУЗОО «КОД» по существу опровергнуто не было, достоверность нарушений не оспорена, учитывая законодательно закрепленную обязанность бюджетного учреждения соблюдать требования санитарного законодательства, суд считает доказанным факт нарушения БУЗОО «КОД» санитарного законодательства при осуществлении медицинской деятельности.

Обязанность по недопущению и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства существовала с 2011года, между тем, до настоящего времени нарушения не устранены, чем нарушаются права пациентов лечебного учреждения на охрану здоровья, а также требования Закона N 52-ФЗ. Устранение допущенных нарушений санитарного законодательства приведет к восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи в условиях, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Требования Управления в части возложения на БУЗОО «КОД» обязанности по соблюдению учреждением требований указанных выше правовых актов соответствуют требованиям действующего законодательства, являются законными и обоснованными.

Оценивая доводы представителя Управления относительно возложения обязанности на Министерство здравоохранения Омской области осуществить финансирование БУЗОО «КОД» в объеме необходимом для устранения нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и возражения Министерства, суд исходит из следующего.

В общем виде нормативное регулирование в области санитарной безопасности предполагает соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований санитарной безопасности.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в. целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В пункте 2 указанной статьи установлено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно п. 1.2. Устава функции учредителя БУЗОО «КОД» осуществляет Омская область. При этом функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляет Министерство здравоохранения Омской области (как отраслевой орган исполнительной власти Омской области).

Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, находящееся в собственности Омской области и во владении и пользовании БУЗОО «КОД» передано учреждению на праве оперативного управления (п. 3.1 Устава).

Согласно п. 3.13 Устава контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного за БУЗОО «КОД» на праве оперативного управления имущества осуществляется Министерством имущественных отношений Омской области и Министерством здравоохранения Омской области (как отраслевым органом исполнительной власти Омской области).

Соответственно, объем ответственности Министерства здравоохранения Омской области за выявленные в БУЗОО нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.

В свою очередь, сведений о том, что БУЗОО «КОД» через Министерство здравоохранения Омской области как учредителя и главного распорядителя выделялись достаточные денежные средства для финансирования расходов на устранение нарушений требований санитарно эпидемиологического законодательства в рамках необходимого государственного задания, в материалах гражданского дела не имеется.

Полномочия Министерства здравоохранения как главного распорядителя, в том числе осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с законодательством, закреплены в Положении о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. Реализуя предоставленные полномочия, Министерство здравоохранения Омской области, являясь органом исполнительной власти Омской области, реализует также полномочия собственника и учредителя (Омской области) и обеспечивает проведение государственной политики на территории Омской области в сфере охраны здоровья населения Омской области.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

В соответствии со ст. 158 БКРФ, главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

Согласно постановлению Правительства Омской области от 13.05.2009-п «Об установлении подведомственности получателей средств областного бюджета» главным распорядителям средств областного бюджета, являющимся органами исполнительной власти Омской области, подведомственны получатели средств областного бюджета -территориальные органы указанных органов, обладающие правами юридического лица, казенные учреждения Омской области, бюджетные учреждения Омской области (за исключением бюджетных учреждений Омской области, которым предоставляются из областного бюджета субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), и на иные цели), в отношении которых указанные органы осуществляют функции учредителя в качестве отраслевых органов исполнительной власти Омской области.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на учредителя юридического лица в лице соответствующего отраслевого органа. Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения Омской области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.

Обязанность по устранению выявленных нарушений на Министерство суд возлагает в связи с

отсутствием необходимых средств у бюджетного учреждения. Министерство обязано обеспечивать надлежащее содержание и при необходимости ремонт здания учреждения в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами путем финансирования названных расходов. Несоответствие зданий и помещений учреждения требованиям санитарного законодательства создает угрозу причинению вреда жизни и здоровью пациентов.

Доводы представителя Министерства о том, что одним из обязательных условий привлечения собственника имущества БУ к субсидиарной ответственности по долгам учреждения является недостаточность имущества и лишь по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, основанием к отказу в иске в указанной части явиться не могут.

В данном случае на Министерство возложена обязанность не по долгам бюджетного учреждения, а в связи с необходимостью устранения выявленных нарушений законодательства.

При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия, финансовой возможности. На Министерство должна быть возложена обязанность по устранению нарушений с учетом недостаточности имеющихся у бюджетного учреждения (выделенных ему) денежных средств. Указанное отвечает требованиям об обязательной исполнимости судебных актов (ст. 13 ГПК РФ), соответствует положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданского кодекса РФ, в том числе ст. 210 Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ).

Вместе с тем, мероприятия по устранению выявленных нарушений можно дифференцировать на две группы: требующие финансового вмешательства и не нуждающиеся в денежном обеспечении, в связи с чем доводы иска о возложении на Министерство обязанности по финансированию всех мероприятий в полном объеме является необоснованными.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ).

Согласно ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Так, мероприятия включают в себя: производство ремонтных и отделочных работ зданий, помещений БУЗОО «КОД», обустройство необходимым оборудованием (для кондиционирования и вентиляции воздуха, по очистке мусоропровода). Применительно к положениям ч. 7 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в структуру тарифа на оплату медицинской помощи проведение указанных мероприятий по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства (несоответствие зданий и помещений бюджетного учреждения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) не входит и должно финансироваться за счет бюджетных ассигнований.

Доказательств того, что на исполнение перечисленных в предписаниях надзорного органа требований в целях устранения выявленных нарушений, требуется денежная сумма менее указанной в ч. 7 ст. 35 вышеназванного закона, со стороны Министерства здравоохранения по Омской области не представлено, а ответчиком БУЗОО "КОД" представлены доказательства необходимости финансирования в объеме, превышающем установленные указанной нормой параметры (л.д. 205-243 т.1). Так, представлены дефектные ведомости об объемах ремонтных работ, договор от ДД.ММ.ГГГГ о проверке сметной документации по ремонту приточных установок, договор об установке фильтров (цена 1439989,83 руб.).

При этом представление документов на кондиционирование воздуха, техническое обслуживание кондиционеров и замену фильтров, а так же обеспечение работы вентиляционных систем предусматривает необходимость монтажа данных систем, их регулировку и техническое обслуживание и расходы по которым относятся к затратам учреждения.

Мероприятия по определению перечня канцерогенных факторов, влияющих на сотрудников учреждения; проведению санитарно-гигиеническую паспортизации, согласованию санитарно-гигиенического паспорта канцерогенно опасного производства с Управлением Роспотребнадзора по Омской области (ДД.ММ.ГГГГ паспорт передан в Управление для согласования), оборудование в эндоскопическом отделении (<адрес>) моечно-дезинфекционных помещений (по информации учреждения работа ведется); выделение в корпусе (<адрес>) для помещений лаборатории клинико-диагностического отделения изолированной части здания включают в себя в целом производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением непосредственно связаны с организационными вопросами, контролем лечебной деятельности учреждения.

Таким образом, осуществление указанных мероприятий возможно силами БУЗОО "КОД", что следует из пояснений представителя БУЗОО "КОД" (л.д. 31 т.2), в связи с чем оснований для возложения на Министерство обязанности финансирования мероприятий не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку сторонами срок исполнения выявленных нарушений по существу не оспорен, то срок исполнения решения – до ДД.ММ.ГГГГ является достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать осуществление БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» деятельности по охране здоровья граждан, в том числе оказанию специализированной онкологической помощи с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.

Возложить на БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений требований санитарно -эпидемиологического законодательства, на Министерство здравоохранения Омской области как главного распорядителя бюджетных средств обязанность в указанный срок осуществить финансирование в целях устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в деятельности БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», а именно:

обеспечить соблюдение поточности операционного блока 3-го этажа стационара корпуса (<адрес>) путем: обеспечения раздельных входов в операционные для пациентов и персонала; выделения помещения для подготовки больного, оборудования санпропускника для персонала;

представить документы: об обеспечении кондиционирования воздуха в помещениях чистоты классов А (в палатах интенсивной терапии палатных отделений стационара корпуса (<адрес>), в операционных и палате интенсивной терапии стационара корпуса (<адрес>); на индивидуальные кондиционеры и сплит-системы, подтверждающие оснащение фильтрами высокой очистки (Н11-Н14), их техническое обслуживание, замену фильтров; на систему кондиционирования в операционном корпусе (в отделении реанимации и анестезиологии, палатах интенсивной терапии по <адрес>), подтверждающие замену фильтров высокой очистки H11-Н14,

в патолого-анатомическом отделении (<адрес>) оборудовать второй секционный зал с запасным наружным выходом;

в помещениях стационара корпуса (<адрес>) устранить дефекты внутренней отделки: на лестничных маршах всех этажей 2-х запасных лестниц 3-х этажного корпуса провести косметический ремонт (устранить серый налет, дефекты отслоившейся краски и побелки на потолках и стенах); в централизованном стерилизационном отделении устранить дефекты плиточного покрытия и отслоившейся краски на полу, стенах, утеплить двери запасного выхода в грязной зоне;

в здании стационара корпуса (<адрес>) мусоропровод оснастить устройством, обеспечивающем возможность проведения его чистки, мойки, дезинфекции в соответствии с требованиями пунктов З.1, 2.18, 11.24 главы I СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность и пункта 4.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;

эксплуатацию вентиляционных систем с механическим побуждением привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10: в процедурном кабинете 1 этажа поликлиники (помещение <адрес>), обеспечить кратность воздухообмена по притоку не менее +8; в процедурном кабинете онкологического отделения на 9-м этаже стационара (<адрес>) обеспечить кратность воздухообмена по притоку не менее +8; в операционной операционного блока на 3-м этаже стационара корпуса (помещение <адрес>) отрегулировать работу обще-обменных приточно-вытяжных вентиляционных систем, обеспечив преобладание притока воздуха над вытяжкой и кратность воздухообмена по притоку не менее +10, по вытяжке не менее -8; результаты работ подтвердить лабораторно-инструментальными испытаниями;

в процедурной кабинета дистанционной лучевой терапии блок радиологического отделения (<адрес>) (установлен ГТА "Рокус-АМ", зав. ) устранить дефекты внутренней отделки потолка (отслоение краски);

Возложить на БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений требований санитарно -эпидемиологического законодательства, а именно:

1. определить перечень канцерогенных факторов, влияющих на сотрудников учреждения; провести санитарно-гигиеническую паспортизацию, санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасного производства и согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Омской области;

2. в эндоскопическом отделении (<адрес>) моечно-дезинфекционные помещения оборудовать в соответствии с требованиями п. 5.10, 5.11, 5.14 СП ДД.ММ.ГГГГ-15;

3. в корпусе (<адрес>) для помещений лаборатории клинико-диагностического отделения выделить изолированную часть здания.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.Н. Ретуева

<данные изъяты>