ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1298/20 от 09.02.2021 Партизанского городского суда (Приморский край)

Дело № 2-85/2021 (2-1298/2020)

УИД: №___

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Партизанский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Литвишко Е.В., при секретаре Шевяковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства труда и социальной политики Приморского края в лице отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной выплаты, третье лицо: ФКУ «Военный комиссариат Приморского края,-

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с названным иском, указав, что ФИО1 является получателем ежегодной компенсации на оздоровление и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, выплачиваемых на основании его заявления от 22.10.2009 года. 08.07.2020 года Министерству стало известно о получении ответчиком вышеназванных выплат в Центре социального обеспечения военного комиссариата Приморского края с 06.05.1998 года по настоящее время. О факте получения выплат по линии Минобороны России ответчик не сообщил в отдел социальной защиты. Считает, что положениями действующего законодательства не предусмотрено получение компенсации по одному и тому же основанию в двух органах власти одновременно, в данном случае и по линии Министерства социальной политики и по линии Минобороны России. Таким образом, за период с 01.11.2009 по 31.08.2020 ответчик необоснованно получил выплаты в сумме 75870 руб. 22 коп. Просит взыскать с ответчика ФИО1 в пользу Министерства труда и социальной политики Приморского края необоснованно полученную за период с 01.11.2009 по 31.08.2020 выплату в сумме 75870 руб. 22 коп.

В ходе судебного заседания представитель истца исковые требования уточнил, в связи с частичной оплатой ФИО1 суммы неосновательного полученных выплат, просит взыскать с ответчика 69 743 руб. 64 коп. Полагает, что срок исковой давности ответчиком не пропущен, поскольку о нарушенном праве истец узнал из сообщения ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» от 23.06.2020 года, а обязанности по осуществлению самостоятельных запросов в какие-либо иные органы, чем те которые предусмотрены в Законе РФ от 15.05.1991 г. №1244-1, у органа социальной защиты не имеется.

Ответчик ФИО1 с исковыми требованиями не согласился, представил письменные возражения на иск, в котором просил применить к заявленным требованиям срок исковой давности, кроме того полает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в виду недоказанности истцом его недобросовестности в получении компенсационных выплат.

Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» в судебном заседании подтвердила, что на основании заявления ФИО1 с 01.11.1998 года Министерством обороны в лице «Военного комиссариата Приморского края» ему назначены и выплачиваются по настоящее время ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление в соответствии с Законом РФ от 15.01.1991г. №1244-1 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Между тем, в ходе проведенной сверки с КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» установлено, что ФИО1 является одновременным получателем указанных компенсационных выплат и в органе социальной защиты. При таких обстоятельствах, считает требования истца подлежат удовлетворению.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Министерства труда и социальной политики Приморского края подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на учете в отделении по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и с 01.11.2009 года является получателем компенсационных выплат как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в виде ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление.

Согласно письму Центра социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» от 23.06.2020 года, ФИО1 состоит на учете в военном комиссариате г.Партизанск, Лазовского и Партизанского районов Приморского края, ему назначена и выплачивается пенсия. В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС», на основании о заявления ФИО1 с 01.11.1998 года ему назначены и выплачиваются по настоящее время ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление.

В связи с установленными обстоятельствами, отделением по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» были приняты решения от 05.08.2020 года о прекращении ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и о прекращении предоставления ежегодной компенсации на оздоровление.

Из протокола переплаты от 10.08.2020 года №1 следует, что ФИО1 необоснованно были получены компенсационные выплаты как участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с тем, что указанные выплаты одновременно осуществляются Министерством обороны РФ.

Согласно справке Отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 09.10.2020 года ФИО1 за период с 01.11.2009 года по 31.08.2020 года были выплачены компенсация на приобретение продовольственных товаров и компенсация на оздоровление в общей сумме 75870 руб. 22 коп.

ФИО1 письменно был уведомлен о необходимости возврата излишне выплаченных компенсаций в сумме 75870 руб. 22 коп.

Согласно платежному поручению №___ от 14.10.2020 года ответчиком произведен возврат ЕДК ЧАЭС за 2020 год в сумме 6126 руб. 58 коп., основания возврата, вопреки доводам ответчика, указаны в представленной им в ходе судебного заседания платежной квитанции.

Статья 3 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантирует гражданам Российской Федерации возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

ФИО1 является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Для указанной категории граждан п. 3 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантировано получение ежемесячной выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодная компенсация на оздоровление.

В силу статьи 5 вышеуказанного Закона меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. N 542 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 Правил (п. 2 Правил).

Пункт 6 указанных Правил содержит специальную норму, согласно которой финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Из смысла приведенной нормы следует, что в указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки работникам федеральных государственных учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Анализ вышеуказанных положений нормативных актов указывает на то, что сотрудники указанных органов реализуют свое право на получение мер социальной поддержки по месту прохождения службы или через пенсионные органы этих ведомств.

Учитывая, что истец является пенсионером, пенсия которому выплачивается Министерством обороны РФ, то обязанность по выплате мер социальной поддержки лежит на Министерстве обороны РФ.

Как следует из заявлений ответчика о производстве компенсационных выплат, информации представленной истцом по выплате ответчику компенсаций за спорный период, информации Военного комиссариата по Приморскому краю о выплате ответчику компенсаций за спорный период, протокола переплаты, а также выписки по банковскому счету ответчика, ФИО1 является с 2009 года получателем мер социальной поддержки по одним и тем же основаниям одновременно из разных ведомств.

Между тем, положениями действующего законодательства запрещено получение мер социальной поддержки по одному и тому же основанию в двух органах власти одновременно, что прямо отражено в ст.3 (абз.3), ст.27.1 Закона РФ от 15.01.1991 №1244-1.

При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании с ФИО1 в пользу Министерства труда и социальной политики Приморского края необоснованно полученной выплаты суд находит обоснованными.

Решая вопрос по ходатайству ответчика о применении срока исковой давности по заявленным требованиям, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Довод представителя истца, о том, что истцом не пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, в связи с тем, что о своем нарушенном праве он узнал из сообщения ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» от 23.06.2020 года о том, что ФИО1 является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление как гражданин, подвергшийся воздействию радиации в следствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачиваемой на основании его заявления от 1998г. центром социального обеспечения военного комиссариата Приморского края, суд находит не несостоятельным.

По смыслу положений п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации для установления начала течения срока исковой давности должен приниматься во внимание не только день, когда истец узнал о произведенной им незаконной выплате указанных компенсаций ответчику, но и день когда истец в силу своих компетенции и полномочий должен был об этом узнать.

Как следует из описи документов приложенных к заявлению ФИО1 от 22.10.2009 года, обращенному в адрес начальника отдела социальной защиты населения по Партизанскому городскому округу, о предоставлении мер государственной поддержки в виде компенсационных выплат пострадавшим от радиационных аварий и катастроф, ответчиком при подаче заявления были представлены документы, в том числе: копия удостоверения о праве на льготу, справка с военкомата, копия трудовой книжки, копия пенсионного удостоверения. В заявлении ФИО1 указал о том, что находится в статусе пенсионера, дал согласие на предоставление и обработку своих персональных данных. Из представленного ответчиком пенсионного удостоверения от 22.10.1998г., копия которого была им представлена в адрес истца, путем приложения к заявлению от 22.10.2009 года, следует, что пенсия ФИО1 назначена как военнослужащему, имеющему воинское звание – полковник, с даты 06.05.1998 года.

В соответствии с Порядком «Выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001г. №607, орган социальной защиты по вопросам предоставления мер социальной поддержки, указанным в Постановлении гражданам, осуществляет межведомственное взаимодействие с Пенсионным фондом РФ, путем осуществления соответствующих запросов. (п. 6 (1))

Между тем, несмотря на представленное ФИО1 пенсионное удостоверение, истец соответствующий запрос в орган, назначивший и производящий указанному лицу выплату пенсии, не сделал, тем самым не убедился в законности требуемых последним компенсаций.

Контрольные функции органа социальной защиты за процедурами по предоставлению указанной государственной услуги установлены, в том числе в Административном регламенте Департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в виде компенсации, утв. Приказом Департамента труда и социального развития Приморского края от 17.05.2013 №378, действовавшим в период спорных отношений.

Согласно п.12 Разъяснений от 30 ноября 2001 г. N 6 к Порядку «Выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», органы социальной защиты населения, не позднее десяти дней со дня поступления заявления на получение указанных выплат и всех необходимых документов, вправе принять решение о назначении или об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации или ежемесячной денежной суммы.

В соответствии с п.2.1.1 Постановления Администрации Приморского края от 26.12.2014 №558-па, Краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения Приморского края» (КГКУ), являясь исполнительным органом по выплате компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств на выплату компенсаций и других выплат пострадавшим гражданам.

По смыслу приведенных положений, орган социальной защиты населения, при исполнении функций по выплате указанных компенсаций, является не только уполномоченным финансово-исполнительным органом, но и органом контроля целевого расходования денежных средств.

Учитывая указанные обстоятельства, истец мог и должен был проверить, при обращении ответчика за мерами государственной поддержки, о наличии оснований для производства требуемых им компенсационных выплат, а также своей компетенции по распоряжениями денежными средствами государства в отношении данного конкретного лица.

В силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой

Согласно штемпеля на почтовом отправлении иска в суд, исковое заявление сдано в организацию почтовой связи 12.10.2020 года, следовательно с этого времени перестал течь срок исковой давности по заявленным исковым требованиям.

Таким образом, по ходатайству ответчика подлежит применению срок исковой давности по заявленным исковым требованиям с 01.10.2009 года по 11.10.2017 года.

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, с ФИО1 в пользу Министерства труда и социальной политики Приморского края подлежат взысканию необоснованно полученные выплаты в виде ежегодной компенсации на оздоровление и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 12.10.2017 года 31.08.2020 года в сумме (75870,22 руб. всего выплачено - 52224,80 руб. погаш. по сроку исковой давн. – 6126,58 руб. возвращено) 17518 рублей 84 копеек. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства труда и социальной политики Приморского края в лице отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в пользу Министерства труда и социальной политики Приморского края необоснованно полученные выплаты в виде ежегодной компенсации на оздоровление и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 12.10.2017 года по 31.08.2020 года в сумме 17518 рублей 84 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований Министерству труда и социальной политики Приморского края в лице отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Партизанский городской суд Приморского края.

В окончательной форме решение принято 15 февраля 2021 года.

Судья Е.В. Литвишко