ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1298/2013 от 21.08.2013 Динского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2013 года. Динской районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Семенихина Ю.В.

при секретаре Макеевой О.Н.

с участием представителей сторон ФИО6, ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мовсесян Л.Р. к ОАО «Сбербанк России» о защите прав потребителей;

УСТАНОВИЛ:

Мовсесян Л.Р. обратилась в суд с просьбой признать отказ ОАО «Сбербанк России» в предоставлении запрашиваемой Мовсесян Л.Р. информации – незаконным. Обязать ОАО «Сбербанк России» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов потребителя Мовсесян Л.Р., предоставив полную и достоверную информацию о движении денежных средств на счетах: денежный вклад, хранящийся в дополнительном офисе Краснодарского отделения, на счете ; денежный вклад, хранящийся в дополнительном офисе Краснодарского отделения, на счете ; денежный вклад, хранящийся в доп. офисе Краснодарского отделения, на счете . В обоснование исковых требований указала, что ее покойный отец Симонян Р.А., являлся потребителем банковских услуг, оказываемых ОАО «Сбербанк России», в котором было открыто три вышеуказанных банковских счёта. После смерти отца она вступила в наследство и в соответствии с нормами гражданского законодательства приняла полный объем прав, принадлежащих наследодателю (правопреемство). Данный факт подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону <адрес>5, удостоверенном нотариусом Динского нотариального округа ФИО5 «04» декабря 2012 года. На основании указанного свидетельства и ее заявления на ее счет была перечислена причитающаяся мне компенсация. Ввиду того, что истица, как потребитель банковских услуг оказываемых ОАО «Сбербанк России» вправе получать любую полную и достоверную информацию, касающуюся оказываемых услуг, ДД.ММ.ГГГГ, в соответствующее отделение банка ею было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой сообщить о движении денежных средств по указанным счетам (число и дата прихода денежных средств, число и дата снятия денежных средств) с даты их открытия по день закрытия каждого счета. Ответом ОАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении информации, затрагивающей ее права и законные интересы не только как потребителя банковских услуг, но и как гражданина РФ – отказано. Основанием для отказа в предоставлении запрашиваемой информации послужило отсутствие такой услуги по закрытым счетам, в связи с чем, она оказана быть не может. Считает, что отказ в предоставлении информации, затрагивающей ее права и законные интересы как потребителя банковских услуг, предоставляемых ответчиком незаконно, необоснованно, существенным образом нарушает ее права и законные интересы как потребителя и гражданина РФ. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Статьей 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), что ею и было сделано в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. Совокупность правомочий на поиск и получение информации объединяются в одном понятии - доступ к информации. Право на доступ к информации может быть реализовано только через исполнение обязанности по ее предоставлению, к реализации чего и направлены положения ст. 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, требование о предоставлении необходимой и достоверной информации гражданам РФ задекларировано большом количестве нормативно – правовых актах, всех уровней, начиная с закрепленного п. 4, ст. 29 Конституции РФ принципа «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», заканчивая ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от ДД.ММ.ГГГГ, ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Закона КК от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О дополнительных гарантиях на рассмотрение обращений граждан РФ». В силу требований ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Считает, что неоказаний отказ ответчика в предоставле5ннии запрашиваемой информации является существенным нарушением ее прав и законных интересов как потребителя.

В судебном заседании представитель истицы ФИО6 увеличил исковые требования, указав, что просит суд, признать отказ ОАО «Сбербанк России» в предоставлении запрашиваемой Мовсесян Л.Р. информации – незаконным, признать действия ОАО «Сбербанк России», выразившиеся в производстве выплаты заниженного размера денежной компенсации Мовсесян Л.Р. незаконными. Обязать ОАО «Сбербанк России» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов потребителя Мовсесян Л.Р., предоставив полную и достоверную информацию о движении денежных средств на счетах: денежный вклад, хранящийся в дополнительном офисе Краснодарского отделения, на счете ; денежный вклад, хранящийся в дополнительном офисе Краснодарского отделения, на счете ; денежный вклад, хранящийся в доп. офисе Краснодарского отделения, на счете .

В судебном заседании представитель истицы ФИО6 настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ФИО7 возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что истица в своих требованиях ссылается на ст. 8 Закона «О защите прав потребителей», не подлежащую применению при разрешении данного спора. Согласно данной статье, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя при заключении договоров о выполнении работ (оказании услуг). Мовсесян Л.Р. никаких договоров с ОАО «Сбербанк» не заключала, она имеет право на получение информации об услугах, работах, оказанных банком именно ей. Истица не является вкладчиком по вкладам отца Симонян Р.А. и требования об обязании предоставления информации о движении денежных средств по вкладам ее отца противоречат закону. Денежные вклады на имя Симонян Р.А., указанные в исковом заявлении, были закрыты еще при жизни наследодателя им самим в 2000 году. То есть, истица, как наследница, не может претендовать на информацию о вкладе отца с момента его открытия. Данная информация относится к информации, составляющей банковскую тайну. Согласно ст. 26 «Закона о банках и банковской деятельности», справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков. Как следует из искового заявления, вся информация, необходимая для установления наследственного имущества, банком была предоставлена, вследствие чего, истица вступила в наследство на денежные вклады своего отца- Симонян Р.А., закрытые вкладчикам еще при жизни, то есть, унаследовала право на получение компенсаций по вкладам и выплат на ритуальные услуги. Являясь наследницей, Мовсесян Л.Р. имеет право на получение информации об остатках денежных средств на вкладах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Статьей 8 Закона № 2300-1 от 07.02.1992 года установлено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Согласно ст. 857 ГК РФ, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Согласно ст. 26. Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Как видно из материалов дела, после своего смерти отца, Симонян Р.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, Мовсесян Л.Р. вступила в наследство, состоящее из денежных вкладов, хранящихся в дополнительном офисе Краснодарского отделения на счетах , , , с причитающимися процентами и компенсациями. Это подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону <адрес>5, удостоверенном нотариусом Динского нотариального округа ФИО5 «04» декабря 2012 года. (л.д. 5).

ДД.ММ.ГГГГ истица направила в адрес руководителя отделения ОАО «Сбербанк» <адрес>, дополнительный офис заявление о получении информации о движении денежных средств по вышеуказанным счетам Симонян Р.А. (число и дата прихода денежных средств, число и дата снятия денежных средств), с даты их открытия по день закрытия каждого счета (л.д. 6-7). Согласно ответа ОАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ, перечень услуг, предоставляемых учреждениями Сбербанка России физическим лицам, не предусматривает услугу по предоставлению выписки по закрытым счетам (л.д. 8).

По сообщению Центра сопровождения клиентских операций ОАО «Сбербанк России», на имя Симонян Р.А. установлено наличие вкладов в Краснодарском отделении на счетах , , , указаны остатки денежных средств по вкладам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также размеры компенсаций, выплаченных вкладчику и наследнику. Данные счета были закрыты ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление информации о наличии денежных средств на вышеуказанных счетах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ невозможно по причине истечения срока хранения документов, который составляет 5 лет (л.д. 51-52).

Судом установлено, что после смерти своего отца, Симонян Р.А., истица вступила в наследство, состоящее из денежных вкладов, хранящихся на вышеуказанных счетах в ОАО «Сбербанк России». Данные счета были закрыты еще при жизни Симонян Р.А. в мае 2000 года. В последующем истица обратилась в ОАО «Сбербанк России» <адрес>, с просьбой о получении информации о движении денежных средств по данным счетам, просила сообщить о числе и дате прихода денежных средств, числе и дате снятия денежных средств, с даты их открытия, по день закрытия каждого счета. Ей было отказано в предоставлении данных сведений, поскольку перечень услуг, предоставляемых учреждениями Сбербанка России физическим лицам, не предусматривает услугу по предоставлению выписки по закрытым счетам.

В обоснование исковых требований истица ссылается на ст. 8 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя при заключении договоров о выполнении работ (оказании услуг). Вместе с тем, Мовсесян Л.Р. никаких договоров с ОАО «Сбербанк» не заключала, таким образом, она имеет право на получение информации об услугах, работах, оказанных банком именно ей. Истица не является вкладчиком по вкладам Симонян Р.А. и требования об обязании предоставления информации о движении денежных средств по вкладам ее отца противоречат закону. Как следует из материалов дела, денежные вклады на имя Симонян Р.А. были закрыты еще при жизни наследодателя ДД.ММ.ГГГГ. То есть, истица, как наследница, не может претендовать на получение информации о вкладе отца с момента его открытия. Данная информация относится к информации, составляющей банковскую тайну. Как следует из искового заявления и материалов дела, вся информация, необходимая для установления наследственного имущества, банком была предоставлена, вследствие чего, истица вступила в наследство на денежные вклады своего отца, закрытые вкладчиком еще при жизни. Согласно представленной банком справки, компенсация по закрытым вкладам, подлежащим компенсации в двукратном размере остатка вкладов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Мовсесян Л.Р. получена полностью ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в размере 5727, 26 рублей (по счету ), 734, 99 руб. (по счету ), 1130 руб. (по счету 57/7467).

Кроме того, какая-либо информация по закрытым вкладам не могла быть предоставлена истице в связи истечением пятилетнего срока их хранения в соответствии с «Перечнем документов со сроками хранения, образующихся в деятельности Сбербанка России и его филиалов» от ДД.ММ.ГГГГ-р (п. 125).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ОАО «Сбербанк России» имел все основания для отказа в предоставлении запрашиваемой Мовсесян Л.Р. информации о движении денежных средств на счетах Симонян Р.А. При таких обстоятельствах? суд полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Мовсесян Л.Р. к ОАО «Сбербанк России» о защите прав потребителей в виде признания незаконными действий ОАО «Сбербанк России» в выплате компенсации и обязании предоставления информации о движении денежных средств, а так же о предоставлении сведений о движении по банковским счетам вкладов Симонян Р.А., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение месяца.

Председательствующий