ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2022 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Дятлова С.Ю., при секретаре Манжиханове А.И., с участием в судебном заседании представителя истца – Лазук Дарьи Сергеевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1298/2022 по иску Байкало-Ангарского транспортного прокурора к АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» о запрете эксплуатации судна,
УСТАНОВИЛ:
Байкало-Ангарский транспортный прокурор обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» о запрете эксплуатировать пассажирский причал «Дебаркадер-35» (ВС-03-19), в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до получения в Восточно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра документов, подтверждающих годное техническое состояние судна.
В обоснование исковых требований указал, что Байкало-Ангарская транспортная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов на территории Иркутской области, в том числе, в сфере деятельности внутреннего водного транспорта.
АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» на праве собственности принадлежит состоящее в государственном судовом реестре несамоходное судно - «Дебаркадер-35» (ВС-03-19), по типу и назначению судно является пассажирским причалом, имеющий следующие размеры: длина – 47,8 м., ширина – 12,4 м., грузоподъемность судна – 20 тонн.
Должностными лицами Инспекции государственного портового контроля проведена проверка грузопассажирского причала «Дебаркадер-35» (ВС-03-19), в ходе которой выявлены нарушения требований Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и иных нормативных распорядительных документов в сфере законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте (ВВТ). Установлено, что судовладельцем не пройдено освидетельствование в Восточно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра, документы, подтверждающие годное техническое состояние несамоходного судна, отсутствуют.
На судах, подлежащих государственной регистрации, должны находиться судовые документы.
Проверкой установлено, что на причале «Дебаркадер-35» (ВС-03-19) отсутствовали: свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, классификационное свидетельство, акт о готовности судна к эксплуатации, пассажирское свидетельство. На борта пассажирского причала «Дебаркадер-35» (ВС-03-19) не нанесено название судна и идентификационный номер.
Кроме того, на борту причала «Дебаркадер-35» (ВС-03-19) отсутствовали спасательные жилеты и круги.
В соответствии с информацией Восточно-Сибирского филиала Российского Речного регистра от 24.09.2021 г. и 25.01.2021 г. техническое состояние грузопассажирского дебаркадера негодное.
Вместе с тем, данное судно в течение навигации 2021 г. использовалось в коммерческой деятельности общества, а именно: на реке Ангара, на 0,5 км. Глазковского моста, с целью причаливания к нему пассажирских судов типа «Метеор», эксплуатирующихся на субсидируемом маршруте «Иркутск-Братск-Иркутск».
Отсутствие документов подтверждаются материалами дела и явилось основанием для временного задержания несамоходного судна «Дебаркадер-35» до устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности плавания. Однако, нарушения судовладельцем не устранены.
Прокуратурой в адрес руководителя АО «ВСРП» было вынесено представление об устранении нарушения требований законодательства о безопасности плавания на ВВТ в сентябре 2021 г. В установленный срок документы судовладельцем не представлены, требование не исполнено.
Поскольку эксплуатация причала может привести к причинению вреда в будущем, прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Представитель истца Лазук Д.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик АО «ВСРП», извещенный о времени и месте судебного разбирательства по адресу, указанному в исковом заявлении посредством направления судебной корреспонденции почтой, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 233 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определение их прав, обязанностей и ответственности, регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ).
В соответствии со ст. 13 КВВТ РФ, каждое судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название или номер. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер. Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна. На корме судна под его названием указывается пункт приписки судна буквами латинского алфавита. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.
Согласно ст. 14 КВВТ РФ на подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы: свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о праве собственности на судно; пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); мерительное свидетельство; свидетельство о минимальном составе экипажа судна; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; судовая роль; судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна); судовое санитарное свидетельство о праве плавания; иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 КВВТ РФ право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
В соответствии ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ, судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (п.п. 3,4,5 ст. 16 КВВТ РФ).
В соответствии с п.1 ст. 17 КВВТ РФ, государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
В соответствии с п.п. 1-6 ст. 19 КВВТ РФ государственная регистрация судна в одном из реестров судов, за исключением маломерного судна, используемого в некоммерческих целях, осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов. Регистрирующий орган не вправе запрашивать у заявителя представления документов, которые находятся в распоряжении данного регистрирующего органа, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этом случае регистрирующий орган самостоятельно запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях. Порядок осуществления государственной регистрации судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также судов, указанных в пункте 2.1 статьи 16 настоящего Кодекса, в реестрах судов определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, в течение месяца со дня получения заявления правообладателя с просьбой о государственной регистрации судна рассматривает его и принимает решение о государственной регистрации судна или об отказе в такой регистрации. Каждой записи в реестре судов о возникновении, об изменении, об ограничении (обременении), о переходе либо о прекращении права собственности на судно или иного вещного права, а также о сделках с судном присваивается регистрационный номер, порядок присвоения которого устанавливается правилами государственной регистрации судов. После внесения записи в реестр судов заявителю выдается свидетельство о праве собственности на судно или об ином вещном праве. При внесении записей в реестр судов о других имущественных правах лицу, по заявлению которого вносятся такие записи, выдается выписка из данного реестра, подтверждающая внесение записей. Осуществление государственной регистрации сделок с судном удостоверяется посредством внесения соответствующих записей в документы, отражающие содержание сделок.
Как следует из материалов дела, грузопассажирский дебаркадер «Дебаркадер -35», идентификационный номер – ВС-03-19, длиной 47,80 м., шириной – 12,40 м., грузоподъемность – 20 тонн, принадлежит на праве собственности ОАО «ВСРП», что подтверждается свидетельством о праве собственности № от 05.03.2003 г.
На внутренних водных путях Байкало-Ангарското бассейна государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами согласно ст.381 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ (КВВТ РФ) осуществляется должностными лицами Инспекции государственного портового контроля, входящей в состав ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна на внутренних водных путях» (ИГПК), и включает в себя проверку соблюдения на судах и плавучих объектах требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных законодательством РФ.
На основании Приказа от 15.07.2021 г. № 444 инспектором государственного портового контроля Никитиным И.А. проведена в период с 15.07.2021 г. по 31.07.2021 г. судна Дебаркадер-35 (ВС-03-19) № №. В ходе проверки обнаружены нарушения обязательных требований, послуживших основанием для задержания судна.
Согласно акта проверки № от 16.07.2021 г., в ходе проверки установлено, что нет классификационного свидетельства, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды, нет ввода в эксплуатацию, нет названия и идентификационных номеров на бортах судна, на борту отсутствовали огнетушители, нет пассажирского свидетельства, нет спасательных жилетов, нет спасательных кругов.
Организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов в силу ст.35 КВВТ РФ, является Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» (ФАУ РРР). По заявке судовладельца и в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов (ГЖПО) организация выдает свидетельство о соответствии плавучего объекта (ст.35 КВВТ РФ), и иные, предусмотренные Правилами РРР документы, подтверждающие техническое состояние судна.
Приказом Российского Речного Регистра 09.09.2015 утверждены Правила в 5-и томах, в соответствии с которыми осуществляется классификация и освидетельствование судов, а именно: Положением о классификации и об освидетельствовании судов в процессе их эксплуатации (ПОСЭ). Правилами технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (ПТНП), Правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и Правилами классификации и постройки судов Российского Речного Регистра (ГТКПС) и выдаются свидетельства о классификации и иные, предусмотренные Правилами РРР документы, подтверждающие техническое состояние судна.
Согласно информации, представленной Восточно-Сибирским филиалом Российского Речного Регистра, грузопассажирский дебаркадер «Дебаркадер-35», регистровый номер №, состоит на классификационном учете в ВСФ РРР. Техническое состояние судна не годное. Документы РРР не действующие.
В адрес директора ФАУ «Восточно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра» Соломонову С.В. направлено требование о предоставлении информации и документов 25.01.2022 г., в котором содержалась просьба сообщить информацию выдавались ли судовладельцу в навигацию 2021 г. документы, предусмотренные Правилами РРР, подтверждающие годное техническое состояние несамоходных судов, принадлежащих на праве собственности, в том числе, дебаркадер -35 (ВС-03-19) № РРР 121828.
Из ответа № № от 25.01.2022 г. следует, что грузопассажирский дебаркадер «Дебаркадер-35», регистровый номер № – его судовладелец АО «ВСРП», 05.11.2020 г. выдан акт первого этапа очередного освидетельствования судна, техническое состояние негодное. Данный факт также подтвержден актом первого этапа очередного освидетельствования судна № от 05.11.2020 г.
Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1, по смыслу ст. 1079 ГК РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека. Несоблюдение требований о безопасности судоходства нарушает законное право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества. Внутренний водный транспорт относится к источнику повышенной опасности.
В случае установления опасности причинения какого-либо вреда указанная деятельность может быть прекращена в соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК, согласно которому опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность эксплуатации судна без судовых документов, выдаваемых в установленном законом порядке и подтверждающих годность судна к эксплуатации.
Освидетельствование судов в процессе их эксплуатации осуществляется в соответствии с Положением о классификации и об освидетельствовании судов (далее – Положение), утвержденным Приказом Минтранса России от 14.04.2016 N 102.
Согласно п.52 Положения, если все элементы судна и судовых технических средств удовлетворяют требованиям Правил, а параметры выявленных дефектов находятся в пределах допускаемых Правилами значений, техническое состояние судна признается годным, ему присваивается (подтверждается, возобновляется или восстанавливается) класс/категория и оно признается годным к плаванию в условиях, определяемых его классом/категорией и назначением.
По результатам классификации и освидетельствования оформляются документы, предусмотренные Правилами.
Судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил, являются: свидетельство о классификации; свидетельство о годности судна к плаванию; мерительное свидетельство; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна. Судовые документы выдаются на суда при классификации и освидетельствовании судов, кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, на срок до даты следующего очередного освидетельствования (кроме свидетельства о годности судна к плаванию) с ежегодным их подтверждением (п.п. 71,72 Положения).
В п. 216 Технического регламента указано, что к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего Технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 Технического регламента.
Согласно п. 19 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 (далее - Технический регламент), требования к безопасности судов, подлежащих государственной регистрации, устанавливаются в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация.
В ходе судебного разбирательства установлено, что АО «ВСРП» использует перечисленные баржи – площадки для перемещения пиломатериалов, однако, в нарушении вышеуказанных норм баржи-площадки освидетельствование не проходили.
На основании проведенной проверки генеральному директору управляющей организации АО «ВСРП» - ООО «Управляющая компания «Истлэнд» вынесено предписание об устранении нарушений требований законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте от 21.09.2021 г.
Во исполнение предписания об устранении нарушений требований законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте от 21.09.2021 г., первый заместитель генерального директора УК АО «ВСРП – ООО УК «Истлэнд» указал, что размещены огнетушители на судах, в том числе, дебаркадер «Дебаркадер-35». По результатам рассмотрения представления к дисциплинарной ответственности привлечены начальник Иркутской РЭБ флота – Ершов А.А., начальник СТЭФ – Ковтун В.А.
Вместе с тем, судовладельцем иные нарушения не устранены на момент подачи настоящего иска.
В рамках рассмотрения представления, в рамках рассмотрения гражданского дела ответчиком АО «ВСРП» не представлено доказательств устранения нарушений требований законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что грузопассажирский дебаркадер «Дебаркадер -35», идентификационный номер – ВС-03-19, длиной 47,80 м., шириной – 12,40 м., грузоподъемность – 20 тонн, принадлежащий на праве собственности АО «ВСРП», отвечает требованиям безопасности, предъявляемым к объектам внутреннего водного транспорта, не имеется.
Эксплуатация объектов создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования Байкало-Ангарского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Байкало-Ангарского транспортного прокурора удовлетворить.
Запретить АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» эксплуатировать пассажирский причал «Дебаркадер-35» (ВС-03-19), в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до получения в Восточно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра документов, подтверждающих годное техническое состояние судна.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Председательствующий С.Ю. Дятлов
Мотивированное решение изготовлено 07.04.2022