ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1299/20 от 09.06.2020 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело №2-1299/2020

24RS0013-01-2019-004627-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2020 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.,

при секретаре Недбайловой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора к интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «КрасАвиаПорт» о признании действий по эксплуатации аэродромов незаконными, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с иском к АО «КрасАвиаПорт», в котором просит, с учетом уточнения:

- признать незаконными действия АО «КрасАвиаПорт» по эксплуатации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аэродромов Черемшанка и Богучаны при отсутствии утвержденного Федеральным агентством воздушного транспорта проекта решения об установлении приаэродромной территории для вышеуказанных аэродромов;

- обязать АО «КрасАвиаПорт» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта для утверждения соответствующий требованиям действующего законодательства проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Черемшанка, включающий, в том числе, установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности;

- обязать АО «КрасАвиаПорт» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта для утверждения соответствующий требованиям действующего законодательства проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Богучаны, включающий, в том числе, установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

- признать незаконными действия АО «КрасАвиаПорт», выразившееся в эксплуатации аэродрома Богучаны при отсутствии документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации – АО «КрасАвиаПорт» требованиям федеральных авиационных правил (сертификата оператора аэродрома гражданской авиации);

- обязать АО «КрасАвиаПорт» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о выдаче документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации Богучаны – АО «КрасАвиаПорт» требованиям федеральных авиационных правил (сертификата оператора аэродрома гражданской авиации).

Требования мотивированы тем, что Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «КрасАвиаПорт» требований воздушного законодательства при установлении приаэродромной территории аэродромов Черемшанка и Богучаны, в ходе которой выявлены нарушения закона. В соответствии с Государственным реестром аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации АО «КрасАвиаПорт» осуществляет эксплуатацию аэродромов Черемшанка и Богучаны. Вместе с тем АО «КрасАвиаПорт» меры к надлежащему исполнению требований федерального воздушного законодательства, вступивших в законную силу более двух лет назад, не приняты, проекты решений об установлении приаэродромной территории аэродромов Черемшанка и Богучаны для утверждения в Федеральное агентство воздушного транспорта не направлен. Согласно информации АО «КрасАвиаПорт» от ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком направлен проект решения об установлении приаэродромной территории на согласование в Управление Роспотребнадзора по <адрес>, несмотря на то, что первоначально согласно условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ подрядчик должен был подготовить проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Черемшанка не позднее 90 календарных дней после его заключения. Впоследствии срок исполнения договора продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Меры к установлению приаэродромной территории аэродрома Богучаны не принимались. Проверкой также установлено, что АО «КрасАвиаПорт» осуществляет аэропортовую деятельность в аэропорту Богачаны при отсутствии выданного в установленном порядке сертификата, подтверждающего соответствие предприятия требованиям федеральных авиационных правил. В связи с выявленными нарушениями законов при эксплуатации аэродромов гражданской авиации Красноярским транспортным прокурором руководителю АО «КрасАвиаПорт» вносилось представление, вместе с тем вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены. Бездействие АО «КрасАвиаПорт» влечет нарушение требований безопасности полетов воздушных судов, создает угрозу возникновения авиационных событий Прокуратурой достоверно установлено, что со стороны ответчика имеет место нарушение требований законодательства о безопасности полетов, что свидетельствует о создании угрозы возникновения авиационных событий и, как следствие, возможность причинения вреда жизни и здоровью, имущественного ущерба, в связи с чем затрагиваются интересы неопределенного круга лиц, пользующихся услугами воздушного транспорта, а также лиц, проживающих либо осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории, прилегающей к аэродромам Черемшанка и Богучаны.

В судебном заседании помощник Красноярского транспортного прокурора ФИО3, поддержал заявленные требования, с учетом уточнений, по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика – АО «КрасАвиаПорт» - ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, суду пояснила, что исковые требования прокурора признают частично, в части требований в отношении аэродрома Черемшанка, в настоящее время пытаются устранить нарушения. При этом требования в отношении аэродрома Богучаны не признают, полагают их не подлежащими удовлетворению, поскольку данный объект в 2015 году переведен в статус посадочной площадки и с этого времени на нем используется только взлетно-посадочная полоса.

Представители третьих лиц – Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, надлежащим образом извещенные, в судебное заседание не явились, представитель третьего лица – Красноярское МТУ Росавиации представил суду отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.47 Воздушного Кодекса РФ, приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

Согласно п.3 ч.7 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" В отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона: установление приаэродромной территории осуществляется в соответствии с основными характеристиками сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, содержащимися в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной авиации или аэродрома экспериментальной авиации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила установления приаэродромной территории (далее - Правила), согласно пункту 1 которых в отношении аэродромов гражданской авиации решение об установлении приаэродромной территории принимается Федеральным агентством воздушного транспорта.

В силу п. 4 Правил проект решения об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», подготавливается оператором аэродрома.

Согласно п. 6 Правил подготовка проекта решения и пояснительной записки к данному проекту, содержащей, среди прочего, общую характеристику приаэродромной территории; обоснование предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов, расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека; обоснование предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, осуществляется на основе результатов проведенных исследований, в том числе научно-исследовательских работ в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэродрома и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.

После подготовки проекта решения об установлении приаэродромной территории оператор аэродрома направляет проект решения с прилагаемой пояснительной запиской в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствующий территориальный орган указанной службы (п. 7 Правил).

В соответствии с п. 8 Правил проект решения с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением представляется оператором аэродрома в Федеральное агентство воздушного транспорта для его утверждения.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» вступил в законную силу со дня официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 5 ст. 4 вышеуказанного закона по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования (с ДД.ММ.ГГГГ) нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полета воздушных судов, влекущим возможность приостановления воздушных перевозок.

В силу п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Согласно п. 4 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утверждённых приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, п. 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, сертификат оператора аэродрома гражданской авиации выдается Федеральным агентством воздушного транспорта

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающее получить сертификат оператора аэродрома гражданской авиации, направляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о выдаче соответствующего сертификата (пункт 9 вышеуказанных Федеральных авиационных правил).

Из материалов дела следует, что Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «КрасАвиаПорт» требований воздушного законодательства, в части определения приаэродромной территории, в ходе которой установлено, что оператором аэродромов Черемшанка и Игарка АО «КрасАвиаПорт» меры по исполнению требований федерального воздушного законодательства своевременно не приняты, а именно, до настоящего времени обществом проект решения об установлении приаэродромной территории в Федеральное агентство воздушного транспорта не направлен, санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия не получено.

Кроме того, проверкой установлено, что АО «КрасАвиаПорт» осуществляет аэропортовую деятельность в аэропорту Богачаны при отсутствии выданного в установленном порядке сертификата, подтверждающего соответствие предприятия требованиям федеральных авиационных правил.

В адрес руководителя АО «КрасАвиаПорт» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя АО «КрасАвиаПорт» заместителем Красноярского транспортного прокурора ФИО5 направлено требование о предоставлении сведений и копий документов о принятых мерах по установлению приаэродромной территории в отношении аэродромов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор АО «КрасАвиаПорт» ФИО6 предоставил информацию о принятых мерах на ДД.ММ.ГГГГ для подготовки проекта решения об установлении приаэродромной территории Аэропорт «Игарка», Аэропорт «Черемшанка».

В соответствии с Государственным реестром аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации АО «КрасАвиаПорт» осуществляет эксплуатацию аэродрома Черемшанка (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ) и аэродрома Богучаны (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ).

Вместе с тем, АО «КрасАвиаПорт» меры к надлежащему исполнению требований федерального воздушного законодательства, не приняты, проекты решений об установлении приаэродромной территории аэродромов Черемшанка и Богучаны для утверждения в Федеральное агентство воздушного транспорта не направлен.

Согласно информации АО «КрасАвиаПорт» от ДД.ММ.ГГГГ о ходе работ по установлению зон с особыми условиями использования территорий – приаэродромных территорий. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с ООО «Зеленый город» (далее разработчик) на выполнение работ по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории и разработке карт (схем) границ полос воздушных подходов аэродрома «Черемшанка». Разработчик передал в Управление Роспотребнадзора по <адрес> на согласование документы, в том числе проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Черемшанка, пояснительная записка, графические материалы, приложения. Дата предоставления проекта решения с пояснительной запиской в орган Росавиации – декабрь 2019 года.

При этом информация о принятии мер к установлению приаэродромной территории аэродрома Богучаны не предоставлялась.

Как пояснила представитель ответчика АО «КрасАвиаПорт» в судебном заседании эксплуатация аэродрома Богучаны предприятием не осуществляется, АО «КрасАвиаПорт» не является оператором аэродрома Богучаны и соответственно не имеет обязанности проходить процедуру сертификации оператора аэродрома гражданской авиации и обеспечивать разработку проекта приаэродромной территории в отношении данного объекта. Аэродром Богучаны в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка» (правопредшественник АО «КрасАвиаПорт» с ДД.ММ.ГГГГ был переведен в статус посадочной площадки.

С данным доводом суд не может согласиться, поскольку как следует из материалов дела и письменных пояснений Красноярского МТУ Росавиации, Аэродром Богучаны включен в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ АО «КрасАвиаПорт»), на данном аэродроме в настоящее время расположены здания, сооружения и оборудование, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Согласно п. 4 ст. 41 Воздушного кодекса РФ данные об аэродроме гражданской авиации, исключаются из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании решения о закрытии аэродрома гражданской авиации для обслуживания гражданских воздушных судов.

В соответствии со ст. 49 Воздушного кодекса РФ, аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации допускаются к эксплуатации с даты их регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.

Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Аэродромы государственной авиации, вертодромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации, вертодромы экспериментальной авиации допускаются к эксплуатации в порядке, установленном соответственно уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Обеспечение соответствия аэродрома государственной авиации, вертодрома государственной авиации, аэродрома экспериментальной авиации, вертодрома экспериментальной авиации в период эксплуатации установленным требованиям возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию таких аэродромов, вертодромов.

Посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.

Форма предусмотренного настоящим пунктом уведомления, порядок его направления и регистрации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца.

П. 2 ст. 50 Воздушного кодекса РФ определено, что аэродромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации.

При этом пунктом 6 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ установлено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о приостановлении воздушных перевозок на аэродроме в случае, если по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не установлена соответствующая приаэродромная территория.

Процедура инициирования принятия решения Правительством Российской Федерации о закрытии для обслуживания воздушных судов аэродрома Богучаны АО «КрасАвиаПорт» совместно с исполнительным органом государственной власти субъекта до настоящего времени не начиналась.

Аэродром Богучаны зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.

Приказом Красноярского МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ на основании ходатайства ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» от ДД.ММ.ГГГГ исх. аэродром Богучаны был исключен из Государственного реестра гражданских аэродромов РФ.

Ссылка АО «КрасАвиаПорт» на использование аэродрома Богучаны в соответствии с п. 5 ст. 49 Воздушного кодекса РФ, как посадочная площадка, не освобождает его от исполнения обязанностей оператора аэродрома.

Ранее изданный приказ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении аэродрома Богучаны из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации Красноярским МТУ Росавиации был аннулирован.

Таким образом, АО «КрасАвиаПорт» меры к надлежащему исполнению вышеуказанных требований федерального законодательства, вступивших в законную силу более двух лет назад, не приняты.

Как пояснил представитель истца в судебном заседании до настоящего времени выявленные нарушения воздушного законодательства не устранены.

При таких обстоятельствах, установив, что АО «КрасАвиаПорт» не исполняются требования воздушного законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского транспортного прокурора к интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «КрасАвиаПорт» о признании действий по эксплуатации аэродромов незаконными, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконными действия АО «КрасАвиаПорт» по эксплуатации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аэродромов Черемшанка и Богучаны при отсутствии утвержденного Федеральным агентством воздушного транспорта проекта решения об установлении приаэродромной территории для вышеуказанных аэродромов;

Обязать АО «КрасАвиаПорт» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта для утверждения соответствующий требованиям действующего законодательства проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Черемшанка, включающий, в том числе, установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности;

Обязать АО «КрасАвиаПорт» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта для утверждения соответствующий требованиям действующего законодательства проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Богучаны, включающий, в том числе, установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

Признать незаконными действия АО «КрасАвиаПорт», выразившееся в эксплуатации аэродрома Богучаны при отсутствии документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации – АО «КрасАвиаПорт» требованиям федеральных авиационных правил (сертификата оператора аэродрома гражданской авиации);

Обязать АО «КрасАвиаПорт» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о выдаче документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации Богучаны – АО «КрасАвиаПорт» требованиям федеральных авиационных правил (сертификата оператора аэродрома гражданской авиации).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

Копия верна

Судья Емельяновского районного суда Е.Н. Горбачева