Дело № 2-1299/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2023 г. г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.П.
при секретаре Бурлуке О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Керчи гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страховании Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в горсуд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, о возложении обязанности совершить определенные действия, исковые требования мотивировал тем, что 16.09.2022 г. г., после дополнительного сбора документов для установления пенсии, истец через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в г. Керчи ОПФР по Республике Крым. 23.12.2022 г. Отделом установления пенсий с учетом специального стажа № 1 управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым было принято решение об отказе в назначении пенсии № 330646/22, которым истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 – 07 лет 06 месяцев. Согласно указанному решению, подтвержден документами общий страховой стаж 26 лет 09 месяцев 16 дней, в том числе с учетом суммирования стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2 – 04 года 06 месяцев 10 дней. При этом, в стаж работы с тяжелыми условиями труда не включены периоды работы с 01.02.1994 г. по 02.01.1995 г., с 17.07.1997 г. по 06.08.2002 г. в должности электрогазосварщик Камыш-Бурунского железорудного комбината им. Серго Орджоникидзе, поскольку нет документального подтверждения постоянной занятости на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Истец сослался на то, что 19.11.1991 г. ему было выдано удостоверение № 87 об окончании обучения и присвоении квалификации «электросварщик 3 разряда». Также, из содержания удостоверения № 4961 следует, что после окончания обучения, решением квалификационной комиссии от 29 ноября 1989 г. ФИО1 присвоена квалификация «газорезчик». Согласно записей данного удостоверения, истец регулярно проходил проверку знаний правил безопасной эксплуатации по присвоенной квалификации. Дополнительно ответчику были также предоставлены приказы о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на комбинате, имеющиеся в материалах пенсионного (отказного) дела истца, при этом, согласно Приказу № 169 от 29.04.1993 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на комбинате» в числе обязанностей центральной аттестационной комиссии отнесены, в частности, обязанности по исследованию вредных и опасных производственных факторов, по составлению перечня рабочих мест, которые подлежат аттестации, а также установление на основе ЕКТС соответствия наименований профессий и должностей, занятых на этих рабочих местах, характеру фактически выполняемых работ. В приложении к Приказу был утверждён Список цехов и подразделений комбината, рабочие места в которых аттестуются по условиям труда, под пунктом 4 которого значится Опытно-промышленный завод (ОПЗ), в котором работал истец. Вышеуказанные сведения согласуются также с Перечнем профессий, подлежащих аттестации по ОПЗ (приложением к Приказу). В данном перечне помимо наименований профессий, также определены значения вредных производственных факторов в виде классов и степеней опасности по Списку № 1 и Списку № 2. В соответствии с вышеуказанным Перечнем, по результатам проведенной аттестации, профессии электрогазосварщик определен 3 класс опасности 2 степени, с учётом имеющихся вредных производственных факторов. Аналогичные положения содержит также Приказ № 205а от 28.11.1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». Приложением к приказу является Перечень профессий, подлежащих аттестации по ЖКХ, исходя из содержания которого следует, что на дату исследования, т.е. на 24.12.1997 г. по Списку № 2 в отношении профессии - электрогазосварщик установлены вредные производственные факторы 3 класса 2 степени. Приказом № 221а от 28.12.1997 г. «О результатах аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержден перечень рабочих мест, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготную пенсию по списку № 1 и № 2 и дополнительный отпуск, в числе которых указаны: газорезчик, электросварщик. Также, исходя из содержания выданных из архива штатных расписаний в отношении рабочих жилищно-коммунального хозяйства на 1997-1998 г. г. следует, что электрогазосварщикам производилась доплата за вредные условия труда, предоставлялся дополнительный отпуск, в том числе подтверждается постоянная занятость на указанных работах в течение полного рабочего дня; согласно архивной справки № 737/07-02 от 16.07.2021 г. следует, что истцу предоставлялся также отпуск за вредные условия труда, а также отпуск фонда заработной платы (отпуск фзп), в архивной справке № 348/07-16 от 30.12.2020 г. отражены сведения об удешевленном питании и оплате молоком, что также свидетельствует о вредном характере работ. По мнению истца, указанные обстоятельства опровергают выводы пенсионного органа об отсутствии оснований для включения указанных периодов работы (за вычетом периодов отпусков без сохранения заработной платы) в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Также, в специальный стаж истца не включены периоды его работы с 01.04.2011 г. по 24.12.2012 г. и с 12.01.2013 г. по 03.06.2013 г. в должности «сборщик корпусов металлических судов» в ЧП «Анкор Марин Шипсервис», со ссылкой на отсутствие подтверждения первичными документами занятости в производстве металлообработки полный рабочий день по выполнению котельных, судокорпусных, судостроительных и судоремонтных работ. Истец указал о том, что справка № 04 от 19.05.2022 г., справка № 05 от 22.06.2022 г. подтверждают характер выполняемых работ по сборке сложных металлоконструкций и на судах, которые строятся, металлообработки, котельные и корпусные работы, а также постоянную занятость в течение полного рабочего дня (за исключением периодов отпусков). Справки также содержат сведения о заработной плате, об отчислениях, а также ссылки на приказы о приеме и об увольнении. Постоянную занятость истца в течение полного рабочего дня в указанные периоды работы, также подтверждают предоставленные ЧП «Анкор Марин Шипсервис» табеля учёта рабочего времени помесячно. При этом не подлежат включению в льготный стаж периоды отпусков без сохранения заработной платы: с 15.04.2013 г. по 22.04.2013 г., с 05.08.2011 г. по 30.09.2011 г., с 26.12.2011 г. по 07.03.2012 г.
Также не зачтен в общий страховой стаж, в стаж работы с тяжелыми условиями труда период работы истца с 18.12.2008 г. по 16.02.2011 г. в «Smiso OU» в должности сборщика корпусов металлических судов. Указав на неправомерность решения пенсионного органа в указанной части, истец сослался на то, что в силу ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии со ст. 2 Соглашения заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 25 июня 1993 г. (действующее в период осуществления истцом трудовой деятельности), настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8 настоящего Соглашения. Согласно ст. 4 указанного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и/или Эстонской Республики, а также трудовой стаж, признаваемый на территории любой из Сторон. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории одной Стороны, принимаются без легализации на территории другой Стороны (ст. 5 Соглашения).
В соответствии с записями трудовой книжки, истец работал в Smiso OU на территории Эстонской Республики с 18.12.2008 г. по 16.02.2011 г. в качестве сборщика корпусов металлических судов 5 разряда, то есть в должности, предусмотренной Списком № 2 от 26.01.1991 г. № 10 Разделом XIV «Металлообработка» подразделом 3 «Котельные, судокорпусные, судостроительные и судоремонтные работы», согласно которому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставляется сборщикам корпусов металлических судов (код позиции 2150300a -18187).
Работодателем «Smiso OU» была выдана справка № 01/02/2022 от 02.02.2022 г., уточняющая особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения досрочной пенсии по старости и подтверждающая постоянную занятость истца в особых условиях труда, выполнение работ постоянно в течении полного рабочего дня при полной рабочей неделе на территории судостроительного завода TАLLINN SHIPYARD OU в период с 18.12.2008 года по 16.02.2011, за исключением следующих периодов: с 13.07.2009 г. по 31.03.2010 г.- отпуск без сохранения заработной платы; с 01.01.2011 г. по 16.02.2011 г. - отпуск без сохранения заработной платы. Таким образом, по мнению истца спорный период работы истца в «Smiso OU» с 18.12.2008 года по 16.02.2011 года в качестве сборщика корпусов металлических судов нашёл своё подтверждение в имеющихся письменных доказательствах и подлежит включению как в общий стаж истца в размере 02 года 02 месяца, так и в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в размере 01 год 03 месяца 26 дней (с вычетом периодов отпусков без сохранения заработной платы). Сославшись на указанные обстоятельства, истец ФИО1 просит признать незаконным и отменить решение об отказе в назначении пенсии № 330646/22 от 23.12.2022 г., принятое Отделом установления пенсий с учетом специального стажа № 1 управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым; возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации по Республике Крым обязанность включить в общий страховой стаж ФИО1 период работы с 18.12.2008 г. по 16.02.2011 г. в «Smiso OU» в должности сборщика корпусов металлических судов 5 разряда; возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации по Республике Крым обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды работы ФИО1: с 01.02.1994 г. по 02.01.1995 г. на Камыш-Бурунском железорудном комбинате им. Серго Орджоникидзе в должности электрогазосварщика 4 разряда; с 17.07.1997 г. по 06.08.2002 г. на Камыш-Бурунском железорудном комбинате им. Серго Орджоникидзе, в должности электрогазосварщика 4 разряда; с 01.04.2011 года по 04.08.2011 г., с 01.10.2011 г. по 25.12.2011 г.; с 08.03.2012 г. по 24.12.2012 г.; с 12.01.2013 г. по 14.04.2013 г.; с 23.04.2013 г. по 03.06.2013 г. в ЧП «Анкор Марин Шипсервис» в должности сборщика корпусов металлических судов 5 разряда; с 18.12.2008 г. по 12.07.2009 г.; с 01.04.2010 г. по 31.12.2010 г. в «Smiso OU» в должности сборщика корпусов металлических судов 5 разряда. Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым обязанность досрочно назначить ФИО1 страховую пенсию по старости со дня возникновения права на пенсию (в том числе с уменьшением пенсионного возраста), а именно с 18.09.2022 г.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил; от представителя истца по доверенности ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором представитель истца просит исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
От представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым поступили письменные возражения на исковое заявление (л.д. 162-167), в которых представитель ответчика указал на необоснованность заявленных требований ФИО1, возражения мотивировал доводами, аналогичными изложенным в решении об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости досрочно, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается предоставленными доказательствами, 18.09.2022 г. истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг пятидесятисемилетнего возраста.
16.09.2022 г. ФИО1 посредством использования портала «Единый портал государственных и муниципальных услуг» обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым за назначением досрочного пенсионного обеспечения по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 23.12.2022 г. ФИО1 было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», из-за отсутствия требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда (с уменьшением возраста) – 07 лет 06 месяцев (л.д. 39-40).
Из содержания указанного решения пенсионного органа также следует, что документально подтвержден общий страховой стаж истца продолжительностью 26 лет 09 месяцев 16 дней, в том числе с учетом суммирования стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2 – 04 года 06 месяцев 10 дней.
При этом, в стаж работы с тяжелыми условиями труда не включены периоды работы с 01.02.1994 г. по 02.01.1995 г., с 17.07.1997 г. по 06.08.2002 г. в должности электрогазосварщик Камыш-Бурунского железорудного комбината им. Серго Орджоникидзе, поскольку нет документального подтверждения постоянной занятости на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
С указанными выводами ответчика суд не соглашается, на основании следующего.
19.11.1991 г. ФИО1 было выдано удостоверение № 87 об окончании обучения и присвоении квалификации «электросварщик 3 разряда» (л.д. 13).
После окончания обучения по решению квалификационной комиссии от 29.11.1989 г. ФИО1 присвоена квалификация «газорезчик», в подтверждение чего выдано удостоверение № 4961 (л.д. 14). Согласно выполненным в указанном удостоверении отметкам, истец прошел проверку знаний правил безопасной эксплуатации по присвоенной квалификации: 30.03.2004 г., 21.04.2005 г., 12.02.2008 г.
Период работы истца с 01.02.1994 г. по 02.01.1995 г., с 17.07.1997 г. по 06.08.2002 г. в должности «электрогазосварщик» Камыш-Бурунского железорудного комбината им. Серго Орджоникидзе подтверждается записями трудовой книжки, принадлежность которой ФИО1 сомнений не вызывает, согласно которым 01.02.1994 г. ФИО1 переведен электрогазосварщиком сборочного цеха по 4 разряду, 02.01.1995 г. уволен по собственному желанию; 17.07.1997 г. принят в ЖКХ электрогазосварщиком 4 разряда, 07.08.2002 перемещен в ЖКХ ремонтировщиком спортивных судов водно-спортивной базы, 17.11.2002 уволен в связи с ликвидацией предприятия (л.д. 75-77).
Право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ») установлено мужчинам по достижении возраста 55 лет, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеющим страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее установленного срока (не менее 6 лет 3 месяцев), и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Закона, по состоянию на 31.12.2018 г. (60 лет для мужчин) на один год за каждые два года 6 месяцев такой работы.
Таким образом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобретет право на установление досрочной страховой пенсии по старости до достижении пятидесятисемилетнего возраста, то есть с 18.09.2022 г., при наличии общего страхового стажа не менее 25 лет, и стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости продолжительностью 07 лет 06 месяцев.
В силу положений пункта 2 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), периодами, дающими право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Право на льготное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда было предусмотрено и подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).В соответствии с подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком № 2 от 1991 г. Разделом XXXIII «Общие профессии» предусмотрены: позицией 23200000-19756 «электрогазосварщики, занятие на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности»; позицией 23200000-19906 «электросварщики ручной сварки».
Согласно разъяснениям, содержащимся в информационном письме Министерства труда и социального развития РФ № 3073-17, Пенсионного фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 «О праве на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков», а также в разъяснении Госкомтруда СССР от 09.01.1957 № 1, «электрогазосварщик» (газоэлектросварщик,сварщик, электросварщик) - это разные наименования одной профессии.
В соответствии с разделом XXXII Списка № 2 1956 года, разъяснению Госкомтруда СССР от 09.01.1957 № 1, относящиеся ко всем отраслям народного хозяйства профессии «Электросварщики и их подручные», «Газорезчики и их подручные», «Газосварщики и их подручные» относятся в числу производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, установлено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906), «электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756).
Согласно ЕТКС, выпуск 2, тарифно-квалификационные характеристики работ «электросварщика ручной сварки» и «электрогазосварщика» практически идентичны.
В соответствии с п. 13 Приказа Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 3/235, разделы Списков «Общие профессии», а также подраздел 5 раздела XI Списка № 1 и подраздел 12 раздела XIV Списка № 2 »Прочие профессии металлообработки» применяются независимо от того, на каких предприятиях и в организациях производятся работы, предусмотренные в этих разделах и подразделах.
Например (исходя из настоящего пункта), электросварщики ручной сварки и газосварщики, указанные в Списке № 2, разделе XXXIII имеют право на пенсию на льготных условиях независимо от того, где они работают: на машиностроительном заводе, железнодорожном транспорте, текстильной фабрике, металлургическом заводе и т.п.
Таким образом, в периоды с 01.02.1994 г. по 02.01.1995 г., с 17.07.1997 г. по 06.08.2002 г. на Камыш-Бурунском железорудном комбинате им. Серго Орджоникидзе, истец выполнял работу по профессии электрогазосварщик 4 разряда, стаж работы в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
Вместе с тем, указанная профессия предусмотрена с дополнительными условиями, которые необходимо подтверждать документально характер выполняемой работы.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н утвержден «Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» (далее — Порядок № 258н).
Пунктом 4 Порядка № 258н, предусмотрено, что периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии подтверждаются: данными о характере работы и другими факторами (показателями), определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; данными о выполнении работ определенным способом; данными о работе с вредными веществами определенных классов опасности; данными о нормах выполнения рабочего времени; данными о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда; данными о заключении органов государственной экспертизы условий труда, в тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на досрочное пенсионное обеспечение, в подтверждении принимаются справки, выдаваемые предприятиями или организациями, либо соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При отсутствия документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, предусмотренных Списками, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
Согласно частям 4, 5, 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудов: пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В свою очередь согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодатель установил, что настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 4 этого закона периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Поскольку спорные периоды работы истца с 01.02.1994 г. по 02.01.1995 г. на Камыш-Бурунском железорудном комбинате им. Серго Орджоникидзе в должности электрогазосварщика 4 разряда; с 17.07.1997 г. по 06.08.2002 г. на Камыш-Бурунском железорудном комбинате им. Серго Орджоникидзе, в должности электрогазосварщика 4 разряда проходили на территории Республики Крым до вхождения ее в состав Российской Федерации, судом применяет законодательство, действовавшее на момент возникновения правоотношений.
Так, в соответствии с п. «б» ст. 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, по результатам аттестации рабочих мест и при наличии определенного возраста и стажа после 21.08.1992 года.
В п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 № 1788 указано, что на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах; женщины по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах. Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии со ст. 100 указанного Закона лицам, которые работали до введения в действие этого Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действующим законодательством, и имеют на день введения в действие этого Закона полный стаж на отмеченных работах, пенсии в размерах, предусмотренных этим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действующим законодательством.
Постановлением Кабинета министров Украины от 1 августа 1992 года № 442 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который предусматривает, что в соответствии со статьей 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» пенсии по возрасту на льготных условиях по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 24 июня 2016 года № 461, назначаются по результатам аттестации рабочих мест.
В силу пункта 4 указанного Порядка аттестация проводится аттестационною комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации, в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже чем один раз на пять лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, организации.
Порядок проведения аттестации рабочих мест утвержден Постановлением Кабинета министров Украины «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» № 442 от 01.08.1992 г. (Далее - Постановление № 442), которое вступило в силу 21 августа 1992 года, согласно которому специальный стаж, полученный до 21 августа 1992 года не нужно подтверждать документами об аттестации рабочего места. Однако, если стаж работы имеется после указанной даты применению подлежит указанное Постановление.
Так, согласно п. 4 Постановление № 442 аттестация проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяется приказом по предприятию, организации в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.
Пунктом 4.4 Порядка применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, что дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, установлено, что если аттестация была впервые проведена после 21.08.1997 года, в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях, в льготный стаж засчитывается весь период работы до 21.08.1992 года, пятилетний стаж работы на данном предприятии, который предшествует дате издания приказа о ее результатах, и периоды работы в течение пяти лет с учетом пункта 4.2 настоящего Порядка, после проведения аттестации.
Таким образом, первая аттестация рабочих мест должна быть проведена не позднее 21 августа 1997, то есть, 5-ти лет с момента вступления в силу Постановления № 442 и распространяла свое действие на предыдущие пять лет с момента аттестации рабочего места и на последующие пять лет.
Факт работы истца в должности, предусмотренной Списком № 2 работ с тяжелыми условиями труда в должности, работа в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в указанный спорный период нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, подтверждается материалами дела, а именно: записями в трудовой книжке, которые являются полными, четкими, последовательными, неточностей и исправлений не содержат.
Кроме того, в материалы пенсионного (выплатного) дела истца помещена личная карточка № 116 ФИО1 по Форме Т-2, в которой указан общий стаж работы в ЖРК в размере 13 лет 01 месяц 10 дней; стаж на выслугу указан как - 0; стаж «на отпуск» в размере 6 лет 10 месяцев 19 дней (л.д. 87).
Также, в материалы выплатного дела истца помещены приказы о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на Камыш-Бурунском железорудном комбинате им. Серго Орджоникидзе.
В соответствии с п. 2 Приказа № 169 от 29.04.1993 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на комбинате» (далее Приказ № 169), основной целью аттестации является урегулирование отношений между администрацией комбината и работниками комбината в области реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, льготное пенсионное обеспечение, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях (л.д. 94 оборот – 95).
В соответствии с п. 3 указанного Приказа № 169, для производственных работ, профессий и должностей, которым Списками № 1 и № 2 предусмотрены показатели условий труда, аттестацию производить только по этим показателям.
В числе обязанностей центральной аттестационной комиссии согласно Приказу № 169 отнесены, в частности, обязанности по исследованию вредных и опасных производственных факторов. По представлению цеховых комиссий, Комиссия составляет общекомбинатский перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей с неблагоприятными условиями труда. (п. 4.1. Приказа № 169).
Центральная аттестационная комиссия проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц, начиная с мая 1993 года (п. 4.2. Приказа № 169).
К обязанностям цеховой аттестационной комиссии в числе прочих также отнесены обязанности по составлению перечня рабочих мест, которые подлежат аттестации, а также установление на основе ЕКТС соответствия наименований профессий и должностей, занятых на этих рабочих местах, характеру фактически выполняемых работ (п. 5.3. Приказа № 169).
В приложении к Приказу № 169 был утверждён Список цехов и подразделений комбината, рабочие места в которых аттестуются по условиям труда, под пунктом 4 которого значится Опытно-промышленный завод (ОПЗ), Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), в которых работал истец ФИО1 (л.д. 96).
Вышеуказанные сведения согласуются также с Перечнем профессий, подлежащих аттестации по ОПЗ (л.д. 96 оборот - 98), в котором помимо наименований профессий, также определены значения вредных производственных факторов в виде классов и степеней опасности по Списку № 1 и Списку № 2.
В соответствии с вышеуказанным Перечнем, по результатам проведенной аттестации, профессии электрогазосварщик определен 3 класс опасности 2 степени, с учётом имеющихся вредных производственных факторов.
Аналогичные положения содержит также Приказ № 205а от 28.11.1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» (л.д. 92)
Приложением к приказу является Перечень профессий, подлежащих аттестации по ЖКХ, исходя из содержания которого следует, что на дату исследования, т.е. на 24.12.1997 г. по Списку № 2 в отношении профессии- электрогазосварщик установлены вредные производственные факторы 3 класса 2 степени (л.д. 93).
Приказом № 221а от 28.12.1997 г. «О результатах аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержден перечень рабочих мест, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготную пенсию по списку № 1 и № 2 и дополнительный отпуск, в числе которых указаны: газорезчик, электросварщик (л.д. 90, 91).
Имеющиеся у истца удостоверения № 87 и № 4961, подтверждают наличие у него квалификации «электросварщика 3 разряда» и квалификации «газорезчик».
При указанных обстоятельствах, руководствуясь изложенными ранее правовыми нормами, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2 периодов работы истца на Камыш-Бурунском железорудном комбинате им. Серго Орджоникидзе, в должности электрогазосварщика 4 разряда, поскольку, обстоятельства того, что работа в указанные периоды в указанной должности дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на льготных условиях подтверждается результатами проведенной работодателем аттестации рабочих мест.
В пункте 5 Разъяснения от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно выданным МКУ «Муниципальный архив города Керчи» архивным справкам № 347/07 16 от 30.12.2020 (л.д. 82), № 345/07 16 от 20.12.2020 (л.д. 86), сведения об учебных отпусках, о простоях, донорских днях, пребывании на военных сборах, курсах повышения квалификации за периоды работы истца с 01.02.1994 г. по 02.01.1995 г., с 17.07.1997 г. по 06.08.2002 г. на Камыш-Бурунском железорудном комбинате им. Серго Орджоникидзе, отсутствуют.
Одновременно, из выданной Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив города Керчи» справки № 737/07-02 от 16.07.2021 (л.д. 89), усматривается, что в период работы с 17.07.1997 г. по 06.08.2002 г. имеются данные о выполнении работ менее 80 процентов рабочего времени (менее 128 часов): в ноябре 1997 г. (112,0 часов), в мае 1999 г.(104.0 часа), в январе 2000 г. (104.0 часа), в мае 2000 г. (104,0 часа), в январе 2001 г. (112.0 часов), в августе 2002 г. (98,0 часов). Сведения о количестве отработанного времени в лицевых счетах за ноябрь-декабрь 1998 г., за январь 1999 г. отсутствуют (л.д. 89). В иные месяцы истцом выполнялась работа 80 и более процентов рабочего времени.
При этом, выданная МКУ «Муниципальный архив города Керчи» архивная справка № 736/07-02 от 16.07.2021 содержит данные об отсутствии сведений о количестве отработанного времени в лицевых счетах за ноябрь – декабрь 1994, январь 1995 г. В иные месяцы периода работы с 01.02.1994 г. по 31.10.1994 г. истцом выполнялась работа 80 и более процентов рабочего времени (л.д. 83).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в стаж работы истца с тяжелыми условиями труда подлежат включению периоды работы на Камыш-Бурунском железорудном комбинате им. Серго Орджоникидзе в должности электрогазосварщика 4 разряда с 01.02.1994 г. по 31.10.1994 г. (продолжительностью 09 месяцев), периоды с 17.07.1997 г. по 31.10.1997 г., с 01.12.1997 г. по 01.11.1998 г., с 01.02.1999 г. по 01.05.1999 г., с 01.06.1999 г. по 01.01.2000 г., с 01.02.2000 г. по 01.01.2001 г., с 01.02.2001 г. по 06.08.2002 г., (продолжительностью 04 года 06 месяцев 20 дней).
Списком № 2 от 1956 г. Разделом XV «Металлообработка» подразделом 32 «Котельные и судокорпусные работы» предусмотрены «Котельщики, котельщики-сборщики, сборщики корпусов судов и котельщики-монтажники».
Списком № 2 от 1991 г. Разделом XIV «Металлообработка» подразделом 3 «Котельные, судокорпусные, судостроительные и судоремонтные работы» позицией 2150300а-18187 предусмотрены «Сборщики корпусов металлических судов».
Согласно записям трудовой книжки истца, 12.01.2013 г. ФИО1 принят на работу в ЧП «Анкор Марин Шипсервис» сборщиком корпусов металлических судов 5 разряда, уволен 03.06.2013 г. (л.д. 77).
Согласно выданной ЧП «Анкор Марин Шипсервис» справке № 04 от 19.05.2022 г., справке № 05 от 22.06.2022 г. ФИО1 работал в ЧП «Анкор Марин Шипсервис» в должности сборщика корпусов металлических судов 5 разряда с 01.04.2011 г. по 24.12.2012 г., с 12.01.2013 г. по 03.06.2013 г. (л.д. 128, 129).
Таким образом, с 01.04.2011 г. по 24.12.2012 г., с 12.01.2013 г. по 03.06.2013 г. истец работал в должности сборщика корпусов металлических судов, работа в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2.
Из содержания обжалуемого решения пенсионного органа следует, что указанные периоды работы истца включены в общий страховой стаж, но не включены в стаж работы по Списку № 2, поскольку, первичными документами не подтверждается занятость в производстве металлообработки полный рабочий день по выполнению котельных, судокорпусных, судостроительных и судоремонтных работ.
Справка № 05 от 19.05.2022 г. содержит сведения о том, что в 2011 г. работа осуществлялась согласно табелю; характер выполняемых работ: сборка сложных металлоконструкций на строящихся судах, металлообработка, котельные и судокорпусные работы.
Одновременно, справка № 04 от 19.05.2022 г. содержит сведения о том, что в 2013 г. в период: февраль, март, апрель, май работа выполнялась полный рабочий день, полную рабочую неделю, январь – работа полный рабочий день, но не полный рабочий месяц. Характер выполняемых работ: сборка сложных металлоконструкций на строящихся судах, металлообработка, котельные и судокорпусные работы.
Согласно предоставленным ЧП «Анкор Марин Сервис» табелям учета работа времени за апрель 2011 г., май 2011 г., июнь 2011 г., июль 2011 г., август 2011 г., сентябрь 2011 г., октябрь 2011 г., ноябрь 2011 г.декабрь 2011 г., март 2012 г., апрель 2012 г., май 2012 г., июнь 2012 г., июль 2012 г., август 2012 г., сентябрь 2012 г., октябрь 2012 г., ноябрь 2012 г., декабрь 2012 г., истцом ФИО1 работа в должности сборщика корпусов металлических судов осуществлялась в течение полного рабочего дня за исключением периодов с 15.04.2013 г. по 22.04.2013 г., с 05.08.2011 г. по 30.09.2011 г., с 26.12.2011 г. по 07.03.2012 г. (л.д. 21-38).
Таким образом, предоставленными письменными доказательствами по делу подтверждается факт выполнения истцом работ в производстве металлообработки полный рабочий день по выполнению судокорпусных и котельных работ, что свидетельствует о необоснованности выводов ответчика об отсутствии оснований для включения периодов работы ФИО1 в ЧП «Анкор Марин Сервис» в специальный стаж с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Следовательно, периоды работы истца в ЧП «Аркон Марин Сервис» в должности сборщика корпусов металлических судов с 01.04.2011 г. по 24.12.2012 г., с 12.01.2013 г. по 03.06.2013 г., за исключением периодов с 15.04.2013 г. по 22.04.2013 г., с 05.08.2011 г. по 30.09.2011 г., с 26.12.2011 г. по 07.03.2012 г. подлежат включению в специальный стаж работы истца, исковые требования ФИО1 в указанной части подлежат удовлетворению.
В отношении исковых требований о включении в общий страховой стаж с включением в стаж работы с тяжелыми условиями труда периода работы с 18.12.2008 г. по 16.02.2011 г. в «Smiso OU» в должности сборщика корпусов металлических судов, суд полагает необходимым указать следующее.
Согласно записям в трудовой книжке, 18.12.2008 г. ФИО1 принят на работу на предприятие «Smiso OU» (г. Таллин, Эстония) сборщиком корпусов металлических судов, уволен 16.02.2011 г. по собственному желанию (л.д. 77).
В материалы выплатного дела истца помещена справка № 01/02/2022 от 02.02.2022 г. выданная предприятием «Smiso OU», уточняющая особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения досрочной пенсии по старости и подтверждающая постоянную занятость в особых условиях труд, согласно которой ФИО1 работал в «Smiso OU» в период с 18.12.2008 года по 16.02.2011 года в качестве сборщика корпусов металлических судов 5 разряда. Характер выполняемых работ - сборка сложных металлических конструкций на строящихся судах в производстве Металлообработка. Котельные и судокорпусные работы. Работы выполнялись постоянно в течении полного рабочего дня при полной рабочей неделе на территории судостроительного завода TАLLINN SHIPYARD OU в период с 18.12.2008 г. по 16.02.2011 г., за исключением следующих периодов: с 13.07.2009 г. по 31.03.2010 г.- отпуск без сохранения заработной платы; с 01.01.2011 г. по 16.02.2011 г.- отпуск без сохранения заработной платы (л.д. 126)
Также предприятием «Smiso OU»2 выдана справка № 01/02/2022 от 02.02.2022 г. содержащая сведения о заработной плате за указанный период работы и об отчислениях взносов в пенсионный фонд, основания выдачи: лицевые счета расчета заработной платы (л.д. 124).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 Соглашения заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 25 июня 1993 г. (действующее в период осуществления трудовой деятельности), настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8 настоящего Соглашения.
Согласно ст. 4 указанного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и/или Эстонской Республики, а также трудовой стаж, признаваемый на территории любой из Сторон.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории одной Стороны, принимаются без легализации на территории другой Стороны (ст. 5 Соглашения).
На основании изложенного, принимая во внимание, что факт работы истца в спорный период с 18.12.2008 г. по 16.02.2011 г. по профессии сборщик корпусов металлических судов, в производстве металлообработки полный рабочий день (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы) по выполнению судокорпусных работ, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии на льготных условиях, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, и подтверждается записью в трудовой книжке, уточняющими характер работы справками № 01/02/2022 от 02.02.2022, период работы истца на предприятии «Smiso OU» с 18.12.2008 года по 16.02.2011 года подлежит включению в общий страховой стаж истца продолжительностью 02 года 01 месяц 29 дней, с включением в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, продолжительностью 01 год 02 месяца 15 дней (за вычетом периодов отпусков без сохранения заработной платы с 13.07.2009 г. по 31.03.2010 г., с 01.01.2011 г. по 16.02.2011 г.). При указанных ранее обстоятельствах отказ компетентного органа Эстонии в рассмотрении направленных для подтверждения правильности учета пенсионного стажа истца документов основанием для отказа включения периодов работы в общий и специальный стаж являться не может.
Принимая во внимание положения пункта 2 части 1 статьи 30 № 400-ФЗ, согласно которому, в случае, если лицо проработало на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока 12 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж для мужчин не менее 25 лет, страховая пенсия лицу назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам, с учетом зачтенного истцу страхового стажа продолжительностью более 25 лет, принимая во внимание, что истец достиг возраста пятидесяти семи лет 18.09.2022 г., и при включении в специальный стаж периодов работы периодов работы истца на Камыш-Бурунском железорудном комбинате им. Серго Орджоникидзе в должности электрогазосварщика 4 разряда с 01.02.1994 г. по 31.10.1994 г. (продолжительностью 09 месяцев), с 17.07.1997 г. по 31.10.1997 г., с 01.12.1997 г. по 01.11.1998 г., с 01.02.1999 г. по 01.05.1999 г., с 01.06.1999 г. по 01.01.2000 г., с 01.02.2000 г. по 01.01.2001 г., с 01.02.2001 г. по 06.08.2002 г., (продолжительностью 04 г. 06 месяцев 20 дней), периодов работы с 01.04.2011 года по 04.08.2011 г. (04 месяца 04 дня), с 01.10.2011 г. по 25.12.2011 г. (02 месяца 25 дней), с 08.03.2012 г. по 24.12.2012 г. (10 месяцев 07 дней), с 12.01.2013 г. по 14.04.2013 г. (03 месяца 03 дня), с 23.04.2013 г. по 03.06.2013 г. (01 месяц 11 дней) в ЧП «Анкор Марин Шипсервис» в должности сборщика корпусов металлических судов 5 разряда, периода работы с 18.12.2008 г. по 12.07.2009 г. (06 месяцев 24 дня), с 01.04.2010 г. по 31.12.2010 г. (09 месяцев) в «Smiso OU» в должности сборщика корпусов металлических судов 5 разряда, при зачете льготного стажа по Списку № 2 продолжительностью 04 года 06 месяцев 10 дней, стаж работы истца с тяжелыми условиями труда превысит необходимые 07 лет 06 месяцев, при наличии общего страхового стажа, превышающего необходимые 25 лет, суд полагает необходимым возложить на пенсионный орган обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с даты достижения истцом пятидесятисемилетнего возраста, то есть, с 18.09.2022 г.
Соответственно, решение пенсионного органа от 23.12.2022 г об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости нельзя считать законным и обоснованным, исковые требования ФИО3 о признании указанного решения незаконным подлежат удовлетворению судом.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страховании Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № 1 управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № 330646/22 от 23.12.2022 г. об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации по Республике Крым включить в общий страховой стаж ФИО1 период работы с 18.12.2008 г. по 16.02.2011 г. в «Smiso OU» в должности сборщика корпусов металлических судов 5 разряда.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации по Республике Крым включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение ФИО1 страховой пенсии по старости периоды работы на Камыш-Бурунском железорудном комбинате им. Серго Орджоникидзе в должности электрогазосварщика 4 разряда с 01.02.1994 г. по 31.10.1994 г., с 17.07.1997 г. по 31.10.1997 г., с 01.12.1997 г. по 01.11.1998 г., с 01.02.1999 г. по 01.05.1999 г., с 01.06.1999 г. по 01.01.2000 г., с 01.02.2000 г. по 01.01.2001 г., с 01.02.2001 г. по 06.08.2002 г., периоды работы в ЧП «Анкор Марин Шипсервис» в должности сборщика корпусов металлических судов 5 разряд с 01.04.2011 года по 04.08.2011 г., с 01.10.2011 г. по 25.12.2011 г., с 08.03.2012 г. по 24.12.2012 г., с 12.01.2013 г. по 14.04.2013 г., с 23.04.2013 г. по 03.06.2013 г., периоды работы в «Smiso OU» в должности сборщика корпусов металлических судов 5 разряда с 18.12.2008 г. по 12.07.2009 г., с 01.04.2010 г. по 31.12.2010 г.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым назначить ФИО1 страховую пенсию по старости досрочно с 18.09.2022 г.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 в остальной части – отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Захарова Е.П.
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2023 г.
Судья Захарова Е.П.