ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-129/2012 от 27.01.2012 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 27 января 2012 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:

 председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

     при секретаре Симаковой О.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в подготовке документации на земельный участок и понуждении к утверждению и выдаче схемы земельного участка на кадастровом плане (карте) территории прилегающей к индивидуальному жилому дому,

                                                     У С Т А Н О В И Л:

            Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что она обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении земельного участка под благоустройство прилегающей территории к индивидуальному жилому дому в районе Адрес , принадлежащему ей на праве собственности. Письмом Номер  от Дата  ответчик уведомил её о возможности предоставления испрашиваемого участка площадью ориентировочно Данные изъяты кв.м. обязал подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), кроме того обязал её предоставить согласование владельцев сетей и инженерных коммуникаций, расположенных в охранной зоне испрашиваемого земельного участка (Пензенский городской узел связи Пензенского филиала ОАО «Волга Телеком»). Она выполнила все требования и представила документы для согласования и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Письмом от Дата  Номер  ответчик отказался согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане ссылаясь на то, что «границы земельного участка на чертеже схемы не соответствует границам, указанным в графическом приложении к письму администрации города от Дата  Номер ». (На представленной истцом схеме уменьшилась площадь испрашиваемого земельного участка в связи с уточнением границ основного земельного участка, к которому он прилегает). Она провела кадастровые работы на земельном участке площадью Данные изъяты по адресу Адрес  внесла сведения с уточненными границами в кадастровый учет, получила кадастровый паспорт на имеющийся земельный участок со всеми уточненными границами. После чего, следуя разъяснениям сотрудника ответчика, вновь подала заявление на предоставление прилегающего земельного участка площадью ориентировочно Данные изъяты в аренду под благоустройство. Письмом Номер  от Дата  ответчик отказал в подготовки документации на испрашиваемый участок, ссылаясь на правила землепользования и застройки города Пензы, утвержденным решением Пензенской городской думы от Дата  Номер  по которым «испрашиваемый земельный участок под благоустройство территории прилегающей к индивидуальному жилому дому расположен в зоне малоэтажной застройки 1-3 этажа, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов. К основным видам разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не относится». Считает отказ в подготовки документации незаконным.

             Просит признать незаконным отказ администрации г. Пензы в подготовке документации на испрашиваемый участок Номер  от Дата  и обязать администрацию г.Пензы к утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории прилегающей к индивидуальному жилому дому в районе Адрес  в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда.

             Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.

             Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности уточнил и поддержал исковые требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просил суд признать незаконным отказ администрации г. Пензы от Дата  Номер  в подготовке документации ФИО1 на земельный участок в районе Адрес . и обязать администрацию г. Пензы выдать ФИО1 схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории прилегающей к индивидуальному жилому дому в районе Адрес .

           Представитель ответчика администрации г. Пензы исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. При этом пояснил, что Правилами землепользования и застройки г.Пензы не предусмотрено предоставление земельных участков под благоустройство территории. Просил в удовлетворении иска отказать.

            Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

            Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником жилого дома, общей площадью Данные изъяты инв. Номер , лит. А., по Адрес

             Домовладение Номер  по Адрес  расположено на земельном участке площадью Данные изъяты. Согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области от Дата , собственником земельного участка является ФИО1 Категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для строительства индивидуального жилого дома.

             Согласно кадастрового паспорта земельного участка Номер  от Дата , земельный участок площадью Данные изъяты. по Адрес , имеет кадастровый Номер

            В 2010 году ФИО1 обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении ей земельного участка под благоустройство прилегающей территории к индивидуальному жилому дому в районе Адрес .

            В сообщении администрации г. Пензы от Дата  Номер  на имя ФИО1 указывается, что в соответствии с решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008г. № 1096-50/4 «Об утверждении Положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам», и в связи с тем, что благоустройство прилегающей территории к индивидуальному жилому дому возможно на земельном участке площадью ориентировочно Данные изъяты кв.м., ФИО1 необходимо подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Кроме того, рекомендовали представить согласования владельцев сетей и инженерных коммуникаций, расположенных в охранных зонах испрашиваемого земельного участке. (Пензенский городской узел связи Пензенского филиала ОАО «В»).

            В соответствии с вышеуказанным сообщением ФИО1 представлена схема расположения земельного участка, согласование с Пензенским филиалом ОАО «В».

            Согласно сообщению Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы от Дата  Номер , границы земельного участка на чертеже схемы не соответствуют границам, указанным в графическом приложении к письму администрации города от Дата  Номер  Учитывая вышеизложенное, согласовать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе Адрес , невозможно.

             Согласно сообщению Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы от Дата  Номер , указывается, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Пензы, которые разработаны на основе Генерального плана города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 28.03.2008г. № 916-44/4, устанавливаются градостроительные регламенты на земельные участки, расположенные в соответствующих территориальных зонах муниципального образования. Правилам землепользования и застройки города Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 г. № 229-13/5 (с изменениями от 24.09.2010г., 21.12.2010г., 24.06.2011г.), испрашиваемый земельный участок под благоустройство территории прилегающей к индивидуальному жилому дому расположен в зоне малоэтажной жилой застройки 1-3 этажа, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов. К основным видам разрешенное использование испрашиваемого участка не относится.

              Указанные выше обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами дела.

               В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

           Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 Согласно ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

 В силу ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

 Статьей 4 Решения Пензенской городской Думы от 31.10.2008 №1096-50/4 определен порядок предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, для целей, не связанных со строительством, согласно которому:

 1. Земельные участки на территории города Пензы, находящиеся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, предоставляются для целей, не связанных со строительством, в собственность либо в аренду по результатам проведенных торгов (конкурсов, аукционов) либо без проведения торгов.

 2. Целями, не связанными со строительством, являются:

 - размещение нестационарных торговых объектов (нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение);

 - размещение металлических гаражей;

 - благоустройство прилегающей территории;

 -размещение автостоянок (автостоянка - специально обустроенные парковочные места без возведения капитальных сооружений);

 3. Лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются в Администрацию города Пензы с заявлением на имя Главы администрации города Пензы об определении возможности предоставления земельного участка.

 4. В месячный срок с момента поступления заявления Администрация города Пензы рассматривает вопрос о возможности предоставления земельного участка и направляет заявителю уведомление о возможности либо невозможности предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.

 5.Уведомление Администрации города Пензы о возможности предоставления земельного участка является основанием для подготовки лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков, для целей, не связанных со строительством, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

 6. Лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются в Администрацию города Пензы с заявлением на имя Главы администрации города Пензы о предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

 7. В заявлении указывается цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

 К заявлению могут прикладываться согласования владельцев сетей и инженерных коммуникаций, расположенных на испрашиваемом земельном участке.

 8. Администрация города Пензы в месячный срок с момента поступления заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территории утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

 Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 г. №229-13/5 утверждены «Правила землепользования и застройки города Пензы».

 В соответствии со ст. 20 вышеуказанных Правил:

 1. Ж-1. Зона малоэтажной жилой застройки 1 - 3 этажа

 Зона жилой застройки Ж-1 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов и жилых домов блокированного типа с минимально разрешенным набором услуг местного значения.

 Основные виды разрешенного использования:

 - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома;

 - блокированные жилые дома с количеством блоков не более четырех;

 - детские сады, иные объекты дошкольного воспитания;

 - школы общеобразовательные;

 - магазины товаров первой необходимости общей торговой площадью не более 150 кв. м;

 - спортплощадки, спортзалы, теннисные корты, детские площадки, площадки для отдыха;

 - отделения связи;

 - аптеки, аптечные пункты;

 - пункты оказания первой медицинской помощи;

 - объект (сооружение) инженерно-технического обеспечения (РП, ТП, ГРП, НС, АТС и т.д.), для размещения которого требуется отдельный земельный участок;

 - отделения, участковые пункты полиции;

 - автостоянки без права возведения объектов капитального строительства.

 (абзац введен Решением Пензенской городской Думы от 24.06.2011 N 656-29/5)

 - центры реабилитации инвалидов.

 (абзац введен Решением Пензенской городской Думы от 24.06.2011 N 656-29/5)

 Вспомогательные виды разрешенного использования:

 - хозяйственные постройки (сараи, гаражи, бани и пр.);

 - теплицы, оранжереи;

 - автостоянки временного хранения перед объектами основного и условно разрешенного видов использования;

 - объекты ГО и ЧС.

 - объект (сеть, сооружение) инженерно-технического обеспечения (газо-, водо-, тепло-, электрообеспечение; канализация; связь; телефонизация), обеспечивающий реализацию основного/условно разрешенного вида использования.

     Анализируя вышеуказанные нормативно-правовые акты суд приходит к следующему.

     В настоящее время действуют и Решение Пензенской городской Думы от 31.10.2008 №1096-50/4 и Решение Пензенской городской Думы от 22.12.2009 г. №229-13/5, которым утверждены «Правила землепользования и застройки города Пензы».

     Решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 №1096-50/4 предусмотрено предоставление земельных участков под благоустройство прилегающей территории, что не противоречит Правилам землепользования и застройки города Пензы, не содержащих запрета на данный вид использования земельных участков.

     Учитывая равную юридическую силу указанных нормативно-правовых актов, а также то обстоятельство, что согласно распечатки с официального сайта администрации г.Пензы об объявлениях о предоставлении земельных участков, имеющейся в материалах дела, администрация г.Пензы предоставляет земельные участки под благоустройство территорий, прилегающих к индивидуальным жилым домам, суд считает, что требования истца обоснованны и доводы представителя администрации г.Пензы о том, что отказ в выдаче истице схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории прилегающей к ее индивидуальному жилому дому правомерен не состоятелен.

     Согласно п.8 ст.4 Решения Пензенской городской Думы от 31.10.2008 №1096-50/4 администрация города Пензы в месячный срок с момента поступления заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территории утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

     Данное требование законодательства администрацией г.Пензы выполнено не было, в связи с чем, нарушено право ФИО1 на оформление земельного участка ориентировочной площадью Данные изъяты в аренду под благоустройство территории, прилегающей к ее домовладению.

     Каких-либо доказательств свидетельствующих о невозможности предоставления данного земельного участка в аренду истице представитель ответчика, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, в судебное заседание не представил, об истребовании доказательств не ходатайствовал.

     При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования ФИО1 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

           На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

             Иск ФИО1 удовлетворить.

             Признать незаконным отказ администрации г. Пензы от Дата . Номер  в подготовке документации ФИО1 на земельный участок в районе Адрес .

             Обязать администрацию г. Пензы выдать ФИО1 схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории прилегающей к индивидуальному жилому дому в районе Адрес

             Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение одного месяца через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца, начиная с 1 февраля 2012 года.

 Судья                                                                                           А.В. Селивёрстов