ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-129/2014 от 06.02.2014 Славянского районного суда (Краснодарский край)

  РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 К делу №2-129/2014

 06 февраля 2014 года г. Славянск-на-Кубани

 Славянский районный суд Краснодарского края в составе:

 председательствующего судьи Рябоконевой Н.А,

 при секретаре Редько Я.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трофимова Н.И. об оспаривании действий Администрации МО Славянский район, выразившихся в отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях,

 УСТАНОВИЛ:

 Трофимов Н.И. обратился в Славянский районный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании действий Администрации МО Славянский район, выразившихся в отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по тем основаниям, что, являясь участником Великой Отечественной Войны, инвалидом 2 группы и ветераном труда, он собственного жилья или жилья по социальному найму не имеет. Проживает в доме, принадлежащем на праве собственности Т.Е.Н.. Поскольку, он членом семьи Т.Е.Н. не является, считая себя нуждающимся в жилом помещении на основании ч.3 ст. 15 ФЗ «О ветеранах», полагает, что имеет право на получение жилья по договору социального найма. Просит суд признать действия Администрации МО Славянский район незаконными, а отказ в постановке его в качестве нуждающегося неправомерным, обязав Администрации МО Славянский район устранить допущенное нарушение его прав.

 В судебном заседании представитель Трофимова Н.И. по доверенности Лопатина Н.В., поддержав требования, изложенные в заявлении, суду пояснила, что находит постановление Администрации МО Славянский район № 2596, незаконным. Трофимов Н.И, <дата> года рождения, являясь ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, а также ветераном труда, в нарушение действующего законодательства, жильем не обеспечен. Квартира Трофимову Н.И. по договору социального найма не предоставлялась. В 2000г. его жена Т.Т.А. совершила сделку по отчуждению принадлежащих ей на праве собственности жилого дома и земельного участка, подписав договор ренты с их дочерью Т.Е.Н.. После отчуждения жилого дома и земельного участка, он проживает в доме, принадлежащем Т.Е.Н. на основании договора ренты. Сама собственница дома проживает отдельно от них в своей квартире со своей семьей. Поскольку, одной из установленных законодательством мер социальной поддержки участников ВОВ является обеспечение их за счет средств федерального бюджета жильем, считает, что Трофимов Н.И. имеет право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета, поскольку, является нуждающимся в нем, исходя из того, что не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, равно как и собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Считая отказ Администрации МО Славянский район в постановке Трофимова Н.И. на учет на получение социального жилья неправомерным, просит суд обязать Администрацию МО Славянский район устранить допущенное нарушение.

 Представитель Администрации МО Славянский район по доверенности Дзятко Г.Н., не признав требования Трофимова Н.И., суду пояснил, что постановление об отказе в постановке на учет Трофимова Н.И. в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным и обоснованным, поскольку, последний, являясь участником ВОВ, не подпадает под категорию граждан, нуждающихся в жилом помещении, так как обеспечен жильем. В 1973г. в период брака с Т.Т.А., супруги приобрели земельный участок с находящимся на нем жилым домом, расположенные по адресу: <адрес>, впоследствии с изменением административно-территориального деления, произошло и изменение адреса: <адрес>. В этом доме они проживают по настоящее время. Несмотря на то, что приобретенное недвижимое имущество являлось общей совместной собственностью супругов Трофимовых, оно было оформлено на жену Трофимова Н.И. – Т.Т.А., которая в 2000г. заключила с их совместной дочерью договор ренты. Согласно договору, Т.Е.Н. обязуется пожизненно полностью содержать Т.Т.А. и Трофимова Н.И. с иждивением; обеспечивать их питанием, одеждой, уходом, необходимой помощью и сохранить в их пожизненном бесплатном пользовании земельный участок с расположенным на нем домовладением. В связи с чем, Трофимова Н.И. имеет право бесплатного пожизненного пользования земельным участком и благоустроенным жилым домом, общей площадью 61,8 кв.м, в том числе жилой площадью 51,4 кв.м, в котором проживает вдвоем с женой. С учетом того, что размер используемой им жилой площади в значительной степени превышает установленную в Прибрежном сельском поселении, где он проживает, учетную норму жилплощади на одного человека для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. По его мнению, Трофимов Н.И. жильем обеспечен. В этой связи отказ Администрации МО Славянский район в постановке Трофимова Н.И. на учет как участника ВОВ, нуждающегося в жилом помещении, является правомерным. Просил суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

 Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста представитель Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Славянском районе - начальник отдела по вопросам мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий и групп населения Бондаренко Е.И., суду пояснила, что социальное обслуживание предоставляется в случае необходимости пожилым людям, к которым относятся мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также инвалиды по медицинским показаниям. Понятие социального обслуживания подразумевает: доставление продуктов питания, лекарств, доставление необходимых предметов быта, сопровождение в медицинские учреждения и т.п. Поскольку, Трофимову Н.И. более 90 лет, в силу возраста и состояния здоровья ему могут быть предоставлены соответствующие услуги. Однако он, как видно из договора ренты в них не нуждается, поскольку, находится на полном иждивении у своей дочери, которая заботится о нем, обеспечивает его питанием, одеждой, уходом, оказывает необходимую помощь.

 Из показаний свидетеля Т.Е.Н. следует, что, являясь дочерью Трофимова Н.И. и Т.Т.А., она в 2000г. заключила со своей матерью, имеющей в собственности земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, договор ренты, согласно которому, она в качестве оплаты осуществляет уход за своими родителями, которые остались проживать в жилом доме, принадлежащем теперь ей на праве собственности, где и проживают по настоящее время. Она со своей семьей проживает отдельно от них в квартире, также принадлежащей ей на праве собственности, расположенной по адресу: <адрес>. Несмотря на то, что родители, по договору ренты, находятся на её полном иждивении, она их фактически содержит, покупает на свои деньги продукты питания, одежду и т.п., она с ними совместно не проживает, считает, что не ведет с ними общее хозяйство, не имеет общего бюджета и общих предметов быта. В связи с чем, не считает своих родителей членами своей семьи. К тому же, по их договоренности, родители самостоятельно оплачивают коммунальные услуги. При заключении договора ренты, жилой дом был частично благоустроен, но в 2005г. она переоборудовала подсобные помещения и обустроила в доме туалет и ванную комнаты. Поскольку, они не достаточно хорошо отапливаются и отцу трудно передвигаться по дому из-за наличия ступенек между комнатами и кухней, считает, что он нуждается в благоустроенном жилье.

 Суд, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, допросив свидетеля и специалиста, исследовав имеющиеся материалы дела и представленные доказательства, находит заявление Трофимова Н.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 На основании ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 ФЗ РФ "О ветеранах" от 12.01.1995, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

 В соответствии с ч.1 ст. 23.2 указанного ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 На основании ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

 Согласно ч.7 ст. 52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

 В соответствии с п.2 ч.1 ст. 5 Закона Краснодарского края N 1655-КЗ (ред. от 02.04.2013) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" от 29.12.2008, граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях для целей принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: по отдельной категории граждан, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации, - по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) иными федеральными нормативными правовыми актами.

 На основании ст.50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

 Согласно решению №8 тридцать пятой сессии Совета Прибрежного сельского поселения Славянского района Краснодарского края от 29.01.2009, учетная норма площади жилого помещения в Прибрежном сельском поселении составляет 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

 Из материалов дела следует, что Трофимов Н.И., являясь участником ВОВ, что подтверждается удостоверением серии <номер> от 08.03.2000, а также записями в его военном билете о прохождении военной службы и участии в боевых действиях во время ВОВ, 11.09.2013 обратился в Администрацию МО Славянский район с формализованным заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно постановлению №2596 главы МО Славянский район от 11.10.2013 Трофимову Н.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ч.ч.1,2 ст.31, п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, ч.1 ст. 8 Закона Краснодарского края N 1655-КЗ (ред. от 02.04.2013) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" от 29.12.2008.

 Судом установлено, что с 18.04.1973 Трофимов Н.И. состоит в браке с Т.Т.А., что подтверждается свидетельством о браке. По договору купли-продажи от 27.06.1973, Т.Т.А. приобрела жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (после изменения нумерации домов присвоен № <номер>). С 1973г. по настоящее время супруги Трофимовы проживают в указанном домовладении, что подтверждается выпиской из похозяйственных книг. Указанные жилой дом и земельный участок, являлись, по мнению суда, общим имуществом супругов, поскольку, были нажиты ими в период брака. Согласно данных ЕГРП и технического паспорта на домовладение, общая площадь благоустроенного жилого дома составляет 61,8 кв.м. в том числе жилая 51,4 кв.м. На основании договора ренты земельного участка с находящимися на нем объектами недвижимости (с условием пожизненного содержания с иждивением) от 05.06.2000, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Трофимовой Е.Н., что подтверждено свидетельствами о регистрации права <номер> и <номер>, выданных 30.06.2000 и 20.06.2000, соответственно.

 Согласно договору ренты, заключенному 05.06.200 между Т.Т.А. (получатель ренты), проживающей по адресу: <адрес> и её дочерью Т.Е.Н.(плательщик ренты), проживающей по тому же адресу, последняя обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением получателя ренты и её супруга - Трофимова Н.И., обеспечивая их питанием, одеждой, уходом, необходимой помощью и сохранение в их пожизненном бесплатном пользовании земельного участка с расположенным на нем домовладением (п.п.1,4). При этом собственник Т.Е.Н. не вправе продавать, сдавать в залог или иными способами отчуждать данное недвижимое имущество без согласия Т.Т.А. и Трофимова Н.И.(п.7).

 Обсуждая вопрос о том, является ли получатель ренты – Трофимов Н.И. членом семьи своей дочери – плательщика ренты, на каком основании был вселен в принадлежащее ей жилое помещение и занимает его по настоящее время, суд, принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в п.25 постановления N 14 Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» от 02.07.2009 о том, что разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч.1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 ст. 9 ФЗ №173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001, содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении. Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

 Кроме того, в соответствии со ст. 583 ГК РФ, по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.

 В соответствии со ст. 596 ГК РФ, пожизненная рента может быть установлена на период жизни гражданина, передающего имущество под выплату ренты, либо на период жизни другого указанного им гражданина. Допускается установление пожизненной ренты в пользу нескольких граждан, доли которых в праве на получение ренты считаются равными, если иное не предусмотрено договором пожизненной ренты. В случае смерти одного из получателей ренты его доля в праве на получение ренты переходит к пережившим его получателям ренты, если договором пожизненной ренты не предусмотрено иное, а в случае смерти последнего получателя ренты обязательство выплаты ренты прекращается.

 Согласно ст. 601 ГК РФ, по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).

 В соответствии со ст. 602 ГК РФ, обязанность плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением может включать обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, а если этого требует состояние здоровья гражданина, также и уход за ним. Договором пожизненного содержания с иждивением может быть также предусмотрена оплата плательщиком ренты ритуальных услуг.

 Исходя из того, что иждивенцы – это нетрудоспособные члены семьи лица, которые находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, к числу которых, согласно п. 2 ст. 9 ФЗ РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 относятся: родители и супруг, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности (подпункт 3 п. 2 ст. 9), суд приходит к выводу о том, что Трофимов Н.И. является членом семьи своей дочери Т.Е.Н., которая  осуществляет за ним уход, обеспечивает его питанием, одеждой, необходимой помощью в соответствии с договором ренты, что, по мнению суда, предполагает совместное ведение хозяйства и наличие общего бюджета.

 Кроме того, супруги Трофимовы, являясь фактическими собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> - имущества, нажитого ими в период брака, совместно распорядились им, заключив договор ренты с дочерью, согласно которому, гарантированно сохранили за собой пожизненное право бесплатного пользования земельным участком и жилым домом, в котором остались проживать. Без их согласия Т.Е.Н. не вправе продавать, сдавать в залог или иными способами отчуждать указанное недвижимое имущество. Изложенное, по мнению суда, свидетельствует о том, что при смене титульного собственника жилого дома, жилищные права Трофимова Н.И. ущемлены не были и он не лишился права на жилое помещение в котором проживает и в настоящее время. Более того, суд считает, что он гарантированно защищен от ущемления своих жилищных прав и в будущем под угрозой возможного расторжения договора ренты.

 С учетом того, что на Трофимова Н.И. и Т.Т.А. приходится по 30,9 кв.м общей площади жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что в три раза превышает установленную в Прибрежном сельском поселении Славянского района учетную норму постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказ Администрации МО Славянский район в постановке Трофимова Н.И. как участника ВОВ на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является, по мнению суда, обоснованным.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198,199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении требований Трофимова Н.И. о признании незаконным постановления № 2596 Администрации МО Славянский район от 11.10.2013 об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – отказать.

 В окончательной форме решение суда изготовлено 11.02.2014.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд в течение 30 дней.

 Председательствующий –

 Согласовано: