ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-129/2016 от 11.03.2016 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-129/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бологое 11 марта 2016 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Борисовой С.П.,

при секретаре Филипповой Н.А.,

с участием помощника Тверского межрайонного транспортного прокурора Петровой Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Тверского межрайонного транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте путем установления пешеходного перехода через железнодорожные пути по ст.Мста Удомельского района Тверской области,

У С Т А Н О В И Л:

Тверской межрайонный транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте путем установления пешеходного перехода через железнодорожные пути по ст.Мста Удомельского района Тверской области. Истец мотивирует заявленные требования тем, что Тверской межрайонной транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности движения на территории, эксплуатируемой Бологовской дистанцией пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «Российские железные дороги» по ст.Мста Удомельского района Тверской области. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте. В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования). Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 №18 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути» (далее Правила). В соответствии с п.4 Правил с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для проезда и перехода через железнодорожные пути. Согласно п.6 Правил проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. В нарушение указанных требований пешеходный переход через железнодорожные пути по ст.Мста отсутствует, жители п.Мста и лица, пользующиеся услугами железнодорожного транспорта на ст.Мста, переходят железнодорожные пути в необорудованных для перехода местах. Владельцем инфраструктуры является ОАО «Российские железные дороги», в собственности которого в составе сооружения-комплекса Бологовской дистанции пути находятся верхнее строение пути и земляное полотно по ст. Мста Удомельского района Тверской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.03.2004 серия 69-АА № 481167. Указанные нарушения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте являются недопустимыми, так как создают угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Неопределенный круг лиц – это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в судебном решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В соответствии со ст.11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством. Суды общей юрисдикции в соответствии с ч.1 ст. 22 ГПК РФ рассматривают гражданские дела, вытекающие из гражданских, публичных и иных правоотношений. На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.22, ч.1 ст.45, ГПК РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать ОАО «Российские железные дороги» устранить нарушения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте путем установления пешеходного перехода через железнодорожные пути по ст. Мста Удомельского района Тверской области.

В судебном заседании помощник Тверского межрайонного транспортного прокурора Петрова Ж.А исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства. Просила обязать ОАО «Российские железные дороги» устранить нарушения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте путем установления пешеходного перехода через железнодорожные пути по ст. Мста Удомельского района Тверской области, так как отсутствие его может привести к гибели людей, причинить вред здоровью, поскольку переходить пути проходится непосредственно через рельсы. Среди пассажиропотока находятся люди пожилого возраста, престарелые, дети, в связи с тем изложенные нарушение могут привести к тяжким последствиям.

Ответчик ОАО «Российские железные дороги», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. От представителя ответчика поступили возражения на исковое заявление, согласно которым ОАО «Российские железные дороги» не признает исковые требования по следующим основаниям. Указанные требования, изложенные в исковом заявлении обосновывают­ся положениями ст.21 ФЗ от 10.01.2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транс­порте в Российской Федерации» в которой закреплено, что объекты железнодо­рожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходи­мости могут быть огорожены за счет владельцев инфраструктуры и Приказа Минтранса РФ от 8 февраля 2007 г. № 18 «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути», в котором повторяются положения ст.21, а также предписывается: «...С целью обеспече­ния безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владель­цами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводят­ся необходимые мероприятия, позволяющие: реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта; выполнять работы в соответствии с законодательством Российской Феде­рации (места проведения: таких работ ограждаются соответствующими сигнала­ми и знаками в установленном порядке с информированием о проведении ра­бот); иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для, проезда и перехода через железнодорожные пути» (п.4 Правил); «Проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах» (п.6 Правил). Ни в одном из перечисленных нормативных документов не возлагается обязанность на владельца инфраструктуры по немедленному строительству или установлению пешеходного перехода, если все иные предусмотренные законодательством требования выполнены. Строительство таких объектов как пешеходные переходы осуществляется за счет средств инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая носит долго­срочный характер и принимается с учетом финансовых возможностей компа­нии, приоритетности вопросов обеспечения безопасности пассажиров, а также задач, поставленных Правительством Российской Федерации. В рамках инвестиционной программы на 2016-2017 годы будет реконструировано более 7,5 тыс. км железнодорожных путей, 360 км, контактной сети и порядка 280 км. автоблокировки, закуплено 1,5 тыс, новых локомотивов. Также инвестиционная программа включает реализацию требований природоохранного законодательства, сокращение техногенного воздействия на окружающую среду; выполнение мероприятий по созданию безопасных условий перехода граждан через железнодорожные пути, устройству ограждений вдоль железнодорожного полоша для предотвращения выхода граждан в зону движения поездов и т.д. Выполнять инвестиционную программу Компании и осуществлять строительство объектов по искам транспортных прокуроров одновременно невозможно, так как на это требуются значительные финансовые затраты. Предъявление таких исков идет в ущерб безопасности граждан, так как существует целый ряд железнодорожных станций и остановочных пунктов, на которых пассажиропоток, а также интенсивность движения поездов существенно выше, чем на объекте, в отношении которого предъявлен иск. Расходование денежных средств вне рамок инвестиционной программы являться нарушением норм действующего законодательства и финансовой дис­циплины в компании, бюджет которой утверждается Правительством Россий­ской Федерации. Нарушение очередности влечет за собой ущемление законных нрав и ин­тересов других граждан. Строительство пешеходного перехода на станции Мста Удомельского района Тверской области включено в инвестиционную программу на 2017 год. ОАО «РЖД» считает, что прокурором не выполнено бремя доказывания по данному гражданскому делу. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как па основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Частью 3 статьи 131 ГПК России установлено, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Это требование закона не выполнено. В связи с изложенным, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Учитывая положения ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав помощника Тверского межрайонного транспортного прокурора, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования). Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (утв. приказом Минтранса РФ от 8 февраля 2007г. №18, установлено, что с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для проезда и перехода через железнодорожные пути.

Согласно п.6 Правил проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.

Владельцем инфраструктуры является ОАО «Российские железные дороги», в собственности которого в составе сооружения-комплекса Бологовской дистанции пути находятся верхнее строение пути и земляное полотно по ст. Мста Удомельского района Тверской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.03.2004 серия 69-АА № 481167.

В ходе произведенной проверки установлено, что в нарушение указанных требований пешеходный переход через железнодорожные пути по ст.Мста отсутствует, жители п.Мста и лица, пользующиеся услугами железнодорожного транспорта на ст.Мста, переходят железнодорожные пути в необорудованных для перехода местах.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.

Ответчиком не представлено суду доказательств того, что указанные нарушения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте являются допустимыми, и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах, суд возлагает на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте путем установления пешеходного перехода через железнодорожные пути по ст.Мста Удомельского района Тверской области.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Вопреки доводам представителя ответчика избранный прокурором в соответствии со ст.12 ГК РФ способ защиты прав граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта на ст. Мста Тверской области, является правомерным, поскольку соответствует содержанию нарушенного права и характеру его нарушения. Действия ответчика по непринятию мер по установлению пешеходного перехода через железнодорожные пути по ст.Мста Удомельского района Тверской области, и в данном случае оценка правомерности указанных действий напрямую связана с возникновением неблагоприятных последствий для неопределенного круга граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта на ст.Мста Тверской области. Данных о том, что таких граждан не имеется, ответчиком не представлено.

В данном случае требования прокурора основаны на вышеперечисленных положениях закона, подлежат рассмотрению в суде в порядке гражданского судопроизводства, оснований для отказа в принятии поданного прокурором иска не имелось.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100%.

Статьей 2 Закона Тверской области от 18 января 2005 года №4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» Бологовский район наделён статусом муниципального района, в связи с чем, суд взыскивает с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в сумме 300 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тверского межрайонного транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» обязании устранить нарушения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте путем установления пешеходного перехода через железнодорожные пути по ст.Мста Удомельского района Тверской области удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» устранить нарушения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте путем установления пешеходного перехода через железнодорожные пути по ст.Мста Удомельского района Тверской области.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в сумме 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий