ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-129/2016 от 29.02.2016 Адыге-хабльского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Гражданское дело __№__

Решение

Именем Российской Федерации

29 февраля 2016 года аул Адыге-Хабль

Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе:

председательствующего судьи Найманова К.К.,

с участием старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Гужевой Р.Х.,

заведующей МКДОУ «Ягодка» аула Апсу ФИО1

при секретаре Мамхяговой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц - несовершеннолетних инвалидов к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Ягодка» аула Апсуа и Отделу образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики об обязании обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса,

установил:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц - несовершеннолетних инвалидов к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Ягодка» аула Апсуа и Отделу образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики об обязании ответчиков обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно: оборудовать здание дошкольного учреждения пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, поручнями к пандусам, в соответствии с указанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261-99. Свои требования обосновал тем, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований ст.15, 19 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в деятельности МКДОУ «Ягодка» аула Апсуа. Проверкой соблюдения прав детей-инвалидов на безбаръерную школьную среду в МКДОУ «Ягодка» аула Апсуа установлено, что при входе в здание дошкольного учреждения, согласно акту проверки соблюдения исполнения законов от ДД.ММ.ГГГГ года, составленному с выездом на место, установлено отсутствие пандуса, который должен соответствовать следующим требованиям: свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года №605 (далее СП 59.13330.2012); строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73 (далее СНиП 35-01-2001); ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», утвержденных Приказом Госстандарта РФ №123 от 13 апреля 1999 года (далее ГОСТ Р 51261-99); перед подъемом пандуса и после него должна обязательно находиться горизонтальная плоскость, которая вмещала бы в себя габариты кресла или коляски; при установке пандуса на лестнице с несколькими пролетами, то есть в случаях, когда изделие состоит из нескольких частей, обязательно наличие ровной плоскости между частями. Это необходимо для предоставления возможности развернуть коляску. Размеры такой промежуточной площадки составляют - ширина равна двойной ширине марша, а глубина от 1,5 м; лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче1:20; длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 3 м, а в зонах интенсивного использования не менее 4 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса, чтобы была возможность развернуть коляску; пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные». Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 м; поручни при возможности должны располагаться с обеих сторон и быть длиннее подъемного марша, как минимум на 30 см с каждой стороны, при этом важно, чтобы они были непрерывного на всем протяжении. Диаметр перил может варьироваться от 3 до 5 см. Завершающие части поручней инвалидных должны быть немного длиннее марша на 300 мм; колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности; следует предусматривать бортики высотой не менее 5 см. по продольным краям маршей пандусов.

Таким образом, указанные нарушения и отсутствие условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание дошкольного образовательного учреждения нарушает права детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством. Отсутствие в МКДОУ «Ягодка» аула Апсуа необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса, делает невозможным полноценное обучение детей-инвалидов, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц, так как количество детей-инвалидов может меняться.

В судебном заседании старший помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Гужева Р.Х. поддержала заявленные исковые требования, по основаниям указанным в заявлении и просила суд обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Ягодка» аула Апсуа и Отдел образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно: оборудовать здание дошкольного учреждения пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, поручнями к пандусам, в соответствии с указанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261-99.

Представитель Отдела образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует поступившие уведомления о вручении извещения. О причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил. Таким образом, на момент рассмотрения дела у суда при условии надлежащего уведомления, не имеется сведений об уважительности причин неявки представителя Отдела образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, и суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии представителя данного ответчика.

Заведующая Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Ягодка» аула ФИО2 Исмельевна в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования признала и пояснила, что создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно: оборудование здание дошкольного учреждения пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, поручнями к пандусам, в соответствии с указанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261-99 не производилась в виду отсутствия финансирования.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии со ст.ст.3, 5 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика в области образования основывается в том числе и на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Статьей 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены меры по обеспечению доступа инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Постановлением Правительства Российской Федерации №297 от 15 апреля 2014 года утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, целью которой определены выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения, и оценка потребностей в устранении; реализация ведомственных и региональных целевых программ формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения; создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов; анализ факторов, влияющих на возникновение барьеров при обеспечении доступности социальных услуг в сфере образования, разработку концепции и механизмов обеспечения доступности услуг в сфере образования, в том числе мер по созданию безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов и др.

Проверкой соблюдения прав детей-инвалидов на безбаръерную школьную среду в МКДОУ «Ягодка» аула Апсуа установлено, что при входе в здание дошкольного учреждения, согласно акту проверки соблюдения исполнения законов от 16 декабря 2015 года, составленному с выездом на место, установлено отсутствие пандуса, который должен соответствовать следующим требованиям:

Свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года №605 (далее СП 59.13330.2012); строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73 (далее СНиП 35-01-2001); ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», утвержденных Приказом Госстандарта РФ №123 от 13 апреля 1999 года (далее ГОСТ Р 51261-99); перед подъемом пандуса и после него должна обязательно находиться горизонтальная плоскость, которая вмещала бы в себя габариты кресла или коляски; при установке пандуса на лестнице с несколькими пролетами, то есть в случаях, когда изделие состоит из нескольких частей, обязательно наличие ровной плоскости между частями. Это необходимо для предоставления возможности развернуть коляску. Размеры такой промежуточной площадки составляют - ширина равна двойной ширине марша, а глубина от 1,5 м; Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче1:20; длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 3 м, а в зонах интенсивного использования не менее 4 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса, чтобы была возможность развернуть коляску; пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные». Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 м; Поручни при возможности должны располагаться с обеих сторон и быть длиннее подъемного марша, как минимум на 30 см с каждой стороны, при этом важно, чтобы они были непрерывного на всем протяжении. Диаметр перил может варьироваться от 3 до 5 см. Завершающие части поручней инвалидных должны быть немного длиннее марша на 300 мм; колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде; поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности; следует предусматривать бортики высотой не менее 5 см. по продольным краям маршей пандусов.

Таким образом, указанные нарушения и отсутствие условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание дошкольного образовательного учреждения нарушает права детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством.

Отсутствие в МКДОУ «Ягодка» аула Апсуа необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса, делает невозможным полноценное обучение детей-инвалидов, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц, так как количество детей-инвалидов может меняться.

Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и его принятие судом.

Суд принимает решение о признании ответчиком иска и считает, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ в случае признания ответчиком иска и принятия его, судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд пришел к выводу, что поскольку в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Ягодка» аула Апсуа в нарушение действующего законодательства, отсутствуют условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание дошкольного образовательного учреждения, чем нарушает права детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством, то исковые требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора о возложении на ответчиков обязанности обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно: оборудовать здание дошкольного учреждения пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, поручнями к пандусам, в соответствии с указанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261-99 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц - несовершеннолетних инвалидов к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Ягодка» аула Апсуа и Отделу образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики об обязании обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса - удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Ягодка» аула Апсуа и Отдел образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно: оборудовать здание дошкольного учреждения пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, поручнями к пандусам, в соответствии с указанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261-99.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Федеральный судья Адыге-Хабльского районного суда КЧР Найманов К.К.