Дело № 2-129/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2021 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Смаевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Федоськиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц кПубличному акционерному обществу «Химпром» об обязании обеспечить охрану ПАО «Химпром» войсками национальной гвардии Российской Федерации, разработать и согласовать паспорт безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Новочебоксарска Чувашской Республики в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Химпром» с требованиями об обязании ПАО «Химпром» обеспечить охрану Публичного акционерного общества «Химпром» войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, путем заключения договора с Управлением по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии; разработать паспорт безопасности объекта (территории) промышленности - ПАО «Химпром», после его составления и утверждения согласовать его с руководителями Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике, Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике», Главного управления МЧС России по Чувашской Республике.
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с приказом Министерства промышленности РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ПАО «Химпром» включено в перечень объектов (территорий) предприятий промышленности, подлежащих антитеррористической защите.
ПАО «Химпром» является предприятием химической промышленности, имеющим в своем составе следующие производственные комплексы: неорганический, органический, хлорорганический, фосфорорганический, кремнийорганический; осуществляет производство резинохимикатов, поверхностно активных веществ, а также реагентов для теплоэнергетики, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
Между ПАО «Химпром» и ФГКУ УВО МВД по Чувашской Республике заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФГКУ УВО МВД по Чувашской Республике осуществляет охрану имущества предприятия от преступных посягательств и обеспечивает антитеррористическую защищенность предприятия с помощью тревожной сигнализации. Кнопками тревожной сигнализации оборудованы центральная проходная и АКПП № ПАО «Химпром», расположенные по адресу: <адрес>. Заключение указанного договора не свидетельствует об обеспечении в полной мере безопасности деятельности и антитеррористической защищенности предприятия, поскольку исполнение обязательств по договору фактически выражается в направлении на объекты наряда полиции при срабатывании средств тревожной сигнализации и не является действенной мерой предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Охрана объектов также осуществляется ООО «Частное охранное предприятие «Гранит». В соответствии с п.3.2.1 заключенного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ЧОП Гранит» осуществляет пропускной режим на людских и авто КПП ПАО «Химпром».
По результатам комиссионного обследования и категорирования ПАО «Химпром» присвоена категория «В».
В соответствии с п. 21 Требования к антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№дсп, с внесенными изменениями постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№, постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№, объекты (территории), которым в установленном порядке присвоены категории В и С, подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской федерации.
На территории Приволжского Федерального округа оказание государственных услуг охраны промышленных объектов возложено на Управление по ПФО Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии.
В настоящее время охрана ПАО «Химпром» войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской федерации не организована, что является нарушением антитеррористического законодательства.
Кроме того, согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности установлены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ дсп «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности».
В соответствии с п.61 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№дсп паспорт безопасности объекта (территории) подписывается членами комиссии, согласовывается с территориальным органом безопасности, территориальными органом безопасности, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, МЧС по месту нахождения объекта и утверждается руководителем объекта.
До настоящего времени не обеспечена своевременная разработка паспорта безопасности объекта промышленности, направленная на полноценную антитеррористическую защищенность ПАО «Химпром».
Обеспечение сотрудниками охраны внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, ФГКУ УВО ВНГ России по Чувашской Республике, ввиду специальной подготовки и вооружения обеспечит предотвращение атак и совершения преступлений различного рода, в том числе, террористического характера.
Выявленные нарушения антитеррористической защищенности объекта промышленности нарушает права работников, препятствуют определению показателей террористической угрозы и степени риска чрезвычайных ситуаций, свидетельствуют о том, что необходимая совокупность мероприятий, направленная на предупреждение актов терроризма не проводится, что может привести к угрозе наступления негативных последствий для неопределенного круга лиц работников ПАО «Химпром» и граждан, проживающий в близлежащих населенных пунктах.
В судебном заседании помощник прокурора гор. Новочебоксарск ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Полагал разумным целесообразным установить срок обеспечения ответчиком охраной войсками национальной гвардии путем заключения соответствующего договора в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, и три месяца для разработки и согласования паспорта безопасности.
Представитель ответчика - ПАО «Химпром» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала исковые требования по мотиву необоснованности. Полагает незаконным требование прокурора, обязывающего заключить ответчика договор с Управлением по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии при наличии филиала на территории Чувашской Республике - ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике, в адрес которого ПАО «Химпром» неоднократно направлял проекты договоров об охране. Действующим законодательством не регламентирован порядок заключения договора охраны в отношении предприятия. Управление по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии не обращалось к ПАО «Химпром» с проектом договора. В отсутствие предмета и условий договора требование прокурора о понуждении ответчика заключить договор является незаконным, не подлежит удовлетворению. Кроме того, полагает, что в отсутствие согласованного с надлежащими ведомствами паспорта безопасности объекта невозможно заключение договора об охране объекта. Ответчиком паспорт безопасности был разработан, 09.10.2020 направлен для согласования в ГУ МЧС по Чувашской Республике. Спустя два месяца паспорт безопасности был возвращен для доработки и после устранения замечаний был направлен на согласование в Управление Росгвардии по Чувашской Республике. Полагает, что ответчик составил паспорт безопасности объекта и принял необходимые меры для его согласования с ведомствами. Исковые требования считает не подлежащими удовлетворению. Аналогичные доводы приведены в письменных отзывах представителей ответчика (л.д.60-63).
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - МВД по Чувашской Республике, ГУ МЧС России по Чувашской Республике, Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя не обеспечили, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представители Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике (далее - Филиал ФГУП «Охрана») в отзыве на исковое заявление (л.д. 83-86, 170) указали, что в период с декабря 2019 года по октябрь 2020 года в адрес Филиала ФГУП «Охрана» ПАО «Химпром» направлял письма о возможности заключения договора на охрану предприятия и проекты договора. Филиал не отказывал в заключении договора, договор не был согласован по стоимости услуг охраны. 22.10.2020 после изучения проекта договора Филиалом был направлен ответ ПАО «Химпром» о невозможности его заключения, при этом предприятию было рекомендовано обратиться в Управление по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии. Согласно требованию ФГУП «Охрана» Росгвардии телеграмма от 04.12.2018, от 05.12.2018) приоритетное право на военнизированную охрану по вновь принимаемым объектам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации принадлежит Центру охраны объектов промышленности филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии (ЦООП). Деятельность филиала по приему объектов ПАО «Химпром» была прекращена и предоставлена ЦООП, о чем ПАО «Химпром» было проинформировано в устной и в письменной форме.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора, полагая их обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Представитель ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда. Пояснил, что сотрудники данного учреждения участвовали в проведении обследования ДД.ММ.ГГГГ для разработки паспорта безопасности ПАО «Химпром», акт обследования был подписан и согласован. ГУ МЧС России по Чувашской Республике согласовало паспорт безопасности.
Представитель Управления по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора, полагая их законными. Считает доводы представителей ответчика, приведенные в отзыве относительно заключения договора с Управлением необоснованными, не соответствующими действительности. Приказом ФГУП «Охрана» Росгвардии № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция, в соответствии с которой разграничивается компетенция между профильными филиалами ФГУП «Охрана» в целях предотвращения конкуренции. ПАО «Химпром» относится к профильным объектам Министерства промышленности. Управление по Приволжскому федеральному округу Центр охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии осуществляет охрану объектов промышленности по Приволжскому округу. Договор на охрану ПАО «Химпром» подлежит заключению с Управлением по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии, но не с Филиалом ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике. Ежегодно с 2017 года Управлением в адрес ПАО «Химпром» направлялись письма о необходимости провести обследование объекта для составления проекта договора на охрану, но данные письма остались без ответа. Для заключения договора на охрану необходимо провести обследование объекта вне зависимости от наличия паспорта безопасности.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике» ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора, полагая их обоснованными, подлежащими удовлетворению, выразил согласие на установление предложенного прокурором срока для исполнения решения суда, поддержал доводы, приведенные в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указал следующее.
В рамках исполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№дсп «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности» в 2020 году проведено категорирование объекта промышленности ПАО «Химпром», расположенного по адресу <адрес>.
По результатам категорирования объекту присвоена категория «Высокая 1» (В 1) и установлены недостатки антитеррористической защищенности (акт обследования и категорирования от ДД.ММ.ГГГГ).
Одним из требований Постановления №дсп (п. 21), установлено, что объекты, которым в установленном порядке присвоена категория В1, подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации с использованием боевого ручного стрелкового оружия (п. 23).
В соответствии с выданной Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору лицензией № ВХ-00- 017178 от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Химпром» осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в связи с чем частная охранная деятельность на данный объект в соответствии с требованиями Постановления № (п. 13 Перечня) не распространяется, а сам объект подлежит государственной охране.
Центр охраны объектов промышленности (филиал) является филиалом в структуре ФГУП «Охрана» Росгвардии, специализирующимся исключительно на охране объектов промышленности (п.2.1, положения о ЦООП (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии).
Позиция ответчика в данном случае является несостоятельной и основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства. ПАО «Химпром» является объектом промышленности и подлежит охране войсками национальной гвардии путем заключения договора с Управлением по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана».
Паспорт безопасности ПАО «Химпром» был представлен на согласование в Управление Росгвардии по Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ№ с). В ходе изучения представленного паспорта безопасности было установлено, что отраженные сведения не содержат в полной мере необходимую информацию согласно требованиям Постановления №дсп, а именно: отсутствует Приложение № к паспорту безопасности (ситуационный план объекта с обозначением его критических элементов (схемы коммуникаций, планы и экспликации отдельных зданий и сооружений или их частей) и содержащий все внесённые изменения); отсутствует Приложение № к паспорту безопасности (план и схема охраны объекта с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств охраны, критических элементов и уязвимых мест); отсутствует Приложение № к паспорту безопасности (расчётно-пояснительная записка, содержащая необходимые расчёты и обоснования, материалы и результаты анализа, результаты практических экспериментов).
В связи с тем, что в представленном паспорте отсутствуют вышеперечисленные приложения, документ возвращен на доработку без согласования (исх. от ДД.ММ.ГГГГ№с).
ДД.ММ.ГГГГ паспорт безопасности ПАО «Химпром» вновь поступил в ФГКУ УВО на согласование.
По итогам изучения паспорта безопасности был выявлен ряд недостатков.
В соответствии с п. 61 требований Постановления
№дсп, паспорт безопасности подписывается членами комиссии,
согласовывается с территориальными органами ФСБ, МЧС и Росгвардии,
после чего представляются на утверждение руководителю объекта не
позднее 2-х месячного срока со дня утверждения акта обследования и
категорирования объекта (территории).
В представленном паспорте безопасности акт обследования и
категорирования объекта (территории) был утверждён ДД.ММ.ГГГГ, что на
момент поступления в ФГКУ УВО (вх. от ДД.ММ.ГГГГ№с) превышает 2-х
месячный срок, в нарушении требований Постановления №дсп, в связи с чем паспорт безопасности ПАО «Химпром» возращен без согласования (исх. от ДД.ММ.ГГГГ№с).
В целях соблюдения требования Постановления №дсп, ПАО «Химпром» необходимо повторно сформировать межведомственную комиссию, провести обследование, категорирование объекта (территории) с составлением акта обследования и категорирования, на основании составленного акта разработать паспорт безопасности ПАО «Химпром» и представить его на согласование в установленные сроки.
При этом согласно п. 7 требований Постановления №дсп, в
состав комиссии необходимо также привлечь представителя органа
исполнительной власти, в ведении которого находится ПАО «Химпром» на
территории субъекта. Анализ уязвимости объекта (территории) и порядок
проведения необходимых расчётов при осуществлении работ по оценке
антитеррористической защищенности объекта (территории) ПАО
«Химпром» необходимо провести согласно методических указаний по порядку
проведения обследования и категорирования объектов (территорий)
промышленности, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Министром
промышленности и торговли Российской Федерации.
Изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с ч.3.1 статьи 5 названного закона юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности, то есть состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта, в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Исходя из приведенной нормы закона, выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с приказом Министерства промышленности РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ПАО «Химпром» включено в перечень объектов (территорий) предприятий промышленности, подлежащих антитеррористической защите (л.д. 21-23).
ПАО «Химпром» является предприятием химической промышленности, имеющим в своем составе производственные комплексы: неорганический, органический, хлорорганический, фосфорорганический, кремнийорганический; осуществляет производство резинохимикатов, поверхностно активных веществ, а также реагентов для теплоэнергетики, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
В соответствии с выданной Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору лицензией № ВХ-00- 017178 от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Химпром» осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности,
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности" установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов промышленности подведомственных и находящихся в сфере деятельности Минпромторга России и включенных в перечень объектов промышленности подлежащих антитеррористической защищенности.
Судом установлено, что в рамках исполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№дсп «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности» в 2020 году проведено категорирование объекта промышленности ПАО «Химпром», расположенного по адресу <адрес>.
По результатам категорирования объекту присвоена категория «Высокая 1» (В 1) и установлены недостатки антитеррористической защищенности (акт обследования и категорирования от ДД.ММ.ГГГГ).
Пунктами 21,23 Постановления №дсп «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности» предусмотрено, что объекты, которым в установленном порядке присвоена категория В1, подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации с использованием боевого ручного стрелкового оружия.
Таким образом, обоснованными являются доводы прокурора о том, что заключение ПАО «Химпром» договора охраны с ООО «Частное охранное предприятие «Гранит» и с ФГКУ УВО МВД по Чувашской Республике об охране имущества предприятия с помощью тревожной сигнализации не обеспечивают в полной мере безопасность деятельности и антитеррористической защищенности предприятия.
Доводы представителя ответчика о принятии ПАО «Химпром» мер к заключению договора охраны не опровергают правомерность исковых требований прокурора.
Из имеющихся в деле доказательств, в том числе, представленных ответчиком, следует, что переписка по вопросу заключения договора охраны объекта (территории) ПАО «Химпром» велась данным предприятием в сентябре 2018 году и затем в период с марта по ноябрь 2020 года с Филиалом ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике. В связи с наличием разногласий по стоимости договор между сторонами не был заключен.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике рекомендовал обратиться в Управление по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности ФГУП «Охрана» Росгвардии по вопросу организации охраны объектов ПАО «Химпром» (л.д. 64-70).
Управление по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности ФГУП «Охрана» Росгвардии неоднократно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направляло в адрес ПАО «Химпром» письмо о рассмотрении вопроса о проведении рабочей встречи на предмет организации военнизированной охраны объектов ПАО «Химпром», выразило готовность в организации преддоговорной работы в целях исполнения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения антитеррористической защиты объекта промышленности. В письмах с предложением заключения договора об охране Управлением разъяснялся порядок осуществления охранной деятельности и полномочия Управления в соответствии с ведомственными нормативными актами (л.д. 149-154).
Ответчик, в свою очередь, не принял надлежащих мер к заключению договора охраны войсками национальной гвардии Российской Федерации с Управлением по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии.
Суд отклоняет доводы представителей ответчика, как необоснованные, о том, что Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике является лицом, уполномоченным осуществлять охрану ПАО «Химпром», по следующим основаниям.
На территории <адрес> оказание государственных услуг охраны промышленных объектов возложено на Управление по <адрес> Центра охраны объектов промышленности (далее - ЦООП) (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии, созданное на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ (о реорганизации ФГУП «Охрана» Росгвардии в форме присоединения к нему ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности РФ»).
Центр охраны объектов промышленности (филиал) является филиалом в структуре ФГУП «Охрана» Росгвардии, специализирующимся исключительно на охране объектов промышленности в соответствии с п.2.1 Положения о ЦООП (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии).
Управление по <адрес> осуществляет свою деятельность от имени Центра на территории всех субъектов РФ, находящихся на территории <адрес> (Чувашская Республика, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, <адрес> и т.д.), имеет статус государственной военизированной охраны и лицензию, выданную федеральной службой безопасности РФ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах, выданную МЧС РФ.
На основании п.2.1.4.1. Инструкции по организации взаимодействия между филиалами ФГУП «Охрана» Росгвардии по субъектам РФ и ЦООП (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии», утвержденной Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, исключительное право на участие в проведении преддоговорной работы (независимо от формы взаимодействия контрагентом) по приему под военизированную охрану вновь принимаемых профильных объектов имеет ЦООП.
Обоснованной является правовая позиция представителя ФГКУ «УВО ВНГ» России по Чувашской Республике о невозможности применения в данном случае положений, предусмотренных п.26 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»
В соответствии с п. 26 названного постановления контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту расположения объектов (территорий), которые включены в перечень объектов, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации».
ПАО «Химпром» не входит в указанный перечень, и оснований для применения аналогичного порядка охраны в отношении ответчика, как указывает представитель ответчика, не имеется.
С учетом осуществляемых Филиалом ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике видов деятельности, ведомственного разграничения деятельности между филиалами ФГУП «Охрана» Росгвардии по субъектам Российской Федерации и Центром охраны объектов промышленности (филиала) ФГУП «Охрана» Росгвардии, договор охраны объекта промышленности - ПАО «Химпром» не может быть заключен с Филиалом ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике.
Поскольку на момент разрешения спора ПАО «Химпром» не обеспечено охраной войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с действующим порядком организации охраны в связи с непринятием ответчиком необходимых для этого мер, исковое требование прокурора об обязании ответчика обеспечить охрану Публичного акционерного общества «Химпром», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, путем заключения договора с Управлением по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии является правомерным, подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о невозможности заключения договора в отсутствие предмета и условий договора суд отклоняет как несостоятельные.
В силу положений ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора подлежат согласованию между сторонами договора. При этом заключению договора на охрану предшествует в обязательном порядке обследование объекта промышленности - ПАО «Химпром», обязанность организации которого лежит на ответчике.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
В соответствии с п. 61 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№дсп паспорт безопасности объекта (территории) подписывается членами комиссии, согласовывается с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны; чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по месту нахождения объекта и утверждается руководителем объекта.
На момент разрешения иска паспорт безопасности объекта (территории) промышленности ПАО «Химпром» не согласован с вышеуказанными ведомствами.
Из пояснений представителя ФГКУ «УВО ВНГ России по Чувашской Республике» установлено, что ДД.ММ.ГГГГ паспорт безопасности, представленный ПАО «Химпром», возвращен без согласования, имеется необходимость повторного обследования объекта (территории) промышленности с составлением акта обследования и категорирования, последующей разработки паспорта безопасности ПАО «Химпром» и предоставления его на согласование с территориальными органами ФСБ, МЧС, Росгвардии не позднее 2-месячного срока со дня утверждения акта обследования и категорирования.
При изложенных обстоятельствах, оснований для вывода об исполнении ответчиком обязательного для выполнения требования к антитеррористической защищенности объекта (территории) по разработке паспорта безопасности и его согласования в установленном порядке, у суда не имеется.
Исковое требование прокурора об обязании ПАО «Химпром» разработать паспорт безопасности объекта (территории) промышленности - ПАО «Химпром», после его составления и утверждения согласовать его с руководителями Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике, Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике», Главного управления МЧС России по Чувашской Республике является обоснованным, подлежит удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, объема и характера мероприятий, подлежащих исполнению ответчиком, учитывая также, что о наличии обязанности выполнить указанные мероприятия ответчику было известно в течение длительного периода времени, суд полагает разумным и целесообразным установление срока в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для обеспечения охраной ПАО «Химпром» войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, путем заключения договора с Управлением по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии, и трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в части исполнения решения суда об обязании ответчика разработать паспорт безопасности и согласовать в установленном порядке.
В силу положений ч.1 ст.103 ГПК РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Обязать Публичное акционерное общество «Химпром» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану Публичного акционерного общества «Химпром», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, путем заключения договора с Управлением по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии.
Обязать Публичное акционерное общество «Химпром» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать паспорт безопасности объекта (территории) промышленности - ПАО «Химпром», после его составления и утверждения согласовать его с руководителями Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике, Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике», Главного управления МЧС России по Чувашской Республике.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Химпром» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Новочебоксарский городской суд ФИО2 Республики.
Судья Н.В. Смаева
Мотивированное решение
составлено ДД.ММ.ГГГГ.