ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-129/2022 от 18.02.2022 Городского суда г. Дагестанских Огней (Республика Дагестан)

Дело

УИД 05RS0-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 18 февраля 2022 года

Городской суд <адрес> Республики Дагестан в составе

председательствующего судьи Гасанбекова Г.М.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя истца администрации городского округа «<адрес>» по доверенности ФИО4,

ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению главы городского округа «<адрес>» ФИО9 к ФИО1 об обязании устранить допущенные при реконструкции объекта капитального строительства – магазина, находящегося по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:47:020038:14, нарушения путем демонтажа выступов межэтажного перекрытия и стен, об обязании осуществить реконструкцию объекта капитального строительства – магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектной и разрешительной документацией,

установил:

Глава городского округа «<адрес>» ФИО9 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 об обязании устранить допущенные при реконструкции объекта капитального строительства – магазина, находящегося по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:47:020038:14, нарушения путем демонтажа выступов межэтажного перекрытия и стен, об обязании осуществить реконструкцию объекта капитального строительства – магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектной и разрешительной документацией.

В обосновании иска указано, что в январе 2022 года МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» городского округа «<адрес>» проведена проверка соблюдения требований градостроительного и земельного законодательств при реконструкции нежилого объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 05:47:020038:14.

Проведенной проверкой установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:47:020038:14, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 89 кв.м. с видом разрешенного использования – под строительство магазина.

На указанном земельном участке ФИО1 осуществляет реконструкцию объекта капитального строительства – магазина. При осуществлении строительства указанного объекта недвижимости ответчиком нарушены требования норм земельного и градостроительного законодательства.

Реконструкция указанного объекта осуществляется с существенным нарушением проектной и разрешительной документацией. При строительстве второго этажа межэтажное перекрытие с фасадной стороны и с тыльной стороны выступают на один метр, с последующим строительством с такими же нарушениями второго этажа реконструируемого объекта. С фасадной стороны выступ осуществлен на тротуар, а с тыльной стороны на территорию парка культуры и отдыха, т.е. на территории общего пользования. Площадь самовольного строения составляет 17,7 кв.м., соответственно площадь самовольно захваченного земельного участка составляет такую же площадь.

По результатам проведенной проверки МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» городского округа «<адрес>» (далее – МКУ «УАиГ») вынесено уведомление об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ с требованием приостановить строительство (застройку) тротуара и самостоятельно за свои средства снести выступающую часть объекта, с указанием срока устранения допущенных нарушений норм закона до ДД.ММ.ГГГГ. От ознакомления с данным уведомлением ответчик отказалась, о чем в уведомлении сделана соответствующая запись, заверенная подписями членов комиссии.

До настоящего времени ответчиком нарушения, указанные в уведомлении не установлены, какие-либо действия по устранению допущенных правонарушений и освобождению самовольно захваченной части земельного участка не предприняты.

Ввиду изложенного, МКУ «УАиГ» ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о неисполнении уведомления об устранении нарушений в сфере градостроительного и земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель администрации городского округа «<адрес>» по доверенности ФИО4 пояснил, что ответчиком была осуществлена реконструкция объекта капитального строительства – магазина. В ходе проверки отделом архитектуры были выявлены нарушения норм градостроительного законодательства, и вынесено уведомление об устранении нарушений. В настоящее время указанные нарушения устранены путем демонтажа, объект капитального строительства приведен в соответствие с проектной документацией. Имеется акт об устранении нарушений, который составлен ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, администрация города претензий к ответчику не имеет.

Ответчик ФИО1 просила в удовлетворении иска отказать, поскольку выявленные нарушения градостроительного законодательства, ею устранены.

Представитель третьего лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» городского округа «<адрес>» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.

Суд, выслушав доводы представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Пунктом 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель.

Согласно п. 1 ст. 37 Закона об организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из приведенных норм права следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за использованием земель и, в частности за самовольным строительством, осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 89 кв.м. с кадастровым номером 05:47:020038:14, расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника МКУ «УАиГ» ФИО5 ответчику ФИО1 выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства – магазина, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ФИО1 по объекту предпринимательской деятельности, расположенному по адресу: <адрес>, МКУ «УАиГ» установлено, что строительство объекта предпринимательской деятельности ведется с отклонением от проектных документов, межэтажное перекрытие выступает на один метр в сторону тротуара. В связи с этим ФИО1 предложено приостановить строительство и самостоятельно, за свои средства, снести выступающую часть объекта, поскольку имеются нарушения земельного и градостроительного законодательства.

Из данного уведомления следует, что ответчик ФИО1 от ознакомления с уведомлением и получения его копии, отказалась.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному и.о. начальника МКУ «УАиГ» ФИО5, главным специалистом МКУ «УАиГ» ФИО6 и ведущим специалистом МКУ «УАиГ» ФИО7, уведомление об устранении нарушений в сфере градостроительства и земельного законодательства за от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 не исполнено.

В силу положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В пункте 22 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено следующее.

Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. Общим правовым последствием создания самовольной постройки является снос такой постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.

В соответствии с правилами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.

В силу требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация на строительство объекта, для которого требуется установление санитарно-защитных зон, должна проходить государственную экспертизу.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 263 Гражданского кодекса собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса).

В силу статей 40 и 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник (иной титульный владелец) земельного участка вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из представленного суду в судебном заседании акта от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному и.о. начальника МКУ «УАиГ» ФИО5, главным специалистом МКУ «УАиГ» ФИО6 и ведущим специалистом МКУ «УАиГ» ФИО7, усматривается, что уведомление об устранении нарушений в сфере градостроительства и земельного законодательства за от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, исполнено.

При таких обстоятельствах суд находит, что исковые требования главы городского округа «<адрес>» ФИО9 подлежат удовлетворению, вместе с тем, в связи с устранением ФИО1 имеющихся нарушений градостроительного и земельного законодательства в период рассмотрения дела в суде, решение суда исполнению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования главы городского округа «<адрес>» ФИО9 удовлетворить.

Обязать ФИО1 устранить допущенные при реконструкции объекта капитального строительства – магазина, находящегося по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:47:020038:14, нарушения путем демонтажа выступов межэтажного перекрытия и стен.

Обязать ФИО1 осуществить реконструкцию объекта капитального строительства – магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектной и разрешительной документацией.

Меры по обеспечению иска, принятые в соответствии с определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в виде запрета ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> Республики Дагестан, распоряжаться и пользоваться земельным участком с кадастровым номером 05:47:020038:14, расположенным по адресу: <адрес>, и запрета государственному регистратору изменять запись в ЕГРН о праве на земельный участок с кадастровым номером 05:47:020038:14, расположенным по адресу: <адрес>, отменить по вступлению в законную силу решения суда.

Требование об обязании ФИО1 устранить допущенные при реконструкции объекта капитального строительства – магазина, находящегося по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:47:020038:14, нарушения путем демонтажа выступов межэтажного перекрытия и стен, об обязании осуществить реконструкцию объекта капитального строительства – магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектной и разрешительной документацией, исполнению не подлежит.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через городской суд <адрес> в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Гасанбеков Г.М.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ