Строка № 2.211 Дело № 2-129/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года Пос. Рамонь
Рамонский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Попова А.В.,
с участием прокурора Лютиковой И.Н.,
при секретаре Корчагиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-129/2022 по иску прокурора Левобережного района г. Липецка в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Агроторг» об обязании его прекратить деятельность по продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также по продаже табачной продукции в универсаме «18620 Пятерочка», расположенном по адресу: <...>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Левобережного района г. Липецка обратился в Рамонский районный суд Воронежской области с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Агроторг» об обязании его прекратить деятельность по продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также по продаже табачной продукции в универсаме «18620 Пятерочка», расположенном по адресу: <...>, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Левобережного района г. Липецка на основании информации УМВД России по г. Липецку о нарушениях закона в сфере оборота алкогольной продукции, 26 марта 2021 года проведена проверка исполнения требований законодательства об обороте алкогольной продукции в деятельности ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>. По результатам проведенной проверки установлено, что свою деятельность ООО «Агроторг» осуществляет, в том числе, в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, где расположен стационарный торговый объект, находящийся, на основании договора аренды ............. от 29.11.2019 года, заключенного с ООО «<.......>», в аренде у ООО «Агроторг». ООО «Агроторг» арендует нежилое помещение (магазин) площадью 806 кв. метров с кадастровым .............. Ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции. В силу пп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования). Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Данные Правила устанавливают порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а именно: розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта. Пп. «в» п. 3 Правил к «образовательным организациям» относятся организации, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности. Проведенной проверкой установлено, что МБОУ «Средняя школа № 54», расположенное по адресу: ........, зарегистрировано постановлением главы администрации Левобережного района г. Липецка 01.12.1992 года за ............., как муниципальное бюджетное образовательное учреждение среднего общего образования. Оно осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии ............. от 01.03.2016 года на право оказания образовательных услуг по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, казанным в приложении к лицензии. На основании Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 года № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», Закона Липецкой области от 29.12.2012 года № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области» постановлением администрации г. Липецка Липецкой области от 21.02.2014 года № ............. утверждены схемы границ, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке. Постановлением администрации г. Липецка Липецкой области от 07.02.2020 года ............. были внесены изменения в постановление администрации г. Липецка от 21.02.2014 года ............. и определена граница прилегающей территории в размере 50 метров по радиусу окружности с центром от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54». В ходе проведенной проверки осуществлены замеры радиуса окружности с центром от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» по адресу: ........, до входа для посетителей в стационарный торговый объект магазин «Пятерочка», расположенный по адресу: <...>. При осуществлении данных замеров было установлено, что расстояние радиуса окружности с центром от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» до входа для посетителей в стационарный торговый объект универсам «18620 Пятерочка», составило 48,23 метра. Таким образом, ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, не вправе осуществлять продажу алкогольной продукции в связи с расположением на прилегающей территории МБОУ «Средняя школа № 54» г. Липецка. Однко в нарушение вышеуказанных положений ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка» осуществляет реализацию алкогольной продукции, в том числе пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, что подтверждается актом осмотра от 26.03.2021 года и иными документами. 12.04.2021 года прокуратурой Левобережного района г. Липецка в адрес администрации г. Липецка внесено представление по факту необходимости внесения изменений в постановление администрации г. Липецка от 21.02.2014 года ............. «Об утверждении схем границ, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке» в части радиуса окружности с центром от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» по адресу: ........, до входа для посетителей в стационарный торговый объект универсам «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, поскольку сведения, указанные в постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам. 19.05.2021 года по результатам рассмотрения представления прокурора постановлением администрации г. Липецка от 19.05.2021 года ............. внесены изменения в постановление администрации г. Липецка от 21.02.2014 года ............. и актуализирована схема границ прилегающей территории МБОУ «Средняя школа № 54», на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Согласно п. 7 ст. 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ от 23.02.2013 года запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг. В ходе проведенной проверки осуществлены замеры по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг (территория МБОУ «Средняя школа № 54», и указанное расстояние составило 37,34 метра. Таким образом, ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, не вправе осуществлять продажу табачной продукции в связи с расположением магазина на расстоянии менее 100 метров от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг МБОУ «Средняя школа № 54». В нарушении вышеуказанных положений ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка», расположенном по адресу: <...>, осуществляет реализацию табачной продукции, что подтверждается актом осмотра от 26.03.2021 года и иными документами. Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что охрана детства, как этапа становления личности, как время осознания материальных и духовных ценностей и подготовки к полноценной жизни является одной из первостепенных задач государства. И эта защита, в частности, заключается в ограничении всех без исключения детей от пагубно влияющих на нравственное и физическое здоровье факторов. Реализация таких целей не совместима с постоянным нахождением в поле зрения ребенка алкогольных напитков и табачной продукции. В нарушении вышеуказанных положений ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка», расположенном по адресу: <...>, осуществляет реализацию алкогольной и табачной продукции. С учетом изложенного, предъявление прокурором Левобережного района г. Липецка иска о соблюдении вышеуказанных требований действующего законодательства направлено на соблюдение интересов Российской Федерации, и неопределенного круга лиц, а также содействует выполнению государством его обязательств перед гражданами в части надлежащего оборота алкогольной продукции.
В письменных пояснениях к исковому заявлению прокурор Левобережного района г. Липецка дополнительно указал, что приказом начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 08.07.2020 года ............. ООО «Агроторг» отказано в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по причине несоответствия заявителя лицензионным требованиям, установленным п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. 09.10.2020 года ООО «Агроторг» повторно обратилось в управление за выдачей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в универсаме по вышеуказанному адресу, представив при этом фото и видеоматериалы, из которых следует, что вход на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» по адресу ........, перенесен. Приказом начальника управления от 03.11.2020 года ............. было повторно отказано ООО «Агроторг» в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Постановлением администрации г. Липецка от 29.10.2020 года ............., приложение ............. к постановлению ............. изложено в новой редакции с учетом переноса входа на территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» по адресу ......... 11.11.2020 года ООО «Агроторг» в третий раз обратилось в управление за выдачей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в универсаме. Приказом начальника управления от 27.11.2020 года ............. вышеуказанный объект был внесен в лицензию. 28.01.2021 года ООО «Агроторг» представило заявление о досрочном прекращении действия лицензии со сроком действия до 08.10.2021 года. Приказом управления от 28.01.2021 года ............. действие этой лицензии было прекращено. 04.02.2021 года от ООО «Агроторг» в управление поступило заявление о переоформлении лицензии в связи с включением в эту лицензию новых объектов, в том числе универсама «18620 Пятерочка» по адресу: <...>. Приказом управления от 15.02.2021 года ............. вышеуказанная лицензия была переоформлена с указанием в перечне обособленных подразделений, в том числе объекта по адресу: <...>. При этом на момент выдачи лицензии ограждение внутри обособленной территории МБОУ «Средняя школа № 54» уже было перенесено. Доводы ООО «Агроторг» о произведенном переносе входа в универсам «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, после направления искового заявления в суд и осуществление соответствующих замеров от ограждения внутри обособленной территории образовательного учреждения, согласно которым радиус окружности с центром от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» до входа для посетителей в стационарный торговый объект универсам «18620 11ятерочка», составляет больше 50 метров, являются необоснованными. В постановлении администрации г. Липецка от 21.02.2014 года ............., в редакции постановления администрации г. Липецка от 19.05.2021 года ............., которым актуализирована схема границ прилегающей территории МБОУ «Средняя школа № 54» (........), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции в части радиуса, то он определен как радиус окружности с центром от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» до входа для посетителей в стационарный торговый объект универсам «18620 Пятерочка». В соответствии с указанной схемой универсам «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, расположен на прилегающей территории образовательного учреждения. ООО «Агроторг» в администрацию г. Липецка и ее структурное подразделение управление потребительского рынка и ценовой политики администрации г. Липецка о необходимости внесения соответствующих изменений в постановление не обращалось. Кроме этого, замеры, которые осуществлены ООО «Агроторг» от ограждения внутри обособленной территории образовательного учреждения до входа в универсам «18620 Пятерочка» не соответствуют положениям постановления администрации г. Липецка от 07.02.2020 года ............., а именно 50 метров по радиусу окружности с центром от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Cредняя школа № 54», измерения необходимо производить не от калитки в ограждении, которым обнесена территория школы, как от входа на обособленную территорию образовательного учреждения, а от проема в ограждении на границе этой территории. Постановлениями мирового судьи судебного участка № 24 Левобережного судебного района г. Липецка ФИО5 от 08.09.2021 года ООО «Агроторг», а также менеджер по безопасности и качеству ООО «Агроторг» фио1 признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и им назначен административный штраф в размере 100000 рублей и 20000 рублей соответственно. 25.11.2021 решением Левобережного районного суда г. Липецка постановление мирового судьи судебного участка № 24 Левобережного судебного района г. Липецка ФИО6 от 08.09.2021 года о признании ООО «Агроторг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, оставлено без изменения. В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что произведенной в ходе проверки геодезической исполнительной съемкой более точно установлено расстояние от центра окружности (вход на обособленную территорию школы) до входа в здание, в котором расположен магазин «18620 Пятерочка», а именно: 45,01 метров от металлического столба, отделяющего проем в ограждении, которым обнесена обособленная территория школы, до центра раздвижных дверей здания, расположенного по адресу: <...>. Согласно этой же исполнительной съемки расстояние от центра раздвижных дверей здания, расположенного по адресу: <...>, до металлического столба калитки, расположенной внутри обособленной территории школы, также составляет менее 50 метров, а именно - 48,23 метра. Доводы представителя ООО «Агроторг», что вход в магазин «18620 Пятерочка» находится за пределами 50-мегрового радиуса от входа на обособленную территорию учебного заведения, определенного на схеме границ прилегающих территорий к зданию № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» г. Липецка, утвержденной приложением ............. к постановлению администрации г. Липецка от 21.02.2014 года ............., а измерения необходимо производить не от проема в ограждении, которым обнесена территория школы, как от входа на обособленную территорию образовательного учреждения, а от калитки в ограждении, а также о том, что на момент получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции никаких обстоятельств, препятствующих обществу осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией в магазине «18620 Пятёрочка», установлено не было, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не нашли своего объективного подтверждения. Мировым судьей установлено, что на момент включения магазина «18620 Пятерочка» в лицензию на розничную продажу алкогольной продукции ООО «Агроторг» 27.11.2020 года и на момент получения лицензии 16.02.2021 года, уже был определен один вход для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» (проем в ограждении), от которого подлежит исчислению расстояние радиуса окружности до входа в здание магазина «18620 Пятерочка», которое составляет менее 50 метров (45,01 метров). При таких обстоятельствах ООО «Агроторг» не вправе было осуществлять продажу алкогольной продукции в универсаме «18620 Пятерочка» в связи с расположением его на прилегающей территории МБОУ «Средняя школа № 54» г. Липецка. Согласно схемы территории земельного участка школы № 54, входом на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54», является проем в ограждении, которым обнесена территория школы, а не калитка, расположенная внутри обособленной территории школы, на перенос которой ссылаются представители ООО «Агроторг». Перенос калитки администрацией школы, произведенный в ноябре 2020 года внутри своей обособленной территории, не повлиял на изменение входа на обособленную территорию школы, а следовательно, не влияет на наличие вины ООО «Агроторг», которое при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции должно соблюдать требования Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Таким образом, подтвержден факт нарушения ООО «Агроторг» особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно пп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.1 1.1995 года № 171-Ф3 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который предусматривает запрет розничной продажи алкогольной продукции на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций. В свою очередь при выдаче ООО «Агроторг» лицензии 27.11.2020 года и 16.02.2021 года Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области выездные проверки не осуществляло, замеры не производило, соответствие ООО «Агроторг» особым требованиям розничной продаже алкогольной продукции, установленным п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ в части запрета розничной продажи алкогольной продукции на территории, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций осуществлялось дистанционным способом. Таким образом, ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, не вправе осуществлять продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в связи с расположением на прилегающей территории МБОУ «Средняя школа № 54» г. Липецка. Кроме этого, согласно п. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг. В ходе проведенной проверки были осуществлены замеры по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг- (территория МБОУ «Средняя школа № 54») и указанное расстояние составило 37,34 метров. Таким образом, ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, не вправе осуществлять продажу табачной продукции. В нарушении вышеуказанных положений ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка», расположенном по адресу: <...>, осуществляет реализацию табачной продукции, что подтверждается актом осмотра от 26.03.2021 года и иными документами. С учетом изложенного, предъявление прокурором Левобережного района г. Липецка иска о соблюдении вышеуказанных требований действующего законодательства направлено на соблюдение интересов Российской Федерации, и неопределенного круга лиц, а также содействует выполнению государством обязательств перед гражданами в части надлежащего оборота алкогольной продукции.
Представитель ответчика ООО «Агроторг» по доверенности ФИО7 в письменном отзыве на иск исковые требования прокурора Левобережного района г. Липецка не признала и возражала против их удовлетворения, мотивируя тем, что объектом рассматриваемого дела являются общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Пп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций. Правила определения прилегающей территории, от входа на которую исчисляется расстояние до магазина, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 года № 2220 «Об утверждении Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания». В соответствии с указанными Правилами определение границ прилегающих территорий, правила расчета расстояния до них определяются органом местного самоуправления. Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта. Таким образом, полномочия по определению границ прилегающей территории федеральным законодательством делегированы органу местного самоуправления. Ему предоставлена возможность самостоятельного выбора установленных Правилами способов расчета расстояния от организаций (в том числе осуществляющих образовательную деятельность) до стационарного торгового объекта. При этом указанными способами предусмотрено определение расстояния от входа для посетителей на обособленную территорию либо в здание (строение, сооружение) таких организаций и до входа для посетителей в стационарный торговый объект. Схемы границ, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке, утверждены постановлением администрации города Липецка от 21.02.2014 года .............. Указанным постановлением в редакции постановления администрации г. Липецка от 07.02.2020 года ............. установлен запрет на торговлю алкогольной продукцией на расстоянии 50 метров по радиусу окружности с центром от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54», расположенного по адресу: ........, до входа для посетителей в стационарный торговый объект или организацию по оказанию услуг общественного питания. Приложением ............. к постановлению от 21.02.2014 года ............. утверждена схема границ прилегающих территорий к зданию № 2 МБОУ «Средняя школа № 54». На момент проверки 26.03.2021 года приложение ............. к постановлению от 21.02.2014 года ............. действовало в редакции постановления администрации города Липецка от 29.10.2020 года .............. На указанной схеме видно, что вход в магазин находился за пределами 50-метрового радиуса от входа на обособленную территорию данного учебного заведения. Реализация алкогольной продукции осуществляется ООО «Агроторг» в магазине «Пятерочка», расположенном по адресу: <...>, на основании лицензии от 16 февраля 2021 года на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции сроком действия до 24.12.2021 года. На момент выдачи лицензии лицензирующим органом было установлено соответствие проверяемого юридического лица лицензионным требованиям, а именно: «... вход для покупателей в универсам «Пятерочка» не попадает в запретную зону по продаже алкогольной продукции». Таким образом, розничная торговля алкогольной продукцией в магазине «18620 Пятерочка», расположенном по адресу: <...>, на момент проверки 26.03.2021 года осуществлялась ООО «Агроторг» на законных основаниях и нарушения норм и правил действующего законодательства не допускалось. 19 мая 2021 года приложение ............. к постановлению администрации города Липецка от 21.02.2014 года ............. изложено в новой редакции. Согласно схематичному изображению, изложенному в указанном постановлении, вход в торговый объект по адресу: <...>, расположен внутри 50-метрового радиуса с центром - вход на обособленную территорию образовательного учреждения здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54», расположенного по адресу: ......... В настоящее время вход в торговый центр, в котором осуществляет свою деятельность магазин «18620 Пятёрочка», по адресу: <...>, перенесен.Согласно замера, произведенного ИП фио2 в ноябре 2021 года, фактическое расстояние от входа в торговый объект до входа на обособленную территорию образовательного учреждения составляет более 50 метров (схема прилагается). То есть, требования действующего законодательства в части соблюдения предельно допустимого расстояния от входа на обособленную территорию образовательного учреждения для осуществления деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией ООО «Агроторг» соблюдаются. Соответственно, розничная торговля алкогольной продукцией в магазине «18620 Пятерочка», расположенном по адресу: <...>, осуществляется ООО «Агроторг» на законных основаниях и нарушения норм и правил действующего законодательства в рассматриваемом случае не допускается, поэтому оснований для установления запрета осуществления деятельности по продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи не имеется. Что касается осуществления деятельности по реализации табачной продукции в универсаме «18620 Пятерочка», расположенном по адресу: <...>, то на основании распоряжения директора кластера «Липецк-Юг» ООО «Агроторг» фио3 от 22 марта 2021 года продажа табачной продукции в настоящее время в указанном торговом объекте не осуществляется.На основании вышеизложенного она считает, что оснований для удовлетворения исковых требований прокуратуры Левобережного района г. Липецка нет.
В судебном заседании прокурор Лютикова И.Н. поддержала заявленные прокурором Левобережного района г. Липецка в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц исковые требования к ООО «Агроторг» по изложенным в исковом заявлении и пояснении к исковому заявлению основаниям и просила суд удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что в настоящее время торговля табачными изделиями в универсаме «18620 Пятерочка», расположенном по адресу: <...>, не осуществляется, но без судебного запрета ничто не препятствует ответчику начать продавать их снова.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Агроторг» по доверенности ФИО8 предъявленный иск не признал и возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Левобережного района г. Липецка по основаниям, изложенным в письменном отзыве ответчика ООО «Агроторг» на иск прокурора Левобережного района г. Липецка, дополнительно пояснил, что реализация табачной продукции в универсаме «18620 Пятерочка» прекращена. Он считает, что представленными доказательствами подтверждено, что расстояние от калитки в ограждении территории образовательного учреждения МБОУ «Средняя школа № 54» г. Липецка до перенесенного входа в универсам «18620 Пятерочка» составляет более 50 метров, поэтому реализация алкогольной продукции в магазине законна. Просил в удовлетворении требований прокурора Левобережного района г. Липецка отказать.
Выслушав прокурора Лютикову И.Н. и представителя ответчика ООО «Агроторг» по доверенности ФИО8, исследовав письменные документы, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Левобережного района г. Липецка являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Судом установлено, что ООО «Агроторг» осуществляет свою торговую деятельность в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, где расположен стационарный торговый объект, находящийся, на основании договора аренды ............. от 29.11.2019 года, заключенного с ООО <.......>», в аренде у ООО «Агроторг». ООО «Агроторг» арендует нежилое помещение (магазин) площадью <.......> кв. метров с кадастровым .............. МБОУ «Средняя школа № 54», расположенное по адресу: ........, зарегистрировано постановлением главы администрации Левобережного района г. Липецка 01.12.1992 за ............., как муниципальное бюджетное образовательное учреждение среднего общего образования. В ходе проведенной прокуратурой ........ 26 марта 2021 года проверки исполнения требований законодательства об обороте алкогольной продукции в деятельности ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, были осуществлены замеры радиуса окружности с центром от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» по адресу: ........, до входа для посетителей в стационарный торговый объект магазин «Пятерочка», по результатам которых установлено, что расстояние данного радиуса составило 48,23 метра. В ходе проведенной проверки также осуществлены замеры по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией МБОУ «Средняя школа № 54», предназначенной для оказания образовательных услуг, и указанное расстояние составило 37,34 метра.
На момент проведения 26 марта 2021 года проверки ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, осуществляло продажу алкогольной и табачной продукции, что было зафиксировано в акте осмотра от 26.03.2021 года.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ...... № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Реализация таких целей не совместима с постоянным нахождением в поле зрения ребенка алкогольных напитков и табачной продукции.
На основании пп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования).
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 года № 2220 были утверждены «Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания».
На основании п. 1 вышеуказанных Правил, они устанавливают порядок определения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее - органы местного самоуправления) границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 и абзаце первом пункта 4.1 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - границы прилегающих территорий).
Согласно п. 2 вышеуказанных Правил, границы прилегающих территорий устанавливаются муниципальным правовым актом с учетом требований настоящих Правил и результатов общественного обсуждения.
Ранее действовало постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 года № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», которым также предусматривалось, что границы прилегающих территорий устанавливались муниципальным правовым актом.
Постановлением администрации г. Липецка Липецкой области от 21.02.2014 года ............. были утверждены «Схемы границ, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке».
Постановлением администрации г. Липецка Липецкой области от 07.02.2020 года ............. были внесены изменения в постановление администрации г. Липецка Липецкой области от 21.02.2014 года ............., согласно которым определена граница прилегающей территории в размере 50 метров по радиусу окружности с центром от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» (........) до входа для посетителей в стационарный торговый объект или организацию по оказанию услуг общественного питания.
Постановлением администрации г. Липецка от 29.10.2020 года ............., приложение ............. к постановлению ............., было изложено в новой редакции с учетом произошедшего переноса входа на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» по адресу .........
В соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах:
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
12.04.2021 года прокуратурой Левобережного района г. Липецка по результатам проведенной проверки в адрес администрации г. Липецка Липецкой области внесено представление о необходимости внесения изменений в постановление администрации г. Липецка от 21.02.2014 ............. «Об утверждении схем границ, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке» в части радиуса окружности с центром от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» (........) до входа для посетителей в стационарный торговый объект ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка», поскольку сведения, указанные в постановлении, не соответствовали фактическим обстоятельствам, выявленным в ходе прокурорской проверки.
19.05.2021 года по результатам рассмотрения представления прокурора постановлением администрации г. Липецка Липецкой области от 19.05.2021 года ............. внесены изменения в постановление администрации г. Липецка Липецкой области от 21.02.2014 года ............., которым актуализирована схема границ прилегающей территории МБОУ «Средняя школа № 54» (........), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Как установлено судом и подтверждено участниками процесса, после проведения прокурорской проверки 26.03.2021 года продажа табачной продукции в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, не осуществляется на основании распоряжения директора кластера «Липецк-Юг» ООО «Агроторг» фио3 от 22 марта 2021 года, но продолжает осуществляться продажа алкогольной продукции в виде пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Суд приходит к выводу, что распоряжение директора кластера «Липецк-Юг» ООО «Агроторг» фио3 от 22 марта 2021 года может быть в любой момент отменено либо пересмотрено самим ответчиком ООО «Агроторг» и продажа табачной продукции в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, может быть возобновлена.
Судом установлено, что в 2020 году администрацией территории МБОУ «Средняя школа № 54» был осуществлен перенос калитки, ведущей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» вглубь данной территории. При этом границы указанной обособленной территории остались без изменения.
Также судом установлено, что после проведения прокуратурой Левобережного района г. Липецка 26.03.2021 года проверки ООО «Агроторг» осуществило перенос входа в здание, занимаемое универсамом «18620 Пятерочка» по адресу: <...>.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела прокуратурой Левобережного района г. Липецка организовано проведение новых измерений радиуса окружности с центром от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» по адресу: ........, до входа для посетителей в стационарный торговый объект универсам «18620 Пятерочка» по адресу: <...>.
Согласно исполнительной съемки, составленной 26.01.2022 года начальником инженерно-гнодезического отдела МКУ «Управление строительства г. Липецка» фио4 расстояние от центра окружности - входа для посетителей (центра проема в ограждении обособленной территории здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» до центра раздвижных дверей здания универсама «18620 Пятерочка», расположенного по адресу: <...>, составляет 48,25 метра, тогда как расстояние от центра раздвижных дверей здания универсама «18620 Пятерочка» до центра калитки в ограждении, расположенной внутри обособленной территории здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» составляет 50,49 метра.
Судом также установлено, что к моменту рассмотрения дела по результатам выщеуказанных измерений постановлением администрации г. Липецка Липецкой области от 17.02.2022 года ............. были внесены изменения в постановление администрации г. Липецка Липецкой области от 21.02.2014 года ............., которым актуализирована схема границ прилегающей территории МБОУ «Средняя школа № 54» (........), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Поскольку в Правилах определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 года № 2220, и в Постановлении администрации г. Липецка Липецкой области от 21.02.2014 года ............. (в редакции Постановления от 17.02.2022 года .............) «Об утверждении схемы границ, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке» речь идет именно о необходимости установления таких границ, суд приходит к выводу, что входом на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» по адресу: ........, является проем в ограждении, расположенный на границе земельного участка, занимаемого указанной территорией, а не калитка в ограждении, находящаяся в глубине данной обособленной территории, как об этом ошибочно утверждают представители ответчика ООО «Агроторг».
В этой связи суд приходит к выводу, что поскольку расстояние от входа для посетителей на обособленную территорию здания № 2 МБОУ «Средняя школа № 54» по адресу: ........, до входа в здание универсама «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, меньше минимального расстояния, установленного Постановлением администрации г. Липецка Липецкой области от 21.02.2014 года ............. (в редакции Постановления от 17.02.2022 года .............) «Об утверждении схемы границ, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке», а также менее минимального расстояния, установленного п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» по прямой линии от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг, то исковые требования прокурора Левобережного района г. Липецка в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Агроторг» прекратить деятельность по продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также деятельность по продаже табачной продукции в универсаме «18620 Пятерочка», расположенном по адресу: <...>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В.Попов