Дело № 2-12/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Газимурский Завод 10 января 2018 года
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
при секретаре Макаровой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Трубачевская основная общеобразовательная школа, администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями. В обоснование исковых требований ссылалась на то, что с 01.06.2017 года работает в МБОУ Трубачевская ООШ в должности повара, размер ее начисленной заработной платы с сентября по ноябрь 2017 года составлял <данные изъяты> в месяц и включал в себя: оклад – <данные изъяты>, районный коэффициент 40% - <данные изъяты>, северная надбавка 30% - <данные изъяты>, надбавка за вредность – <данные изъяты>, за выслугу 5% - <данные изъяты>, доплата до МРОТ – <данные изъяты>
Без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях размер заработной платы с сентября по ноябрь 2017 года составил в месяц <данные изъяты>, что ниже МРОТ, установленного ФЗ от 19.06.2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2017 года (<данные изъяты>). Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и Российскому трудовому законодательству.
Просит суд взыскать с ответчика МБОУ Трубачевская ООШ недоначисленную и невыплаченную ей заработную плату за период с сентября по ноябрь 2017 года в сумме <данные изъяты>70 коп., возложить на ответчика МБОУ Трубачевская ООШ обязанность выплачивать ей при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений, обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» профинансировать МБОУ Трубачевская ООШ денежными средствами для выплаты ей недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у последнего (л.д.4-9).
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дне и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика МБОУ Трубачевская ООШ не явился, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от директора ФИО2 поступила телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебное заседание представители соответчиков администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не явились, о дне и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО1 работает в МБОУ Трубачевская ООШ в должности повара с 01.06.2017 года (л.д.10-12). За спорный период на должностной оклад истца в размере <данные изъяты> начислялись надбавки и доплаты: районный коэффициент 40% - <данные изъяты>, северная надбавка 30% - <данные изъяты>, надбавка за вредность – <данные изъяты>, за выслугу 5% - <данные изъяты>, доплата до мрот – <данные изъяты>
С учетом названных выплат начисленная заработная плата истца составляла: в сентябре 2017г. – <данные изъяты> (без учета заработной платы по совместительству за сторожа в размере <данные изъяты>); в октябре 2017г. – <данные изъяты>; в ноябре 2017 года – <данные изъяты> (л.д. 16-17).
В соответствии с ч.2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. При этом в ч.3 ст. 37 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Статьей 2 ТК РФ закреплено право каждого работника на справедливые условия труда, которые в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Однако, действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Из вышеуказанного следует, что тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указанные нормы трудового законодательства допускаются установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 1 июля 2017 года не менее <данные изъяты>). При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Так как истец работает в Забайкальском крае, который законодательно отнесен к районам с особыми климатическими условиями, истец имеет право на получение за период с сентября по ноябрь 2017г. ежемесячной заработной платы в повышенном размере. Гарантированный истцу законом повышенный размер месячной заработной платы рассчитывается путем начисления районного коэффициента за работу в Забайкальском крае (40 %) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае (30%) на минимальный размер оплаты труда, установленный с 01.07.2017 г. Федеральным законом.
Право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с работой в местности с особыми климатическими условиями предусмотрено Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 г. № 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области», которым в целях дальнейшего повышения материального благосостояния населения и закрепления кадров в районах Дальнего Востока и Восточной Сибири введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области.
Выплата районного коэффициента за работу в Читинской области (в настоящее время в Забайкальском крае) в размере 20 % предусмотрена Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 г. № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения».
Приведенные нормативные правовые акты применяются на территории Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст. 423 Трудового кодекса РФ как непротиворечащие данному кодексу.
Кроме того, на территории Забайкальского края для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края, установлены предельные размеры повышения районных коэффициентов, устанавливаемых муниципальными образованиями, входящими в состав Забайкальского края (с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с федеральным законом), за исключением муниципальных районов «Каларский район», «Могочинский район», «Тунгиро-Олекминский район», «Тунгокочинский район», «Чернышевский район», Законом Забайкальского края от 14.10.2008 г. № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» к федеральному районному коэффициенту дополнительно установлен районный коэффициент в размере 20 %.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Истцу районный коэффициент 40% и северная надбавка 30%, начислялись ответчиком на должностной оклад, а не на МРОТ и фактически включались в минимальный размер оплаты труда.
С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ МРОТ установлен в сумме <данные изъяты> в месяц.
Следовательно, размер вознаграждения истцу за труд без включения компенсационных выплат с 1 июля 2017 года составляет <данные изъяты> в месяц.
Общий размер начисленной месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, которому установлены процентная надбавка к зарплате за непрерывный стаж работы в размере 30% и районный коэффициент в размере 40 %, должен составлять не менее, чем: <данные изъяты> (МРОТ с 01.07.2017 г.) х 1.7 (30%+40%) = <данные изъяты>
Согласно расчетов исключается сумма за совмещение, разовые премии не включаются в размер заработной платы. Расчет производится по основной должности истца на 1 полную ставку.
Схема расчета:
ФИО1: оклад + 1.7 (40% - р/к, 30% - с/н) + доплата до МРОТ + надбавка за вредность + за выслугу лет = сумма (начисленная заработная плата без совмещения и разовых выплат);
<данные изъяты> - начисленная заработная плата без совмещения и разовых выплат = недоплата.
В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ч. 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей – учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем) дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Из взаимосвязи приведенных норм следует, что заработную плату обязан выплачивать работодатель.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец состоит в трудовых отношениях с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Трубачевская основная общеобразовательная школа, расположенным в с.Трубачево Газимуро-Заводского района Забайкальского края.
Истцу начисление районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, размер которой не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, не производилось.
Таким образом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истца за период с 1 сентября 2017 года по 30 ноября 2017 года составляет:
сентябрь 2017 г.
№ – <данные изъяты> = <данные изъяты>
октябрь 2017 г.
№ –<данные изъяты> = <данные изъяты>
ноябрь 2017 г.
№ – <данные изъяты> = <данные изъяты>
№ = <данные изъяты>70 коп.
Итого: <данные изъяты> – данная сумма, рассчитанная судом, подлежит взысканию с ответчика (без вычета НДФЛ).
В силу п.3 ч.1 ст. 8 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В силу ст.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.3 п.1 ст.86 БК Российской Федерации).
В соответствии со ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Судом установлено, что финансирование на оплату труда истице ФИО1 производится Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края за счет субсидии, из Устава МБОУ Трубачевская ООШ следует, что собственником имущества и учредителем является администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район».
Таким образом, анализируя приведенные нормы, следует прийти к выводу о том, что администрация муниципального района принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников. Поэтому суд считает, что администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» несет обязанность по финансированию МБОУ Трубачевская ООШ денежными средствами для выплаты истцу недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности указанных средств у учреждения, в пределах выделяемых на эти цели субсидии.
В соответствии со ст. 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ МРОТ установлен в сумме <данные изъяты> в месяц.
Следовательно, размер вознаграждения истцу за труд без включения компенсационных выплат с 1 июля 2017 года должен составлять <данные изъяты>.
Таким образом, требования истицы ФИО1 о возложении на ответчика МБОУ Трубачевская ООШ выплачивать ей, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 июля 2017 года – <данные изъяты> в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.12.2016г. № 460-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений, законны и обоснованы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, иск истца подлежит удовлетворению.
В силу ст. 211 ГПК РФ решение о взыскании заработка в пользу истцов подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, суд с учетом того обстоятельства, что школа является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета района, с учетом финансового положения ответчика полагает возможным снизить размер государственной пошлины до <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 103,211 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Трубачевская основная общеобразовательная школа, администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности, удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Трубачевская основная общеобразовательная школа недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 сентября 2017 г. по 30 ноября 2017 г. в пользу ФИО1 в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ);
Обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» в случае недостаточности денежных средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Трубачевская основная общеобразовательная школа произвести выплату ФИО1 недоначисленной и невыплаченной заработной платы <данные изъяты> (без вычета НДФЛ) из средств субсидии краевого бюджета направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Трубачевская основная общеобразовательная школа выплачивать ФИО1 при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 июля 2017 года – <данные изъяты> в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.12.2016г. № 460-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Трубачевская основная общеобразовательная школа государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Решение о взыскании заработка в пользу истца подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края с момента оглашения.
Председательствующий С.Ю. Епифанцева