Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
<адрес>
Аяно-Майский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи ФИО1,
с участием прокурора <адрес>ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности по организации предоставления государственной услуги по выдаче и замене водительских удостоверений гражданам,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> (далее ОМВД России по <адрес>, Отделение) о возложении обязанности по организации предоставления государственной услуги по выдаче водительских удостоверений гражданам. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства в сфере предоставления государственной услуги по выдаче водительских удостоверений. Действующим законодательством на любой горрайорган МВД России возложены обязанности по предоставлению государственной услуги по выдаче водительских удостоверений. Однако, проведенной проверкой установлено, что ОМВД России по <адрес> данная государственная услуга населению не предоставляется. Указывая на то, что ОМВД России по <адрес> нарушается определенное действующим законодательством право неопределенного круга граждан на получение государственной услуги по выдаче водительских удостоверений, прокурор района обратился с иском в суд и просит суд обязать ОМВД России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать предоставление государственной услуги по выдаче водительских удостоверений гражданам в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просил суд обязать ОМВД России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать предоставление государственной услуги по выдаче и замене водительских удостоверений гражданам в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено УМВД России по <адрес>.
В судебном заседании прокурор <адрес>ФИО3 поддержал все, что изложено в иске, в заявлении об уточнении исковых требований, настаивал на его удовлетворении. Дополнительно пояснил, что УМВД России по <адрес> неисполнение обязанности по оказанию гражданам государственной услуги обосновывает своей внутренней организацией и штатным устройством, в том числе отсутствием в штате Отделения уполномоченных сотрудников. Данное утверждение полагает необоснованным, поскольку в силу п.5 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга должна быть доступной. В условиях, когда жителю района необходимо потратить более 20000 рублей для того, чтобы выехать в <адрес> за получением водительского удостоверения, данная услуга не является доступной. С учетом того, что согласно перечню государственных и муниципальных услуг предоставляемых на базе МФЦ данная услуга в <адрес> не оказывается, орган внутренних дел является единственной государственной структурой, уполномоченной и обязанной оказывать жителям района услугу по выдаче и замене водительских удостоверений.
Представитель ответчика – начальник ОМВД России по <адрес>ФИО4, с иском прокурора района не согласился, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, просил суд в удовлетворении иска отказать. Дополнительно пояснил, что ОМВД России по <адрес> не имеет возможности непосредственно в <адрес> оказывать населению государственную услугу по выдаче и замене водительских удостоверений, поскольку для этого у Отделения нет соответствующего оборудования, а также по причине того, что в <адрес> отсутствует необходимая для обеспечения работы информационно-справочного портала скорость в интернете. Поскольку в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений граждане в Отделение не обращались, данная государственная услуга в <адрес> не является востребованной. С учетом предусмотренного Бюджетным кодексом РФ принципа эффективности использования бюджетных средств, затрачивать значительные суммы бюджетных средств на оказание услуги по выдаче водительских удостоверений в <адрес> гражданам по единичным обращениям, нецелесообразно.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 суду пояснил, что он проживает в <адрес>, имеет водительское удостоверение, которое получил в 1997 году. Возможности выехать в <адрес>, для замены водительского удостоверения, не имеет. По разговорам он знает, что в ОМВД России по <адрес> удостоверения не меняют. Полгода назад он, встретив на улице возле магазина начальника ОГИБДД, спросил у него, можно ли здесь поменять водительское удостоверение, начальник ОГИБДД ему ответил, что это можно сделать в <адрес>.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Дё Н.А. суду пояснил, что он проживает в <адрес>, окончил автошколу и сдал экзамены. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с жалобой в прокуратуру района поскольку в полиции ему не выдают водительское удостоверение, предлагают для этого поехать в <адрес>. К начальнику ОМВД России по <адрес> по данному вопросу не обращался. Поскольку он не может себе позволить съездить в <адрес>, для него услуга по выдаче водительского удостоверения недоступна.
Действующий на основании доверенности представитель третьего лица УМВД России по <адрес>ФИО6, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав прокурора района, представителя ответчика, заслушав свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п.19 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ «О полиции» на полицию в числе прочих возложена обязанность принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами и выдавать водительские удостоверения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных п.1 ст.25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», определяют состав технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требования к указанным техническим средствам и условия их применения, а также устанавливают порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений и обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения (п.1 Правил).
Сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений и обменом иностранных водительских удостоверений, устанавливаются административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.5 Правил).
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ№), утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (далее Регламент).
Согласно п.1 Регламента, Регламент определяет сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных п.1 ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений и обменом иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также связанных с выдачей российских национальных водительских удостоверений взамен ранее выданных российских национальных водительских удостоверений и выдачей международных водительских удостоверений в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п.12, п.13 Регламента, МВД России предоставляется государственная услуга по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Предоставление государственной услуги осуществляется Центром специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации; подразделениями Госавтоинспекции управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, подразделениями Госавтоинспекции Управления МВД России на комплексе "Байконур", на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.
В силу п.14 Регламента, государственная услуга предоставляется экзаменационными подразделениями по месту обращения заявителя. В случае отсутствия в экзаменационном подразделении по месту обращения заявителя возможности проведения экзаменов на право управления транспортными средствами отдельных категорий или подкатегорий и (или) выдачи международных водительских удостоверений указанные административные процедуры (действия) осуществляются в экзаменационных подразделениях, имеющих возможность их осуществления.
Таким образом, из содержания положений п.19 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ, Правил и Регламента в их взаимосвязи следует, что деятельность полиции по приему экзаменов на право управления автомототранспортными средствами и выдаче водительских удостоверений осуществляется экзаменационными подразделениями, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений, по месту обращения заявителя, либо, в случае отсутствия в экзаменационном подразделении по месту обращения заявителя возможности проведения экзаменов и (или) выдачи водительских удостоверений – в экзаменационных подразделениях, имеющих возможность их осуществления.
Судом установлено, что ОМВД России по <адрес> является территориальным органом МВД <адрес> уровня, которое осуществляет свою служебную деятельность на территории Аяно-Майского муниципального района <адрес>.
Приказом УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об Отделении Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>. Данное Положение определяет основные полномочия и организацию деятельности ОМВД России по <адрес>.
В соответствии с п.13 раздела II Положения, ОМВД России по <адрес>, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел: проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; осуществляет в пределах компетенции федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
В силу ч.5 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно штатному расписанию ОМВД России по <адрес>, утвержденному приказом УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, штатная численность Отделения составляет 31 единицу. В отделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения штатным расписанием предусмотрена только должность начальника отделения. Экзаменационное подразделение указанным штатным расписанием не предусмотрено.
В соответствии с п.8 Положения об ОМВД России по <адрес> в Отделении в целях обеспечения осуществления возложенных на него полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также могут вводиться должности, подлежащие замещению федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.
Отсутствие в штатном расписании ОМВД России по <адрес> экзаменационного подразделения свидетельствует об отсутствии полномочий ОМВД России по <адрес> по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.
Пунктом 5 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении в действие водительского удостоверения» (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ№), в целях обеспечения международных обязательств Российской Федерации, связанных с вступлением в силу ДД.ММ.ГГГГ поправок к Конвенции о дорожном движении 1968 года, касающихся требований к национальному водительскому удостоверению, Департаменту ОБДД, ДРО МВД России приказано организовать автоматизированный учет поступления и расходования специальной продукции, предназначенной для оформления водительских удостоверений в соответствии с установленными требованиями в подразделениях Госавтоинспекции, осуществляющих экзаменационную деятельность.
Поскольку ОМВД России по <адрес> не осуществляет экзаменационную деятельность, в ОМВД России по <адрес> не поставляется специальная продукция, предназначенная для оформления водительских удостоверений.
Кроме того, у Отделения отсутствует и техническая возможность для оказания данной услуги непосредственно в <адрес>, поскольку для обеспечения работы Информационно-справочного портала МВД России необходима скорость в Интернете от 256 Килобит и выше. Однако в связи с отсутствием технической возможности, ПАО «Ростелеком», оказывающим МВД России услуги связи в соответствии с государственным контрактом, не в состоянии предоставить данную скорость. Указанное обстоятельство подтверждается сообщением начальника Аянского ЛТЦ ПАО «Ростелеком» от ДД.ММ.ГГГГ, информацией о тестировании скорости в Интернет от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Довод истца о том, что обязанность по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене водительских удостоверений возложена на любой горрайорган МВД России, судом не может быть принят во внимание ввиду его необоснованности.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлены законные основания для возложения обязанности на Отделение по организации предоставления государственной услуги по выдаче и замене водительских удостоверений гражданам, суд приходит к выводу о необоснованности заявленного прокурором иска и отказе в его удовлетворении.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности по организации предоставления государственной услуги по выдаче и замене водительских удостоверений гражданам – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Аяно-Майский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.<адрес>
Решение не вступило в законную силу
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела
№ в Аяно-Майском районном суде <адрес>
Секретарь ФИО7