ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12/19 от 08.05.2019 Чеди-хольского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2-12/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Биче-оол С.Х.,

при секретаре Кадыр-оол С.О.,

с участием представителя истца ФИО1 по доверенности,

ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва к ФИО2, ФИО3 о взыскании суммы неосновательного обогащения,

установил:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (далее – Минстрой Республики Тыва) обратилось в суд с иском к ответчику ФИО2, указав, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Минстроя Республики Тыва ФИО4 была признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» (далее – Подпрограмма) в 2017 году по Республике Тыва, по категории граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Минстроем Республики Тыва 15 февраля 2017 г. ФИО2 был выдан сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на сумму 1 781 519 рублей. По результатам проверки деятельности Минстроя Республики Тыва в период с 19 по 21 июня 2018 г. комиссией федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации установлены нарушения, допущенные при принятии решения об оформлении сертификата, и составлен акт от 21.06.2018 г. Пунктом 1 названного акта предусмотрено, что расчет размера жилищной субсидии осуществлен без учета совместно проживающей с ней дочери ФИО5, являющейся собственником жилого помещения общей площадью 68,8 кв. метров (согласно выписке из поквартирной карточки, расположенной по адресу: <адрес>). Заявление на выдачу сертификата (приложение к Правилам) не заверено нотариально. Представленные в учетном деле уведомления об отсутствии сведений в ЕГРП содержат сведения на объекты недвижимости по Республике Тыва, в то же время, в соответствии с действующим законодательством данные сведения предоставляются по Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ). Сертификат предоставлен необоснованно. Ущерб для федерального бюджета составил 1 781 519 рублей. В целях устранения вышеуказанного нарушения, Минстроем Республики Тыва направлено ФИО2 уведомление от 27.09.2018 г. № ВЗ-01-10/09-5145/1 о добровольном возврате денежных средств в размере 1 781 519 рублей, полученное на приобретение жилого помещения. 27.09.2018г. ФИО2 в Минстрой Республики Тыва представлено письменное пояснение о невозможности возвращения денежных средств в связи с инвалидностью, пенсия ее составляет 16400 рублей. Просит взыскать с ФИО2 в пользу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва сумму полученной жилищной субсидии на приобретение жилого помещения как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере 1 781 519 рублей.

Определением суда от 14 февраля 2019 года по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО5.

Определением суда от 22 марта 2019 года по делу в качестве соответчика привлечена ФИО3.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что она в 2005 году подала заявление о выделении субсидии на выезд, написав от руки в произвольной форме, так как установленной формы тогда не было, предоставила все требующиеся документы с подлинниками. О необходимости нотариального заверения заявления на выдачу сертификата ей не говорили, противоправных действий на получение жилищной субсидии не совершала.

ФИО5, ФИО3 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, в связи, с чем суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях, способствует удовлетворению их потребностей в жилье и позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П ).

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее – Федеральный закон №125-ФЗ).

Согласно статье 1 названного Федерального закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

Согласно статье 3 Федерального закона №125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 предусматривается, что решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан (пункт 12).

В книге регистрации и учета производится запись о постановке гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, на учет или об отказе в постановке на учет с указанием номера и даты решения (пункт 14).

Отказ в регистрации и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, может быть обжалован в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета (пункт 15).

Согласно пункту 20 данного Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Из анализа изложенных правовых норм следует, что сам факт постановки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 г. № 945 "Об отнесении территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" Чеди-Хольский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Из материалов учетного дела, истребованного судом, следует, что 16 ноября 2005 года ФИО2 обратилась к Председателю Правительства Республики Тыва с заявлением о выделении жилищной субсидии на выезд из <адрес>. К заявлению приложены копии паспортов ФИО2, Г., ФИО3, ФИО5, ФИО6, копия справки о наличии инвалидности второй группы у ФИО2, справка о составе семьи от 3 ноября 2005 года, копии трудовых книжек ФИО2 и супруга Г., копия пенсионного удостоверения ФИО2

Из копии свидетельства о заключении брака от 8 мая 1983 года следует, что Г. и ФИО7 заключили 8 мая 1983 года брак, о чем составлена запись акта о заключении брака от 8 мая 1983 года, после заключения брака мужу и жене присвоены фамилии ФИО4 и ФИО4.

В соответствии со справкой серии МСЭ-2009 от 9 февраля 2011 года следует, что ФИО2 является инвалидом второй группы бессрочно.

Из писем Администрации Чеди-Хольского кожууна от 10 апреля, 18 апреля 2019 года следует, что ранее ФИО2 обращалась с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, она поставлена на очередь 29 август 2012 года, № очереди 1, однако учетное дело не заведено, государственный жилищный сертификат ей не выдавался.

Из установленных судом обстоятельств следует, что право ФИО2 на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных местностей признано истцом, что подтверждается ответом Министерства экономического развития Республики Тыва от 22 ноября 2005 года, из которого следует, что на основании заявления о выделении жилищной субсидии и предоставленных документов ФИО2 поставлена на льготную очередь как инвалид 2 группы, № очереди 19.

Доказательств того, что данное решение оспорено, либо ответчик ФИО2 исключена из списков на участие в Подпрограмме, материалы дела не содержат.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 125-ФЗ порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Предоставление социальных выплат (жилищных субсидий) гражданам указанной категории осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 (далее – Правила).

Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (подпункт «з» п. 5 Правил).

Согласно подп. «в» п. 17 Правил членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются: в отношении граждан указанных в подп. «з» п. 5 Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, указанных в подпункте «и» пункта 5 Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, основного мероприятия - гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» п. 5 Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ (подп. «г» п. 18 Правил).

Для участия в основном мероприятии граждане, указанные в подп. «з» и «и» п. 5 Правил, - подают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий учет граждан, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии по установленной форме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе также по установленной форме с приложением следующих документов: - граждане, указанные в подп. «з» п. 5 Правил: 1) документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г. (паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная органом по контролю в сфере миграции); 2) выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; 3) копии документов, подтверждающих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением пенсионеров); 4) копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а также справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для пенсионеров; 5) справка учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; 6) справка органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных; 7) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); 8) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки) с последнего места жительства заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждающая постоянное проживание с гражданином, подавшим заявление об участии в основном мероприятии, в указанных районах и местностях родственников (за исключением супруга или супруги, детей, родителей, усыновленных, усыновителей) и нетрудоспособных иждивенцев, прибывших с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающих с ним в избранном месте жительства и ведущих с ним общее хозяйство (если указанные родственники и нетрудоспособные иждивенцы были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство по прежнему месту жительства), - для граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в период с 1 января 1992 г. по 1 января 2015 г. (подп. «е» п. 19 Правил). При этом копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника (п. 20 Правил).

Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 23 декабря 2016 года следует, что ФИО2 необходимо представить заявление о предоставлении (или об отказе) государственного жилищного сертификата в 2017 году, если ее семья изъявит желание получить государственный жилищный сертификат.

8 февраля 2017 года ФИО2 обратилась в Минстрой Республики Тыва с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес>, к заявлению приложены копии паспортов, уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, справка о подтверждении северного стажа, выписка из поквартирной карточки, справка о составе семьи, членом семьи указана дочь ФИО3.

Из уведомлений от 01 и 14 февраля 2017 года следует, что сведения о правах на объекты недвижимого имущества на территории Управления Росреестра по Республике Тыва на ФИО2 и ФИО3 отсутствует.

Из справки о составе семьи от 6 февраля 2017 года за следует, что ФИО2 проживает по адресу: <адрес>, имеет в составе семьи дочерей ФИО5, ФИО3

Из справки, выданной Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Тыва, от 06 февраля 2017 года следует, что ФИО2 является получателем страховой пенсии по старости, страховой стаж составляет 26 лет 1 мес. 21 день.

Из справки, выданной Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Тыва, от 10 февраля 2017 года следует, что стаж ФИО2, выработанный в <адрес> (местности, приравненной к районам Крайнего Севера) составляет 30 лет 06 месяцев 12 дней.

Из выписки из поквартирной карточки от 7 февраля 2017 года следует, что собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, является ФИО5, в данной квартире зарегистрированы собственник, мать ФИО2, сестра ФИО3.

В соответствии с заявлением ФИО2 дала согласие на получение жилищного сертификата в <адрес> в 2017 году составом семьи 2 человек.

Распоряжением министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва утвержден сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» в 2017 году по Республике Тыва, по категории граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно сводному списку ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана участником Подпрограммы.

15 февраля 2017 года ФИО2 был выдан сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения серии <данные изъяты> на сумму 1 781 519 рублей для приобретения жилого помещения на территории <адрес> с численностью семьи, включающей дочь ФИО3

2 августа 2017 года между Б. и ФИО3, действующей за себя и ФИО2, заключили договор купли-продажи квартиры <адрес>, стоимостью 1 781 519 рублей, оплата стоимости жилья производится за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты по сертификату.

Таким образом, ФИО2, прожив в приравненном к Крайнему Северу местности более 30 лет, обратилась с заявлением о выделении ей субсидии при выезде из <адрес> в <адрес>. 15 февраля 2017 года получила государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории <адрес> на сумму 1 781 519 рублей. Указанный сертификат был реализован в 2 августа 2017 года путем покупки жилого помещения территории <адрес> в долевую собственность ответчиков.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие следующих обстоятельств: одно лицо приобретает или сберегает имущество за счет другого лица, имущество приобретается или сберегается без предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 июля 2018 года следует, что в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения, имевших место при оформлении и выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с перечнем выявленных нарушений, расчет размера жилищной субсидии ФИО2 осуществлен без учета совместно проживающей с ней дочери ФИО5, являющейся собственником жилого помещения общей площадью 68,8 кв.м., заявление на выдачу сертификата (приложение№5 к Правилам) не заверено нотариально, представленные в учетном деле уведомления об отсутствии сведений в ЕГРП содержат сведения на объекты недвижимости по <адрес>, а не по Российской Федерации, таким образом, государственный жилищный сертификат предоставлен ответчику ФИО2 необоснованно.

Обращаясь в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения, истец не оспаривает наличие у ФИО2 предусмотренного Федеральным законом № 125-ФЗ права на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а ссылался лишь на то, что имело место нарушения при оформлении и выдаче ФИО2 государственного жилищного сертификата как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В частности, истец ссылается на ст. 5 Федерального закона №125-ФЗ и п. 17 Правил, согласно которым размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, норматива общей площади жилого помещения в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека.

Из материалов дела видно, что ответчиком ФИО4 предоставлены справка о составе семьи от 6 февраля 2017 года за , из которой следует, что ФИО2 проживает по адресу: <адрес>, имеет в составе семьи дочерей ФИО5, ФИО3

Из выписки из поквартирной карточки от 7 февраля 2017 года следует, что собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, является ФИО5, в данной квартире зарегистрированы собственник, мать ФИО2, сестра ФИО3.

В соответствии с заявлением ФИО2 дала согласие на получение жилищного сертификата в <адрес> в 2017 году составом семьи 2 человек, включая дочь ФИО3

ФИО2 был выдан сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на сумму 1 781 519 рублей для приобретения жилого помещения на территории <адрес> с численностью семьи, включающей дочь ФИО3

Истец в исковом заявлении указывает, что расчет размера жилищной субсидии ФИО2 осуществлен без учета совместно проживающей с ней дочери ФИО5, являющейся собственником жилого помещения общей площадью 68,8 кв.м.

Вместе с тем законодательство, регулирующие вопросы улучшения жилищных условий, не содержит положений об обязанности или обязательство включения в состав семьи иных лиц, а также не содержит норм о последствиях не включения лиц в состав семьи.

В частности, в п. 6 Подпрограммы указано, что получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям Подпрограммы и изъявившие желание.

Из первого заявления от 2005 года видно, что членами семьи ФИО2 указывает супруга и дочерей, включая дочь ФИО5.

При расчете жилищной субсидии, которая полагается ответчику, учитывался ее норматив при численности семьи, указанной ФИО2 в заявлении, то есть без учета дочери ФИО5, которая согласно лицевого счета квартиросъемщика, является собственником занимаемой ФИО2 помещения, ФИО5 не признана участником Подпрограммы, в связи с чем размер единовременной социальной выплаты, полученной ответчиком, является меньшим, чем тот, который был бы рассчитан с учетом включения в состав семьи дочери ФИО5

С учетом дочери ФИО5 расчет размера жилищной субсидии составляет: 37 208 *(18*3)*95%*1,2 = 2 290 524,48 рублей.

При разрешении спора, также следует учитывать длительный период ожидания социальных выплат, в связи с чем, является закономерным изменение состава семьи заявителя на дату получения сертификата от даты первоначального написания заявления.

В судебном заседании ответчик показал, что дочь ФИО5 вышла замуж, у нее семья, живет в своем доме, дочь не претендовала на получение сертификата.

Суд считает, что существенным в данном случае является желание гражданина воспользоваться предоставленным ему государством правом, а не обязанностью на получение сертификата. ФИО5 не пожелала воспользоваться правом члена семьи свое матери на получение сертификата.

По этим основаниям, доводы истца о неправомерности получения ответчиком жилищной субсидии на приобретение жилого помещения, и как следствие ее неосйновательного обогащения, основаны на неверном толковании норм материального права.

Истец указывает, что на момент принятия решения о предоставлении ФИО2 государственного жилищного сертификата она не обладала правом на его получение, так как не предоставлены сведения о жилых помещениях в других регионах РФ, в связи с чем полученные ею денежные средства в размере 1 781 519 рублей являются неосновательным обогащением и в силу ст. 1102 Гражданского кодекса РФ подлежат возврату.

Основанием для возникновения права граждан на получение государственного жилищного сертификата является Федеральный закон № 125-ФЗ, который предусматривает такое право, а также условия его возникновения.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных статьей 1 Федерального закона №125-ФЗ, необходимых для получения жилищных субсидий, влечет за собой и отсутствие права на получение жилищной субсидии.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона №125-ФЗ для получения меры социальной поддержки граждане должны соответствовать ряду требований, в том числе не иметь жилья в других регионах Российской Федерации.

Судом в качестве обстоятельств, имеющих значение для дела, определен факт наличии у ФИО2 жилья на территории РФ.

Из уведомлений от 01 и 14 февраля 2017 года следует, что сведения о правах на объекты недвижимого имущества на территории Управления Росреестра по Республике Тыва на ФИО2 и ФИО3 отсутствует.

В заявлении (приложение №5) на получение жилищного сертификата ФИО2 указала, что она и члены ее семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют.

В судебном заседании ответчик показала, что жилых помещений за пределами Республики Тыва она не имеет, о чем она сообщала специалисту Минстроя Республики Тыва, и предоставила только уведомление сведения о правах на объекты недвижимого имущества на территории республики. Обратного суду не предоставлено.

Из письма ФГБУ «ФКП Росреестр» от 22 февраля 2019 года видно, что на момент подачи заявления ФИО2 о регистрации и постановки на учет ее как гражданина, имеющей право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ, жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ФИО2 не имела.

Таким образом, при обращении с заявлением о включении в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, ФИО2 были представлены необходимые документы, содержащие сведения о жилищных условиях, в которых проживает семья, она не скрывала от государственных органов сведения, которые могли повлечь за собой отказа в предоставлении сертификата. Доказательств того, что ФИО2 способствовала необоснованному получению социальной выплаты на приобретение жилья, истцом не представлено.

Доводы истца о том, что заявление на выдачу сертификата (приложение №5 к Правилам) не заверено нотариально, суд находит необоснованными.

Согласно п. 44 Правил (в редакции от 28.07.2017г.) для получения сертификата гражданин - участник основного мероприятия представляет заявление (рапорт) по форме согласно приложению № 5.

В судебном заседании ответчик ФИО2 показала, что специалисту Минстроя Республики Тыва предоставлены оригиналы необходимых документов, в том числе заявления на выдачу сертификата.

В судебном заседании представитель истца показала, что специалист Минстроя Республики Тыва, принимавший документы у ФИО2, уволена, в связи с чем ответить на вопрос предоставляла ли ФИО2 нотариально заверенное заявление согласно приложению № 5 не предоставляется возможным.

Из учетного дела видно, что ФИО2 подала заявление для получения сертификата по форме Приложения №5, указав в нем необходимые сведения. Данное заявление не является копией.

В обоснование доводом истец ссылается на п. 20 Правил, согласно которым копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника, однако данный пункт Правил применяется в случае предоставления документов, необходимых к предъявлению гражданином для включения в состав участников Подпрограммы, что исключает возможность применения данного пункта при подаче заявления о выдаче сертификата (приложение №5).

Доказательств, подтверждающих наличие иных оснований, в силу которых ответчиком ФИО2 незаконно получен государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения, суду не представлено.

В силу положений ст. 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, в противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные ст. 2 ГПК РФ.

Истцом подан кондикционный иск, то есть требования о взыскании неосновательного обогащения, тем самым истец полагает, что его имущество в виде денежных средств неосновательно присвоено, то у него возникли убытки, а ответчик неосновательно обогатился.

Как следует из преамбулы Федерального закона №125-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Ответчиком ФИО2 выбран способ удовлетворения потребностей в жилище путем получения государственного жилищного сертификата и использования денежной субсидии с целью приобретения жилья, что свидетельствует о надлежащем исполнении государством социальных обязательств.

Порядок исчисления размера социальной выплаты в рамках реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" установлен положениями статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ.

Согласно абз. 4 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

Таким образом, законодатель, определяя условия выдачи гражданину жилищной субсидии, предусмотрел требование как об обязательном отчуждении в государственную или муниципальную собственность всех принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности жилых помещений (дача обязательства), так и уменьшение размера предоставляемой жилищной субсидии на стоимость жилых помещений в случае их отчуждения гражданами иным лицам.

Согласно п. 15(1) Правил, в случае если после постановки гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему сертификата, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой социальной выплаты учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

Исходя из системного толкования положений вышеуказанных норм, суд приходит к выводу о том, что при расчете размера жилищной субсидии должны учитываться все сделки по отчуждению принадлежащих гражданам-получателям субсидии и (или) членам их семьи жилых помещений, совершенные как до, так и после постановки данных лиц на учет в качестве граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

Из приложения к письму ФГБУ «ФКП Росреестр» от 22 февраля 2019 года следует, что 26 декабря 2016 года произвела отчуждение квартиры по адресу: Чеди-Хольский кожуун, <адрес>, до даты выдачи государственного жилищного сертификата от 15 февраля 2017 года.

В судебном заседании ответчик ФИО2 показала, что после смерти супруга, она согласно свидетельству о праве на наследство по закону получила в наследство вышеуказанную квартиру, потом в 2016 году на основании договора дарения подарила жилое помещение по адресу: <адрес>, своей дочери ФИО5.

Учитывая вышеуказанные нормы права, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что отчуждение ответчиком, принадлежащих ей на праве собственности жилого помещения перед подачи заявления на получение государственного жилищного сертификата, без каких-либо объективных причин, связанных с необходимостью отчуждения имущества, свидетельствуют о намеренном ухудшении ФИО2 жилищных условий, с целью получения социальной выплаты в большем размере, чем тот, на который имеется право в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ.

При этом, поскольку решение об участии в программе принимается добровольно, подача ответчиком заявления о признании ее участником Подпрограммы свидетельствует о том, что она была согласна с установленными Федеральным законом №125-ФЗ условиями такого участия, предусматривающими, в том числе уменьшение суммы ожидаемой выплаты.

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в соответствии со ст. 1102 ГК РФ ответчик ФИО2 неосновательно приобрела единовременную социальную выплату в размере 496 633,49 рублей за счет средств федерального бюджета, поскольку получила ФИО2 без предусмотренных Федеральным законом оснований, так как при расчете размера жилищной субсидии не была учтена сделка по отчуждению ответчиком 26 декабря 2016 года жилого помещения, с кадастровой стоимостью 496 633,49 рублей в связи с чем полагает, что ответчик без установленных оснований приобрел за счет федерального бюджета 496 633,49 рублей.

Учитывая, что предоставление ответчику государственного жилищного сертификата является социальным обязательством государства перед отдельной категорией граждан, указанное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения настоящего спора, поскольку свидетельствует об удовлетворении потребностей истца в жилье в наиболее приемлемой для них форме.

Социальные обязательства гарантируют реализацию прав и законных интересов граждан в объеме, необходимом для удовлетворения их потребностей и не должны использоваться в целях получения преимуществ перед иными лицами даже при наличии формальных к тому оснований, установленных законом.

Доказательств об уведомлении органа государственной власти о сделках по отчуждению принадлежащих ФИО2 и членам ее семьи жилых помещений, совершенные как до, так и после постановки ее на учет в качестве граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, ответчиком ФИО2 не представлено.

Напротив, ответчик в заявлении на выдачу сертификата указывала на отсутствии о гражданско-правовых сделках, пришедших к отчуждению жилого помещения, что свидетельствует об очевидной недобросовестности со стороны ФИО2

Таким образом, размер предоставляемой истице жилищной субсидии подлежал уменьшению на величину кадастровой стоимости жилого помещения.

При этом не имеет правового значения безвозмездный характер отчуждения жилого помещения, так же судом принято во внимание, что изменения о кадастровой стоимости указанного жилого помещения с 2014 года не вносились, в связи с чем суд в основу решения берет кадастровую стоимость жилого помещения в размере 496 633,49 рублей.

Из положений пунктов 48, 49 Правил следует, что социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке; в договоре банковского счета оговариваются основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений банка и владельца сертификата, на имя которого открыт банковский счет.

В соответствии с пунктом 53 Правил распорядитель счета в пределах срока действия договора банковского счета имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта Российской Федерации, указанного в сертификате, у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи, представленному распорядителем счета (пункт 65 Правил).

Приобретаемое жилое помещение (жилые помещения) в силу пункта 55 Правил оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. При приобретении двух и более жилых помещений собственники в отношении каждого жилого помещения определяются по договоренности членов его семьи.

Из материалов дела следует, что 2 марта 2017 года между ПАО «Сбербанк России» и ФИО2 заключен договор банковского счета для обслуживания государственного жилищного сертификата.

2 августа 2017 года между Б. и ФИО3, действующей за себя и ФИО2, заключили договор купли-продажи квартиры <адрес>, стоимостью 1 781 519 рублей, оплата стоимости жилья производится за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты по сертификату.

В силу пункта 2 Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает выделение доли государственного жилищного сертификата в денежном выражении одному из членов семьи участника программы. Выдел доли жилищного сертификата невозможен, в том числе и в связи с его оплатой, что свидетельствует о реализации ответчиком права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета членов своей семьи, включая дочь ФИО5, привлеченной по делу в качестве соответчика.

При таких обстоятельствах взысканию подлежит денежная сумма в размере 496 633, 49 рублей только с ответчика ФИО2, как основного участника программы.

Поскольку предоставление жилищных субсидий на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется за счет средств федерального бюджета, то при наличии правовых оснований для взыскания неосновательно полученных денежных средств они подлежат возврату в федеральный бюджет.

Поскольку истец в силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 8 166, 33 рублей подлежит взысканию с ответчика ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва к ФИО2, ФИО3 о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 неосновательное обогащение в размере 496 633 (четыреста девяносто шесть тысяч шестьсот тридцать три) рубля 49 копеек в доход федерального бюджета.

Взыскать с ФИО2 судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 8 166 (восемь тысяч сто шестьдесят шесть) рублей 33 копеек в доход бюджета муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва».

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца через Чеди-Хольский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2019 года (с учетом выходных дней 11,12 мая 2019 года)

Председательствующий Биче-оол С.Х.