ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12/19 от 24.01.2019 Ачинского городского суда (Красноярский край)

Дело 2-12/2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2019 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Корявиной Т.Ю.,

с участием представителей истца общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жилкоммунхоз» ФИО1, действующей на основании доверенности от 09 января 2019 года сроком действия по 31 декабря 2019 года и ФИО2, действующей на основании доверенности от 09 января 2019 года, сроком действия по 31 декабря 2019 года,

при секретаре Рыженковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жилкоммунхоз» к ФИО3 о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, пени,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жилкоммунхоз» (далее ООО УК «Жилкоммунхоз») обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО3 с требованиями о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, пени, мотивируя свои требования тем, что ФИО3 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем обществом был открыт финансово - лицевой счет и произведен расчет по оплате жилищно – коммунальных услуг. Ответчик плату за жилое помещение и коммунальные услуги производил частично, за период с октября 2015 года по январь 2018 года включительно, задолженность ответчика по оплате жилищно – коммунальных услуг, с учетом платежа, отнесенного в погашение задолженности, составила 65913 рубле й 77 копеек. Ответчик не пользовалась правом указания назначения платежа, исходя из этого и ст. 319 ГК РФ, исполнение засчитывалось в погашение обязательств, срок исполнения которых наступил раньше. Ответчику предлагалось добровольно погасить имеющуюся задолженность, но до настоящего времени задолженность не погашена. Просит взыскать с ответчика сумму задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг за период с октября 2015 года по январь 2018 года в размере 65 913 рублей 77 копеек, сумму пени в размере 16 705 рублей 62 копейки, а также расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 3972 руб. 95 коп. ( т. 1 л.д. 2).

Определением суда от 09 августа 2108 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Центр управления МКД», ООО «АчинскТеплоВодоУчет»( т.4 л.д. 41).

Определением суда от 14 ноября 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (т. 4 л.д. 201).

В судебном заседании представители истца ФИО1, ФИО2 поддержали заявленные исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. В ходе рассмотрения дела представитель истца ФИО1 дополнила, что до настоящего времени ответчиком за спорный период задолженность не погашена. В 2016 году в счет погашения задолженности поступали платежи, однако, в связи с тем, что у истца имелась задолженность за предыдущий период, поступившими денежными средствами была погашена предыдущая задолженность и частично задолженность за спорный период. В данном случае назначение платежа о том, за какой период вносится оплата, не указывалось. Также пояснила, что фактическое управление многоквартирным домом осуществляется обществом с 01 ноября 2018 года. Протокол общего собрания собственников жилого дома недействительным не признавался. За спорный период от ответчика по качеству предоставления коммунальных услуг не обращалась. Имеется ряд жалоб о некачественном предоставлении услуг по содержанию, однако указанные ФИО3 нарушения устранялись, либо были необоснованными.

Ответчик ФИО3 надлежащим образом извещенная о дате судебного заседания путем направления телеграммы по месту жительства и направления телефонограмм( т. 5 л.д. 20, 23, 24,25,26) в суд не явилась. Ранее в судебном заседании против заявленных требований возражала, указав, что с 2014 года не оплачивала жилищные и коммунальные услуги в связи с тем, что считает, что отсутствует договор управления многоквартирным домом, договор не заключался. Также считает, что истец незаконно начисляет платежи на общедомовые нужды. Она не является собственником общего имущества многоквартирного дома. По качеству предоставления услуг управляющей компании у ней имеются многочисленные замечания, не согласна с установленными тарифами, с расчетом платы на содержание и ремонт общего имущества. Данная позиция ответчика также изложена в представленных письменных пояснениях по делу (т. 3 л.д. 211-216, т. 4 л.д. 157 -168, 192, 234 – 243).

Представители третьих лиц ООО «Центр управления МКД», ООО «АчинскТеплоВодоУчет», Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (т. 5 л.д. 22), в судебное заседание не явились. Представитель Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, ООО «Центр управления МКД» просили дело рассмотреть без их участия (т. 4 л.д. 60, 250).

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо, участвующее в деле, само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе.

Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 36 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд принял предусмотренные законом меры по извещению ответчика о судебном заседании. Действия ответчика судом расценены как избранный ею способ реализации процессуальных прав, не могущий являться причиной задержки рассмотрения дела по существу. В связи с чем, в дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ООО «Жилкоммунхоз» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. (ст. 154 ЖК РФ).

Согласно ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 158 ЖК РФ).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Статьей 162 ЖК РФ определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящегоКодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении существенного условия договора управления многоквартирным домом о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, признанное недействительным решением суда, не подлежит применению. В этом случае плата за содержание жилого помещения подлежит перерасчету исходя из порядка определения размера платы, определяемого в соответствии с прежними условиями договора управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 статьи 162 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).

Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 размер платы за содержание определяется собственниками на общем собрании с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Если собственниками по истечении года не принимается решение об изменении тарифа, управляющая организация обязана применять тариф, утвержденный собственниками на предыдущий год.

Из материалов дела следует, ответчик ФИО3 является собственником жилого помещения – <адрес> края. Государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 83-84).

ФИО3 в указанном жилом помещении состоит на регистрационном учете (в том числе в период, заявленный ответчиком) (т.1 л.д. 10), на её имя которой открыт финансово- лицевой счет, производится начисление жилищных и коммунальных услуг.

ООО УК «Жилкоммунхоз» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (т.1 л.д. 44-58).

Обслуживание дома, в котором проживает ответчик, осуществляет истец ООО УК «Жилкоммунхоз» на основании договора управления многоквартирным домом от 01 ноября 2008 года и протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме №2 микрорайона 8 г. Ачинска, проведенного в форме заочного голосования от 30 октября 2008 года (т.1 л.д. 12-18, т.2 л.д. 54-58).

Представленный сторонами в материалы дела договор управления МКД, заключенный с ООО УК «Жилкоммунхоз» ФИО4 не подписан, однако отношения между данными лицами указывают на фактическое присоединение ФИО4 к договору управления, пользование ею предоставляемыми управляющей компанией услугами с 2008 года.

Представленное решение общего собрания от 30 октября 2008 года, с момента принятия, собственниками МКД не оспаривалось, истцом фактически оказывались услуги по управлению многоквартирным домом, в том числе в спорный период с 01 октября 2015 года по 31 января 2018 года. Сведений об избрании собственниками иной управляющей компании, либо способа управления многоквартирным домом, не имеется. Наличие договора управления заключенного собственниками многоквартирного дома ООО УК «Жилкоммунхоз» от 06 июля 2008 года правового значения в данном случае не имеет ввиду фактического оказания услуг по управлению с 01 ноября 2008 года.

Деятельность по осуществлению управления многоквартирным домом ООО УК «Жилкоммунхоз» осуществляется на основании лицензии от 17 апреля 2015 года, выданной Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края(т. 5 л.д. 15).

Согласно условиям договора управления многоквартирным домом, управляющая компания по заданию собственника за плату исполняет работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, содействует предоставлению коммунальных ресурсов ( холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление), а также предоставляет другие услуги, связанные с обслуживанием дома (вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание приборов учета и др.) ( п.2.2.)( т.1 л.д. 12).

В соответствии с п. 4.1. договора, цена договора определяется исходя из перечня работ и услуг тарифов за работы и услуги и складывается из суммы платы за жилое помещения и коммунальные услуги.

Согласно п.4.4. договора, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (квитанций) представленных не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном действующим законодательством.(т.1 л.д. 16).

Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> проведенного в форме заочного голосования от 25 мая 2015 года утверждены тарифы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (в размере 24,14 руб. на 1 кв.м общей площади с учетом НДС в месяц), на сбор и вывоз твердых бытовых отходов (в размере 2,20 руб. на 1 кв.м. общей площади с учетом НДС в месяц), а также установлено, что указанные тарифы не чаще одного раза в год индексируется на индекс потребительских цен, рассчитанный территориальным органом федеральной службы государственной статистики по красноярскому краю за каждый предыдущий год в целом по товарам и услугам. Протоколом общего собрания утвержден перечень работ по содержанию и общего имущества многоквартирного дома, минимальный перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, форма ежегодного отчета управляющей компании перед собственниками многоквартирного дома и т.д. ( л.д. 2 л.д. 18-20). При этом в протоколе имеется запись о том, что ФИО4 с протоколом ознакомлена, с тарифом согласна. Сведений о признании недействительным указанного протокола общего собрания собственников многоквартирного дома не имеется.

Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 24.05.2016 года утверждены тарифы на период с 01.06.2016 года по 31.05.2018 года на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, управлением многоквартирным домом в размере 25, 81 рублей, тариф на вывоз мусора в размере 2,22 руб., также утвержден перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома на период. 01.06.2016 года по 31.05.2018 года, а также утвержден перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома на период с 01.06.2016 года по 31.05.2018 года( т. 5 л.д. 2-14). В соответствии с п. 3.4.6. договора управления многоквартирным домом от 01 ноября 2008 года управляющая компания должна от своего имени заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры, обеспечивающие предоставления коммунальных ресурсов собственнику в соответствии с действующим законодательством РФ ( т.1 л.д. 14). Сведений о признании недействительным указанного протокола общего собрания собственников многоквартирного дома не имеется.

Во исполнение требований указанного договора истцом заключен договор на услуги водоснабжения и водоотведения с ООО «Теплосеть» от 13 марта 2014 года ( т.4 л.д. 66-68), а также на теплоснабжение с ООО «Теплосеть» от 13 марта 2013 года ( т.4 л.д. 62-65). Сведений о переходе собственников на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями не имеется.

Согласно представленному истцом расчету задолженности по оплате коммунальных услуг, истории начисления и платежей, по состоянию на 01 октября 2015 года, задолженность ответчика за жилищные и коммунальные услуги составила 19568 руб. 66 коп., за указанный период начислено 67345 руб. 11 коп., внесено 21 000 рублей. Таким образом, за период с 01.10.2015 года по 01.01.2018 года сумма долга за спорный составляет 65 913 руб. 77 коп( т.1 л.д. 5,6).

Расчет задолженность с указанием сумм начислений по каждому виду услуги подробно представлен в расчете истцом (т. 4 л.д. 127-128), указанные данные подтверждаются представленными начислениями в финансовом периоде за каждый месяц спорного периода ( т. 1 л.д. 88-105), платежными документами, направляемыми истцом ответчику (т. 4 л.д. 98-125), при этом ответчиком иного расчета не представлено.

В целях проверки доводов ФИО4 о не соблюдении истцом требований к определению размера платы за коммунальные услуги, а также проверки соблюдения требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в спорный период, суд было направлен запрос в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

В ходе рассмотрения дела и в результате проверки, проведенной службой строительного надзора и жилищного контроля по запросу суда, за спорный период не выявлено нарушений начисления платы за горячее и холодное водоснабжение на индивидуальное потребление, начисления платы за отопление, холодное водоснабжение на общедомовые нужды, горячее водоснабжение на общедомовые нужды, а также размера платы за содержание и текущий ремонт. Сведений об оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества не имеется, что подтверждается представленными подробными пояснениями специалиста службы. Кроме того, установлено, что в платёжных документах ООО УК «Жилкоммунхоз» в каждом расчетном периоде указана площадь жилых и нежилых помещений, актуальная в конкретном расчетном периоде, что не нарушает требования жилищного законодательства. Площадь придомовой территории МКД при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги не применяется (т. 4 л.д. 228-233).

Так, порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение) регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вступило в силу 30.06.2016) размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами № 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, порядок расчета и внесения платы за коммунальную услугу по отоплению до 30.06.2016 регламентирован Правилами № 307, с 01.07.2016 – Правилами № 354.

Как следует из результатов проверки Службы строительного надзора и жилищного контроля, расчет размера платы за коммунальные услуги ( на индивидуальное потребление) выполнен в соответствии с требованиями Правил № 354, Правил № 307. (т. 4 л.д. 228-233).

Что касается коммунальных услуг на общедомовые нужды, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с пунктом 44 по формуле № 10 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления на ОДН, установленного Постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 N 370-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края".

Согласно п. 46 Правил № 354 плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с п. 44 Правил № 354, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях.

Определение объемов потребления и порядок начисления платы за КУ ХВС, ГВС на общедомовые нужды в расчетные периоды с октября 2015 по декабрь 2016 выполнено согласно установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам и нормативам, нарушений Правил № 354 не установлено(т. 4 л.д. 228-233)..

Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями.

Постановлением № 1498 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306) предусмотрено исключение из Правил № 306 нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды и включение нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые в соответствии с Постановлением № 1498 в Правила № 354 одновременно подлежат использованию при расчете платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В пункте 2 Правил № 306 даны определения понятиям:

«норматив потребления коммунальной услуги» - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами № 354;

«норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» - это определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг (ссылка на Правила № 354), а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

На территории Красноярского края нормативы на холодную и горячую воду, электрическую энергию, отведение сточных вод, используемые в целях содержания общего имущества в МКД утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 17.05.2017 № 271-п (далее - Постановление № 271-п) и действуют с 01.06.2017.По состоянию на 01.11.2016 года в Красноярском крае утверждены следующие нормативы потребления коммунальных услуг:

- норматив на ГВС и ХВС на ОДН установлен постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 № 370-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края» в размере 0,0319 куб. метр в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

Учитывая нормы части 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Такая ситуация возможна, если в МКД установлен общедомовой прибор учета коммунальных ресурсов.

Соответственно, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений постановления № 1498.

Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действующей с января по май 2017) установлено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, после утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме будет определяться размером соответствующего норматива потребления.

В платежных документах за январь-май 2017 года управляющая компания предъявила к оплате за холодную воду, используемую в целях содержания общего имущества в МКД суммы, рассчитанные УК исходя из нормативов потребления, без учета фактических показаний общедомового прибора учета холодной воды в связи с тем, что расчет оплаты по фактическим показаниям прибора учета превысил нормативное потребление. Нарушений не установлено(т. 4 л.д. 228-233).

На территории Красноярского края нормативы на холодную и горячую воду, электрическую энергию, отведение сточных вод, используемые в целях содержания общего имущества в МКД утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 17.05.2017 № 271-п (далее - Постановление № 271-п) и действуют с 01.06.2017.

Нарушений при начисление платы за коммунальные ресурсы в расчетные периоды с июля 2017 по январь 2018 не установлено. (т. 4 л.д. 228-233).

В обоснование многочисленных доводов об отсутствии оснований для взыскания с неё жилищных услуг, ФИО3 указала, что услуги истцом, в том числе, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома оказывались ненадлежащим образом.

Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества(пп. "а" п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 354:

Частью 10 статьи 156 ЖК РФ установлено, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила № 491).

В силу п. п. 6 - 8 Правил №491, изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обслуживающая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.

Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.

Согласно п. п. 15, 16 Правил №491, факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Таким образом, изменение размера платы за жилое помещение вследствие оказания услуг ненадлежащего качества может быть произведено только на основании заявления потребителя (собственника жилого помещения) и акта нарушения качества в оказании услуг или выполнении работ.

Подтверждением факта оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества может служить заявка в аварийно-диспетчерскую службу о факте не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, заявление в обслуживающую организацию об изменении размера платы за коммунальные услуги и акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.

Таким образом, указанными положениями предусмотрен особый порядок установления факта непредставления услуг по содержанию и ремонту жилого помещения или предоставления данных услуг ненадлежащего качества.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ процессуальная обязанность представить доказательства в подтверждение факта невыполнения работ или оказания услуг ненадлежащего качества лежит в данном случае на истце по встречному исковому заявлению, которому предоставлены правомочия по защите своих прав, но при условии обнаружения недостатков выполненной работы и заявления об этом.

Вместе с тем, как следует из материалов гражданского дела, в спорный период, то есть с 01 октября 2015 года по 31 января 2018 года акты о нарушении качества оказания услуг и выполнения работ не представлены.

В материалах дела имеются сведения об обращении ответчика в спорный период и ответы на них истцом и иными организациями( т. 1 л.д. 113-217) Между тем, указанные обращения ответчика связаны с получением каких- либо документов последней, разрешением вопросов не входящих в компетенцию ООО « Жилкоммунхоз», признанных необоснованными истцом, либо о проведении работ, какие были исполнены управляющей компанией в спорный период.

В отношении ООО УК «Жилкоммунхоз» в спорный период Службой строительного надзора и жилищного контроля проводились проверки. Согласно акту от 22 декабря 2017 года каких – либо нарушений не выявлено (т.4 л.д. 92-94). Согласно акту от 10 января 2018 года при проведении проверки установлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года, а именно, частичное увлажнение грунда подвального помещения, частичное отсутствие освещения подвального помещения, частичная неисправность приямка при входе в подвальное помещение, расположенного между 3и 4 подъездом (трещины штукатурно – окрасочного слоя стен, неисправность ступеней лестницы), частично не закреплены слаботочные сети в подъездах, а также на фасаде здания( т.4 л.д. 52-57). Согласно акту проверки от 06 апреля 2018 года выявленные нарушения были устранены. ( т.4 л.д. 86-88).

Между тем, указанный акт проверки от 10.01.2018 года не является доказательством ненадлежащего оказания услуг в спорный период истцом на основании вышеуказанных норм закона. Согласно данному акту, протечек инженерных сетей не установлено, температурно – влажностных режим в подвальном помещении обеспечен, разрушений защитного слоя межпанельных швов, наличие мусора в местах общего пользования. не выявлено ( т.4 л.д. 58-59).

Обстоятельства предоставления ненадлежащего качества услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, истцом не доказаны.

В свою очередь, в обоснование доводов о надлежащем оказании жилищно-коммунальных услуг ООО УК «Жилкоммунхоз» представлены перечень типовых услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома ( т.2 л.д. 21-34), акты осмотра общего имущества многоквартирного жилого дома( т.2 л.д. 62-66), акты приемки выполненных работ, в соответствии с которыми выполнялись работы (т.1 л.д. 71 -159), договоры на выполнение работ по текущему ремонту сетей тепло, водоснабжения, уборке общих помещений, содержание сетей тепло, водоснабжения и водоотведения, работ по текущему ремонту конструктивных элементов, входящих в состав общего имущества дома, на выполнение работ по текущему ремонту жилищного фонда, содержанию конструктивных элементов( т. 2 л.д. 189-241, т. 3 л.д. 3-9).

Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, руководствуясь указанными выше нормами материального права, суд приходит к выводу, что ФИО3 не представлено доказательств оказания ей жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества, произведения неправильных начислений платы за жилищно-коммунальные услуги.

Приказом мирового судьи судебного участка №3 в г.Ачинске от 21.03. 2018 года с ФИО3 взыскана задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01 октября 2015 года по 31 января 2018 года включительно( т.1 л.д. 69), однако определением от 19 апреля 2018 года судебных приказ был отменен. Сведений об удержании в счет погашения задолженности с ФИО3 не имеется ( т. 1 л.д. 71).

С учетом изложенных обстоятельств и требований закона, суд считает требования истца ООО УК «Жилкоммунхоз» о взыскании с ФИО3 задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 65 913 руб. 77 коп., основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Пунктом 14 ст. 155 ЖК РФ (в редакции ФЗ от 25.12.2012г. № 271-ФЗ действовавшего до 03.11.2015г.) было установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

Согласно п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (в ред. от 03.11.2015г. № 307-ФЗ, изменения вступили в силу с 01.01.2016.), лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Истец просит взыскать пени за невнесение платы за период с 11.11.2015 года по 10.05.2018 года в сумме 16 705 руб. 62 коп., исходя из представленного расчета (л.д.8-9).

На основании вышеизложенного, учитывая, что задолженность ответчиком не погашена до настоящего времени, с ФИО3 подлежит взысканию пени, в соответствии с представленным расчетом, проверенным судом, за период 11.11.2015 года по 10.05.2018 года в сумме 16705 руб. 62 коп.

В соответствии со статьей 15 ГК Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО3. задолженности, ООО УК «Жилкоммунхоз» была оплачена государственная пошлина в сумме 1293 руб. 05 коп.

Зачет данных сумм при возбуждении гражданского дела Ачинским городским судом не производился, в связи с чем названные расходы по оплате государственной пошлины не могут быть признаны судебными издержками по текущему делу, и не подлежат возмещению истцу как убытки, понесенные в связи с нарушением ФИО3 прав управляющей компании

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Учитывая, что при подаче в суд искового заявления истцом оплачена госпошлина в сумме 2679 рублей, в связи с удовлетворением исковых требований, с ФИО3 в пользу ООО УК «Жилкоммунхоз» подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 2679 рублей.

.Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО3 в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкоммунхоз» задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 01 октября 2015 года по 31 января 2018 года и пени за период с 11 ноября 2015 года по 10 мая 2018 года в общей сумме 82 619 (восемьдесят две тысячи шестьсот девятнадцать) рублей 39 копеек, расходы в сумме 2678 руб. 58 коп., а всего 85 298 (восемьдесят пять тысяч двести девяносто восемь) руб. 39 коп.

Ответчиком может быть подано заявление в Ачинский городской суд об отмене настоящего заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Решение также может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Т.Ю. Корявина

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2019 года.