Дело № 2 – 12/2019 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2019 года с.Коса
ФИО1 районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Андросенко О.В.
при секретаре Истоминой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В к администрации Косинского муниципального района о признании права на получение социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» без передачи занимаемого помещения органу местного самоуправления, возложении обязанности включить в сводный список граждан – получателей жилищных сертификатов в 2019 году по Пермскому краю, выдать жилищный сертификат,
у с т а н о в и л :
В обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что первоначально на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Инвалиды 1-2 группы» с ДД.ММ.ГГГГ состоял А, после смерти которого, ДД.ММ.ГГГГ учетное дело переоформлено на Р, а в последующем ДД.ММ.ГГГГ на него, в связи со смертью РДД.ММ.ГГГГ комиссия по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Косинского муниципального района уведомила об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата по причине того, что не вступил в наследство на жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Р, в связи с чем не имеется возможности исполнить обязательство по передаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Считает, что данное основание не предусмотрено законодательством, регламентирующим выдачу государственного жилищного сертификата. В связи с отсутствием в собственности жилого помещения, отсутствует обязанность по передаче жилого помещения в собственность муниципального образования.
В судебном заседании истец В участия не принимал, направив заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя С, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель истца С, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал требования о признании права В на получение жилищной субсидии, по доводам, изложенным в иске, на исковых требований о возложении обязанности включить в сводный список граждан на 2019 год и выдать жилищной сертификат не настаивал.
Представитель ответчика – администрации Косинского муниципального района Пермского края К, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что законодатель предусматривает не только сам факт наследования очереди, но и основополагающие элементы реализации права на получение жилищных субсидий. В связи со смертью А и Р условие о безвозмездной передаче жилого помещения, должно быть выполнено членом их семьи, унаследовавшим право на получение жилищной субсидии. Считает, что право на получение жилищной субсидии при таких обстоятельствах, истец не имеет.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Пермского края в судебное заседание не явился, в отзыве, направленном в суд, представитель П, действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с иском не согласна, просила в его удовлетворении отказать, изложив позицию, аналогичную высказанной представителем ответчика в судебном заседании, дополнительно указав на то обстоятельство, что истец, отказавшись от наследства Р, совершил действия по уклонению от соблюдения установленных законом норм и условий в целях получения жилищной субсидии, что не может указывать на добросовестность при реализации им жилищных прав.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно преамбуле, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (далее - Положение).
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их жительства таких граждан. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1085 «О неотложных мерах по социально-экономическому развитию <адрес>» Гайнский, ФИО1 и <адрес>ы <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» состоял А
Постановлением главы Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело А переоформлено на Р в связи со смертью первоначального заявителя.
Решением комиссии по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело переоформлено на В в связи со смертью РДД.ММ.ГГГГ.
В связи с подготовкой к выдаче государственного жилищного сертификата в 2019 году проведена проверка учетного дела, в результате которой В указано, что поскольку, условие о передаче жилого помещения в муниципальную собственность после смерти Р не может быть выполнено по причине того, что В не вступил в права наследства, право на получение жилищной субсидии должно быть доказано в судебном порядке. Кроме того, комиссией указано на отсутствие в материалах учетного дела документов, подтверждающих право проживания по адресу: <адрес>.
Судом также установлено, что после смерти РДД.ММ.ГГГГ, наследниками являлись: сыновья – М, Н, В, наследственное имущество заключалось, в том числе и на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГВ отказался оформлять свои наследственные права, в том числе и на указанный жилой дом.
Согласно свидетельству о праве на наследства по закону от ДД.ММ.ГГГГ наследником имущества Р, умершей ДД.ММ.ГГГГ, является М
В не имеет в собственности жилого помещения, что подтверждается сведениями из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно сведениям из домовой книги, адресной справки из МП ПП (дислокация <адрес>) МО МВД России «Кочевский» по адресу: <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, между М (наймодатель) и В(наниматель).
Согласно представленной стороной ответчика выписке из сводного списка участников программы, В состоит на данным учете, подтвердив свое участие в основном мероприятии в 2019 году, под номером 17.
По смыслу ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ и вышеназванных норм условия выдачи государственного жилищного сертификата относительно обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность распространяются на граждан, проживающих в жилом помещении по договору социального найма жилого помещения, по договору специализированного жилого помещения либо в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.
Судом установлено, что В, состоявший в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и включенный в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2019 году по <адрес>, не имеет на праве собственности жилых помещений, не занимает жилое помещение на условиях договора социального найма.
Следовательно, В на момент признания его участником программы и подачи заявления о выдаче государственного жилищного сертификата не должен предоставлять обязательство о передаче занимаемого жилого помещения в государственную либо муниципальную собственность.
Проживание В в жилом помещении, не принадлежащем ему на праве собственности, либо на условиях социального найма не может служить основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата.
Позиция администрации муниципального района и Министерства строительства и архитектуры сводится к оспариванию права истца на получение жилищной субсидии, ссылаясь на совершение В действий в виде отказа от принятия наследства на жилое помещение, принадлежащее при жизни первоначальному заявителю на праве собственности.
Вместе с тем, факт отказа В от принятия наследство не может служить обстоятельством ухудшения его имущественного положения, так как истец не имел на праве собственности жилого помещения, а лишь свидетельствует о нежелании нести бремя ответственности собственника.
При таких обстоятельствах, принятое решение комиссией по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при администрации Косинского муниципального района об отсутствии у В права на получение жилищной субсидии не соответствует требованиям законодательства, иск в этой части подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, принимая во внимание, что обстоятельств по исключению из сводного списка граждан – получателей жилищных сертификатов, а также по оформлению и выдаче или отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата, судом не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации Косинского муниципального района <адрес> о включении истца в сводный список граждан – получателей жилищных сертификатов в 2019 году по <адрес> и возложении обязанности выдать жилищный сертификат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать за В право на получение социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» без передачи занимаемого помещения органу местного самоуправления.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через ФИО1 районный суд в течение одного месяца.
Судья подпись О.В. Андросенко
Копия верна. Судья О.В. Андросенко