Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2014 года Черемховский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Роговой И.В.
с участием прокурора Шишкина Ф.А.
при секретаре Козловой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело 2-12/2014 по заявлению прокурора г.Черемхово в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тальниковского муниципального образования о возложении обязанности по разработке и утверждению административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля,-
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Черемхово обратился в суд с заявлением к администрации Тальниковского муниципального образования о возложении обязанности по разработке и утверждению административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля, в заявлении указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления поселений требований действующего законодательства в части осуществления функций по муниципальному земельному контролю за период 2012-2013 годы. Прокурор полагает, что проведение проверок в порядке муниципального земельного контроля в отсутствие утвержденного административного регламента, противоречит требованиям законодательства и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, проверяемых администрацией поселения в рамках муниципального земельного контроля. Прокурор также считает, что администрацией Тальниковского МО нарушены интересы Российской Федерации и Иркутской области и просит суд обязать администрацию Тальниковского муниципального образования разработать и утвердить административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле Ш. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - глава администрации Тальниковского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен своевременно надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Тальниковского МО, против удовлетворения заявленных прокурором г.Черемхово требований не возражал.
Выслушав истца, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Согласно п. 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.
Таким образом, требования федерального законодательства по данному вопросу носят императивный характер, соответственно органы местного самоуправления обязаны принять меры к организации и осуществлению муниципального земельного контроля.
Вместе с тем, проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что администрацией Тальниковского муниципального образования работа на данном направлении организована ненадлежащим образом.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. При этом, разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Иркутской области Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности урегулирован Постановлением Правительства Иркутской области от 29.10.2012 N 595-пп (далее - Порядок).
Информацией главы Тальниковского МО от 13.11.2013 года № 285 подтверждается, что в Тальниковском муниципальном образовании осуществление муниципального земельного контроля регламентируется только Положением о муниципальном земельном контроле, утвержденным постановлением администрации от 04.04.2011 № 14.
Анализ указанного Положения свидетельствует о том, что оно не заменяет собой административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля, поскольку не соответствует требованиям, установленным вышеуказанным Порядком.
Так, в соответствии с п.10 Порядка, в административный регламент включаются следующие разделы:
а) общие положения;
б) требования к порядку осуществления муниципального контроля;
в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
г) порядок и формы контроля за осуществлением муниципального контроля;
д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный контроль, а также его должностных лиц.
Порядком также установлены требования к каждому из указанных разделов. В частности, раздел "Общие требования" должен состоять из следующих глав:
а) вид муниципального контроля;
б) наименование органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный контроль. Если в осуществлении муниципального контроля участвуют иные органы, а также организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Иркутской области, муниципальными правовыми актами, то указываются все органы и организации, участие которых необходимо при осуществлении муниципального контроля;
в) перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
г) предмет муниципального контроля;
д) права и обязанности должностных лиц органа местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля;
е) права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляются мероприятия по муниципальному контролю;
ж) описание результата осуществления муниципального контроля.
Раздел "Требования к порядку осуществления муниципального контроля" должен состоять из следующих глав:
а) порядок информирования об осуществлении муниципального контроля;
б) сведения о размере платы за услуги экспертов, экспертных организаций, участвующих в осуществлении муниципального контроля (глава указывается в случае, если в осуществлении муниципального контроля участвуют иные организации (эксперты, экспертные организации), не являющиеся органами муниципального контроля), информация об основаниях и порядке взимания указанной платы;
в) срок осуществления муниципального контроля.
Раздел "Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме" должен состоять из глав, соответствующих количеству административных процедур. В начале указанного раздела указывается исчерпывающий перечень административных процедур, содержащихся в этом разделе. Описание каждой административной процедуры должно содержать следующие обязательные элементы:
а) основания для начала административной процедуры;
б) содержание каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения;
в) сведения о должностном лице, ответственном за выполнение каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры. Если нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие осуществление муниципального контроля, содержат указание на конкретную должность, она указывается в тексте административного регламента;
г) условия, порядок и срок приостановления осуществления муниципального контроля в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Иркутской области, а также муниципальными правовыми актами;
д) критерии принятия решений;
е) результат административной процедуры и порядок передачи результата, который может совпадать с основанием для начала выполнения следующей административной процедуры;
ж) способ фиксации результата выполнения административной процедуры, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административной процедуры.
В приложении к административному регламенту приводится Блок-схема осуществления муниципального контроля.
Раздел "Порядок и формы контроля за осуществлением муниципального контроля" должен состоять из следующих глав:
а) порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный контроль, положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению муниципального контроля, а также за принятием ими решений;
б) порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества осуществления муниципального контроля, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством осуществления муниципального контроля;
в) ответственность должностных лиц органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный контроль, за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления муниципального контроля;
г) положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за осуществлением муниципального контроля, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.
В разделе "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный контроль, а также его должностных лиц" указываются следующие сведения:
а) информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе осуществления муниципального контроля;
б) предмет досудебного (внесудебного) обжалования;
в) исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается;
г) основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования;
д) права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
е) органы и должностные лица, которым может быть направлена жалоба в досудебном (внесудебном) порядке;
ж) сроки рассмотрения жалобы;
з) результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования.
Судом установлено, сто положение о муниципальном земельном контроле, утвержденное постановлением администрации от 04.04.2011 № 14, не содержит вышеуказанных норм. Соответственно, проведение проверок в порядке муниципального земельного контроля в отсутствие утвержденного административного регламента, противоречит требованиям законодательства и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, проверяемых администрацией поселения в рамках муниципального земельного контроля.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором г.Черемхово требования к администрации Тальниковского муниципального образования, поскольку администрацией Тальниковского МО нарушены интересы Российской Федерации и Иркутской области. Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию России и законы. Поскольку администрацией поселения не исполнены требования Федерального закона № 294-ФЗ в части утверждения административного регламента, а также Постановления Правительства Иркутской области от 29.10.2012 N 595-пп «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности», ответчиком нарушены интересы Российской Федерации и Иркутской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,-
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию Тальниковского муниципального образования разработать и утвердить административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Черемховский районный суд в течение одного месяца с момента его вынесения.
Судья: