Дело № 2-12/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Мраково 27 января 2017 года
Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Абдрахимова Г.А.,
с участием старшего помощника прокурора Кугарчинского района РБ Багманова И.М.,
при секретаре Григорьевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кугарчинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования муниципальный район Кугарчинский район Республики Башкортостан к администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан, Бикбулатову ФИО8, Давлетовой ФИО9 о признании договора ничтожным (недействительным),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кугарчинского района РБ в и интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования муниципальный район Кугарчинский район Республики Башкортостан обратился в суд с иском к администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан, Бикбулатову ФИО10, Давлетовой ФИО11 о признании договора ничтожным (недействительным), указывая, что прокуратурой Кугарчинского района РБ проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего использование государственного муниципального имущества. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МР Кугарчинского района РБ в лице главы администрации ФИО12 и Бикбулатовым И.Л. заключен договор мены автомобилей, принадлежащих каждой из сторон на праве собственности: 1. автомашина TOYOTA <данные изъяты>, принадлежит Администрации МР Кугарчинский район РБ на праве собственности; 2. автомашина <данные изъяты>, принадлежит Бикбулатову И.Л. на праве собственности. Администрацией МР Кугарчинский район РБ путем заключения ДД.ММ.ГГГГ договора мены автомобилей осуществлена приватизация муниципального имущества – автомашины <данные изъяты> В нарушение требований закона указанный договор мены автомобилей заключен без проведения конкурса или аукциона на право заключения этого договора. Администрацией МР Кугарчинский район РБ по договору мены от ДД.ММ.ГГГГ приобретен в собственность автомобиль TOYOTA <данные изъяты> рыночной стоимостью <данные изъяты> рублей без проведения закупочных процедур. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав граждан на равный доступ к приватизации государственного и муниципального имущества. По уточненным исковым требованиям просит признать договор мены автомобилей, принадлежащих каждой из сторон на праве собственности: автомашины <данные изъяты> принадлежащего администрации МР Кугарчинский район РБ на паве собственности; автомашины TOYOTA <данные изъяты>, принадлежащего Бикбулатову И.Л. на праве собственности, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МР Кугарчинский район РБ в лице главы администрации ФИО13. и Бикбулатовым И.Л., недействительным (ничтожным); применить последствия недействительности ничтожных сделок: обязать Давлетову З.М. передать администрации МР Кугарчинский район РБ автомашину <данные изъяты> обязать администрацию МР Кугарчинский район РБ передать Бикбулатову И.Л. автомашину <данные изъяты>
В судебном заседании старший помощник прокурора Кугарчинского района РБ Багманов И.М. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика Администрации МР Кугарчинский район РБ Петухов В.И. (по доверенности) исковые требования прокурора о признании договора мены автомобилей ничтожным, применении последствий ничтожности сделки признал в полном объеме. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Ответчики Бикбулатов И.Л., Давлетова З.М. о рассмотрении дела неоднократно надлежаще извещены, в судебное заседание не явились, каких-либо заявлений в защиту своих прав и ходатайств по делу суду не заявляли.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных ответчиков.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года между администрацией МР Кугарчинского района РБ в лице главы администрации ФИО14. и Бикбулатовым И.Л. заключен договор мены автомобилей, согласно которого автомашина <данные изъяты> принадлежащая Администрации МР Кугарчинский район РБ на праве собственности обменяна на автомашину <данные изъяты> принадлежащую Бикбулатову И.Л. на праве собственности.
Распоряжением Администрации МР Кугарчинский район РБ № <данные изъяты>., передано в собственность Бикбулатову И.Л. автотранспортное средство –легковой автомобиль марки <данные изъяты>, рыночной стоимостью <данные изъяты> рублей. Факт передачи сторонами предметов сделки- автомобилей, подтверждается актами приема передачи от <данные изъяты> года, подписанных Бикбулатовым И.Л. и ФИО15главой администрации Кугарчинского района РБ.
Распоряжением Администрации МР Кугарчинский район РБ № <данные изъяты>., Администрацией МР Кугарчинский район РБ принято в собственность автотранспортное средство –легковой автомобиль марки <данные изъяты>.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества установлены в п. 1 ст. 13 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества": 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Согласно ч. 1 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи. Информация о приватизации государственного или муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальных сайтах в сети "Интернет", определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее - соответственно официальное печатное издание и официальный сайт в сети "Интернет"), а также на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 18 этого же Федерального закона на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Из содержания ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее - продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Администрацией МР Кугарчинский район РБ путем заключения ДД.ММ.ГГГГ договора мены автомобилей, осуществлена приватизация муниципального имущества – автомашины <данные изъяты> Принадлежность автомашины администрации муниципального района подтверждается договором купли-продажи №<данные изъяты>, справкой главного бухгалтера администрации района, согласно которой указанная автомашина принята на баланс администрации ДД.ММ.ГГГГ года и снята с баланса администрации района по распоряжению №<данные изъяты>
По сообщению Комитета по управлению собственностью Министерства земельных отношений РБ по Кугарчинскому району № <данные изъяты>., при заключении договора мены автомобилей от ДД.ММ.ГГГГ года конкурсные процедуры не проводились.
Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержит способы и процедуру приватизации, которые не были соблюдены при передаче в собственность муниципального имущества.
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, и в числе таких способов не указана возможность мены муниципального имущества на имущество, находящееся в частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ обмен государственного или муниципального имущества на находящееся в частной собственности имущество не допускается.
Оспариваемые действия администрации района являются незаконными и нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, которые в соответствии с законодательством о приватизации могли участвовать в приватизации спорного имущества
В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, исходя из материалов дела и анализа положений вышеуказанных норм Закона, суд приходит к выводу о незаконности вышеуказанного договора мены и полагает что имеются основания для применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В доход местного бюджета согласно п.3 ч.1 статьи 333.19 НК РФ, ч.1 статьи 103 ГПК РФ, с Бикбулатова И.Л., Давлетовой З.М. подлежит взысканию госпошлина по <данные изъяты> с каждого.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать договор мены автомобилей, принадлежащих каждой из сторон на праве собственности: автомашины <данные изъяты> принадлежащего администрации МР Кугарчинский район РБ на паве собственности; автомашины <данные изъяты> принадлежащего Бикбулатову И.Л. на праве собственности, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МР Кугарчинский район РБ в лице главы администрации ФИО16 и Бикбулатовым И.Л., недействительным.
Применить последствия недействительности ничтожных сделок:
- обязать Давлетову З.М. передать администрации МР Кугарчинский район РБ автомашину <данные изъяты>
- обязать администрацию МР Кугарчинский район РБ передать Бикбулатову И.Л. автомашину <данные изъяты>
Взыскать с Бикбулатова ФИО17, Давлетовой ФИО18 государственную пошлину в доход бюджета муниципального района Кугарчинский район РБ по <данные изъяты> рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через межрайонный суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий Абдрахимов Г.А.