Дело № 2-12/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 января 2018 года с. Миасское Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С., при секретаре Кузмичевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Красноармейскому районному отделению Общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области о признании постановления об исключении из членов общества незаконным, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратился к Красноармейскому районному отделению региональной общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области с иском о признании незаконным и отмене постановления Совета Красноармейского районного отделения «Облохотрыболовсоюза» от 09 апреля 2016 года в части исключения ФИО1 из членов «Облохотрыболовсоюза». В обоснование требований указал, что оспариваемым постановлением он был исключен из членов «Облохотрыболовсоюза» за нарушение требований Устава «Облохотрыболовсоюза». Однако ни одно из положений Устава, за которые его можно было бы исключить из членов общества, им не был нарушен. До настоящего времени истцу не пояснили, какие требования устава он нарушил, какие решения органов управления и государственного контроля не выполнил. Считает, что не была соблюдена процедура принятия решения об его исключении, поскольку по всем якобы совершенным им нарушениям объяснения не отбирались, данные нарушения на заседании дисциплинарной товарищеской комиссии не рассматривались, о том, что на заседании Совета будет разбираться его персональное дело, он в известность поставлен не был, с документами, на основании которых он был исключен, не ознакомлен. Считает, что это ответная реакция на то, что он стал интересоваться результатами финансово-хозяйственной деятельности ФИО2 на посту председателя правления Красноармейского районного отделения Общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области, его злоупотреблениями. Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия. Представитель истца ФИО1 – ФИО3 в судебном заседании на иске настаивал. Представитель ответчика Красноармейского районного отделения Общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области, третьего лица Общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области ФИО4 иск не признал, указал, что в заседании Совета Красноармейского районного отделения Общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов», на котором истец был исключен из членов общества, принимали участие члены дисциплинарной товарищеской комиссии, на заседание Совета ФИО1 не вызывался, о том, что 09 апреля 2016 года будут рассматривать вопросы нарушения им Устава общества, не извещался. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Из материалов дела следует, что очередная ХV отчетно-выборная конференция Красноармейского районного отделения общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области 09 апреля 2016 года в п. 8 постановления поручила вновь избранному Совету Красноармейского районного отделения «Облохотрыболовсоюза» исключить из членов «Облохотрыболовсоюза» ФИО1 и ФИО5 за нарушение требований Устава «Облохотрыболовсоюза» и невыполнение решений органов управления и государственного контроля (л.д. 82). На заседании Совета Красноармейского районного отделения общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области от этой же даты, оформленного протоколом №1, ФИО1 исключен за невыполнение распоряжения Правления Облохотрыболовсоюза от 12 января 2015 года о проведении зимнего маршрутного учета 2015 года и нарушение пунктов 6.10.1, 6.10.3, 6.10.4., 6.18.8. Устава. На этом же заседании избрана дисциплинарная товарищеская комиссия (л.д. 78-81). Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении исковых требований ФИО5 о признании незаконным и отменить решение правления Общественной организации «Союз обществ охотников и рыболов» Челябинской области от 29 мая 2015 года в части выражения недоверия председателю бюро п/о «ЧТПЗ» ФИО1, рекомендации правлению Красноармейского РООиР освободить от обязанностей председателя бюро «ЧТПЗ» ФИО1, поручения председателю правления Красноармейского РООиР ФИО2 назначить и.о. председателя бюро п/о ЧТПЗ и в августе текущего года провести отчетно-выборную конференцию с избранием нового состава бюро, предупреждения п/о «ЧТПЗ», что в случае непринятия данным постановлением мер, будет рассмотрен вопрос об отстранении п/о «ЧТПЗ» от ведения охотничьего хозяйства; признании незаконным и отмене решение правления Общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области от 31 июля 2015 года в части оставления решения, принятого Постановлением Правления «Облохотрыболовсоюза» от 29 мая 2015 года в отношении п/о v ЧТПЗ» без изменений, отстранения п/о «ЧТПЗ» от участия в ведении Актюбинского егерского участка (Тирикульское охотхозяйство), внесения изменений в Постановление правления «Облохотрыыболовсоюза» от июня 2009 года (протокол №24) «Состав угодий и структура ведения охотничьих хозяйств «Облохотрыболовсоюза», которым исключен п. 44 о записи «п/о ЧТПЗ»; признании незаконным Положения о первичных организациях ОО «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области; признания незаконным и отмене решение правления Общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области от 17 ноября 2015 года в части прекращения деятельности п/о ООиР ЧТПЗ, снятия с учета Красноармейского районного отделения ОО «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области первичной организации охотников и рыболовов ЧТПЗ. Требования в части признания недействительным протокола ХV отчетно-выборная конференция Красноармейского районного отделения общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области от 09 апреля 2016 года, протокола №1 заседания Совета Красноармейского районного отделения общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области в части исключения из членов «Облохотрыболовсоюза» ФИО5 за нарушение требований Устава «Облохотрыболовсоюза» и невыполнение решения органов управления и государственного контроля удовлетворены (л.д. 106-110, 115-119). Судом было установлено, что распоряжением б/н от 12 января 2015 года «О проведении ЗМУ» общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области («Облохотрыболовсоюз») всем отделениям «Облохотрыболовсоюза» поручено организовать и провести на подведомственных территориях ЗМУ в период с 15 января по 15 марта 2015 года ЗМУ (зимний учет следов). Распоряжением Красноармейского районного отделения общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области №2 от 28 января 2015 года «О проведении ЗМУ-2015» поручено ответственным лицам провести ЗМУ. Согласно письму №10 от 25 мая 2015 года «О срыве ЗМУ в Красноармейском РООО» председателю правления Союза ООиР Челябинской области сообщено, что в процессе обработки материалов ЗМУ - 2015 года охоугодьях Красноармейского РООО выяснилось, что материалы ЗМУ предоставленные председателями бюро первичных охотколлективов ЧМЗ «Мечел» и ЧТПЗ - выбракованы. Члены правления Красноармейского РООО проанализировали причины срыва ЗМУ и пришли к выводу, что провал учетных работ руководителями названных охотколлективов не явился случайностью. Согласно протоколу №37 от 29 мая 2015 года общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов Челябинской области» («Облохотрыболовсоюз») постановлено выразить недоверие председателю бюро п/о «ЧТПЗ» ФИО1, рекомендовать правлению Красноармейскому РООиР освободить от обязанностей председателя бюро п/о «ЧТПЗ» ФИО1, поручить председателю правления Красноармейскому РООиР ФИО2 назначить и.о. председателя бюро п/о «ЧТПЗ» и в августе т.г. провести отчетно-выборную конференцию с избранием нового состава бюро, предупредить п/о «ЧТПЗ», что в случае непринятия данным постановлением мер, будет рассмотрен вопрос об отстрани п/о «ЧТПЗ» от ведения охотничьего хозяйства. Согласно протоколу №38 от 31 июля 2015 года общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов Челябинской области» («Облохотрыболовсоюз») постановлено оставить решение, принятое постановлением Правления «Облохотрыболовсоюз» от 29 мая 2015 года в отношении п/о «ЧТПЗ» без изменения, п/о «ЧТПЗ» отстранить от участия в ведении Актюбинского егерского участка (Тирикульское охотничье хозяйство), внести соответствующее изменение в Постановление правления «Обохотрыболовсоюза» от 05 июня 2009 (Протокол «Состав угодий и структура ведения охотничьих хозяйств «Облохотрыболовсоюза»), исключив из п. 44 запись «п/о ЧТПЗ». Протоколом №14 заседания правления Красноармейского районного отделения общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области от ноября 2015 года постановлено прекратить деятельность п/о ООиР ЧТПЗ, снять с учета Красноармейского РООО первичную организацию охотников и рыболовов ЧТПЗ. Членам «Облохотрыболовсоюза» предоставить право вставать на учет в любую другую первичную организацию по их выбору. Поручить председателю бюро п/о ООиР «Уралнефтемаш» И. довести данное постановление до членов бывшей п/о ООиР «ЧТПЗ» и ознакомить их о праве встать на учет в любую другую первичную организацию по их выбору. Поручить члену бюро: п/о ООиР ЧТПЗ В. довести данное постановление до членов бюро ООиР ЧТПЗ. Суд пришел к выводу, что, являясь охотником, любое лицо обязано знать и совершенствовать свой охотничий минимум. Следовательно, доводы истца и его представителей о том, что с охотниками п/о ЧТПЗ никто не проводил обучение по новой методике ЗМУ являются несостоятельными, так как необходимость изучить методику ЗМУ является безусловной обязанностью каждого охотника. Установив, что п/о ЧТПЗ при проведении ЗМУ нарушена методика, суд счел, что действия ответчика по ликвидации п/о ЧТПЗ являются законными и обоснованными, следовательно, требования истца о признании незаконным и отмене Решения правления Общественной организации «Союз обществ охотников и рыболов» Челябинской области от 29 мая 2015 года в части: выразить недоверие председателю бюро п/о «ЧТПЗ» ФИО1; рекомендовать правлению Красноармейского РООиР освободить от обязанностей председателя бюро «ЧТПЗ» ФИО1; рекомендовать правлению Красноармейского РООиР освободить от обязанностей председателя бюро; «ЧТПЗ» ФИО1; поручить председателю правления Красноармейского РООиР ФИО2 назначить и.о. председателя бюро п/о ЧТПЗ и в августе т.г. провести отчетно-выборную конференцию с избранием нового состава бюро, предупредить п/о «ЧТПЗ», что в случае непринятия данным постановлением мер, будет рассмотрен вопрос об отстранении п/о «ЧТПЗ» гот ведения охотничьего хозяйства; признаний незаконным и отмене Решения правления Общественной организации «Союз обществ охотников й рыболовов» Челябинской области от 31 июля 2015 года в части: об оставлении решения, принятого Постановлением Правления «Облохтрыболовсоюза» от 29 мая 2015 года в отношении п/о «ЧТПЗ» без изменений; об отстранении п/о «ЧТПЗ» от участия в ведении Актюбинского егерского участка (Тирикульское охотхозяйство); внести изменения в Постановление правления «Облохотрыыболовсоюза» от 06.2009 г. (протокол №24) «Состав угодий и структура ведения охотничьих хозяйств «Облохотрыболовсоюза», которым исключен п. 44 о записи «п/о ЧТПЗ», признании незаконным Положения о первичных организациях ОО «Союз обществ охотников рыболовов» Челябинской области; признании незаконным и отмене Решение правления Общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области от17 ноября 2015 года в части: прекратить деятельность п/о ООиР – ЧТПЗ, снять с учета Красноармейского районного отделения ОО «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области первичную организацию охотников и рыболовов ЧТПЗ удовлетворению не подлежат. Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего. В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 2 ст. 39 Федерального закона №82-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» предусматривает, что граждане, чьи права, предоставленные данным Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в суд. Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Права членов общественного объединения избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом закреплены в ч. 3 ст. 6 Федерального закона об общественных объединениях. Следовательно, лицо, полагающее указанные права нарушенными, вправе обратиться с иском в суд общей юрисдикции с требованием о защите нарушенных прав в силу ч. 3 ст. 3 ГПК РФ. Статьей 6 Федерального закона об общественных объединениях предусмотрено, что членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе. В соответствии со ст. 15 Федерального закона об общественных объединениях деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественной организации определяется ее Уставом. На основании ч. 6 ст. 19, п. 3 ст. 20 указанного закона устав общественного объединения должен содержать условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения. В соответствии с Уставом общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области, принятым на конференции 28 сентября 1991 года (редакция, действующая на дату принятия оспариваемого решения с последующими изменения и дополнениями от 21 июля 2001 года) (далее - Устав) Облохотрыболовсоюз является некоммерческой общественной организацией, возникшей по инициативе охотников и рыболовов на основе общности интересов (л.д. 124-143). Согласно пункту 6.10 Устава, исключение из членов «Облохотрыболовсоюза» осуществляется по решению Совета либо правления соответствующего отделения, филиала либо представительства и производится в следующих случаях: п. 6.10.1 – за нарушение требований Устава «Облохотрыболовсоюза»; п. 6.10.2 – за неуплату членских взносов; п. 6.10.3 – за невыполнение решений органов управления и государственного контроля; п. 6.10.4 – за невыполнение обязанностей члена «Облохотрыболовсоюза», связанных с участием в деятельности «Облохотрыболовсоюза»; п. 6.10.5 – за нарушение правил охоты. Постановлением Правления «Облохотрыболовсоюза» от 25 сентября 2015 года (в редакции на дату принятия решения об исключении фокина А.П. из членов «Облохотрыболовсобза») утверждено Положение о дисциплинарных товарищеских комиссиях (ДТК) «Облохотрыболовсоюза». Согласно п. 6 указанного Положения, все случаи нарушений и правонарушений Устава «Облохотрыболовсоюза», подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях ДТК, в том числе, нарушение правил охоты и рыболовства, нарушение установленного порядка ведения охоты в охотхозяйствах «Облохотрыболовсоюза», нарушение правил внутреннего распорядка, пользования охотничье-рыболовными базами и остановочными пунктами, другим имуществом, принадлежащим «Облохотрыболовсоюзу» и его структурным подразделениям, нанесение вреда инфраструктуре охотничьих хозяйств «Облохотрыболовсоюза», нарушения правил хранения и обращения с охотничьим ружьем, неэтичное поведение членов «Облохотрыболовсоюза» на централизованных мероприятиях по уставной деятельности, на собраниях, в коллективах, секциях, на охотбазах, остановочных пунктах и служебных помещениях, необоснованное обвинение других членов «Облохотрыболовсоюза» в проступках, а также иные нарушения дисциплины и товарищеских взаимоотношений между членами «Облохотрыболовсоюза». Согласно п. 7, 8 Положения, все материалы и протоколы должны быть рассмотрены ДТК в месячный срок на открытых заседаниях с обязательным приглашением нарушителей, представителя первичной организации, а при необходимости – свидетелей и экспертов. В случае неявки нарушителя на заседание ДТК без уважительной причины (при должном оповещении), дело о нарушении рассматривается в отсутствие нарушителя (заочно). При рассмотрении дела обязательно ведется протокол ДТК. После окончания рассмотрения материалов, комиссии на закрытом заседании большинством голосов членов ДТК, принимает постановление, которое подписывают все члены ДТК, участвующие в вынесенном постановлении. Постановление комиссия оглашает на открытом заседании с разъяснением порядка обжалования. Постановление ДТК доводится до сведения заинтересованных сторон. ДТК имеют право применять следующие меры воздействия: предупреждение, выговор, строгий выговор, представление об исключении из членов «Облохотрыболовсоюза». Представление об исключении из членов «Облохотрыболовсоюза» рассматривается Правлением «Облохотрыболовсоюза» или правлениями соответствующих отделений «Облохотрыболовсоюза» (п. 9 Положения). Таким образом, поскольку вступившим в законную силу судебным актом было установлено обстоятельство нарушения первичной организацией ЧТПЗ, председателем которой является ФИО1, методики проведения зимнего маршрутного учета, вопрос, связанный с указанным нарушением, влекущим исключение последнего из членов «Облохоторыболовсоюза», должен был рассматриваться на дисциплинарной товарищеской комиссии. Однако доказательств того, что вопрос нарушения ФИО1 требований Устава и невыполнение им распоряжения Правления Облохотрыболовсоюза от 12 января 2015 года о проведении зимнего маршрутного учета 2015 года рассматривался на заседании указанной выше комиссии с участием ФИО1 либо при его надлежащем уведомлении, в материалах дела не имеется. В нарушение Положения о дисциплинарных товарищеских комиссиях «Облохотрыболовсоюза» открытое заседание ДТК не проводилось, протокол заседания ДТК не велся, постановление, подписанное членами ДТК, участвующими в вынесенном постановлении, не принималось и не оглашалось, доказательств обратного ответчиком не представлено. Само по себе участие членов ДТК в заседании Совета Красноармейского районного отделения общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области от 09 апреля 2016 года, на котором было принято решение об исключении ФИО1 из членов «Облохотрыболовсоюза» не подменяет установленной процедуры рассмотрения нарушений членами общества на заседаниях ДТК. В связи с чем, требования ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления Совета Красноармейского районного отделения общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области об исключении ФИО1 из членов «Облохотрыболовсоюза», от 09 апреля 2016 года, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Признать постановление Совета Красноармейского районного отделения общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области об исключении ФИО1 из членов «Облохотрыболовсоюза», оформленное протоколом ДД.ММ.ГГГГ года, незаконным. Взыскать с Красноармейского районного отделения Общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Красноармейский районный суд. Председательствующий: О.С. Бутакова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |