УИД 11RS0008-01-2019-000090-51 №2-12/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2021 года г. Сосногорск РК
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Груздевой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице ГУ РК «Сосногорское лесничество» к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду в результате лесонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице ГУ РК «Сосногорское лесничество» обратилось в Сосногорский городской суд Республики Коми с указанным исковым заявлением, с учетом уточнений просит взыскать с ответчика ущерб в размере 5 967 934 руб.
В обоснование иска указано, что при патрулировании должностными лицами истца в квартале 22 выдела 64 ЛЭП Пожнинского участкового лесничества обнаружено самовольное изъятие грунта на площади 0,21 га (координаты <данные изъяты> сев.ш. <данные изъяты> вос.д) в глубину 1,0 м, объемом изъятого грунта 2,1 м3, также обнаружен еще один участок в квартале 22 выдела 65 ЛЭП, на котором произведено самовольное изъятие грунта на площади 0,21 га (координаты <данные изъяты> сев.ш. Е <данные изъяты> вос.д.) в глубину 1,3 м, объем изъятого грунта 2,73 м3. В результате указанных, совершенных ответчиком, действий произошло разрушение плодородного слоя почвы. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении по ст.7.9 КоАП РФ, постановлением Минприроды Республики Коми № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик признан виновным и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. Размер причиненного ущерба исчислен истцом, с учетом уточнения, в сумме <данные изъяты> руб.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация МР «Сосногорск», Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск», ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала в Республике Коми, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Коми, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице Ухтинского отделения филиала по Республике Коми, Управление Росреестра по Республике Коми в лице Сосногорского отдела, главный архитектор администрации МР «Сосногорск» ФИО2, руководитель земельного отдела Комитета по управлению имуществом АМР «Сосногорск» ФИО3
В судебном заседании представители истца Минприроды Республики Коми участия не принимали, будучи надлежаще извещены, ранее представители по доверенности ФИО4, ФИО5 на уточненных исковых требованиях настаивали в полном объеме.
Ответчик ФИО6 и его представитель адвокат Тарасов Б.М. в судебном заседании участие не принимали, будучи извещены надлежаще, ранее в судебных заседаниях возражали относительно исковых требований, не оспаривая факт снятия почвы, полагали, что земельный участок на котором он осуществлен, не относится к категории земель лесного фонда, а заключенный с истцом договор аренды земельного участка 1995 года позволяет ему осуществлять данные действия.
Представители третьих лиц на стороне ответчика администрации МР «Сосногорск» и Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск», будучи извещены, в судебное заседание не явились. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель по доверенности ФИО7 полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку земельные участки, на которых осуществлена выемка грунта ответчиком, не относятся к землям лесного фонда, являясь собственностью МР «Сосногорск», Правилами землепользования и застройки МР «Сосногорск» предусмотрено их отнесение к категории СХ-2 (земли сельского хозяйства).
Представитель третьего лица ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала в Республике Коми в судебном заседания участия не принимал, ранее представитель по доверенности ФИО8 оставила решение по иску на усмотрение суда, указав на отсутствие причиненного третьему лицу ущерба. По существу спора указала на заключение ДД.ММ.ГГГГ договоров аренды земельного участка № с администрацией МР «Сосногорск».
Представитель 3 лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Коми, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве возражал против выводов судебной экспертизы в части наличия реестровой ошибки при определении категории земельного участка.
Представитель 3 лица АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице Ухтинского отделения филиала по Республике Коми в судебном заседании участия не принимал, будучи извещен, мнения по существу спора не выразил.
Представитель 3 лица Управления Росреестра по Республике Коми в лице Сосногорского отдела ФИО9 просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение по существу спора оставила на усмотрение суда.
3 лица - главный архитектор администрации МР «Сосногорск» ФИО2, руководитель земельного отдела Комитета по управлению имуществом АМР «Сосногорск» ФИО3 в судебном заседании участия не принимали, будучи извещены. Ранее в ходе судебного разбирательства возражали против иска, полагая необоснованным отнесение земельных участков, на которых произведена выемка грунта, к землям лесного фонда.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.167, 233 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, 3 лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 02.06.2015 N 12-П, лес в качестве одной из разновидностей природных объектов, понятие которых раскрыто в статье 1 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природные объекты, наряду с природными комплексами и компонентами природной среды, являются объектами охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности в соответствии с Законом N 7-ФЗ (статья 4).
Данным законом регламентирован институт компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области ее охраны.
Согласно статье 1 указанного закона вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Как следует из пункта 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Как установлено судом, 08.08.2018 при патрулировании должностными лицами ГУ РК «Сосногорское лесничество» в квартале 22 выдела 64 ЛЭП Пожнинского участкового лесничества обнаружено самовольное изъятие грунта на площади 0,21 га (координаты <данные изъяты> сев.ш. Е <данные изъяты> вос.д) в глубину 1,0 м, объемом изъятого грунта 2,1 м3.
Кроме того, установлено самовольное изъятие грунта на площади 0,21 га в квартале 22 выдела 65 ЛЭП (координаты <данные изъяты> сев.ш. <данные изъяты> вос.д.) в глубину 1,3 м, объем изъятого грунта 2,73 м3.
Проведенной проверкой установлено, что данные действия по самовольному использованию лесов и снятию почвы совершены ФИО6
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора – заместителя главного государственного лесного инспектора РК О.А.И.№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. Постановление вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено извещение ФИО6 на оплату ущерба в сумме <данные изъяты> руб. Указанная сумма ущерба исчислена в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 08.05.2007 №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», от 11.11.2017 №1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Согласно расчету, лесные участки Пожнинского участкового лесничества в границах квартала 22 выделов 64, 65 относятся к защитным полосам вдоль дорог; площадь лесного участка, на котором произошло самовольное снятие почв, составила 0,42 га.
Проведенной по гражданскому делу судебной землеустроительной экспертизой, выполненной кадастровым инженером Северного филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» П.Н.Т. установлены координаты земельных участков, на которых осуществлена выемка. Экспертом установлено, что выемка грунта произведена на площади 5 199 кв.м., в том числе на земельном участке с кадастровым номером № - на площади 4 066 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером № - на площади 1 133 кв.м.
Исчисленный истцом исходя из установленной экспертом площади изъятия грунта размер ущерба составил <данные изъяты> руб., в т.ч. по участку площадью 4 066 кв.м. с кадастровым номером № - в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. – за самовольное использование лесов, <данные изъяты> руб. – за самовольное снятие, уничтожение или порчу почв), по участку площадью 1 133 кв.м. с кадастровым номером № - <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. – за самовольное использование лесов, <данные изъяты> руб. – за самовольное снятие, уничтожение или порчу почв).
Предметом исследования эксперта являлся также земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве пожизненного наследуемого владения ответчику ФИО10
Как установлено судом, решением Исполнительного комитета Сосногорского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 в пожизненное наследуемое владение предоставлен земельный участок общей площадью 20 га для ведения крестьянского хозяйства из земель, покрытых лесом, отведенных под создание крестьянских хозяйств в 22 квартале Пожнинского лесничества Сосногорского мехлесхоза; разрешено использование для нужд крестьянского хозяйства лесные угодья в установленном порядке. За крестьянским хозяйством закреплено наименование «Труженик».
Постановлением главы администрации г.Сосногорска №102 от 23.11.1992 утверждены акты отвода земельных участков в натуре под создание крестьянских хозяйств и закреплены в пожизненное наследуемое владение, в т.ч. за крестьянским хозяйством «Труженик» - площадью 19,14 га.
Ответчику ФИО6 как главе крестьянского хозяйства «Труженик» выдан государственный акт о пожизненном наследуемом владении в соответствии с решением администрации г.Сосногорска №662 от 10.07.1992 «Об изъятии и предоставлении земель под крестьянское хозяйство»
Согласно выводам судебной экспертизы, на данном земельном участке с кадастровым номером № выемка почвы не осуществлялась, таковая имела место на земельных участках с кадастровыми номерами №, №.
В обоснование иска истцом заявлено на причинение ущерба землям лесного фонда, отнесение земельных участков с кадастровыми номерами №, № к данной категории, ответчиком и 3 лицами в обоснование своих возражений – на отнесение спорных участков к землям сельскохозяйственного назначения, а также к охранной зоне ЛЭП.
При разрешении указанных доводов сторон судом установлено следующее.
Статья 7 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Категория земель указывается, в числе прочего, в государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № площадью 16 155 510 313 кв.м., расположен по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, в центральной части условного кадастрового квартала, границы которого совпадают с границей Сосногорского кадастрового района.
Истцом в материалы дела представлено свидетельство о регистрации права собственности на данный земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, а также таксационное описание лесоустройства 1995 года, согласно которому лесные участки, расположенные в выделах 64, 65 квартала 22, в выделах 59, 67 квартала 21, в выделах 53, 44 квартала 22 Пожнинского участкового лесничества ГУ РК «Сосногорское лесничество» относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № площадью 20 000 кв.м., адрес местоположения: <адрес>, отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – под сенокошение. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кадастровый номер земельному участку присвоен ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости имеет статус ранее учтенного. Внесение записи в реестр осуществлено на основании заявления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, материалов дела по отводу земель под сенокошение, поступивших в Ухтинский отдел Управления Росреестра по РК ДД.ММ.ГГГГ (инв. №).
Из представленных материалов дела по отводу земель следует, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ главе крестьянского хозяйства «Труженик» ФИО6 предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок, примыкающий к его хозяйству, под воздушной линией в кварталах 21, 22 Пожнинского лесничества Сосногорского лесхоза общей площадью 2 га под сенокошение.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Сосногорска и ФИО6 заключен договор аренды земель №, по которому ответчику предоставлен в аренду земельный участок под сенокошение площадью 2 га под ВЛ-110 кВ в кварталах 21, 22 Пожнинского лесничества Сосногорского лесхоза.
Согласно п.3.1 указанного договора аренды, арендатор имеет право использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления; использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке распространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды; в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков.
Пунктом 3.2 договора аренды предусмотрены обязанности арендатора: эффективно использовать полученный в аренду земельный участок в соответствии с целевым назначением; повышать плодородие почв и не допускать ухудшения экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих территориях в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по рациональному использованию и охране земель от загрязнения; соблюдать специально установленный режим использования земель; не нарушать права других землепользователей и природопользователей; возмещать арендодателю, смежным землепользователям убытки, включая упущенную выгоду, в полном объеме в связи с ухудшением качества земель и экологической обстановки в полном объеме в связи с ухудшением качества земель и экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности.
Анализ приведенных положений договора аренды опровергает довод ответчика о предоставлении ему данным договором права снятия почвы на предоставленном участке.
Приложением № к договору аренды установлено, что выделенный ответчику земельный участок площадью 2,0 га находится в охранной зоне ВЛ-110 кВ, установлен охранный режим использования земель.
Согласно акту выбора земельного участка, предшествовавшему заключению договора аренды и составленному с участием директора Сосногорского мехлесхоза, представителей других заинтересованных органов, данный участок покрыт мелким кустарником, лес вырублен в 1993 году, необходима корчевка пней; рельеф спокойный, почвы песчаные.
В акте технического обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие возражений представителя лесхоза против выделения ответчику земельного участка под сенокос, при этом оговорены обязательства получателя участка соблюдать лесохозяйственные правила, не вырубать и не захламлять прилегающую территорию.
Данный договор аренды сторонами не расторгался, по данным КУИ АМР «Сосногорск» возобновлен на тех же условиях и на неопределенный срок ввиду продолжения его использования ФИО6, ответчиком до настоящего времени вносится по нему арендная плата
Истцом по настоящему делу заявлено о незаконности пролонгации договора аренды, в обоснование указано на необходимость в срок до ДД.ММ.ГГГГ приведения договоров аренды в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств обращения в суд с иском о признании данного договора аренды недействительным истцом в материалы дела не представлено, на наличие такого обращения не указано.
Согласно действующим Правилам землепользования и застройки муниципального образования городского поселения «Сосногорск», утвержденным решением Совета ГП «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№, земельные участки с координатами <данные изъяты> расположены в зоне сельскохозяйственного назначения (СХ-2). К основным видам разрешенного использования в зоне СХ-2 отнесены растениеводство, ведение садоводства, животноводство, пчеловодство, рыбоводство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники.
Приложением к Постановлению Совета Министров Коми АССР от 05.11.1985 №349-р определен список землепользователей, из земель которых изымаются земельные участки, предприятий и организаций, которым они предоставляются. Согласно данному списку, из земель Сосногорского лесхоза, Пожнинского лесничества<...>, 37 изымаются 19,1 га земель, передаются Ухтинским электрическим сетям «Комиэнерго» Минэнерго ССР для строительства подстанции 110/10 кВ «Седью», ВЛ -110 кВ Ухта-Седью и инженерных сетей, сроком до 5 лет.
Как указано экспертом - кадастровым инженером Северного филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» П.Н.Т. в заключении судебной землеустроительной экспертизы, границы земельных участков 11:19:0301001:10, 11:19:0301001:4958, 11:19:0000000:50 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно письму Управлению Росреестра по Республике Коми от 15.05.2019, в сведениях единого государственного реестра недвижимости в описании земельного участка 11:19:0000000:50 есть запись, что в земли лесного фонда вкраплены участки посторонних пользователей: в кварталах 21, 22, 23 – земли крестьянских хозяйств.
Экспертом сделано заключение о выводе из земель лесного фонда земельного участка с кадастровым номером 11:19:0301001:10, в отношении земельного участка с кадастровым номером 11:19:0301001:4958 сделан вывод об отсутствии выведения его из состава лесного фонда и наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о данном земельном участке в части категории земель (земли сельскохозяйственного назначения). Данный вывод эксперта основан на отсутствии в материалах дела нормативного документа о переводе земельного участка под сенокошение площадью 2,0 га из состава гослесфонда в земли сельхозназначения, а также имеющихся сведениях о временной передаче данного земельного участка Ухтинским электрическим сетям «Комиэнерго» (на 5 лет), ФИО6 – на 10 лет.
Возражая против данного вывода эксперта, представитель 3 лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Коми указал, что сведения о категории земель земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – земли сельскохозяйственного назначения – внесены на основании Указа Главы Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении отчета о наличии и использовании земель в Республике Коми».
Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № отнесенного к категории земель лесного фонда, в перечне кадастровых номеров объектов недвижимости, расположенных в пределах данного земельного участка, не поименован земельный участок с кадастровым номером №.
По информации ФГБУ «Рослесинфорг» по Республике Коми, в связи с отсутствием результатов межевания земельного участка № отобразить его точные границы на лесоустроительной картографии не представляется возможным, в связи с чем не дан ответ об отнесении данного участка к землям лесного фонда.
В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Как указано 3 лицом филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра», сведения о земельном участке с кадастровым номером № были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО6 о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствии с постановлением Главы администрации г.Сосногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ и делом по отводу земель от 1995 года, содержащим договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные документы подтверждают возникновение права на данный участок у ответчика ранее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем принадлежность земельного участка с кадастровым номером № определяется в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым он отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, суд критически относится к выводу судебной экспертизы относительно наличия реестровой ошибки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости.
В силу статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно ч.3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Порядок ее устранения подробно урегулирован данной нормой, в рассматриваемом споре не выполнялся.
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Рослесхоза сообщил суду, что в его адрес сведения о реестровой ошибке по земельному участку с кадастровым номером № в части указания категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения» не поступали. Исковые заявления в суд об оспаривании законности изменения в части указания данной категории земель в кадастровом учете Департаментом, а также Федеральным агентством лесного хозяйства не направлялись.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В силу ч.3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
В соответствии с п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении», судам следует иметь в виду, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, как о том указано в ЕГРН. Данное обстоятельство исключает причинение ущерба лесному фонду снятием грунта и право истца требовать от ответчика его возмещения.
Разрешая довод 3 лица о расположении земельного участка, на площади 1 133 кв.м. которого произведена выемка грунта, к охранной зоне ВЛ-110 кВ и отсутствии в связи с этим оснований относить его к землям лесного фонда, суд приходит к следующим выводам.
Согласно представленным третьим лицом ПАО «МРСК Северо-Запада» в материалы дела документам, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МР «Сосногорск» (арендодателем) и ОАО «АЭК «Комиэнерго» (арендатором) были заключены договоры аренды земельных участков №№, 101, по которым арендатору переданы в аренду на 49 лет земельные участки, расположенные на территории муниципального района «Сосногорск», в т.ч. на землях <адрес>, для обслуживания высоковольтной линии электропередачи ВЛ-110 кВ № ПС «Ухта 22» - ПС «Пашня», входящей в состав электросетевого комплекса Нижне-Одесского участка: земельный участок с кадастровым номером 11:19:00:00000:0076, представляющий собой единое землепользование и состоящий из 10 обособленных земельных участков; земельный участок с кадастровым номером 11:19:00:00000:0077, представляющий собой единое землепользование и состоящий из 193 обособленных земельных участков; земельный участок с кадастровым номером 11:19:28:01001:0045, представляющий собой единое землепользование и состоящий из 2 обособленных земельных участков.
Переданные в аренду по данным договорам земельные участки представляют из себя участки, занимаемые опорами высоковольтной линии электропередач, принадлежащие ПАО «МРСК».
Сведения об охранной зоне ВЛ-110 кВ 150 «Ухта-220»-ПС «Пашня» внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ с присвоением данной зоне учетных номеров №.
Указанные обстоятельства не позволяют исключить охранные зоны из состава земель лесного фонда.
Действующее правовое регулирование предусматривает, что в целях безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий, в т.ч. могут быть установлена охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии (ст.ст.89, 104, 105 ЗК РФ).
Согласно ч.23 ст. 106 ЗК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, присвоение земельному участку статуса охранной зоны объектов электроэнергетики не изменяет категорию земельного участка.
На основании изложенного, суд полагает установленным факт причинения действиями ответчика ущерба лесному фонду в части самовольного снятия им почвы на земельном участке площадью 1 133 кв.м.
Согласно ст. 100 Лесного кодекса РФ, возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона N 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Согласно части 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Законом 7-ФЗ.
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Размер ущерба определен истцом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», действовавшим на момент обнаружения правонарушения и утратившим силу с 07.01.2019.
Указанным Постановлением утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение N 3).
В соответствии с п.2,6,8,9 Методики, размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (далее - таксы).
Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов, в соответствии с указанным Постановлением №310, для хвойных пород за 1 гектар в год для Республики Коми установлены в размере 3 473, 22 руб. (таблица №14).
Примечанием к таблице №14 предусмотрено, что к ставкам в отношении защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, применяются следующие поправочные коэффициенты в отношении защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, дорог, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - 4,5 (п.4 Примечания к таблице №14).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 №1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», ставки платы, предусмотренные таблицами 5-19 Ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в 2018 году применяются с коэффициентом 1,57.
Согласно п.4 Приложения №4 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», за самовольное использование лесов размер ущерба определяется как 5-кратный размер годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и размер затрат, связанных с очисткой территории, приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Пунктом 9 Постановления №273 предусмотрено, что размер ущерба, исчисляемый в соответствии с таксами, увеличивается в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов.
Площадь земельного участка с кадастровым номером №, на которой произведена выемка почвы, составила 1 133 кв.м., в связи с чем ущерб от самовольного использования лесного участка ответчиком составил <данные изъяты> руб. согласно следующему расчету: 5 (пятикратная ставка) х 0,11 (площадь лесонарушения) х 3 473,22 руб. (ставка платы) х 1,57 (коэффициент на 2018 год) х 4,5 (поправочный коэффициент в отношении защитных лесов). Указанная сумма ущерба подлежит взысканию с ответчика.
Размер ущерба за самовольное снятие, уничтожение, порчу почв определен в соответствии со следующими нормативными документами.
Согласно п.5 Приложения №4 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», за самовольное снятие, уничтожение или порча почв применяется 4-кратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы).
Согласно п.1.1.4 Лесного плана по Республике Коми от 2010 года, основной лесообразующей породой в Республике Коми является ель, занимающая наибольшую площадь покрытых лесной растительностью земель.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», наибольшая ставка платы за единицу объема древесины ели в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км в Железнодорожном лесотаксовом районе Республики Коми установлена в размере 130,86 руб.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 №1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 Ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в 2018 году применяются с коэффициентом 2,17.
Ущерб от самовольного снятия почвы ответчиком составил 1 286 934,81 руб. согласно следующему расчету: 4 (четырехкратная ставка) х 130,86 руб. (ставка платы за единицу объема лесных ресурсов) х 2,17 (коэффициент на 2018 год) х 1133 (площадь лесонарушения в кв.м.). Указанную сумму ущерба подлежит взыскать с ответчика.
Согласно положениям статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Принимая во внимание установленный судом факт допущенного ФИО6 нарушения в области охраны окружающей среды, в связи с которым ответчик был привлечен к административной ответственности, установление в связи с этим с учетом иных доказательств, имеющихся в материалах дела, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и возникшим вредом для окружающей среды, а также доказанность истцом размера причиненного ответчиком вреда, рассчитанного на основании вышеприведенных нормативных положений в сфере охраны окружающей среды, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части причинения вреда землям лесного фонда на площади 1 133 кв.м. в сумме 1 300 430,87 руб.
На основании ст.98, 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета, от уплаты которой был освобожден истец. Размер государственной пошлины составит 14 702,15 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице ГУ РК «Сосногорское лесничество» к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО6 в пользу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 1 300 430 руб. 87 коп.
Взыскать с ФИО6 в доход бюджета муниципального района «Сосногорск» государственную пошлину в сумме 14 702 руб. 15 коп.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2021 года.
Судья О.Н.Судовская