11RS0012-01-2021-000984-02 Дело № 2-12/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Можеговой Т.В.
при секретаре Федосовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
17 февраля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о признании решения незаконным и его отмене, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы, обязании назначить пенсию с момента за ее обращением,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ОПФР по Республике Коми о признании решения незаконным и его отмене, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы, обязании назначить пенсию с момента за ее обращением. В обоснование иска указал, что ответчиком ему отказано в назначении льготной пенсии. С решением ответчика от 02.11.2021 № не согласен, в связи с чем обратиться в суд с настоящим иском, которым с учетом уточнения просит включить стаж, дающий право на получение льготной пенсии, периоды работы на лесозаготовке с 04.04.1991 по 09.09.1991, с 01.02.1993 по 31.10.1998, с 01.07.1999 по 31.07.1999, с 01.10.2000 по 30.11.2000, с 25.02.2001 по 01.03.2001, с 01.04.2001 по 13.04.2001, с 07.06.2002 по 23.06.2002, с 12.11.2002 по 24.11.2002, а также назначить пенсию по старости с момента за ее обращением.
В ходе судебного заседания истцом исковые требования увеличены в порядке ст. 39 ГПК РФ и определением суда от 28.12.2021 последние приняты к производству суда.
Истец, извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, не ходатайствовал об отложении дела. Ранее указал, что работал в лесной отрасли на вывозке леса. После исследования письменных материалов дела признал, что часть периодов, когда в трудовой книжке сделана запись работы на вывозке леса, фактически работы в лесу не выполнял.
Представитель ответчика в суд также не явилась, представила отзыв, из которого следует, что оспариваемые истцом периоды сданы работодателями без кода льготных условий. Период работы в Совместном советско-германском предприятии «Норд-Хольц» включен в страховой стаж истца. Однако данный период в индивидуальных сведениях без льготных и территориальных условий, в связи с чем невозможно было провести мероприятия в рамках заблаговременной работы. Полагают, что периоды работы на сортиментовозе не могут быть включены в льготный стаж, так как водители сортиментовозов не включены в Список профессий и должностей…Ранее в судебном заседании представитель ответчика, действующая на основании доверенности, также иск не признала.
Суд считает возможным провести судебное заседание при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев подлинное пенсионное дело ФИО1, суд приходит к следующему.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании пункта 7 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет
В силу ч. 2 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ применяются:
- Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 273 «Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда»;
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Согласно вышеуказанному Списку к должностям, занятым непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве и пользующимся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, относятся, в том числе, водители автомобилей на вывозке леса, а также машинисты валочных машин.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В стаж на соответствующих видах работ, с учетом которых гражданам досрочно устанавливается страховая пенсия по старости, включаются периоды работы, когда ими постоянно в течение полного рабочего дня выполнялись работы, дающие в соответствии с законодательством право на указанную пенсию.
Следовательно, основным условием для досрочного назначения пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками... Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Отсюда, право на страховую пенсию по старости на льготных условиях предусмотрено для водителей автомобилей на вывозке леса, при условии постоянной занятости на соответствующих видах работ в течение полного рабочего дня.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичное положение закреплено и в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденном Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190.
Как следует из записей в трудовой книжке истца в спорные периоды последний работал в <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты> в качестве водителя лесовозного автомобиля, водителя на вывозке леса, машиниста валочной машины соответственно.
20 октября 2021 года ФИО1 обратился в ОПФР по Республике Коми с письменным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением от 02 ноября 2021 года № ФИО1 было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа работы на лесозаготовках, при этом стаж работы ФИО1 составил: страховой стаж – 44 года 06 дней; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 31 год 06 месяце 08 дней; стаж работы непосредственно на лесозаготовках и лесосплавах – 10 лет 05 месяце 06 дней.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Проверяя доводы сторон, суд исходит из следующего.
Истец просит включить ему в стаж работы на лесозаготовках, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, период работы с 04.04.1991 по 09.09.1991, с 01.02.1993 по 31.10.1998, с 01.07.1999 по 31.07.1999, с 01.10.2000 по 30.11.2000, с 25.02.2001 по 01.03.2001, с 01.04.2001 по 13.04.2001, с 07.06.2002 по 23.06.2002, с 12.11.2002 по 24.11.2002.
В тоже время из пояснений представителя истца следует, что в истцу из льготного стажа исключены периоды работы с 31.03.1993 по 31.03.1993, с 01.06.1993 по 04.06.1993, с 24.07.1993 по 28.09.1993, с 29.09.1993 по 30.09.1993, с 01.10.1993 по 31.10.1993, с 26.02.1994 по 01.03.1994, с 19.04.1994 по 30.04.1994, с 21.07.1994 по 29.07.1994, с 30.07.1994 по 31.07.1994, с 01.08.1994 по 28.09.1994, с 29.09.1994 по 30.09.1994, с 01.10.1994 по 23.12.1994, с 31.12.1994 по 31.12.1994, с 24.02.1995 по 02.03.1995, с 01.06.1995 по 30.06.1995, с 30.08.1995 по 02.09.1995, с 03.09.1995 по 30.11.1995, с 30.05.1996 по 29.07.1996, с 30,07.1996 по 31.07.1996, с 01.08.1996 по 28.09.1996, с 29.09.1996 по 01.10.1996, с 01.11.1996 по 02.11.1996, с 03.11.1996 по 04.11.1996, с 01.12.1996 по 01.12.1996, с 26.01.1997 по 31.01.1997, с 30.06.1997 по 30.06.1997, с 01.09.1997 по 02.09.1997, с 03.09.1997 по 30.09.1997, с 01.11.1997 по 15.04.1998, с 16.04.1998 по 25.04.1998, с 26.04.1998 по 30.04.1998, с 01.05.1998 по 01.05.1998, с 02.05.1998 по 29.07.1998, с 30.07.1998 по 31.07.1998, с 01.08.1998 по 30.09.1998, с 01.07.1999 по 31.07.1999, с 01.10.2000 по 30.11.2000, с 25.02.2001 по 01.03.2001, с 01.04.2001 по 13.04.2001, с 07.06.2002 по 23.06.2002, с 12.11.2002 по 24.11.2002.
В силу ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд рассматривает дело по заявленным истцом требованиям, при этом защите подлежит только нарушенное право.
Ответчик в своих возражения ссылается на то обстоятельство, что согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица ФИО1, содержащей сведения в отношении его специального стажа, оспариваемые периоды работы сданы работодателем без указания кода льготных условий, в связи с чем вышеназванные периоды в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включены. При этом в определенные периоды времени также исполнял дополнительные работы и имел отвлечения от работы, либо работал на должностях, не включенных в Списки…
В силу ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» к целями индивидуального (персонифицированного) учета в том числе относится создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица.
Страхователями в силу ст. 1 вышеназванного Федерального закона являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 27-ФЗ).
Согласно Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, в страховой стаж включаются (зачисляются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы) (подп. «а» п. 2).
Ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик ссылается на тот факт, что согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица ФИО1, содержащей сведения в отношении его специального стажа, вышеуказанные периоды работы работодателем представлены без указания кода льготных условий, в связи с чем последние в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включены.
В тоже время судом учитывается, что в соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом РФ в пункте 15 Постановления Пленума от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Однако, из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10.07.2007 № 9-П, следует, что невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Таким образом, именно на работодателя возложена обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд необходимых сведений и отчислению взносов. Не предоставление работодателем таких сведений, по мнению суда, не может влиять на пенсионные права ФИО1, вины которого в этом не имеется. Право истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный фонд. Отсутствие этих данных не может повлечь исключение из льготного стажа соответствующих видов работ. Иное толкование следует расценивать как установление новых правил, ошибочное толкование пенсионного законодательства в свою пользу, что противоречит общему смыслу законности и правомерности применения тех или иных законодательных актов, нарушает справедливый баланс между рассматриваемыми интересами.
Одновременно судом учитывается, что ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2); за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 3).
Пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года № 987н (действовавшей до 21.12.2016) установлено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Таким образом, по смыслу приведенных положений Федерального закона и Инструкции, контроль за представлением страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования, был возложен на пенсионный орган.
Однако, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что пенсионным органом предлагалось работодателю исправить недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, материалы дела не содержат.
В то же время, эффективная и скоординированная схема государственных пенсий исключает правовую неопределенность, не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу, и в конечном итоге, не должна ухудшать положение истца.
Как указывалось ранее, в трудовой книжке ФИО1 имеется запись о работе последнего в период с 04.04.1991 по 09.09.1991 в должности водителя лесовозного автомобиля на <данные изъяты>
Вышеназванный период зачтен истцу в общий стаж, поскольку сведения в Пенсионный фонд сданы без указания льгот.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В тоже время истцом не представлено доказательств того, что трудовая деятельность истца была связана непосредственно с лесозаготовительным процессом. При этом по запросам суда архивными учреждениями Республики Коми также не представлено сведений о работе вышеуказанного учреждения, в связи с чем суд не находит правовых оснований к удовлетворению требований истца в части требований по периоду с 04.04.1991 по 09.09.1991.
Проверяя обоснованность требований истца за период с 01.02.1993 по 31.10.1998, суд исходит из следующего.
Согласно копии Личной карточки ФИО1, заведенной <данные изъяты>, 01.02.1993 ФИО3 был назначен на должность водителя на вывозке, что также подтверждается копией приказа от 01.02.1998 №.
Приказом от 02.02.1998 № в связи с производственной необходимостью водитель сортиментовоза ФИО1 переведен временного водителем на перевозку рабочих на автобус с 24 февраля.
Согласно приказа от 06.03.1998 №. за срочный ремонт автобуса КАМАЗ сохранен средний заработок водителя сортиментовоза ФИО1 с 05.03.1998 по 10.03.1998.
В период с 16 по 25 апреля 1998 на основании приказа от 06.04.1998 № ФИО1 был предоставлен отгул без сохранения заработной платы.
Согласно лицевых счетов истца за период 1993-1998 гг., а также архивной справки от 20.12.2017 №, составленной АМР «Койгородкий», следует, что в марте 1993 г. ФИО1 проходил профосмотр (1 день, который исключен из льготного стажа 31.03.1993); в июне 1993 г. было 4 донорских дня (исключено 01.06.1993-04.06.1993); в июле 1993 г. была работа на трейлере (8 дней), а также 1 день ремонта; в августе 1993 г. – 1 день ремонта и 25 дней работы водителем трейлера; в сентябре 1993 г. – 2 дня донорских, в октябрь 1993 г. – указано 26 дней ремонта; за декабрь 1993 г. – 6 дней ремонта.
В 1994 году согласно лицевых счетов в январе числится 3 дня простоя и 5 дней ремонта, 16 дней вывозка; в феврале – 16 дней вывозка, 5 дней ремонта, 3 дня простоя; в марте – 1 день простоя и 5 дней ремонта; в апреле – 10 дней ремонта, 12 дней строительство (исключены дни 19.04.1994-30.04.1994) 4 дня вывозка; в июле – 9 дней перевозка ГСМ, 2 дня донорских (исключено 21.07.1994-31.07.1994); в августе – 4 дня перевозка ГСМ, 4 дня ремонт; в сентябре – 2 дня донорских, 23 перевозка ГСМ; в октябре – 4 дня ремонта, 4 нерабочих дня, 5 дней командировка 4 дня изв. Седтыдор; в ноябре – 3 дня перевозка рабочих, 24 дня ремонт; в декабре – 2 дня перевозка рабочих, 1 день простой, 15 дней ремонт.
Согласно лицевых счетов в 1995 г. за ФИО1 числится в январе – 2 дня ремонта; в феврале - 2 дня ремонта и 5 дней простоя; в марте – 4 дня ремонта, 2 дня простоя; в июне – 13 дней перевозка рабочих (исключено с 01.06.1995 по 30.06.1995); в июле – 5 дней ремонта; в августе – 6 дней ремонт, 2 дня донорские; в сентябре – 2 дня донорских, 19 дней ремонта; в октябре – 22 дня ремонта; в ноябре – 7 дней перевозка рабочих, 17 дней ремонта; в декабре – 18 дней ремонта.
В 1996 г. у ФИО1 было 22 ремонта; в феврале – 4 дня ремонта; в марте – 4 дня ремонта; в апреле – 9 дней ремонта; в мае – 2 дня перевозки рабочих; в июне – 3 дня ремонта, 1 день перевозки груза; в июле – 2 дня донорских, 4 дня ремонта, 12 дней перевозки грузов; в августе – 10 дней ремонта; в сентябре – 2 донорских дня,17 дней ремонта; в октябре – 1 день профосмотра, 11 дней ремонта; в ноябре – 14 дней ремонта, 2 дня простоя 2 дня изв. Седтыдор (исключено 01.11.1996-04.11.1996), в декабре – 1 день простоя (исключен 01.12.1996), 12 дней ремонта.
Из лицевых счетов за 1997 года следует, что у ФИО1 было в январе – 10 дней ремонта и 6 дней простоя; в феврале – 6 дней ремонта, в марте – 2 дня ремонта, в апреле – 9 дней ремонта, июнь – 4 дня ремонта, донорские дни 1 день (исключено 30.06.1997), в июле – 14 дней ремонта, в августе – 4 дня ремонта, в сентябре – 2 донорских дни, 3 дня перевозки рабочих, 17 дней ремонт, октябрь – 17 дней ремонта, ноябрь – 16 дней ремонта, 5 дней вид работ не указан, декабрь – 6 дней ремонта, 22 дня сортиментовоз.
В 1998 году в январе 4 дня ремонта, 21 день работы на сортиментовозе; в феврале – 5 дней ремонта, 4 дня перевозка людей, 17 дней сортиментовоз; в марте – 7 дней ремонта, 5 дней перевозки рабочих, 17 дней сортиментовоз; в апреле – 15 дней сортиментовоз; в мае – 1 день профосмотр (01.05.1998), 11 дней сортиментовоз; в июне - 4 дня ремонта, 17 дней сортиментовоз; в июле – 10 дней ремонта, 10 дней сортиментовоз; 2 донорских дня, в августе – 8 дней ремонта, в сентябре – 11 дней ремонт, в октябре - 14 дней ремонт.
Относительно донорских дней суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01 февраля 2002 года, в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов, при этом работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Аналогичные положения содержались в ранее действующем до 01 февраля 2002 года законе – ст. 114 КЗоТ РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина, при этом гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит в интересах государства и общества в целом, в связи с чем государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства, донорские дни засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в эти дни за истцом сохраняется средний заработок, а, следовательно, 4 донорских дня в июне 1993 г., 2 донорских дня в сентябре 1993 г., 2 донорских дня в июле 1994 г., 2 донорских дня в сентябре 1994 г., 2 донорских дня в августе 1995 г.; 2 донорских дня в сентябре 1995 г., 2 донорских дня в июле 1996 г., 2 донорских дня в сентябре 1996 г., 1 донорский день в июне 1997 г., 2 донорских дня в сентябре 1997 г., 2 донорских дня в июле 1998 г. подлежат включение в льготный стаж ФИО1
Представитель истца исключил из льготного стажа дни работы истца на сортиментовозе, ссылаясь на тот факт, что сортиментовозы предназначены для вывозки готовой продукции.
В свою очередь истец указал, что с 1997 года работодатель запустил сортиментовозы на вывозку древесины с делянок.
Суд не может согласиться с доводом истца, поскольку каких-либо допустимых и достоверных доказательств доводов истца суду не представлено. Более того, суд исходит из того, что перевод ФИО1 на сортиментовоз был связан с производственной необходимостью.
При этом учитывается, что должность водителя сортиментовоза не поименована в Списке профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 273, в то время как Список… применяется строго текстуально и расширительному толкованию не подлежит, в с вязи с чем периоды работы ФИО1 на сортиментовозе не могут быть включены в льготный стаж.
Также суд не находит правовых оснований для включения периодов ремонта, перевозки людей, грузов, ГСМ, командировки в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости на льготных условиях.
Проверяя обоснованность требований истца о включении в льготный стаж для назначении пенсии периодов работы с 01.07.1999 по 31.07.1999, с 01.10.2000 по 30.11.2000, с 25.02.2001 по 01.03.2001, с 01.04.2001 по 13.04.2001, с 07.06.2002 по 23.06.2002, с 12.11.2002 по 24.11.2002, суд исходит из следующего.
В период с 02.11.1998 по 04.03.2003 ФИО1 работал в ООО <данные изъяты> в должности водителя на вывозке леса, а с 14.05.2001 - машиниста валочной машины, что отражено в трудовой книжке истца.
В тоже время вышеназванные периоды сданы без указания льготных условий.
Из представленных суду документов ООО <данные изъяты> следует, что в июле 1999 года ФИО1 на вывозке леса не работал (профосмотр, ремонт лесовоза в РММ, отгул, водитель автобуса).
В период с 01.10.2000 по 30.11.2000 также не работал на вывозке леса, что подтверждается расчетными листками, поскольку вышеназванный период истец занимался ремонтом автобуса в РММ, сезонным техническим обследованием лесовоза, а также находился на больничном.
Согласно лицевого счета за февраль 2001 г. следует, что ФИО1 1 день занимался тех.уходом за лесовозом, 3 дня работал водителем автобуса, в связи с чем вышеназванные дни обоснованно исключены из льготного стажа истца.
В марте 2001 года ФИО1 1 день работал на автобусе, в связи с чем суд соглашается с позицией ответчика об исключении 01.03.2001 из льготного стажа.
Из приказа от 29.03.2001 № л/с следует, что ФИО1 с 04.04.2001 по 02.05.2001 был направлен на обучение, при этом проходил обучение с 1-го по 13-е апреля 2001 г.
Согласно приказа от 06.06.2002 № л/с ФИО1, машинист трелевочной машины в период с 07.06.2002 по 23.06.2002 выезжал на повышение квалификации.
В период с 11.11.2002 по 25.11.2002 ФИО1 направлялся работодателем на учебу, что подтверждается копией приказа от 11.11.2002 № л/с.
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Отсюда следует, что период нахождения на учебе, проходящей по направлению работодателя, является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а, следовательно, периоды работы ФИО1 с 01.04.2001 по 13.04.2001, с 07.06.2002 по 23.06.2002, с 12.11.2002 по 24.11.2002 надлежит включить в льготный стаж.
На основании изложенного решение ОПФР подлежит отмене в части не включения периодов работы ФИО1 на лесозаготовке.
Тоже время с учетом установленных по делу обстоятельств, периодов работы истца непосредственно в лесозаготовительном процессе, последний не набирает необходимый стаж работы на лесозаготовках, а, следовательно, в удовлетворении требований ФИО1 в части назначения пенсии с момента за ее обращением необходимо отказать.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о признании решения незаконным и его отмене, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы, обязании назначить пенсию с момента за ее обращением - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми об отказе в назначении пенсии от 02 ноября 2021 года № в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, периодов работы на лесозаготовке.
Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми включить ФИО1 в стаж работы, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, периоды работы в должности водителя на вывозке леса и машинистом валочной машины:
- в июне 1993 года 4 донорских дня,
- в сентябре 1993 г. 2 донорских дня,
- в июле 1994 года 2 донорских дня,
- в сентябре 1994 года 2 донорских дня,
- в августе 1995 года 2 донорских дня,
- в сентябре 1995 года 2 донорских дня,
- в июле 1996 года 2 донорских дня,
- в сентябре 1996 года 2 донорских дня,
- в июне 1997 года 1 донорский день,
- в сентябре 1997 года 2 донорских дня,
- в июле 1998 года 2 донорских дня;
- с 01.04.2001 по 13.04.2001,
- с 07.06.2002 по 23.06.2002,
- с 12.11.2002 по 24.11.2002.
В остальной части требования ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий Т.В. Можегова