ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12/2022 от 23.05.2022 Рязанского районного суда (Рязанская область)

УИД 62RS0005-01-2020-001256-12

№ 2-12/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань 23 мая 2022 года

Рязанский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Орловой А.А.,

с участием представителя истца Понер А.Н. – Цыплаковой А.А., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области Легензовой В.С., действующей на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Парамоновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Понер А.Н. к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Понер А.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку.

В обоснование заявленных требований указывает, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок номер, площадью площадь кв.м, расположенный по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для организации розничной торговли, и земельный участок с кадастровым номером номер, площадью площадь кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенный по адресу: адрес.

На указанных земельных участках истцом возведен объект недвижимости – здание, назначение – нежилое, наименование: здание магазина, общей площадью площадь кв.м, расположенное по адресу: адрес.

В 2014 году собственником земельных участков было принято решение о строительстве магазина. ООО «Зодчество» была разработана проектная документация, в июле 2014 года истцом было получено разрешение на строительство номер здания магазина, общей площадью площадь кв.м на земельном участок с кадастровым номером номер, который был завершен строительством в 2019 году.

Для легализации постройки в установленном законом порядке истец в декабре 2019 – январе 2020 года получила новые градостроительные планы на земельные участки и обратилась в Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию здания магазина. Однако истцу письмом номер от дата года было отказано.

Как указывает истец, что предоставить документы, указанные вышеуказанном письме не предоставляется возможным.

Полагая свои права нарушенными, истец просит признать за ней право собственности на объект недвижимого имущества – здание, назначение – нежилое, общей площадью площадь кв.м, наименование: здание магазина, расположенное на земельном участке с кадастровым номером номер по адресу: адрес, и на земельном участке с кадастровым номером номер, по адресу: адрес.

В судебное заседание истец Понер А.Н., извещенная надлежащим образом о дне и времени слушания дела, не явилась, об отложении судебного заседания не просила.

Представитель истца Понер А.Н. – Цыплакова А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области Легензова В.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.

Представитель ответчика администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, государственной инспекции строительного надзора Рязанской области, ПАО «Ростелеком», извещенные надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, в связи с чем суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, продолжил рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца Понер А.Н. – Цыплакову А.А., представителя ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области Легензову В.С., заслушав показания эксперта <данные изъяты>., исследовав письменные доказательства, представленные сторонами в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.

Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объекта недвижимости признака самовольной постройки.

Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 131 этого же кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с абз. 1п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Таким образом, законом закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество могут быть признаны самовольной постройкой, в частности, если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведены: 1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; 2) без получения на это необходимых разрешений; 3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Следовательно, по делам, связанным с разрешением прав на самовольную постройку, юридически значимыми обстоятельствами являются наличие или отсутствие признаков самовольной постройки, в том числе проверка соответствия возведения постройки разрешенному использованию земельного участка, на котором она расположена.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Исходя из системного толкования приведенных выше норм материального права и процессуального закона одним из обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения иска о признании права собственности на самовольную постройку, является установление того, что лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало надлежащие меры к ее легализации, при этом такие меры не должны носить формальный характер.

В судебном заседании установлено, что на основании свидетельства на право собственности на землю серия номерномер от дата года, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Рязанского района Рязанской области Понер А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером номер, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации розничной торговли, общей площадью площадь кв.м, по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права номер, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области от дата года – т.1 л.д.17.

На основании договора купли-продажи земельного участка от дата года Понер А.Н. так же является собственником земельного участка с кадастровым номером номер, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, общей площадью площадь кв.м, по адресу: адрес

дата года Понер А.Н. администрацией муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области выдано разрешение на строительство номер объекта капитального строительства – здание магазина, общей площадью – площадь кв.м, строительный объем – <данные изъяты> куб.м, на земельном участке с кадастровым номером номер, расположенном по адресу: адрес. Срок действия разрешения – до дата года (т.1 л.д.16).

На основании заявления от дата года истцу выдан градостроительный план земельного участка номер на земельный участок с кадастровым номером номер (т.1 л.д.30-40), согласно которому площадь земельного участка составляет 144 кв.м, проект планировки территории не утвержден, объекты капитального строительства отсутствуют. Земельный участок расположен в территориальной зоне О-1 «Многофонкциональная общественно – деловая зона».

Также, на основании заявления от дата года истцу выдан градостроительный план земельного участка номер на земельный участок с кадастровым номером номер (<данные изъяты>) согласно которому площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., проект планировки территории не утвержден, объекты капитального строительства отсутствуют. Земельный участок расположен в территориальной зоне О-1 «Многофонкциональная общественно – деловая зона».

Положениями п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч.ч. 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса).

В силу ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Частью 3 указанной выше статьи предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области в выдаче истцу разрешения на ввод в эксплуатацию здания магазина отказало в связи с отсутствием документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, а именно: акта приемки объекта капитального строительства; акта, подтверждающего соответствие параметров построенного объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям, оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов и т.д.; документов подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно – технического обеспечения (при их наличии); кроме того, указано, что представленная схема расположения объекта капитального строительства должна соответствовать ГОСТ Р 51872-2019, что подтверждается письмом номер от дата года (<данные изъяты>).

Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области в судебном заседании ссылался на аналогичные в отказе обстоятельства.

С целью выяснения соответствия возведенного магазина требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам и правилам, предъявляемым к строениям подобного типа, соблюдения требований земельного законодательства, а так же выяснения вопроса о нарушении прав и законных интересов третьих лиц, по делу была назначена комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, производство которой поручено <данные изъяты>

Согласно заключению эксперта номер от дата года, здание магазина по адресу: адрес, общей площадью площадь кв.м, расположено в границах по сведениям ЕГРН земельного участка с кадастровым номером номер, площадью площадь кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для организации розничной торговли, по адресу: адрес, и в границах по сведениям ЕГРН земельного участка с кадастровым номером номер, площадью площадь кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, по адресу: адрес, не соответствует градостроительным, строительно-техническим, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам, предъявляемым к строениям подобного типа, соответствует экологическим нормам, предъявляемым к строениям подобного типа.

Согласно схеме 2, отраженной в заключении эксперта, здание магазина находится в охранных зонах: <данные изъяты>

Правила хозяйственной деятельности в охранных зонах регламентируется постановлением номер Правительства РФ от дата года «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», постановлением номер Правительства РФ от дата года «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации».

Самовольная постройка здание, назначение - нежилое, общей площадью площадь кв.м, наименование: здание магазина, расположенное на земельном участке с кадастровым номером номер по адресу: адрес, и на земельном участке с кадастровым номером номер по адресу: адрес, в настоящее время является объектом капитального строительства, объектом незавершенного строительства.

Экспертом сделан вывод о том, что сохранение самовольной постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Поскольку в ходе производства комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы экспертом <данные изъяты> сделан вывод о снижении прочности и надежности несущих конструкций здания магазина по сравнению с проектным решением, в связи с чем имеет место угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, без проведения соответствующих исследований и расчетов, учитывая, что в суд на допрос эксперт не явился, суд пришел к выводу о необходимости проверки указанных обстоятельств, в связи с чем назначил дополнительную судебную экспертизу в ООО «Центр исследования строительных конструкций и материалов».

Согласно заключению эксперта номер, здание магазина, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером номер по адресу: адрес, и на земельном участке с кадастровым номером номер по адресу: адрес, соответствует градостроительным, санитарно-эпидемиологическим, строительно-техническим, пожарным и экологическим нормам и правилам и не создает угрозу для жизни и здоровья граждан при его эксплуатации по назначению.

При этом, экспертом сделан вывод о том, что линия связи МТС ошибочно нанесена на топографических материалах от дата года, выполненных ООО «Гео40», так как линия связи не проходит через объект исследования, а фактически проложена за пределами наружных стен объекта исследования.

Границы соседних участков и расстояния до них не нарушены.

Также экспертом отмечено, что в соответствии с п.10 Постановления Правительства Российской Федерации от дата года номер, в пределах охранных зон без письменного разрешения о согласовании сетевых организаций юридическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, конструкция или снос зданий и сооружений, то есть проводить без разрешения вышеуказанных строительных работ.

В данном случае, все строительно – монтажные работы на момент проведения исследования объекта выполнены, и соответственно требования п.10 вышеуказанного нормативного документа не применимы.

Допрошенный в судебном заседании эксперт <данные изъяты><данные изъяты> выводы, изложенные в экспертном заключении, поддержал в полном объеме, пояснив, что согласно данным ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами номер, номер находятся в зоне умеренного подтопления, прилегающей к зоне затопления при 1-процентной обеспеченности по Рязанскому району (реестровый номер номер). Согласно ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления запрещается. Однако, сведения о границах указанной зоны внесены в ЕГРН в апреле 2022 года, тогда как строительство магазина началось ранее.

Экспертом не оспаривалась необходимость инженерной защиты от затопления и подтопления, однако, необходимо принимать во внимание, что данные мероприятия проектируются и осуществляются в соответствии с СП 104.13330.2016 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85» (с Изменением N 1) администрацией района. Так, при проектировании инженерной защиты следует разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий с учетом требований к их функциональному назначению (использованию) или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления.

В п. 1.2.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования – Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (утв. постановлением Главного управления -п от ДД.ММ.ГГГГ) (далее — Правила землепользования и застройки).

В частности, в указанном пункте содержатся следующие требования: «все объекты обеспечиваются гостевыми автостоянками, размещаемыми в границах земельного участка, с учетом автомобилизации (планируемый показатель автомобилизации не менее 300 а/м на 1000 человек населения). При преобразовании застроенных территорий допускается по согласованию с управлением по строительству, развитию инфраструктуры, архитектуре, ГО и ЧС размещение объектов благоустройства и гостевых автостоянок на землях общего пользования, но не более 20% от расчетного количества». Выполнение данного требования экспертами не исследовалось.», в связи с чем подтверждает, что на стр. 66 экспертного заключения номер допущена опечатка, следует читать: «Раздел 1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (требования к зоне О1 определены п. 1.2.1):». В части обеспечения объекта экспертизы гостевыми автостоянками, эксперт пояснил, что действительно данный вопрос не был отражен в экспертном заключении номер, по причине того что, по его мнению, исследовав характеристики земельного участка, и осмотрев прилегающие земельные участки, эксперт пришел к выводу о том, что при сносе временных построек, расположенных с правой стороны от главного фасада объекта экспертизы, гостевых стоянок будет достаточно, чтобы соблюсти требования п. 1.2.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования – Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, при этом можно дополнительно использовать не менее 2 гостевых стоянок на муниципальной территории, что не противоречит установленным нормам.

На странице 75 экспертного заключения указывается, что охранная зона по постановлению Правительства РФ от датаномер «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» составляет 2, 0 м.

Однако согласно п. 10 указанного постановлениями в городах и других населенных пунктах прохождение трасс подземных кабельных линий связи определяется по табличкам на зданиях, опорах воздушных линий связи, линий электропередач, ограждениях, а также по технической документации. Границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии.

Таким образом, ссылка на охранную зону в размере 2,0 метров не является обоснованной.

Эксперт считает, что данное утверждение является необоснованным, так как при обследовании объекта экспертизы не установлено наличия информации на табличках на зданиях, опорах воздушных линий связи, линий электропередач, ограждениях (техническая документация в материалах дела, предоставлена не была), соответственно эксперт обосновывает охранную зону (2,0 м), тем, что она была минимально установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 года №578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации», так как учитывая протяженность от адрес до адрес, данная линия связи, проходила вне расположенных населенных пунктов на безлесных участках, - в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации, а соответственно охранная зона составляет не менее чем на 2 метра с каждой стороны. Иную зону владелец не установил.

Так, на странице 75 экспертизы указано: «в результате наложения топографических материалов, линия связи должна проходить через стены подвала объекта экспертизы...».

Однако в экспертном заключении сведения относительно опорных точек границ линии связи отсутствуют. Не ясно, на основании какого документа, определяющего данные точки, было осуществлено наложение топографических материалов.».

Эксперт пояснил, что наложение топографических материалов было выполнено методом наложения топографических материалов ООО «ЦИСКиМ» в формате DWG, полученных в результате геодезических работ, на топографические материалы, имеющиеся в материалах дела, отсканированных и переведенных в формат DWG, который используется в САПР (Система автоматического проектирования) как главный бинарный формат хранения и обмена 2D-3D файлами. Опорные точки границ линии связи в данном случае не имеют никакого значения.

На основании выполненного наложения, и была обнаружена кадастровая ошибка, а точнее грубая небрежность, допущенная организацией, выполнившей топографическую съемку.

Из заключения экспертизы следует, что в качестве владельца линии связи «гадрес» указывает МТС. Данный вывод голословен и не подкреплен соответствующими документами» (страница 76 экспертизы).

Эксперт пояснил, что помимо того, что сведения о владельце данных сетей связи (МТС), указаны на топографической съёмке, выполненной кадастровым инженером <данные изъяты>., находящейся в материалах дела и кроме этого, эксперт лично видел опознавательный столбик МТС, на основании чего эксперт и сделал вывод о принадлежности линии связи «<данные изъяты>» ПАО "МТС".

Исследовав указанные экспертные заключения, выслушав пояснения эксперта <данные изъяты>, которым в судебном заседании были разъяснены и дополнены сделанные им в ходе проведенного исследования выводы, суд признает заключение судебной экспертизы ООО «Центр исследования строительных конструкций и материалов» достоверным и допустимым доказательством по делу, поскольку данное заключение является полным, мотивированным, квалификация эксперта подтверждена документально и сомнений не вызывает. При даче заключения экспертом были приняты во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан соответствующий анализ. Заключения эксперта соответствует требованиям ст.86 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст.25 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В нем эксперт подробно описывают проведенные исследования, сделанные в результате них выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Выводы и анализ в заключении мотивированы, изложены достаточно полно и ясно с учетом всех поставленных вопросов, четким языком, не допускают различных толкований и не содержат противоречий с исследовательской частью заключения, которая, в свою очередь, базируется на исследованных в полном объеме материалах гражданского дела.

Суд считает необходимым отметить, что по смыслу положений ст.86 Гражданского процессуального кодекса РФ экспертное заключение является одним из самых важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методиками исследования.

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны. Для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) устанавливается градостроительный регламент.

При этом градостроительный регламент является актом, определяющим правовой статус земельных участков, входящих в состав конкретной территориальной зоны. Им устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 2 ст. 30, ст. 31 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.

В соответствии с положениями ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет"

Утвержденные правила землепользования и застройки подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не позднее чем по истечении десяти дней с даты утверждения указанных правил (п.п. 1,3,3.1).

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования –территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Постановлением Главархитектуры Рязанской области от датаномер утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования - Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, согласно ст. 34 которых в поселении имеет место многофункциональная общественно-деловая зона О1 – Зона общегородского центра. Зона делового, общественного и коммерческого назначения. Зона объектов торговли. Зона объектов общественного питания. Зона объектов коммунально-бытового назначения. Зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности и т.п.

Согласно п. 1.2.1 Правил, в зоне О1 все объекты обеспечиваются гостевыми автостоянками, размещаемыми в границах земельного участка, с учетом автомобилизации (планируемый показатель автомобилизации не менее 300 а/м на 1000 человек населения).

В перечень объектов недвижимости, разрешенных к размещению в общественно-деловых зонах, включаются жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи. В общественно-деловых зонах могут размещаться производственные предприятия, осуществляющие обслуживание населения, площадью в соответствии с требованиями действующих санитарных и градостроительных нормативов, встроенные или занимающие часть здания без производственной территории и экологически безопасные.

Объекты, размещаемые в общественно-деловых зонах (учреждения и предприятия обслуживания), в зависимости от вида обслуживания, численности обслуживаемого населения, расположения в планировочной структуре территории, подразделяются на следующие категории:

- повседневного обслуживания (местного значения) - учреждения и предприятия, посещаемые населением не реже одного раза в неделю, или те, которые должны быть расположены в непосредственной близости к местам проживания и работы населения, и рассчитанные на население жилых кварталов (микрорайонов), включают в себя: дошкольные организации, общеобразовательные школы, помещения для физкультурно-оздоровительных занятий, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, спортивные и игровые площадки и т.д.

Предельные размеры земельных участков установлению не подлежат; предельное количество этажей и предельная высота зданий, строений, сооружений - установлению не подлежат; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений - установлению не подлежат; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка - не подлежит установлению.

Анализ исследованных в деле доказательств и заключений экспертов позволяет прийти к выводу о том, что возведение спорного объекта с отступлением от проекта само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов других лиц, а также нарушений установленных норм и правил материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Понер А.Н. к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку, удовлетворить.

Признать за Понер А.Н., дата года рождения, право собственности на самовольную постройку – здание магазина, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером номер, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, по адресу: адрес, и на земельном участке с кадастровым номером номер, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для организации розничной торговли, по адресу: адрес.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Рязанский районный суд Рязанской области.

Судья (подпись)

А.А. Орлова