ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13-2709 от 16.09.2013 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-13-2709-1                                     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ковров 16 сентября 2013 года        Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Ивлиевой О.С., при секретаре Седовой Ю.Н., с участием представителя истца Ковровского городского прокурора – помощника Ковровского городского прокурора Халатова А.В., представителя ответчика администрации Клязьминского сельского поселения <адрес> Коростелева Ю.Л., представителя ответчика администрации <адрес> Ивановой И.В., представителя третьего лица ММ ОМВД России «Ковровский» - Сазанова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Клязьминского сельского поселения <адрес> и администрации <адрес> о возложении обязанности обеспечить дорожное сообщение к населенным пунктам и привести в нормативное состояние дорожное покрытие автомобильных дорог,

УС ТАНОВИЛ:

Ковровский городской прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципального образования <адрес>, обратился в суд с иском, с учетом утонений, в котором просит обязать администрацию <адрес> обеспечить дорожное сообщение к населенным пунктам деревням Скоморохово и <адрес>, в соответствии с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудования дорог и улиц» и иных ГОСТов в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Клязьминского сельского поселения <адрес> осуществить мероприятия по дорожной деятельности, а именно привести в нормативное состояние дорожное покрытие автомобильных дорог <адрес> «Дорога по д.Схоморохово (1) от <адрес> до <адрес>», «Дорога по д.Скоморохово (2) от <адрес> до <адрес>» и «Дорога по д.Цепелево от <адрес> до <адрес>» согласно требований ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудования дорог и улиц» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Халатов А.В. исковые требования, с учетом уточнений, поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика администрации <адрес> Иванова И.В. с заявленными требованиями согласилась, но просила суд увеличить срок исполнения решения суда до 1 года, поскольку органам местного самоуправления необходимо найти дополнительные источники финансирования, провести корректировку бюджета, организовать проведение торгов в соответствии с требованиями Федерального закона №94-ФЗ, а выполнение работ по решению суда возможно только в летний период.

Представитель ответчика администрации Клязьминского сельского поселения <адрес> Коростелев Ю.Л. с заявленными требованиями согласился, но просил суд установить срок исполнения решения суда 1 год по основаниям, указанным представителем ответчика администрации <адрес> Ивановой И.В.

Представитель третьего лица ММ ОМВД России «Ковровский» - Сазанов Д.В. заявленные требования поддержал.

Представители третьих лиц Департамента транспорта и дорожного хозяйства, ГБУ <адрес> «Управление автомобильных дорог администрации <адрес>, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили в адрес суда письменные ходатайства, в которых просили рассмотреть дела без их участия.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся представителей третьих лиц, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд.

Учитывая ходатайства третьих лиц о рассмотрении дела без их участия, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что проезжая часть автодорог «Глебово-Крестниково»-Старая-Скоморохово» и «Глебово-Крестниково»-Цепелево» не отвечает требованиям п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц», а именно: на проезжей части автодорог имеются повреждения в виде ямочности, коллейности и других повреждений, которые препятствуют движению транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Кроме того, автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального образования Клязьминское сельское поселение в д.Скоморохово «Дорога по д.Скоморохово (1) от <адрес> до <адрес>», «Дорога по д.Скоморохово (2) от <адрес> до <адрес>» и «Дорога по д.Цепелево от <адрес> до <адрес>» имеют грунтовое покрытие, ширина проезжей части дорог составляет 4 метра. Проезжая часть указанных автодорог также не отвечает требованиям п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, а именно: на проезжей части автодорог имеются повреждения в виде ямочности, коллейности и других повреждений, которые препятствуют движению транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 17 Закона к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности, т.е. деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 13 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, закреплено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", которым установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. С 01 января 1995 года они распространяются на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Сроки устранения выбоин и трещин составляют от 5 до 10 суток.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается представителями ответчиков, дорожное покрытие проезжих частей вышеуказанных автомобильных дорог не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93, на указанных дорогах имеются повреждения, затрудняющие движение транспортных средств, в результате чего имеется реальная угроза безопасности жизни и здоровью участников дорожного движения, что недопустимо и требует принятия необходимых мер.

Согласно постановлению администрации Клязьминского сельского поселения от <дата> <№> автомобильные дороги «Дорога по д.Схоморохово (1) от <адрес> до <адрес>», «Дорога по д.Скоморохово (2) от <адрес> до <адрес>» и «Дорога по д.Цепелево от <адрес> до <адрес>» включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Клязьминское сельское поселение.

В соответствии с пунктами 6 и 1 статьи 13 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

При этом согласно пункту 6 статьи 3 названного Закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог признаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, содержание и ремонт дорог является обязанностью соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, а также лиц, которым автомобильные дороги, как объекты вещного права, переданы с целью их содержания.

С учетом изложенного, в силу закона именно администрация Клязьминского сельского поселения обязана принимать меры к приведению дорожного покрытия автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения в соответствие с требованиями ГОСТ.

Оценивая требования прокурора о возложения на администрацию <адрес> обязанности обеспечить дорожное сообщение к населенным пунктам деревням Скоморохово и <адрес> в соответствии с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов ГОСТа Р 50597-93, суд находит их подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что автомобильные дороги «Глебово-Крестниково»-Старая-Скоморохово» и «Глебово-Крестниково»-Цепелево», дорожное покрытие которых не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93, не включены в реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес>, утвержденный постановлением администрации <адрес> от <дата> №784, а также не переданы <дата> МУ «СЕЗ» в ГБУ «Владупрадор». Таким образом, указанные автомобильные дороги не отнесены к категории автомобильных дорог общего пользования местного значения в установленном законом порядке. Вместе с тем, они находятся в границах муниципального района, используются неопределенным кругом лиц для проезда к населенным пунктам - деревням Скоморохово и Цепелево. Анализируя требования Федерального закона №131-ФЗ и полномочия органов местного самоуправления муниципального района, суд приходит к выводу, что именно администрация <адрес> обязана обеспечить дорожное сообщение к населенным пунктам - деревням Скоморохово и Цепелево.

По смыслу ст. 198 ГПК РФ решение суда должно быть исполнимым.

В связи с тем, что исполнение решения суда потребует значительных финансовых затрат, проведения органами местного самоуправления корректировки бюджетов муниципальных образований в порядке, определенном Бюджетным кодексом РФ, размещения муниципального заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата> N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", выполнения большого объема работ с учетом погодных условий, суд полагает разумным и целесообразным увеличить срок выполнения мероприятий до 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу,

Согласно п.19ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ковровского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> обеспечить дорожное сообщение к населенным пунктам деревням <адрес> и <адрес>, в соответствии с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудования дорог и улиц» и иных ГОСТов в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Клязьминского сельского поселения <адрес> осуществить мероприятия по дорожной деятельности, а именно привести в нормативное состояние дорожное покрытие автомобильных дорог <адрес> согласно требований ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудования дорог и улиц» в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца после принятия решения судом.

Судья     подпись О.С.Ивлиева

ВЕРНО.

Судья О.С.Ивлиева

Секретарь А.В. Новикова

Справка: решение суда вступило в законную силу <дата>.

Подлинное решение суда подшито в материалах гражданского дела № 2-13-2709-1, находящегося в производстве Ковровского городского суда.

Судья О.С.Ивлиева

Секретарь А.В.Новикова