Дело № 2-13-516-1
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковров 18 февраля 2013 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой М.С., при секретаре Кирилловой Н.Г.., с участием помощника Владимирского природоохранного прокурора Курысевой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Владимирский природоохранный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01.06.2013 года.
В судебном заседании прокурор Курысева О.К. исковые требования поддержала в полном объёме, дополнив, что ИП ФИО1 вносилось представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, однако ответчиком до настоящего времени нарушения не устранены, соответствующее разрешение не получено.
Владимирской природоохранной прокуратурой по результатам проверки соблюдения природоохранного законодательства, выявлены нарушения федерального законодательства, допускаемые ответчиком.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела без своего участия, выразив согласие с исковыми требованиями в полном объеме.
Представитель третьего лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела без своего участия, поддерживая заявленные исковые требования в полном объеме.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившегося представителя третьего лица, суд принимает во внимание его извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд.
Принимая во внимание ходатайство ответчика и представителя третьего лица о рассмотрении дела без их участия, суд полагает возможным рассмотреть заявление в их отсутствие.
Выслушав прокурора, изучив документы, суд приходит к следующим выводам.
Проверкой, проведенной Владимирской природоохранной прокуратурой установлено, что ИП ФИО1 осуществляет свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено следующее.
По договору аренды недвижимого имущества от 01.10.2011 года у ИП ФИО1 имеется нежилое помещение (производственный цех № 1), расположенное по адресу: <адрес>, промышленная зона «Заря», участок № 1, примерно в 30 м от <...> по направлению на юг. Производственный цех № 2 площадью 894 кв.м., расположенный по адресу: Владимирская область, г. Ковров, микрорайон «Заря», находится в аренде ИП ФИО2 (договор аренды от 01.07.2011 года с ЗАО «Аттал»), используется ИП ФИО1 в связи с договором поставки от 01.01.2012 года. В указанных производственных цехах с октября 2011 года по настоящее время ИП ФИО1 осуществляет деятельность по производству дверей (по ОКВЭД – 20.30 – производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий).
В процессе производства от трубы газовой котельной (работает в течение отопительного сезона) поступают в атмосферный воздух следующие загрязняющие вещества: серы диоксид, азота оксид, углерода оксид и др.
В процессе производства от покрасочных камер, через окна цеха в атмосферный воздух попадают также следующие загрязняющие вещества: пыль древесная, ксилол, толуол и др.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») негативное воздействие на окружающую природную среду есть воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 3 вышеназванного закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха») выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8 Положения).
При проведении проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм природоохранного законодательства, деятельность ИП ФИО1 осуществляется в отсутствие утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В адрес ответчика природоохранным прокурором вносилось представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, однако до настоящего времени нарушения ответчиком не устранены, соответствующее разрешение не получено.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
Таким образом, бездействие ИП ФИО1 по исполнению своих обязанностей, установленных федеральным законодательством по определению какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, не повлечет ли это за собой ухудшения экологической обстановки, а также вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье населения, привело к тому, что данная деятельность создает угрозу негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно - эпидемиологическое благополучие, гарантированные Конституцией Российской Федерации, что не способствует укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений и не формирует уважительного отношения к закону.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данное исковое заявление подано в интересах Российской Федерации, что в свою очередь позволит в полной мере обеспечить реализацию конституционных положений об охране окружающей среды.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет госпошлина, от уплаты, которой истец освобожден в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01.06.2013 года.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты>.
Апелляционная жалоба или представление прокурора могут быть поданы во Владимирский облсуд через Ковровский городской суд в течение месяца.
Председательствующий подпись М.С. Овчинникова
ВЕРНО.
20.03.2013 года.
Судья Н.В. Пуговкина
Секретарь Р.Ю.Старостенко
Справка: решение суда вступило в законную силу 19 марта 2013 года.
Подлинное решение суда подшито в материалах гражданского дела № 2-13-516-1, находящегося в производстве Ковровского городского суда.
Судья Н.В. Пуговкина
Секретарь Р.Ю.Старостенко