Дело № 2-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Злынка 07 октября 2015 года
Злынковский районный суд Брянской области в составе председательствующего- судьи Башлак И.В.,
при секретаре - Тищенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о включении периодов работы в трудовой стаж для начисления пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском о включении периодов работы на предприятиях районов Крайнего Севера - РН «<адрес>, ООО <адрес> Ямало-Ненецкого Автономного округа ( далее ЯНАО), а именно с (дата), с (дата), с (дата), с (дата). Свои требования мотивировал тем, что при начислении пенсии ответчиком не были включены данные периоды работы в стаж со ссылкой на то, что работодателями не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, так как он являлся иностранным гражданином - гражданином Республики Беларусь. Считает действия УПФР в Злынковскм муниципальном районе незаконными, поскольку неуплата работодателями страховых взносов в ПФ за застрахованных граждан, работающих по трудовому договору, не должна препятствовать реализации ими своих прав на получение пенсии в полном объеме. Кроме того, в соответствие с нормами двухсторонних соглашений между Россией и Белоруссией, трудовой стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, взаимно признается за их гражданами и учитывается при назначении пенсии.
В судебном заседании истец ФИО1 подержал исковые требования в полном объеме и уточняя их пояснил, что периоды его работы в ООО « <адрес>» с (дата), с (дата); в ООО « <адрес>» с (дата); в ООО « <адрес>» с (дата) не были включены в стаж для начисления трудовой пенсии, поскольку работодатель не перечислял в ПФ страховые взносы. Считает действия ответчика незаконными, поскольку в указанные периоды он работал по трудовым договорам, согласно которым пользовался одинаковыми правами с иными работающими лицами- гражданами РФ и отсутствовали какие-либо оговорки в связи с тем, что он гражданин иностранного государства. С заработной платы производились отчисления подоходного налога. Указанные периоды работы не были включены ни в страховой ни в льготный стаж, несмотря на то, что работа осуществлялась им в районах Крайнего Севера и относилась к Списку № 2, в связи с чем, его пенсия гораздо ниже, чем та на которую он претендовал, с учетом включения в стаж указанных выше периодов его трудовой деятельности.
Представитель истца - адвокат Морозова А.М. в судебном заседании просила удовлетворить иск ФИО1, возложив на ответчика обязанность включить в страховой стаж периоды работы истца с (дата), с (дата), с (дата); с (дата). При этом пояснила, что в соответствие с решениями Конституционного Суда РФ неуплата работодателем страховых взносов в ПФ РФ за застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, не может ущемлять права граждан на получение пенсионного обеспечения в полном объеме. Кроме того, международные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь предполагают, что трудовой стаж, приобретенный на территории обоих государств, учитывается при назначении и расчете пенсии. ФИО1 в оспариваемые периоды работал по трудовому договору, имел временную регистрацию. Кроме того, в соответствие с решением Ноябрьского горсуда ЯНАО, на ООО « <адрес>» возложена обязанность перечислить в ПФ РФ страховые взносы, за периоды работы ФИО1 с (дата) и с (дата).
В связи с реорганизацией путем слияния преемником УПФР в Злынковском муниципальном районе является новое юридическое лицо- управление Пенсионного фонда в Российской Федерации ( государственное учреждение) в городском округе города Новозыбков Брянской области (межрайонное).
Представитель ответчика- ФИО2 просила исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения, пояснив, что истец зарегистрирован в системе персонифицированного учета с (дата). После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы для подсчета страхового стажа подтверждаются на основании сведений персонифицированного учета. В связи с отсутствием в выписке из индивидуального лицевого счета сведений о начислении пенсионных взносов, а также данных о выполнении работы в особых условиях, в страховой стаж не учтен период работы истца в ООО « <адрес>» с (дата), с (дата); в ООО « <адрес>» с (дата); в ООО « <адрес>» с (дата). Пенсия рассчитана и назначена с учетом стажа, подтвержденного сведениями об уплате страховых взносов. Кроме того, у организаций вплоть до 1 января 2012 года отсутствовала обязанность уплачивать страховые взносы за иностранных граждан, работающих по трудовому договору.
Несмотря на то, что решением Ноябрьского горсуда от (дата) ООО « <адрес>» обязана внести взносы в ПФ за периоды работы с (дата), с (дата), размер пенсии ФИО1 не может быть пересчитан, без получения выписки из лицевого счета с указанием сведений об особых условиях его работы и размерах страховых взносов.
Суд, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, приходит к нижеследующему.
Как следует из материалов дела, истец в период с (дата) и с (дата) работал в ООО «<адрес>», с (дата) - в ООО «<адрес>», с (дата) - в ООО « <адрес>» (л.д.8-12).
ФИО1 назначена пенсия по достижению 50 лет, а именно со (дата). При этом, пенсия рассчитана с учетом стажа работы истца в РКС, который составляет 17 лет 00 мес. 22 дня, и работы по Списку № 2 - 24 года 7 месяцев 28 дней.
При расчете размера пенсии не были учтены периоды работы с (дата), с (дата), с (дата) и с (дата), в связи с отсутствием выписки из ИЛС после даты регистрации истца в системе ПУ (л.д.15).
Согласно ст. 7 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Статьей 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что только иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным Законом или международным договором Российской Федерации.
При этом в соответствие со ст. 10 указанного Закона, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы (деятельности), которая выполнялась на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со ст. 27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Порядок и размер уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации установлены ФЗ № 167 от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статья 3 которого указывает на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение прав гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
По смыслу ст. 7 ФЗ № 167 в первоначальной редакции застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.
Правила пребывания и регистрации в Российской Федерации иностранных граждан до 25 июля 2002 года были предусмотрены действующим в Российской Федерации Законом СССР « О правовом положении иностранных граждан в СССР», Законом РФ « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Правилами пребывания иностранных граждан в СССР» и другими нормативными актами.
Действующим на тот момент в Российской Федерации Законом СССР « О правовом положении иностранных граждан в СССР» правовое положение иностранцев определено в двух видах: иностранные граждане, которые имели разрешение на временное проживание и вид на жительство и иностранные граждане, находящиеся в СССР на ином законном основании, то есть временно пребывающие в СССР.
С 25 июля 2002 года правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием ( проживанием) иностранных граждан в РФ, осуществления ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности устанавливается и регулируется ФЗ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствие со ст. 2 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином, постоянно проживающим на территории РФ, понимаются иностранные граждане, получившие вид на жительство; временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; временно пребывающий - в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющим вида на жительство или разрешения на временное проживание.
При этом, в силу ст. 2 указанного Федерального Закона отдельно выделена такая категория граждан как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Законом « О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, Федеральный закон « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» от 20 июля 2004 года № 70-ФЗ в статью 7 были внесены изменения, в соответствие с которыми застрахованными лицами стали являться и временно проживающие на территории РФ иностранные граждане, работающие по трудовому договору. Изменения вступили в силу с 1 января 2005 года.
Следовательно, обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя- организации в спорный период времени возникла при наличии определенного статуса иностранного работника, а именно при наличии постоянного или временного проживания ( с 1 января 2005 года) на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 379-ФЗ внесены изменения в ст. 7 ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года, согласно которой застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствие с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
В соответствие со ст. 9 ФЗ от 3 декабря 2011 года № 379-ФЗ изменения вступили в законную силу с 1 января 2012 года и не распространяют свое действие на отношения, возникшие до их принятия.
Как явствует из материалов гражданского дела ФИО1, являясь гражданином Беларуси, получил вид на жительство (дата) и зарегистрировался на место жительства в РФ (дата) ( л.д. 5).
Являясь гражданином Республики Беларусь истец в период с (дата), с (дата); с (дата); с (дата) работал в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера Российской Федерации вахтовым методом, имея статус иностранного гражданина временно пребывающего на территории Российской Федерации.
Из приведенных выше правовых норм следует, что обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в период с 1999 года по 1 января 2012 года возникала только при наличии определенного статуса иностранного работника, а именно постоянного или временного проживания на территории Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации являлось критерием определения иностранного работника как застрахованного лица.
Законодатель только с 1 января 2012 года определил обязанность работодателя уплачивать страховые взносы в пенсионный фонд за иностранных граждан, работающих в Российской Федерации по трудовому договору.
Данные обстоятельства установлены также вступившими в законную силу решением Советского районного суда г.Красноярска от (дата) по иску ФИО1 к ООО «<адрес>» о предоставлении индивидуальных сведений персонифицированного учета и уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации за период с (дата), которым истцу отказано в удовлетворении требований, в связи с тем, что он являлся иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ, не имел вида на жительство или разрешения на временное проживание, поэтому не являлся застрахованным лицом в силу п.1 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. до 01.01.2012г.). В связи с чем, у работодателя не возникла обязанность выплачивать за него страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ в заявленный период (л.д.59-61). Апелляционным определением Красноярского краевого суда от (дата) решение Советского районного суда г.Красноярска от (дата) было оставлено без изменения (л.д.55-58).
В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Суд считает, что данное решение имеет преюдициальное значение при разрешении настоящего гражданского дела, поскольку касается вопросов уплаты страховых взносов, что является основанием для определения стажа работы при исчислении пенсии. Участниками обоих судебных процессов являлись представители Пенсионного фонда Рф соответствующих уровней.
В соответствие со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений.
Однако суду не представлены доказательства в подтверждение доводов представителя истца о том, что ФИО1 имел временную регистрацию в РФ в спорные периоды работы в РКС.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования ФИО1 о включении в стаж для расчета пенсии периода работы в ООО « <адрес>» с (дата) не подлежат удовлетворению.
По изложенным выше обстоятельствам суд считает, что ответчик правомерно не включил в стаж и период работы истца в ООО «<адрес>» с (дата), поскольку не представлено доказательств, что истец, будучи иностранным гражданином, постоянно или временно проживал на территории Российской Федерации.
Суд считает, что ссылка стороны истца на Договор от 25 декабря 1998 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь « О равных правах» и решение Высшего Совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 « О равных павах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» несостоятельна, ибо данным международным соглашением не урегулированы вопросы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ работодателями России за иностранных работников в спорный период.
Вместе с тем, согласно заочному решению Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от (дата) исковые требования ФИО1 к ООО «<адрес>» о возложении обязанности по предоставлению сведений персонифицированного учета и перечислении страховых взносов на финансирование трудовой пенсии были удовлетворены. На ООО «<адрес>» возложена обязанность предоставить в УПФ РФ в г. Ноябрьск ЯНАО (государственное учреждение) индивидуальные сведения персонифицированного учета в отношении ФИО1 за период работы с (дата), и перечислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за указанные периоды (л.д.64-66).
В этой связи, суд считает, что данное решение, вступившее в законную силу (дата), имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора. Доводы представителя ответчика о том, что перерасчет пенсии может быть произведен только при условии уплаты страховых взносов в ПФ, суд считает несостоятельными. В соответствие с Постановлением Конституционного суда РФ № 9-П от 10 июля 2007 года признано несоответствующим Конституции РФ положение действовавшего законодательства, а именно ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации»( ч.1 ст. 10) и Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал ( абзац 3 п.7), в той мере в какой содержащиеся в них нормы во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, позволяют не включать в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении ( перерасчете) трудовой пенсии размер её страховой части, периоды работы застрахованных лиц, работающих по трудовому договору в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в вышеуказанном Постановлении РФ, и то, что решение Ноябрьского горсуда от (дата), вступило в законную силу, суд считает, что периоды работы истца в ООО «<адрес>» с (дата) подлежат включению в стаж, вне зависимости от того, произвел ли работодатель отчисление страховых взносов в ПФ РФ. Иное применение нормативных положений противоречит требованиями ст. 19 ( части 1 и 2), ст. 39 ( части 1 и 2) и ст.55 ( часть 3) Конституции РФ.
Таким образом, иск ФИО1 подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о включении периодов работы в трудовой стаж для начисления пенсии, удовлетворить частично.
Включить в трудовой стаж для начисления пенсии ФИО1 периоды работы с (дата) и с (дата) в ООО «<адрес>».
В остальной части иска требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме в Брянский областной суд через Злынковский районный суд.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено (дата).
Судья Башлак И.В.