РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 года город Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Жильчинской Л.В.,
при секретаре судебного заседания Аюровой Д. А.,
с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 38RS0036-01-2020-006914-37 (производство № 2-1375/2021) по иску ФИО2 к Восточно-Сибирскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа в части отмены выплаты ежемесячной надбавки, признании права на выплату надбавки, выплате надбавки,
установил:
В обоснование исковых требований, указано, что лейтенанту полиции ФИО2 приказом ВС ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в соответствии с пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314, установлена надбавка при назначении на должность старшего инспектора отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.
Контрольно-ревизионным управлением МВД России в мае 2020 г. проведена документарная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте. В ходе проведения проверки выявлен ряд нарушений, в том числе установлен факт переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровью в мирное время.
По указанному факту в июне 2020 г. проведена служебная проверка, в ходе которой исследованы нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, судебная практика Российской Федерации, Положение об отделе охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, должностные регламенты сотрудников, приказы, распоряжения Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, предписания на проверку, графики несения службы, расстановки и маршрутные листы личного состава.
По результатам служебной проверки факт неправомерного назначения надбавки сотрудникам, замещающим должности в подразделениях полиции по охране общественного порядка, за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, предусмотренной пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314, не подтвердился, вина сотрудников Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, в том числе подчиненных ЛО МВД России на транспорте, не установлена.
Приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 23.10.2020 № 310 л/с «По личному составу» на основании акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД Росси на транспорте от <Дата обезличена> ФИО2 отменена выплата указанной ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
Истец считает оспариваемый приказ от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с об отмене надбавки незаконным, поскольку законодателем не определено, как часто и в каком объеме, сотрудники, замещающие должности, указанные в разделе III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314, должны выполнять специальные задачи, непосредственно связанные с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время. Считает надбавку видом социальной гарантии (поддержки) со стороны государства по отношению к сотрудникам внутренних дел, в связи с особыми условиями их службы, непосредственно связанными с обеспечением безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан. Установление этой надбавки не право, а обязанность работодателя. Оспариваемая надбавка к должностному окладу была единственной иной дополнительной выплатой сотрудникам отдела охраны общественного порядка, в том числе, в рамках приказа МВД России от <Дата обезличена><Номер обезличен>.
В соответствиис Положением об отделе охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте,должностными обязанностями, закрепленными в должностных регламентах истца, ФИО2 выполняет в числе прочих и функции, возложенные на строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции, а также охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с приказами Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте истец привлекался на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в соответствии с графиком несения службы сотрудниками ОООП; направлялся в командировки для оказания содействия сотрудникам территориальных органов МВД России в обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения праздничных мероприятий, посвященных Российскому этапу международного ралли, на отцепление; Дню Победы; в период подготовки и проведения голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ привлекался на охрану общественного порядка на участок для голосования; привлекался на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в период нахождения на карантине граждан прибывших из-за рубежа; привлекался для проведения профилактических мероприятий сотрудниками полиции на объектах транспорта, направленных на соблюдение общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспорта, а также соблюдения масочного режима в связи с эпидемиологической обстановкой в стране; было осуществлено сопровождение 4 пассажирских поезда;выполнял функции по охране общественного порядка, функции по проверке несения службы нарядами, возложенные на командира, заместителя командира подразделения ППСП, получающих наравне со своими подчиненными надбавку за выполнение специальных задач непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
В силу замещаемой должности, истец выполняет функции, возложенные на подразделения патрульно-постовой службы полиции, соответственно имеет право на установление надбавки за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
На основании изложенного, изменив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд:
- признать незаконным приказ Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с в части отмены старшему лейтенанту полиции ФИО2, старшему инспектору отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, выплаты;
- обязать ответчика отменить приказ Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с в части отмены старшему лейтенанту полиции ФИО2 старшему инспектору отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, выплаты;
- признать за старшим лейтенантом полиции ФИО2 старшим инспектором отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте право на установление ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в соответствии с пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314;
- обязать ответчика выплатить ФИО2 надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время - 20 процентов должностного оклада, с момента отмены - с <Дата обезличена> до фактического исполнения решения суда.
Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные требования подержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
В обоснование возражений ответчика указано, что <Дата обезличена> проведена служебная проверка по рапорту врио начальника финансово-экономического отдела Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте подполковника внутренней службы ФИО4 по факту переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
В ходе проверки установлено, что в нарушение п.43 Перечня, утвержденного приказом МВД России от 21.05.2018 № 314, сотрудникам, замещающим должности в отделе охраны общественного порядка Управления, а также в отделах, группах и направлениях охраны общественного порядка в подчиненных подразделениях установлена и выплачивалась надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, как сотрудникам, замещающим штатные должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений ППСП, ДПС, ОиКПиО, но выполняющие функции, возложенные на них.
Согласно положениям и должностным регламентам, основными задачами и функциями данных подразделений являются организационные, методические, координирующие, управленческие и контрольные мероприятия. Задачи и функции ППС, ДПС, ОиКПиО указанные подразделения не выполняют, при этом предусмотрена функция обеспечения общественного порядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Фактически участие в обеспечении общественного порядка носило эпизодический характер. С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> сотрудники ООП принимали участие в обеспечении охраны общественного порядка при 6 массовых мероприятиях). За проверяемый период сумма выплаченной надбавки составила 1236924,43 рубля.
Восточно-Сибирским ЛУ МВД России на транспорте <Дата обезличена> в ФЭД МВД России направлен запрос с просьбой предоставить разъяснения о применении надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время и порядке ее начисления.
Из разъяснений ФЭД МВД России от <Дата обезличена> следует, что данная надбавка устанавливается сотрудникам подразделений, не входящих в структуру строевых (патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны или охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых), но выполняющих все функции соответствующего строевого подразделения.
Следовательно, если сотрудник такого подразделения выполняет функции по охране общественного порядка наряду с иными функциями, ему не может быть установлена данная надбавка.
При установлении надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время конкретному сотруднику, следует руководствоваться его должностным регламентом, в котором должны быть определены обязанности по выполнению функций строевых подразделений (ППСП).
Задачи и функции ППС, ДПС, ОиКПиО старший лейтенант полиции ФИО2, старший инспектор отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, не выполнял и не выполняет. При этом у него до <Дата обезличена> была предусмотрена функция обеспечения общественного порядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий, фактически участие в обеспечении общественного порядка носило эпизодический характер.
Старший инспектор ОООП управления лейтенант полиции ФИО2 не выполняет функции, возложенные на подразделения патрульно-постовой службы полиции и подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых на постоянной основе, ему соответственно не может быть установлена надбавка за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, предусмотренная пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 №314.
На основании изложенного, представитель ответчика просил суд в удовлетворении требований ФИО2 отказать в полном объеме.
Обсудив доводы иска и возражений ответчика, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец ФИО2 проходит службу в органах внутренних дел в должности старшего инспектора отдела охраны общественного порядка (далее - ОООП) Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.
На основании приказа Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с младшему лейтенанту полиции ФИО2, инспектору отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, назначена ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в размере 20% от должностного оклада.
Приказом <Номер обезличен> л/с от <Дата обезличена> лейтенант полиции ФИО2 принят на должность старшего инспектора отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.
<Дата обезличена> между ФИО2 и начальником Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, по условиям которого ФИО2 принял на себя обязательство выполнять обязанности по должности старшего инспектора отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.
Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО2 наряду с обязанностями, предусмотренными по замещаемой им должности в отделе охраны общественного порядка, также выполняет функции, возложенные на подразделения патрульно-постовой службы полиции, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в связи с чем, имеет право на получение надбавки за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
Ответчик, возражая против доводов иска, ссылается на непостоянный характервыполнения истцом функций, возложенных на подразделения патрульно-постовой службы полиции и подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, в связи с чем, считает неправомерным назначение такой надбавки к должностному окладу по должности старшего инспектора по особым поручениям отдела охраны общественного порядка.
Основанием для отмены выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время послужили результаты проверки финансово-экономического отдела Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте по факту переплаты сотрудникам указанной надбавки к должностному окладу.
В акте от <Дата обезличена> отражены результаты проведенной документарной проверкой отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 43 Перечня, утвержденного приказом МВД России от <Дата обезличена><Номер обезличен>, сотрудникам, замещающим должности в отделе охраны общественного порядка Управления, а также в отделах, группах и направлениях охраны общественного порядка в подчиненных подразделениях была установлена и выплачивалась надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, как сотрудникам замещающим штатные должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений ППС, ДПС, ОиКПиО, но выполняющих функции, возложенные на них. Согласно положениям и должностным регламентам основными задачами и функциями данных подразделений являются организационные, методические, координирующие, управленческие и контрольные мероприятия (задачи и функции ППС, ДПС или ОиКПиО указанные подразделения не выполняют). При этом предусмотрена функция обеспечения общественного порядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Фактическое участие в обеспечении общественного порядка носило эпизодический характер (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> сотрудники ООП принимали участие в обеспечении охраны общественного порядка при 6 массовых мероприятиях). За проверяемый период сумма выплаченной надбавки составила 1236924,43 рубля.
По данному факту по рапорту врио начальника финансово-экономического отдела <Дата обезличена> начальником Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте назначена служебная проверка.
Итоги проведенной служебной проверки были изложены в заключении служебной проверки по факту переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время от <Дата обезличена>, утвержденной начальником Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте полковником полиции ФИО7<Дата обезличена>.
Из указанного заключения служебной проверки от <Дата обезличена> следует, что факты переплаты сотрудникам надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, к должностному окладу, подтвердились.
Предыдущее заключение служебной проверки по факту переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время от <Дата обезличена> отменено.
По условиям контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации начальник Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте обязуется обеспечить своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и представление социальных гарантий сотруднику и членам его семьи в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.6.2 контракта).
Восточно-Сибирское ЛУ МВД России на транспорте является некоммерческим юридическим лицом, основной задачей деятельности которого является обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта, управление подчиненными ОВДТ, осуществление в рамках полномочий социальной и правовой защиты сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, организационно-методическое обеспечение деятельности подчиненных ОВДТ.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" службой в органах внутренних дел признается федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу пп. 1-3 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел имеет право, в том числе: на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей (пункт 1). Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 3).
Перечень ежемесячных дополнительных выплат установлен частью 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 7 указанной нормы права сотрудникам устанавливается дополнительная выплата - надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
Частью 14 этой же статьи Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры указанной надбавки в зависимости от условий выполнения задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 года № 1122 "О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время" утверждены Правила выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.
Пунктом 2 Правил установлено, что надбавка выплачивается сотрудникам в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, для обеспечения этих сотрудников денежным довольствием.
Из материалов дела следует, что установленная истцу ФИО2 ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в размере 20 % должностного оклада (за прохождение службы в подразделении, не входящем в структуру патрульно-постовой службы, но выполняющего функции, возложенные на названное подразделение), отменена приказом от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.
Согласно справке <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, ФИО2, старшему инспектору отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте за сентябрь 2020 года начислено и выплачено за вычетом НДФЛ с учетом надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, которая составила 20 процентов от должностного оклада 17898,00 (24 тарифный разряд) рублей в сумме 3579,60 рублей. С <Дата обезличена>, с учетом индексации денежного довольствия на 3%, начисленная сумма надбавки составила 3 687,00 рублей. В ноябре в связи с отменой надбавки на основании приказа Восточно- Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с удержана с <Дата обезличена> от начисленного денежного довольствия в сумме 1070,42 рублей. С декабря 2020 г. по <Дата обезличена> денежное довольствие начисляется и выплачивается без указанной надбавки.
Сведения, указанные в справке, подтверждаются представленной в материалы дела справкой о заработной плате <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Судом установлено, что ФИО2 с <Дата обезличена> проходит службу в органах внутренних дел России в должности старшего инспектора отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте, с ним заключен контракт о прохождении службы. Ранее проходил службу в этом же отделе в должности инспектора.
В соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утвержденным <Дата обезличена>, с которым ФИО2 ознакомлен <Дата обезличена>, инспектор отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте ФИО2 обязан:
обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в случае привлечения к охране общественного порядка при проведении публичных мероприятий, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (пункт 38);
организовывать работу по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений сотрудниками ППСП на объектах железнодорожного транспорта (пункт 47);
осуществлять проведение гласных и скрытых проверок несения службы нарядами ППСП (пункт 48).
Аналогичные положения содержатся в должностном регламенте, утвержденном <Дата обезличена>, с которым ФИО2 ознакомлен <Дата обезличена>, должностном регламенте (должностной инструкции), утвержденном <Дата обезличена>, с которым ФИО2 ознакомлен <Дата обезличена>.
Как следует из должностного регламента (должностной инструкции) старшего инспектор отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте (утвержден <Дата обезличена>), с которым ФИО1 А.В. ознакомлен <Дата обезличена>, истец обязан:
организовывать работу по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений сотрудниками ППСП на объектах железнодорожного транспорта (пункт 54);
осуществлять проведение гласных и скрытых проверок несения службы нарядами ППСП (пункт 55).
Приказом МВД России от 21.05.2018 № 314 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.06.2018 N 51348) определены размеры надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
В соответствии с пунктом 4.3 приложения № 1 к Приказу МВД России от 21 мая 2018 года N 314 "О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время", сотрудникам, замещающим должности, указанные в пунктах 41 - 44, 48, 52 и 54 раздела III приложения N 2 к настоящему приказу за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, устанавливается надбавка в размере 20%.
Разделом III приложения N 2 к Приказу N 314 определены штатные должности, по которым требуется выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в том числе, в п. 43 указаны штатные должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, но выполняющих функции, возложенные на названные подразделения.
Исходя из системного анализа данного приказа, основанием для установления спорной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, является постоянное выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
Постоянное выполнение истцом специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, судом установлено не было.
Исходя из предусмотренных должностным регламентом должностных обязанностей старшего инспектора отдела охраны общественного порядка, истец не был занят постоянным выполнением задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время. Следовательно, истец не относится к категории сотрудников, которые имели право на получение спорной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, по основаниям, предусмотренным п. 4.3 Приказа МВД России от 21 мая 2018 года N 314, действовавшего в период спорных отношений.
Указанный приказ МВД России от 21 мая 2018 года N 314 утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 16.03.2021 N 126, определившего новые размеры надбавок и перечень должностей.
При этом для получения указанной надбавки к должностному окладу занятие должностей, по которым требуется выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, должно носит постоянный характер.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при установлении надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время конкретному сотруднику установление надбавки возможно лишь при выполнении сотрудником указанных задач регулярно, на постоянной основе, что должно быть непосредственного закреплено в его должностном регламенте.
В подтверждение доводов иска о том, что ФИО2 выполнял задачи непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в материалы дела представлены следующие доказательства.
В соответствии с графиками проверок нарядов ППСП и спец. подразделений по ООП Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте,в силу пунктов 19.6, 19.7, 84.3, 93, 115, 116, 117, 124-127, 129 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от <Дата обезличена><Номер обезличен>, пунктов 10, 11, 14, 15, 16, 17 Положения об отделе охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, утвержденного приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен>, инспектор, а затем старший инспектор ОООП ФИО2А. В. осуществлял гласные и скрытые проверки несения службы нарядами патрульно-постовой службы полиции на воздушном транспорте, на железнодорожных станциях (<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>,<Дата обезличена>, <Дата обезличена>).
На основании приказа от <Дата обезличена><Номер обезличен>Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте старший инспектор ОООП ФИО2 24 и <Дата обезличена> с 8 до 20 час. был задействован на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения голосования на избирательном участке <Номер обезличен>, расположенном в здании железнодорожного вокзала ст. Иркутск-пассажирский.
В соответствии с графиком оказания содействия сотрудникам ГУ МВД России по Иркутской области в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения в г. Иркутске праздничных мероприятий посвящённых Дню Победы ФИО2 А.В. был задействован<Дата обезличена> при проверке несения службы наряда ППСП на ст. Усолье-Сибирское,а также наряда сопровождения ЛПП на ст. Ангарск (пригородного поезда <Номер обезличен>).
Согласно списку резерва сотрудников подразделений полиции по охране общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте (ОООП, ОДН, ОИАЗ, СГ по ООП) в период Новогодних праздников и Рождества Христова с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ФИО2 был включен в график на <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>.
В соответствии с расстановками личного состава Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период нахождения на карантине граждан прибывших на территорию Иркутской области из-за рубежа, утвержденными (<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>) заместителем начальника управления МВД России - начальником полиции Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте подполковником полиции ФИО8, инспектор, отдела охраны общественного порядка ФИО2 нёс службу на территории, прилегающей к обсервационному пункту «Воздушная гавань» (<...>), в качестве старшего группы с 09:00 час. до 21:00 час. (<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>); с 21:00 час. до 09:00 час. (08-09.04.2020)
Согласно графику проведения профилактических мероприятий сотрудниками полиции на объектах транспорта в период с 25 по <Дата обезличена> ФИО2<Дата обезличена> проводил профилактические мероприятия на объектах железнодорожного транспорта.
Согласно графику несения службы личного состава подразделений ООП и ОР ВС ЛУ МВД России на транспорте по обеспечению общественного порядка в пассажирских и пригородных поездах в период с 25 по <Дата обезличена> осуществлял сопровождение пассажирского поезда <Номер обезличен> по маршруту «Иркутск-пассажирский» - Слюдянка – «Иркутск-пассажирский» один день - <Дата обезличена>.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что при исполнении истцом ФИО2 своих должностных обязанностей в ОООП им периодически (в соответствии с графиками) выполнялись также задачи, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
Исполнение служебных обязанностей по сопровождению пригородных поездов, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при встрече авиарейсов подпадает под категорию задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, вместе с тем, исполнение данных обязанностей ФИО2 носило не постоянный характер.
При этом суд учитывает, что проведение гласных и скрытых проверок не может расцениваться как выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исполнение ФИО2 служебных обязанностей, ранее инспектором отдела охраны общественного порядка, а ныне старшим инспектором отдела охраны общественного порядка, не порождает для истца право для выплаты ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, поскольку такие задачи на постоянной основе истцом им выполнялись и не выполняются.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 о признании незаконным приказа Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с в части отмены истцу выплаты, возложении обязанности на ответчика отменить приказ, удовлетворению не подлежат.
Поскольку, в удовлетворении требования о признании приказа от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с отказано, следовательно, суд не находит правовых оснований для удовлетворения производных требований о признании права на выплату надбавки, возложении обязанности выплатить надбавку за период с <Дата обезличена> до фактического исполнения решения суда.
Таким образом, суд отказывает ФИО2 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 о признании незаконным приказа Восточно-Сибирскоголинейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с в части отмены старшему инспектору отдела охраны общественного порядка ФИО2 выплаты ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, возложении обязанности отменить приказ в указанной части, признании права на выплату надбавки, возложении обязанности выплатить надбавку за период с <Дата обезличена> до фактического исполнения решения суда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Л. В. Жильчинская
Решение в окончательной форме принято судом <Дата обезличена>