дело №2-130
(26RS0026-01-2019-000082-07)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 14 марта 2019 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Ходус А.Н.,
при секретаре – Абдулаевой Р.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Верченко И.А.,
представителя ответчиков - муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № «Белочка», отдела образования администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Амангазиевой Г.З., действующей по доверенностям,
представителя третьего лица - администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Шевцовой Е.С., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних воспитанников, работников МКДОУ д/с № «Белочка» к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № «Белочка», отделу образования администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения в помещениях образовательного учреждения, выделить денежные средства на организацию указанного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних воспитанников, работников МКДОУ д/с № «Белочка» обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № «Белочка», отделу образования администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края и просит возложить на муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № «Белочка» обязанность по принятию мер по обеспечению технической укрепленности и антеррористической защищенности, а именно: установить систему технического контроля - видеонаблюдение в помещениях образовательного учреждения; возложить на отдел образования администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края обязанность выделить денежные средства на установку системы видеонаблюдения в МКДОУ д/с № «Белочка», мотивируя следующим.
Прокурорской проверкой, проведенной 31.05.2018г. в порядке исполнения Приказа Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007г. № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» в деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития – Детский сад № «Белочка», расположенного по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения Федерального закона от 29.12.2012г. №-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006г. №-Ф3 «О противодействии терроризму»: система видеонаблюдения не установлена. По результатам проверки в адрес заведующей образовательного учреждения вносилось представление об устранении нарушений законодательства об образовании, противодействия терроризму. В ходе проверки исполнения актов прокурорского реагирования в январе 2019г. установлено, что нарушения не устранены. Полагает, что указанные нарушения влекут за собой существенное снижение уровня антитеррористической защищенности образовательного учреждения и создают предпосылки для беспрепятственного проникновения посторонних лиц на территорию и в здание образовательного учреждения. В соответствии с п.п.«б» п.2 Положения отдел образования выступает главным администратором доходов бюджета округа в соответствии с решением Думы Нефтекумского городского округа Ставропольского края о бюджете округа на соответствующий год и плановый период, главным распорядителем и получателем средств бюджета округа, предусмотренных на содержание отдела образования и реализацию возложенных на отдел образования функций, также участвует в организации выполнения подведомственными образовательными организациями требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий (п.п.«д» п.5). Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, в том числе установку систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Верченко И.А. поддержала доводы искового заявления и просила удовлетворить его.
В судебном заседании представитель ответчиков МКДОУ д/с № «Белочка», отдела образования администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по доверенностям Амангазиева Г.З. не возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что установка системы видеонаблюдения запланирована в 2020-2022 г.г..
В судебном заседании представитель третьего лица по доверенности Шевцова Е.С. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснив, что на дошкольное образовательное учреждение не распространяется действие постановления Правительства РФ от 25.03.2015г. № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)». Согласно детальному плану-графику, утвержденному постановлением администрации Нефтекумского городского округа от 29.12.2018г. №, мероприятия по установке системы видеонаблюдения в данном дошкольном учреждении не вошли в программу «Общественная безопасность, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» на 2019г., внесение изменений в программу возможно только в связи с ежегодным формированием и утверждением местного бюджета на очередной финансовый (2020) год и плановый период. Полагает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушениях ответчиками прав и законных интересов, иск предъявлен в нарушение ст.132 Конституции РФ, расценивая как вмешательство в деятельность органов местного самоуправления.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что корреспондирует в обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства (ст.ст.2, 20, 41).
Согласно п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» от 20.11.1989г. государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях, в том числе и международно-правовые, закрепленные указанной Конвенцией, с 15.09.1990г..
Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма закреплены как одни из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации и урегулированы Федеральным законом от 06.03.2006г. №-ФЗ «О противодействии терроризму» (п.п.1, 7 ст.2). Пунктом 4 ст.3 указанного закона определено понятие противодействие терроризму как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В целях реализации положений Федерального закона от 06.03.2006г. №-ФЗ «О противодействии терроризму» принято постановление Правительства РФ от 25.03.2015г. № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», где закреплено, что все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения. Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней (п.п.23,30).
Исполнение требований по обеспечению надежности и безопасности зданий, мероприятий по защите зданий и посетителей производится в соответствии со Сводом правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». СНиП 31-06-2009, утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011г. №, где п.6.48 предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В приложении «В» к вышеприведенному Своду правил предусмотрено, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты) (п.1.1.2).
Положениями «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п.42).
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления, в том числе, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся и в муниципальной собственности, в которых размещены и муниципальные учреждения образования, осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч.3 ст.5, ст.5.1 Федерального закона от 06.03.2006г. №-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Аналогичные положения предусмотрены федеральным законом от 06.10.2003г. №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где к вопросам местного значения муниципального района также отнесены вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п.6.1 ч.1 ст. 15, п.3 ч.1 ст.17).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012г. №-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. №-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Согласно п.2 ч.6 ст.28 указанного закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно представлению заместителя прокурора Нефтекумского района об устранении нарушений законодательства об образовании, противодействии коррупции от 31.05.2018г. №, внесенного в адрес заведующей МКДОУ д/с № «Белочка», затребовано безотлагательно принять меры, направленные на устранение и недопущение выявленных нарушений закона, выразившееся в отсутствии в дошкольном учреждении систем видеонаблюдения.
Информацией отдела образования Нефтекумского городского округа от 25.01.2019г. № сообщено, что установка систем видеонаблюдения в МКДОУ д/с № «Белочка» запланировано на 2020-2022 г.г..
Данные обстоятельства на момент рассмотрения дела не оспаривались сторонами и в судебном заседании.
В судебном заседании также установлено, что в МКДОУ д/с № «Белочка» не имеются системы технического контроля - видеонаблюдение в дошкольном учреждении.
Поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд считает необходимым возложить на МКДОУ д/с № «Белочка» обязанность установить системы технического контроля – видеонаблюдение в помещениях образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, так как исполнение указанных требований нормативно-правовых актов является обязанностью образовательных учреждений в силу закона, поскольку выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, охрану их здоровья, защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
В качестве основного вида деятельности отдела образования администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края является деятельность органов местного самоуправления городских округов, учредителем которого является администрация Нефтекумского городского округа Ставропольского края.
Положением отдела образования администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, утвержденного решением Думы Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 19.12.2017г. №, закреплено, что отдел образования выступает муниципальным заказчиком в порядке и случаях, установленных действующим законодательством, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд округа за счет бюджета округа (п.п. «а» п.2), главным распорядителем и получателем средств бюджета округа, предусмотренных на содержание отдела образования и реализацию возложенных на отдел образования функций (п.п. «б» п.2); осуществляет координацию деятельности подведомственных образовательных организаций среднего общего образования (п.п. «а» п.3), функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных организаций (п.п. «б» п.3), обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п.п. «щ» п.3); участвует в организации выполнения подведомственными образовательными организациями требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (п.п. «д» п.5).
Исходя из изложенного суд пришел к выводу, что обязанность по финансированию работ по устранению выявленных нарушений по отсутствию системы технического контроля – видеонаблюдения помещений образовательного учреждения МКДОУ д/с № «Белочка» должна быть возложена непосредственно на отдел образования администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, который является главным распорядителем и получателем средств бюджета округа, предусмотренных на содержание отдела образования и реализацию возложенных на отдел образования функций.
Доводы представителя третьего лица обоснованными для разрешения заявленных требований признаны быть не могут, поскольку п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015г. № закреплено, что все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, при этом действующее законодательство РФ не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению охраны здоровья воспитанников в образовательных учреждениях и антитеррористической безопасности с наличием финансовой возможности и сроками освоения средств, выполнение обязательств, возложенных на органы местного самоуправления в силу закона, не может рассматриваться как вмешательство в их деятельность, обратных доказательств, опровергающих выводы суда, и подтверждающих соответствие выявленных нарушений, в данной части, требованиям действующего законодательства РФ, суду не представлено. Принятие мер как по защите здоровья воспитанников образовательных учреждений, так и направленных на уменьшение возможных криминальных проявлений и их последствий, уполномоченными органами местного самоуправления и руководителями образовательных учреждений должно проводиться на постоянной и непрерывной основе, с целью предупреждения причинения вреда несовершеннолетним воспитанникам и работникам дошкольного учреждения, а выявленные несоответствия установленным требованиям свидетельствует о нарушении прав и законных всех лиц, находящихся на территории МКДОУ д/с № «Белочка».
С учетом изложенного, исковые требования заместителя прокурора Нефтекумского района в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних воспитанников, работников МКДОУ д/с № «Белочка» являются обоснованными и законными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № «Белочка», обязанность по принятию мер по обеспечению технической укрепленности и антеррористической защищенности, а именно: установить видеонаблюдение в помещениях муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № «Белочка», расположенного по адресу: <адрес>
Возложить на отдел образования администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края обязанность профинансировать осуществление работ по установке системы видеонаблюдения в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № «Белочка».
Мотивированное решение изготовлено 15.03.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Нефтекумского районного суда Ходус А.Н.