Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации.
27 марта 2012 года. г.Дюртюли РБ.
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хабибуллина А.Ф., с участием :
заместителя Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ Виталина И.П.,
заинтересованного лица ФИО1, его представителя Сафиуллина Р.Р.,
при секретаре Гареевой Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-130/2012 по
- заявлению Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранения нарушений законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов,
- встречному заявлению администрации городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ к Дюртюлинской межрайонной прокуратуре РБ о признании незаконным представления,
У с т а н о в и л :
Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с заявлением в Дюртюлинский районный суд РБ к ответчику - администрации городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранения нарушений законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в нарушение требований Федерального закона №172-ФЗ от 17.07.2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», администрацией городского поселения за период с 19 мая 2011 года по 06 февраля 2012 года, не составлено ни одного заключения о результатах антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, главой администрации не определены конкретные лица, на которых возложена обязанность составления данных заключений. Установленные в ходе прокурорской проверки обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации городского поселения г.Дюртюли, выразившееся в непроведении установленной законом антикоррупционной экспертизы. В связи с чем, прокурор просит в судебном порядке признать незаконным бездействие администрации городского поселения г.Дюртюли, обязав администрацию провести антикоррупционную экспертизу и составить соответствующие заключения на нормативно-правовые акты и их проекты, принятые за указанный период времени.
В ходе предыдущих судебных заседаний от представителя ответчика - главы администрации городского поселения г.Дюртюли ФИО1 поступило встречное заявление к Дюртюлинской межрайонной прокуратуре РБ, в котором он просит признать незаконным представление Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ от ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность на прокурора провести антикоррупционную экспертизу принятых нормативно-правовых актов и составить соответствующие заключения.
Определением Дюртюлинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, принято встречное заявление администрации городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ к Дюртюлинской межрайонной прокуратуре РБ о признании незаконным представления, возложении обязанности проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и составления заключения, и соединено в одно производство с настоящим гражданским делом.
В судебном заседании заместитель Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ Виталин И.П., поддержал заявленные требования в полном объеме и просил признать незаконным бездействие администрации городского поселения г.Дюртюли, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы, обязать администрацию в течении 1 месяца провести данную экспертизу и составить заключения на нормативно-правовые акты, принятые за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы, возложена на орган местного самоуправления Федеральным законом, и предусмотрена принятым решением Совета городского поселения г.Дюртюли № от ДД.ММ.ГГГГ. Экспертиза нормативно-правовых актов в определенных областях законодательства, отнесенных к компетенции органов прокуратуры, не освобождает администрацию городского поселения провести ведомственную и в данном случае обязательную антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов. Указанные нарушения закона, выявленные в ходе прокурорской проверки, нашли свое отражение в представлении Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ об устранении нарушений законодательства об антикоррупционной экспертизе. По результатам рассмотрения данного представления, Советом городского поселения разработаны проекты решений о внесении изменений в Порядок проведения антикоррупционной экспертизы, к главе администрации применено дисциплинарное взыскание. В связи с чем, заместитель прокурора Виталин И.П. находит необоснованным встречное заявление о признании незаконным представления Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ и просит в его удовлетворении отказать.
Участвовавший в судебном заседании в качестве заинтересованного лица - глава администрации городского поселения г.Дюртюли ФИО1, интересы которого также представлял адвокат Сафиуллин Р.Р., требования прокурора не признал. По результатам прокурорской проверки председателю Совета городского поселения г.Дюртюли внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об антикоррупционной экспертизе. Данное представление является незаконным, поскольку обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативно-правовые акты по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, указанных в представлении, в силу Федерального Закона отнесена к компетенции органов прокуратуры РФ. При этом, все проекты нормативно-правовых актов, для проведения экспертизы своевременно направлялись в Дюртюлинскую межрайонную прокуратуру РБ, и в виду отсутствия каких-либо замечаний со стороны прокуратуры, данные документы принимались в установленном порядке. Поскольку администрация городского поселения г.Дюртюли не наделена полномочиями по проведению экспертизы в указанной сфере правоотношений, в ее действиях отсутствует как бездействие, так и обязанность проведения экспертизы, с составлением заключений на принятые нормативно-правовые акты. Поскольку рассматриваемое судом заявление прокурора является необоснованным, ФИО1 и его представитель Сафиуллин Р.Р. просили в его удовлетворении отказать, удовлетворив встречное заявление и признав незаконным представление Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ, отказавшись от заявленных требований в части возложения на прокурора обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы и составления соответствующих заключений.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, судом установлены следующие обстоятельства :
В соответствии со ст.3 ч.ч.1, 4, 5 Федерального закона №172-ФЗ от 17.07.2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, решением Совета городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов). Аппарату администрации и иным разработчикам проектов муниципальных нормативных правовых актов поручено осуществить их подготовку и внесение на рассмотрение главе администрации городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ.
Пунктом 2.1 утвержденного Порядка предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов осуществляется аппаратом администрации городского поселения одновременно с проведением правовой экспертизы.
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что по результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение, которое в том числе направляется главе администрации. Заключения, составляемые аппаратом администрации, подписывается главой администрации.
Как следует из содержания представления Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ от ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя Совета городского поселения г.Дюртюли, в нарушение требований федерального законодательства об антикоррупционной экспертизе, главой администрации городского поселения по состоянию на 06 февраля 2012 года, не определены конкретные лица, на которых возложена обязанность по составлению заключений о проведении экспертизы, принимаемых администрацией правовых актов. За период времени с 19 мая 2011 года по 06 февраля 2012 года, администрацией городского поселения, не составлено ни одного заключения о результатах антикоррупционной экспертизы. В частности не проведены экспертизы и не составлены заключения на постановления главы администрации за 2011-2012 г.г. - «Об установлении порядка предоставления субсидий товариществам собственников жилья и управляющим компаниям», «Об установлении порядка выплаты средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов», «О распределении средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов», «Об организации сбора использованных ртутьсодержащих ламп у населения», «О комплексе мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в осенне-зимний период», «Об утверждении муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов». Из изложенных в представлении обстоятельств, установленных в ходе прокурорской проверки, следует, что антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, администрацией городского поселения г.Дюртюли, фактически не проводится.
Согласно ответа председателя Совета, вышеуказанное представление прокурора рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета городского поселения, специалистами администрации разработаны проекты решений о внесении изменений, в том числе в Порядок проведения антикоррупционной экспертизы, которые депутатами утверждены. В отношения главы администрации ФИО1 применены меры дисциплинарного взыскания, в виде выговора.
Разрешая требования прокурора, суд исходит из того, что в статье 4 вышеуказанного Федерального Закона, установлено правило, согласно которому органы местного самоуправления и их должностные лица, должны проводить антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Указанное правило закрепляется во всех порядках проведения антикоррупционной экспертизы, принятых органами власти.
Как установлено судом, и фактически не оспаривается ответчиком, в администрации городского поселения г.Дюртюли, не определены конкретные лица, на которых возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы, принимаемых администрацией нормативно-правовых актов и их проектов. Кроме того, за 2011-2012 г.г. по принятым главой администрацией постановлениям, антикоррупционная экспертиза не проводилась и заключений по итогам проведения экспертизы не составлялось.
Поскольку проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является обязательным, признано основным принципом организации проведения экспертизы, бездействие администрации городского поселения по исполнению данного законодательства, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из ст.2 п.1 Федерального закона №172-ФЗ от 17.07.2009 года.
Проверив и оценив изложенные доказательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению - бездействие администрации городского поселения г.Дюртюли, выразившееся в не проведении установленной законом антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, является незаконным. В связи с чем, суд считает необходимым данным судебным решением обязать администрацию городского поселения г.Дюртюли провести антикоррупционную экспертизу и составить соответствующие заключения на принятые за период с 19 мая 2011 года по 06 февраля 2012 года, нормативные правовые акты.
При этом, согласно ст.206 ГПК РФ, с учетом того, что проведение вышеуказанных мероприятий потребует определенных временных затрат, суд считает возможным и целесообразным установить ответчику 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу, для добровольного исполнения принятого судебного решения.
Разрешая требования администрации городского поселения г.Дюртюли о признании незаконным представления Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ, суд исходит из следующего :
Заявление администрации городского поселения фактически является возражением относительно предъявленных прокурором требований, поскольку представление прокурора и рассматриваемое судом заявление тождественны и аналогичны по своему содержанию.
Действительно статьей 3 Федерального закона №172-ФЗ от 17.07.2009 года установлено, что прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся :
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Однако, из анализа норм вышеуказанного Закона, проведение прокурором экспертизы в определенных областях, не освобождает от обязанности проведения внутриведомственной антикоррупционной экспертизы, в данном случае органом местного самоуправления в отношении изданных им же подзаконных нормативных актов.
Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами, является предметом прокурорского надзора и в силу ст.21 Федерального закона №2201-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации», принятым до начала действия закона об антикоррупционной экспертизе.
По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется заключение (ст.4 ФЗ №172), в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов. В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
Учитывая то, что органы власти и должностные лица связаны пределами своей компетенции в вопросах осуществления антикоррупционной экспертизы, законодатель предусмотрел следующее правило: в случае обнаружения указанными субъектами коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, они информируют об этом органы прокуратуры.
В свою очередь, выявленные в нормативных правовых актах (их проектах) коррупциогенные факторы, прокурор отражает не в заключении, а в требовании, которое содержит конкретные предложения о способе устранения коррупциогенных факторов: внесение изменений в нормативный правовой акт, отмена нормативного правового акта (или его отдельных норм), разработка и принятие иного нормативного правового акта, устраняющего коррупциогенный фактор (п.1.5 Приказа Генерального прокурора РФ №400 от 28.12.2009 года).
Таким образом, поскольку заключение практически во всех правилах проведения антикоррупционной экспертизы, имеет рекомендательный характер, исходя из названия документа, исходящего от прокуратуры, он обязателен к исполнению.
Проанализировав и оценив доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого гражданского дела, суд находит требования администрации городского поселения г.Дюртюли о признании в судебном порядке незаконным представления Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ об устранении нарушении законодательства об антикоррупционной экспертизе, не обоснованными и подлежащими отказу в удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -
Р е ш и л :
Удовлетворить заявление Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ :
- признать незаконным бездействие администрации городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ, выразившееся в не проведении установленной законом антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
- обязать администрацию городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ провести антикоррупционную экспертизу и составить соответствующие заключения на нормативные правовые акты, принятые администраций городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ за период с 19 мая 2011 года по 06 февраля 2012 года.
Предоставить администрации городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ, срок для добровольного исполнения принятого решения - 2 месяца со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.
Отказать за его необоснованностью в удовлетворении встречного заявления администрации городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ к Дюртюлинской межрайонной прокуратуре РБ о признании незаконным представления.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан, в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы или представления, через Дюртюлинский районный суд РБ.
Решение в окончательной форме изготовлено - 02 апреля 2012 года.
Судья Дюртюлинского
районного суда РБ А.Ф. Хабибуллин